Внешняя политика |
Обозреватель - Observer
|
ЯДЕРНЫЕ ГОСУДАРСТВА "ВТОРОЙ
ВОЛНЫ":
Максим Братерский,
кандидат исторических наук, представитель Стэнфордского университета в Москве Остановить распространение
ядерных технологий нельзя,
Окончание "холодной войны" не стало началом эпохи международной стабильности и безопасности. Конфликты в "третьем мире" снова возобновились. За время "холодной войны" многие страны развили свою технологическую и военную инфраструктуру и добились обладания ракетными технологиями и оружием массового поражения (ОМУ). Основная угроза мировой стабильности сегодня исходит от конфликтов в Азии, участники которых обладают подобным оружием (КНР, Индия, Пакистан, КНДР). Не исключено, что в скором времени к этой группе присоединится Иран. В последние годы и в Японии ведется дискуссия о том, не стоит ли и ей обзавестись ядерным оружием. Вероятность возникновения ядерного конфликта в Азии сегодня гораздо выше, чем вероятность ядерной войны между бывшими противниками в "холодной войне". Наиболее очевидна угроза, исходящая от противостояния ядерных Пакистана и Индии. В данном регионе проживает одна пятая населения планеты, с одной стороны Южная Азия граничит с КНР, с другой - выходит на границы крупнейших в мире месторождений нефти и газа - Персидский залив и Каспийское море. Исторически важной целью политики США в регионе было недопущение распространения ОМУ, прежде всего ядерного. В рамках этой политики США настаивали на принятии на себя странами региона обязательств по серии международных соглашений. В первую очередь, США стремились склонить Индию и Пакистан к участию в Соглашении о нераспространении ЯО (ДНЯО), Соглашении о запрете испытаний ЯО (ДВЗЯИ), Договоре о прекращении производства расщепляющихся материалов (ДППРМ), Договоре о режиме контроля над ракетной технологией (РКРТ). Как показало время, данная стратегия не принесла США успеха. После достаточно долгого периода пребывания в статусе "пороговых" держав в конце 90-х годов и Индия, и Пакистан официально стали ядерными. Американские политики недооценили важность обладания ядерным оружием (ЯО) для этих стран, их амбиции, рост "ядерного национализма" в них и готовность идти на жертвы ради достижения цели. Что заставило Индию и Пакистан, несмотря на огромное давление со стороны США (и СССР), пойти до конца? Какие рычаги воздействия имелись у Соединенных Штатов, и сделали ли они все, что могли? Что американцы предпринимают сегодня, когда ядерный порог в Южной Азии преодолен, и можно ли вообще что-то сделать? Для оценки опыта США по решению ядерной
проблемы в Южной Азии следует рассмотреть место ядерного фактора в стратегии
Индии и Пакистана, историю их ядерного противостояния. Для обеих южноазиатских
стран обладание ЯО являлось центральным элементом их политики национальной
безопасности, внешнеполитической стратегии и государственного строительства.
