Статьи
Обозреватель - Observer



 ОППОЗИЦИЯ В РОССИИ:
СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

А.Олейник,
кандидат юридических наук

 

         Вопрос об оппозиции в России в последнее время все больше занимает умы политиков, политологов, экономистов. Пишутся книги, статьи, проводятся конференции, устраиваются теледебаты. Цель одна - определить место оппозиции в государстве, ее необходимость и возможность влиять на социальные процессы в обществе. Выскажем и мы свое отношение по данному вопросу.

Точка отсчета

        Необходимо прежде всего дать определение такому явлению, как оппозиция. Толковые словари трактуют понятие "оппозиция" как группу лиц внутри общества, организации, партии, ведущую политику противостояния, сопротивления большинству.

        Несмотря на ограниченную характеристику приведенного понятия, в нем имеется рациональное зерно: она содержит два основных момента - противостояние (противоборство) и масштабность явления. Если приведенную формулировку дополнить целью действий оппозиции, то она будет более или менее отражать объективную сторону данного понятия.

        Действительно, с момента возникновения государства появилась оппозиция как организованная группа людей, противостоящая правящей верхушке, имеющая свои взгляды по руководству страной, по социальному устройству общества. Известны случаи, когда оппозиция в своих действиях сначала конспиративно, а затем открыто опиралась на вооруженную группу людей (вооруженное подполье). Это было открытое противоборство с существующей властью с целью ее свержения и замены ее другой или замены существующего строя в целом.

        С некоторыми коррективами подобное явление существует в современных государствах, в числе которых (США, Великобритания, Германия, Италия, Франция, Япония и др.).

        Речь в действиях оппозиции идет только о частичном изменении политики в рамках существующего общественного строя. Правда, была (например, накануне Великой французской революции) и оппозиция, преследующая цель свержения существующего строя и замены его другим, более прогрессивным.

        В настоящее время оппозиция ведет борьбу за власть в составе основного законодательного органа страны, способного наиболее эффективно привести к избранию нового президента и формированию нового правительства. Поэтому сейчас принято считать парламентскую оппозицию наиболее действенной и демократичной.

        Из истории известны случаи, когда имелась и оппозиция, не входящая в органы власти (например, большевики накануне Великой Октябрьской социалистической революции), которая путем вооруженного восстания добилась победы нового, социалистического строя.

        Следовательно, оппозиция высшего уровня может быть как в рамках существующих органов власти, так и вне их, постепенно консолидируя свои силы для решительных действий против господствующей власти. Вопрос о замене существующего строя стоит особо, поскольку в этом процессе могут, помимо сил оппозиции, участвовать и другие общественные группы, не проявляющие себя активно на политической арене.

        Что касается оппозиции внутри партий и организаций, то следует отметить, что она существовала всегда, хотя ее роль в их жизни не всегда была однозначной. Например, партии большевиков в России пришлось вести многолетнюю борьбу с меньшевиками даже после победы Октябрьской революции. Опасность внутрипартийной оппозиции состоит в том, что она дезорганизует работу партии, отвлекает ее от организованной борьбы с властью, ведет к отколу части партии от основного ядра.

        Так, например, обстоит сейчас дело с оппозицией группы Семигина-Тихонова внутри КП РФ.

        Или другой пример. Раскольнические действия оппозиции внутри СПС привели к тому, что эта партия потерпела сокрушительное поражение на недавних парламентских выборах.

        Кроме того, внутрипартийная оппозиция создает условия для ликвидации партий, раздираемых противоречиями, и укрепления авторитета правящей партии.

        В целом, как это справедливо отмечает политолог В. Павленко, это может привести к разногласиям внутри целых движений и их поражению в борьбе за власть.

        И еще одно обстоятельство. Внутрипартийная оппозиция часто свои действия пытается обосновать теоретически, подвести под них идеологический фундамент. Это придает борьбе еще более непримиримый характер.

        Естественно такое положение внутри партий и общественных организаций выгодно правящему режиму, который четко руководствуется принципом "Разделяй и властвуй".

        В то же время ничего общего не имеют с общепринятым понятием оппозиции различного рода группировки, движения, формирования, преследующие цель насильственного захвата власти в том или ином регионе путем открытого вооруженного мятежа.

        Такого рода попытка была предпринята, например, на националистической основе сторонниками генерала Д.Дудаева в Чеченской Республике в 1992-1993 гг.

