Военно-политические проблемы
Обозреватель - Observer

 ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ


Игорь Никитин,
профессор, академик Международной педагогической Академии,
ректор Современного Гуманитарного института (г. Казань),
Рим Мустаев,
кандидат социологических наук,
член-корреспондент Российской академии гуманитарных наук,
Военный комиссар Республики Татарстан

 

 Образовательные реформы в Вооруженных силах Российской Федерации


В военной реформе России намечены основные направления военного строительства, определены принципы военной доктрины РФ, заложены конституционные основы модернизации Вооруженных Сил. Наибольшее значение сейчас имеет рациональное планирование мероприятий армейской реформы, позволяющее обеспечить намеченные изменения в наикратчайшие сроки и без срывов, выделение приоритетных направлений военного реформирования. 

Реформа и модернизация армий это глобальная тенденция последних десятилетий. Поэтому уместно обратиться к опыту тех стран, которые, также, как и Россия, проводят реформы своих вооруженных сил.

Ситуация в армиях европейских стран за последние 20 лет позволяет проследить следующие социальные тенденции:

    - снижение количества военнослужащих в каждой возрастной группе; 

    - возрастание количества добровольцев в вооруженных силах;

    - увеличение числа женщин в армии; 

    - повышение образовательного и профессионального уровня военнослужащих всех рангов,

    - повышение экономического уровня жизни военнослужащих1.

Безусловно, главным содержанием военной реформы должны стать институциональные изменения - изменение роли в российском обществе Вооруженных Сил в целом, а также повышение значимости роли солдата и офицера2. Но без принятия соответствующих социально-экономических мер, добиться этих изменений практически невозможно. Повышение престижа военной службы для граждан России возможно лишь при наличии системы социально - экономической защиты военнослужащих. 

Подобная социальная защита имеет много аспектов, одним из которых является внедрение новых современных образовательных технологий для военнослужащих, позволяющих получать гражданскую специальность во время прохождения срочной службы.

Армия в России на протяжении всей истории своего существования обладала особой функцией: воспитания и формирования личности молодого человека. Она представляла собой школу возмужания, воспитания ответственности и чувства долга, осознанной дисциплины и управления равными себе.

Как свидетельствуют результаты социологических опросов новобранцев, в качестве социальных мотивов служения Отечеству одно их ведущих мест занимает проверка собственных сил, испытание личности на стойкость и мужество. В сознании призывников и их родителей сложился позитивный стереотип армии - как социального института, закладывающего основы профессионального самоопределения: по данным социологического опроса призывной молодежи в Татарстане, 16,6% респондентов связывают социальные ожидания от армейской службы с получением востребованной профессии2.

Анализ социологического портрета современного призывника показывает, что большинство военнослужащих срочной службы - выходцы из малообеспеченных семей: каждый пятый из призывников из неполной семьи, а каждый десятый призывник из полной, но малообеспеченной семьи3

Для представителей малообеспеченных слоев общества, также как и для остальных категорий призывников, армия должна стать плацдармом блестящей будущей карьеры не только военной, но и гражданской. Армия должна дать возможность данной категории молодежи расширить диапазон профессионального выбора при возвращении на "гражданку".

Если Вооруженные Силы РФ в рамках собственного бюджета смогут финансировать высшее образование срочнослужащих в течение двух лет призыва (без отрыва от срочной службы), то это повысит привлекательность службы в Вооруженных Силах настолько, что треть вполне физически здоровых и стремящихся к знаниям абитуриентов вузов призывного возраста с большим желанием придут не в конкурсные комиссии вузов, а на призывные пункты для службы и одновременно учебы в рядах Вооруженных Сил.

Дистанционные образовательные технологии профессионального высшего образования гармонично вписываются в режим армейской подготовки новобранцев. А на второй год срочной службы они активно формируют облик и внутреннее содержание военнослужащего срочной службы, эффективно участвуя в воспитательном процессе личности гражданина.