Стратегические цели индийской ядерной программы СТАТУС ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВЫ И ЧЛЕНСТВО В СБ ООН. Традиционная точка зрения Индии состоит в том, что ЯО необходимо ей для достижения статуса великой державы. Этот статус, как полагают в Дели, позволит Индии занять место в Совете безопасности ООН. Именно по этой причине Индия многие десятилетия отказывается прислушаться к призывам отказаться от "ядерной опции". Индия хорошо понимает, что обретение страной собственного ядерного арсенала, несмотря на некоторые издержки, заставит другие державы прислушиваться к ее мнению. СРЕДСТВО СДЕРЖИВАНИЯ ПАКИСТАНА. Покидая свою колонию, англичане разделили субконтинент на две страны - Индия и Пакистан - по религиозному признаку. Многочисленные конкретные проблемы в индийско-пакистанских отношениях накладываются на общий фон религиозной непримиримости, которая, в свою очередь, подпитывает взаимную ненависть и почти не оставляет места для компромисса. Особенно сильно взаимная подозрительность проявляется в ядерной области. Если Пакистан стремится обладать ЯО, то Индия должна двигаться в этом направлении еще энергичнее. СРЕДСТВО СДЕРЖИВАНИЯ КИТАЯ. Поражение Индии в войне с Китаем в 1962 г. стало для Индии национальным унижением и до сих пор не забыто. Другим ударом по безопасности страны стало испытание КНР атомной бомбы (1964 г.). В ноябре того же года премьер-министр Индии Лал Бахадур Шастри заявил, что его страна рассмотрит возможность проведения испытания ядерного устройства в мирных целях. Военные полагают, что индийское ЯО представляет собой самое эффективное средство сдерживания против КНР и Пакистана. СДЕРЖИВАНИЕ ВЛИЯНИЯ США В ЗОНЕ ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА. Индия видит себя региональной державой Индийского океана и с большим подозрением относится к военно-морскому присутствию здесь других держав. На сегодняшний день, единственная, кроме самой Индии, сила в Индийском океане - ВМФ США и американские стратегические бомбардировщики, базирующиеся на о. Диего-Гарсия. Индия хорошо помнит события индо-пакистанской войны 1971 г., когда США направили авианосную группировку в Бенгальский залив для оказания на нее давления. С одной стороны, этот инцидент привел к переосмыслению Индией роли ВМФ для защиты своих интересов в Индийском океане. С другой стороны, наличие у Индии ЯО призвано лишить США возможности вновь давить на Индию с океанских просторов, если произойдет обострение в американо-индийских отношениях. СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ ИНДИЙСКОЙ "СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СДЕРЖИВАНИЯ". Во времена "холодной войны" Индия опиралась на два источника внешней стратегической поддержки своей внешней политики:
- свое лидерство в Движении неприсоединения.
- контролировать слабых соседей Индии (Непал, Бангладеш, Шри-Ланка) и обеспечивать полное превосходство Индии на полуострове; - усилить контроль за Индийским океаном; - используя стратегию морского и ядерного сдерживания, постепенно добиться статуса мировой державы. Стратегические цели пакистанской ядерной программы В разгар "холодной войны" важное стратегическое положение Пакистана к югу от СССР и к западу от КНР привлекло к нему пристальное внимание США и позволило Пакистану вступить в СЕАТО и СЕНТО. В результате Пакистан стал получать современное американское оружие на огромные по тому времени суммы и к середине 60-х годов счел себя достаточно защищенным в политическом и военном плане от потенциальной угрозы со стороны Индии. В этих условиях пакистанские военные, всегда игравшие основную роль во внутренней политике страны, не считали ЯО жизненно необходимым для безопасности страны. В 1965 г. Пакистан предпринял неудачную попытку потеснить Индию в Кашмире. Войну Пакистан проиграл, а США наложили на страну эмбарго на поставки вооружений. В результате Пакистан лишился американской военной поддержки и ощущения безопасности, армия стала проявлять недовольство сложившейся ситуацией, и в стране назрел внутриполитический кризис. Уже в 1968 г., вслед за Индией, Пакистан отказался подписать Договор о нераспространении, а в 1972 г., после поражения в войне с Индией и расчленения Пакистана, новый президент Бхутто заявил, что "пакистанцы получат бомбу даже если им придется