        Для совершения таких преступных деяний враждебно настроенная к существующей власти группировка экстремистских элементов создает необходимые организационные структуры, прежде всего незаконные вооруженные формирования, обрабатывают население в духе непризнания федеральной власти и начинают осуществлять свою политику в регионе, вплоть до вступления в контакт с зарубежными странами.

        Деятельность оппозиции такого рода носит явно деструктивный характер, направлена на раскол государства, подрыв его политических и экономических устоев, сопряжена со значительными разрушениями и человеческими жертвами. Поэтому любое демократическое государство должно бороться с подобной оппозицией, отвергать ее претензии и при необходимости применять силу для защиты существующего конституционного строя.

        Опасность вооруженной оппозиции состоит и в том, что она до поры до времени ничем себя не проявляет, ее основное ядро находиться в подполье, а затем, по мере консолидации сил, вступает в открытую борьбу с существующей властью.

        Учитывая указанное обстоятельство, федеральные органы власти, прежде всего органы безопасности, должны постоянно отслеживать оперативную обстановку и своевременно докладывать руководству страны о степени реальности угроз обществу и государству со стороны экстремистских сил для принятия своевременных предупредительных мер.

        Опыт подсказывает, что там, где эти возможности не учитываются возникает определенная напряженность в обществе, сбой в осуществлении намеченных программ, а то и вооруженный конфликт. Очевидно, что при подготовке федерального закона об оппозиции необходимо учесть данное обстоятельство и прямо указать на запрет создания оппозиции, преследующей насильственный захват власти.

        Но это лишь видимая часть айсберга политических противоречий оппозиции с существующей властью. Какова же ее подводная, действительная часть?

Есть ли оппозиция в России?

        Дать однозначный ответ на этот вопрос практически невозможно. И вот почему.

        Во-первых, в нашем государстве насчитывается несколько десятков разных по целям и численности партий, имеющих неодинаковый политический авторитет.

        Среди них, например, КПРФ, которая считает себя оппозиционной, и насчитывает около 400 тыс. чел., в основном пожилого возраста.

        Существуют партии ("Родина", СПС, "Яблоко"), состоящие в оппозиции и насчитывающие от 50 до 100 тыс. чел.

        Но есть и более мелкие партии, в составе которых числится менее 50 тыс. чел. Последние не представляют серьезного политического веса, тем более организованной оппозиции.

        Отсюда следует вопрос: могут ли эти разрозненные идеологически и организационно партии составить, к примеру, оппозицию правящей партии "Единая Россия"? Ответ очевиден.

        Во-вторых, оппозиция в лице указанных партий не способна объединиться на единой стратегической платформе, так как народ преследует целью изменение курса президента и правительства и отход России от националистического пути развития, в то время как СПС, "Яблоко" и даже "Родина" ратуют за продолжение курса существующего руководства, но при новом президенте и правительстве.

        В-третьих, оппозиция, претендующая на власть, должна быть не только способна руководить государством (иметь теневой кабинет, определенное влияние в силовых структурах и за рубежом), но и доступ к средствам массовой информации и авторитет среди различных слоев населения.

        Пока такого положения ни одна из оппозиционных группировок не достигла.

        В-четвертых, существующая власть в России предпринимает все усилия к ослаблению оппозиции, ущемлению ее интересов и дискредитации. Делается это достаточно умело, без видимых нарушений законодательства, но постоянно и последовательно.

        В результате подобного рода действий властям удалось исключить СПС из парламентской деятельности, расколоть НПСР, активизировать оппозицию в КПРФ, лоббировать принятие законов о численном составе политических партий (не менее 50 тыс. чел.) и о допуске к выборам граждан в парламент только по партийным спискам.

        Такого рода действия могут иметь временный успех, но они никак не рассчитаны на длительную перспективу в политической борьбе за власть.

        В-пятых, сложившееся положение нельзя считать окончательным. Но для этого оппозиции потребуется приложить максимум сил для крепления своих возможностей в борьбе за власть, создания перелома в политической борьбе и консолидации общества на основе национальной идеи - воссоздания мощного евроазиатского государства.