Воспитательный процесс военнослужащего срочной службы в Вооруженных Силах при этом приобретает качественно новое звучание и эффективность. Архаичные политзанятия, уступают место комплексу учебных дисциплин, непосредственно связанному с изучением основ благосостояния Отчизны. Базовый, 2-х годичный (четыре семестра) гуманитарно-патриотический блок высшего образования для всех вузов РФ может быть успешно освоен военнослужащими срочной службы в своих частях в режиме дистанционной технологии обучения. Условия для этой технологии в частях есть. Это клубы, красные уголки, классные комнаты, спутниковые принимающие системы, компьютерная база с подключением к сети интернет и т.д.

Дистанционная форма образования - это не синоним заочной формы обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами4.

Преимущества дистанционного образования перед классическими формами обучения, перспективы развития данной технологии образования детально рассматриваются в работах В.Т.Волова, М.П.Карпенко5-8.

Возможности дистанционных технологий обучения в Вооруженных Силах, на примере ВВС США, наглядно продемонстрированы и проанализированы в статье Б.И.Канаева9.

Возможность дистанционного обучения во время срочной службы, приобретает особую значимость для молодежи - выходцев из села, жителей небольших населенных пунктов и отдаленных регионов. Стоит отметить, что для них вопрос трудностей гражданского трудоустройства во многом сопряжен с невозможностью получить достойное образование.

Среди реально функционирующих школ лишь 30% расположены в крупных - "элитарных" образовательных центрах, а 70% - в сельской местности, где молодые жители, в силу объективных причин, не имеют возможности получить образование соответствующее отечественным и мировым стандартам8.

Современная армия - это современный уровень не только вооружения. Повышение уровня образования военнослужащих срочной службы должно стать одной из ведущих задач современной армии России. Воспитательно-патриотическая основа гражданина и солдата России должна закладываться и цементироваться именно в Вооруженных Силах. А военно-прикладные, профессиональные знания, необходимые современной армии и флоту, могут быть получены будущими призывниками в системе непрерывного военного образования с девятого класса общеобразовательных школ. Для этой цели необходима реформа Учебно-производственных комбинатов (УПК) Министерства образования и учреждений ОСТО Министерства обороны.

Районные УПК остаются для девушек 9-11-х классов, а учреждения ОСТО, выполняют роль УПК для молодых людей 9-11-х классов общеобразовательных школ с введением современных дополнительных специальностей.

Это могут быть как гуманитарные специальности - инструктор по управлению персоналом, менеджер или бухгалтер интендантского хозяйства, военный психолог, лингвист - криптограф, оператор компьютерных технологий, помощник военного дознавателя, так и классические, технические специальности - военного сварщика, грейдериста-экскаваторщика, электромонтажника, водителя автомобильного транспорта, авиационного механика и т.д.

Три года подготовки до призыва по программе технического среднего специального образования, гармонично сочетаются с двумя годами уже гуманитарного высшего образования в период прохождения срочной службы.

После демобилизации военнослужащий срочной службы продолжает или, точнее, завершает свое образование в гражданских вузах вместе со своими сверстниками без каких-либо временных потерь на службе в рядах Вооруженных Сил. При этом он еще имеет и дополнительный финансовый выигрыш от экономии двухгодичной оплаты за обучение в высшей школе. Последний момент имеет весьма важное социальное значение для молодых людей - выходцев из малообеспеченных семей.

В рамках военной реформы, согласно данному проекту, эффективно видоизменяется статус армейских политработников на педагогов-технологов и педагогов-психологов. Политработа не упраздняется, а принимает качественно новые формы и содержание. При этом бывший политработник, а ныне педагог-технолог или педагог-психолог после своей отставки по выслуге лет имеет полную социальную защищенность, так как имеет возможность для продолжения своей педагогической деятельности педагога-технолога в гражданских вузах.

При анализе данной проблемы необходимо затронуть еще один аспект военной реформы - переход от смешанного к контрактному комплектованию вооруженных сил. По нашему мнению, контрактная служба - не выступает как альтернатива срочной службе, а скорее представляет ее органическое дополнение. 