есть траву". ЯО было призвано решать следующие задачи: УДЕРЖАТЬ ИНДИЮ ОТ ВОЙНЫ ПРОТИВ ПАКИСТАНА. Учитывая более чем полувековую историю индо-пакистанского конфликта, Пакистан полагает, что Индия будет продолжать оставаться угрозой существованию Пакистана, и считает, что сравнительно слабое государство, каким он является, при наличии нескольких ядерных боеголовок может сдержать более сильное государство - Индию. СБАЛАНСИРОВАТЬ ПРЕВОСХОДСТВО ИНДИИ В ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕНИЯХ. Военный потенциал Индии в области обычных вооружений существенно превышает военный потенциал Пакистана. Следует учитывать, что Индия строит свои ВС с учетом возможной борьбы на нескольких фронтах: на границе с Пакистаном, на границе с КНР и в Индийском океане. Прямое сравнение мощи ВС далеко не в пользу Пакистана: у Индии в 2 раза больше солдат, в 1,5 раза больше танков, в 2,5 раза больше артиллерии, в 2 раза - самолетов, и в 4 раза - военных кораблей. Пакистанское ЯО призвано ликвидировать этот дисбаланс, сделав индийские ВС беспомощными перед лицом угрозы нанесения неприемлемого ущерба сопернику. ПОВЫСИТЬ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАТУС И СТАТУС В ИСЛАМСКОМ МИРЕ. На международной арене Пакистан и Индия находятся в разных весовых категориях. В то же время пакистанское руководство полагало и полагает, что обладание ЯО позволит стране занять более видное место в мире. В отличие от Индии, Пакистан не рвется в клуб великих держав, который в какой-то степени оформлен Советом Безопасности ООН. Амбиции Пакистана в основном ограничены исламским миром. Вопрос о лидерстве в исламском мире остро стоит многие десятилетия. В этой ситуации мусульманская страна, имеющая ЯО, автоматически становится важным центром мусульманского мира. Подобный политический эффект осознавался пакистанскими политиками с самого начала, поэтому З.А.Бхутто, говоря о будущей пакистанской бомбе в 70-х годах, не раз называл ее "исламской бомбой". ЯДЕРНАЯ ДОКТРИНА. Пакистан формально
не объявлял о своей ядерной доктрине, но на практике придерживается принципов
минимального ядерного сдерживания и обороны обычными средствами. Пакистан
отказался вслед за Индией принять на себя обязательство не применять первым
ЯО. Из этого можно сделать вывод о том, что ЯО является важным компонентом
стратегии безопасности страны. Из действий Пакистана во время предыдущих
индо-пакистанских кризисов можно сделать вывод о том, что он может применить
ЯО в определенной ситуации. Такой ситуацией может быть война с использованием
обычных вооружений, в ходе которой Индия будет близка к расчленению Пакистана,
или ситуация, когда Пакистану будут угрожать применением ЯО.
Ядерные кризисы в Южной Азии Несмотря на неоднократные обострения отношений между Индией и Пакистаном, выливавшиеся порой в пограничные конфликты, ЯО в Южной Азии по сей день не было применено. Вместе с тем, можно утверждать, что в какой-то степени все кризисы были ядерными: их вызывала либо угроза создать ЯО, либо угроза воспрепятствовать его созданию, либо угроза применения ЯО в будущем. Ядерный фактор влиял на стратегию и тактику как Индии, так и Пакистана. Действия США также во многом определялись ядерным аспектом конфликта. ПЕРВЫЙ ЯДЕРНЫЙ КРИЗИС (1983-1984 гг.). Руководство Индии впервые рассмотрело возможность военного решения проблемы пакистанской ядерной программы. В центре дискуссии стояли вопросы: следует ли Индии официально становиться ядерной державой, и сможет ли Индия справиться с пакистанской ядерной угрозой неядерными военными средствами. В начале 80-х годов стало появляться все больше свидетельств того, что Пакистан либо уже создал, либо близок к созданию ядерной бомбы. У Индии появились новые самолеты "Ягуар", которые были способны нанести превентивный удар по пакистанской ядерной программе. Есть свидетельства, что в этот момент Индия серьезно рассматривала возможность нанесения превентивного удара по пакистанскому ядерному объекту в Кахуте. В итоге обсуждений правительство Индии отказалось от возобновления ядерных испытаний с целью создания ядерной боеголовки и объявления о своем ядерном статусе. В итоге, Индия пришла к доктрине неядерного ответа на пакистанскую ядерную угрозу. УЧЕНИЯ БРАССТАКС. В конце 1986 г. Индия начала военные учения "Брасстакс", которые