Во-первых, полный перевод ВС России на контрактное комплектование ложится тяжелым бременем на экономику государства. Необходима объективная оценка социально-экономических возможностей контрактного комплектования на существующем этапе. Эта проблема не исчерпывается только повышением денежного довольствия военнослужащим контрактной службы. Контрактнику необходимо наладить весь комплекс социальных условий, а это требует построения соответствующей инфраструктуры. Контракт - это трудовое соглашение, права на которое на конкурсной основе добивается профессионал. Контракт предполагает высококачественный отбор. Исходя из этого, армию и делают контрактной, чтобы у общества была гарантия, что защищать его будут высокопрофессиональные люди. В свою очередь у тех, кто поступает на контрактную службу, должна быть гарантия социальной защищенности не только на период службы, но и после увольнения. В целом это касается и такой сферы социальной защиты как льготы на образование для военнослужащих, уволенных в запас.

Во время социологических опросов в Республике Татарстан, большинство контрактников высказались в пользу ввода льготы на образование для лиц, увольняемых с военной службы в запас. Не секрет, что среди лиц, получающих второе, по счету, высшее образование, значительную долю составляют бывшие военнослужащие, офицеры, уволенные в запас. Имея значительный стаж работы, необходимую выслугу лет, находясь в трудоспособном возрасте, мужчины стремятся приложить свои силы в гражданской сфере занятости, но для этого им, зачастую, необходимо дополнительное профессиональное образование. Стоит отметить, что при этом военнослужащие имеют значительный профессиональный и жизненный опыт, подготовку по общегуманитарному курсу дисциплин. Оптимальным было бы создание специальных учебных программ, ориентированных на подготовку бывших контрактников по гражданским специальностям. Помочь в решении данной проблемы также могут дистанционные технологии обучения.

Реализация предложенного проекта требует, в первую очередь, проведения эксперимента, позволяющего определить экономические затраты на реализацию проекта, апробировать информационные и телекоммуникационные технологии дистанционного образования в армии, наметить список гуманитарных дисциплин, которые могли бы быть внедрены в практику дистанционного обучения военнослужащих.

Данный эксперимент необходимо провести в отдельных воинских частях, на ограниченной выборке обучаемых силами отдельных высших учебных заведений, которые возьмут на себя организацию дистанционного обучения военнослужащих.

Среди российских вузов, которые могут претендовать на реализацию обозначенного проекта, выделяется Современная Гуманитарная академия, имеющая приоритет в области внедрения дистанционных технологий в обучение гражданских лиц.

Примечания

1  Миклош Надь. Потребности в личном составе для выполнения новых задач: профессиональная армия, набор по призыву и смешанная система // Материалы международной конференции " Основные направления военного строительства в европейских странах. М., 2001.
2  Мустаев Р.Ш. Социальные детерминанты девиантного поведения призывников // Автореферат диссертации кандидата социологических наук. М., 2000.
3  Мустаев Р.Ш., Мкртумова И.В. Социально - психологические аспекты девиантного поведения призывника: опыт типологического анализа // Журнал прикладной психологии. 2002. № 3. С.40-44.
4  Полат Е.С. Теория и практика дистанционного образования // Тезисы доклада Международная конференция "Интернет, Общество. Личность". СПбю, 2000. С. 67-68.
5  Волов В.Т., Четырева Л.Б., Волова Н.Ю. Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы. РАН. Самарский научный центр Современного гуманитарного института. Самара, 2000.
6  Волов В.Т. Фрактально-кластерная теория управления образовательными структурами. КГУ. Казань. 2000.
7  Карпенко М.П. Информационные и телекоммуникационные технологии дистанционного образования СГУ // Инновации в образовании. 2001. № 5.
8  Карпенко М.П., Малитиков Е.М. Колмогоров В.П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в российской Федерации и странах СНГ // Право и образование - http: // www. muh. ru /MAGS/ mag 2_4. htm
9  Канаев Б.И. Дистанционное образование в ВВС США: современное состояние и инновации будущего // Инновации в образовании. 2002. № 6.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]