хотя и не строились вокруг ядерного сценария, но все же учитывали подобный поворот событий. Группировка ВС Индии, дислоцированная для учения в Раджастане*, обладала достаточной мощью, чтобы ударом через провинцию Синд расчленить Пакистан пополам. Пакистан отреагировал, выдвинув свои войска на границу штата Панджаб. В результате прямых переговоров между президентом Зия-Уль-Хаком и премьер-министром Радживом Ганди кризис был урегулирован. Следует отметить, однако, что в разгар кризиса отец пакистанской ядерной программы Абдул Кадир Хан заявил в интервью, что если давление на Пакистан станет чрезмерным, ему придется создать (собрать из подготовленных компонентов? - М.Б.) ЯО. Несколько аспектов данного кризиса имели прямое отношение к ЯО: Во-первых, учения показали, что Индия готова к превентивной войне и ударам с целью ликвидации пакистанских ядерных объектов. Командующий индийской армией генерал Сундарджи считал, что это последний кризис в Южной Азии, когда Индия еще могла использовать свое превосходство в обычных вооружениях для уничтожения пакистанского ядерного потенциала. Во-вторых, в результате своей возросшей мобильности ВС Индии продемонстрировали, что наличие у Пакистана ЯО, по всей вероятности, не сможет сбалансировать превосходство Индии в обычных вооружениях. В-третьих, кризис показал, что применение Пакистаном ЯО приведет к масштабному наступлению индийской армии, результатом чего станет расчленение Пакистана. ЗАРБ-И-МОМИН, ЯДЕРНЫЙ КРИЗИС (1990 г.). Этот кризис также начался с военных учений, на этот раз пакистанских, названных "Зарб-и-Момин". Параллельно с началом самых масштабных в истории Пакистана учений, многократно усилилось партизанское движение в Кашмире. Индия обвинила Пакистан в поддержке террористов, перебросила в Кашмир подкрепления и пригрозила преследованием террористов на пакистанской территории и ударами по тренировочным лагерям повстанцев. В ответ на это Пакистан пригрозил применить ЯО. Обе стороны проявили сдержанность, чтобы не спровоцировать противника на военные действия. Активную роль в урегулировании конфликта сыграли США. Военные атташе США в Индии и Пакистане по приглашению обеих сторон играли роль независимых наблюдателей, которые подтверждали ненаступательный характер передвижений индийских и пакистанских войск. В мае 1990 г., заручившись сперва согласием Москвы, в Исламабад, и позже в Дели прибыл заместитель Советника по национальной безопасности Р. Гейтс. При встрече с руководством Пакистана Гейтс заявил следующее:
- в случае войны Пакистану не следует рассчитывать на поддержку Вашингтона; - Пакистану следует отказаться от поддержки террористов в Кашмире. Второй задачей визита Р. Гейтса было снизить вероятность возникновения ядерного конфликта в Южной Азии. Рассказывая о своей работе, Гейтс вспоминал: "Разведывательное сообщество (США - Авт.) не предсказывало немедленной ядерной войны. В то же время они предсказывали серию столкновений, которые приведут к началу полномасштабной войны с применением обычных вооружений, а она, были уверены эксперты, неминуемо перерастет в ядерную." ЯДЕРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ 1998 г. В мае и Индия, и Пакистан провели серию ядерных испытаний и объявили себя ядерными державами. Индия взорвала 5 ядерных боеприпасов. Пакистан ответил на это шестью ядерными взрывами - по одному на каждый из пяти индийских плюс один - в ответ на индийские ядерные испытания 1974 г. Первой испытания провела Индия. США не ожидали подобного развития событий. Президент Б.Клинтон немедленно объявил о широкомасштабных санкциях против Индии: США остановили оказание помощи, проголосовали против предоставления кредитов Индии Мировым банком и Азиатским банком развития и призвали другие государства последовать их примеру. Внимание США переключилось на Пакистан. В Пакистан был направлен С.Тэлбот, который пытался убедить Наваза Шарифа воздержаться от ответных испытаний. Посланник намекал на возможность возобновления ранее заблокированной поставки самолетов F-16, а также военной и экономической помощи. Интересным аргументом Тэлбота было то, что Пакистану, в отличие от Индии, не было необходимости доказывать, что его ядерные бомбы сработают - считалось, что в 80-х годах Пакистан получил от КНР проверенную конструкцию ядерной бомбы1. Н.Шариф потребовал от США гарантий безопасности Пакистана в обмен на отказ от испытаний. Клинтон ответил, что не может этого сделать. КАРГИЛ. Весной 1999 г. около тысячи пакистанских военнослужащих* пересекли линию контроля в местечке Каргил, разделяющую индийскую и пакистанскую зоны в Кашмире, и продвинулись на позиции, позволявшие им контролировать главную автодорогу, связывающую Кашмир с Ладакхом. В начале мая индийская армия обнаружила это вторжение. Премьер-министр Ваджпеи охарактеризовал ситуацию как предвоенную, после чего и Индия, и Пакистан привели свои ВС в полную готовность. Индийские ВМС подошли к побережью Пакистана, а в Каргиле завязались тяжелые бои. В июне премьер-министр Пакистана Н. Шариф пригрозил Индии использовать "последнее" оружие, что приведет к "непоправимому ущербу", в случае, если индийские войска пересекут линию контроля. Эти слова стали самой открытой угрозой применения ЯО в индо-пакистанских отношениях. Индия обратилась за поддержкой к международному сообществу. США оказали беспрецедентное давление на Пакистан. Президент Клинтон лично говорил по
телефону с Шарифом, США инициировали принятие соответствующего коммюнике
странами Большой восьмерки, для встречи с генералом Мушаррафом в Исламабад
прибыл генерал Э.Зинни, глава Центрального командования США. Есть свидетельства,
что кроме политических и экономических санкций США угрожали Пакистану и
ракетными ударами по позициям боевиков и пакистанской армии в Каргиле2.
К концу июля кризис завершился.
После ядерных испытаний 1998 г. После ядерных испытаний 1998 г. США постепенно пришли к выводу, что пытаться вернуть Индию и Пакистан в "безъядерную" категорию уже поздно, и что нужно выработать новую линию поведения в отношении ядерных держав Южной Азии. США отменили санкции против Индии и Пакистана, так они не только наносят ущерб экономическим интересам США, но и противоречат стратегическим интересам США в регионе, например, укреплению демократии в Пакистане. Санкции могут ослабить политическую власть в Пакистане. "Стабильный Пакистан, обладающий ядерным оружием - уже большой повод для беспокойства, нестабильный Пакистан - гораздо хуже"3. Было решено установить с Индией отношения стратегического партнерства и вместе с тем укрепить отношения с Пакистаном через принятие целого ряда мер в торговле, кредитовании, поставок вооружений и военного сотрудничества. В результате укрепления дружественных отношений с Индией и Пакистаном США должны добиться создания атмосферы, в которой они могли бы убедить обе державы не увеличивать количество ядерных боеголовок, находящихся у них в распоряжении, не размещать боеголовки на самолетах и ракетах, прекратить производство расщепляющихся материалов военного назначения, не передавать свои ядерные и ракетные технологии третьим странам. Другое направление американских специалистов связано с обеспечением безопасности на ядерных объектах Индии и Пакистана. Такие меры помогли бы предотвратить попадание ЯО и материалов в руки террористов и в целом укрепили бы стабильность на субконтиненте. Центральное место в политике США занимают кризисные урегулирования и усилия по предотвращению ядерного конфликта. Важнейший компонент здесь - исследование ядерных доктрин Индии и Пакистана, а также вопросы командования и контроля в ядерной области. Понимание механизма принятия решений по вопросу о применении ЯО, считают американцы, может помочь предотвратить ядерную войну, если она будет готова вспыхнуть. Опыт взаимоотношений США с Индией и Пакистаном позволяет придти к некоторым выводам, применимым и к более широкому кругу стран. Существующие режимы контроля над распространением ядерных технологий и усилия США могут замедлить, но не исключить приобретение ЯО государствами "второй волны". Механизмы воздействия на страны, стремящиеся к обладанию ядерным оружием, весьма ограниченны. Система международных договоров не носит обязывающий характер, меры, которые имеются в арсенале США, могут при их задействовании оказаться малоэффективными против достаточно крупных и целеустремленных государств. США не готовы применять силу против относительно демократических и стабильных государств, даже если они стремятся к обладанию ядерным оружием. Примечания 1 Kux Dennis. The
United States and Pakistan 1947-2000: Disenchanted Allies. Wash. 2001.
|
|