Оппозиция в России нужна

        Исторический опыт показывает, что на любом этапе существования государства в органах власти необходима система так называемых "противовесов", другими словами, наличие оппозиции, которая служит как бы своеобразным побудителем к принятию президентом и правительством наиболее грамотных и продуманных решений в области развития государства и общества. Наличие оппозиции позволяет органам власти более уверено вести свою политику, не опасаясь, что они допустили какую-либо крупную ошибку, которая никем не была замечена. Более того, оппозиция особенно нужна в том случае, когда в государстве происходит становление новой общественной формации и где каждый новый шаг власти имеет значительный вес.

        Следовательно, наличие оппозиции к органам власти является объективной реальностью сегодняшнего дня. К такому выводу пришло большинство политологов и общественных деятелей у нас и за рубежом. Другое дело, какие цели преследует оппозиция.

        Имеется две точки зрения. Одна из них заключается в том, что оппозиция органам власти существует в рамках действующей в государстве Конституции и стремиться только к тому, чтобы самой прийти к власти и добиться проведения своей политики, не меняя общественного строя. Такая оппозиция социально безопасна и сводится в основном к смене президента, правительства и парламента. Она поддерживается влиятельными деловыми кругами, которые при этом преследуют свои конкретные политические и экономические интересы.

        Другая точка зрения состоит в том, что оппозиция не мирится с существующем положением дел в стране, стремится на первом этапе захватить власть в государстве, изменить Конституцию, а на втором этапе - установить новый общественный строй. Естественно, что существования такой оппозиции всячески ограничивается органами власти, которые ведут политику ее разложения и ликвидации.

        В России, в отличие от многих стран мира, существуют оба вида оппозиции, которые ведут борьбу не только с существующими органами власти, но и между собой. Такое положение вещей устраивает президента, правительство и парламент, так как они имеют возможность бороться с ними порознь и добиваться успеха.

        Оппозицию первого рода в России составить такие партии и движения как "Родина", "Яблоко", ЛДПР и некоторые другие. Но в силу ограниченности своего представительства в парламенте, разнобоя в идеологической платформе, отсутствия в них теневого кабинета они не могут серьезно претендовать на ту противоборствующую существующим органам власти силу, которая способна отстранить от руководства страной президента, правительство и парламент. В лучшем случае они могут претендовать на роль участников дискуссий при обсуждении важных вопросов жизнедеятельности государства.

        Правда, на определенном этапе возможна консолидация этих партий, но она будет явно недостаточна для захвата власти и проведения собственной политики.

        Оппозицию второго рода составляет КПРФ и поддерживающие ее мелкие партии и движения. На сегодняшний день КПРФ достаточно авторитетна в стране и за рубежом. Интересно, что политическая культура России такова, что восприятие общественных событий и оценка оппозиции происходит в народе, как справедливо подчеркивается в одном из материалов Центра исследований политической культуры (ЦИПК) России по большей части через личность лидеров. Иметь авторитарного руководителя оппозиции, высоко оцениваемого или просто широко известного в стране - главное условие существования и даже просто политического выживания для оппозиции или политической партии в стране.

        Борьба за оппозиционный плацдарм в России, как говорят итоги опросов ЦИПК, носит чрезвычайно острый характер. Оппозиционная сфера существующей власти на сегодняшний день составляет примерно треть общества. Следует иметь в виду, что противостояние оппозиции органам власти неуклонно растет. В том числе - за счет активного размывания прослойки неуверенных и колеблющихся, которая за прошлый год сократилась примерно в полтора раза. Очевидно, что главным полем оппозиционной борьбы является слой "сторонников власти" и личность лидера оппозиции. Несмотря на годы непрерывных атак и десятки применяемых далеко не демократических технологий, прочно возглавляет оппозицию руководитель КПРФ Г.А.Зюганов.

        В нем главного лидера оппозиции, по данным ЦИПК России, видят порядка 12% россиян. Явно уступают ему Жириновский, Рагозин, Ампилов и другие оппозиционеры, многие из которых с трудом набрали при опросе 1-2% сторонников.

        При изучении общественного мнения выявился и еще очень важный момент. Свыше половины россиян вообще не знают или не видят в стране лидера реальной оппозиции, способного привести ее к коренному улучшению экономического положения населения и политическим реформам в стране. Для того чтобы народ мог сказать "Есть такой лидер, есть такая оппозиция", оппозиции нужно еще многое сделать, а именно:

        Во-первых, оппозиция должна укрепить свои ряды, покончить с внутренней оппозицией (например, в КПРФ - Семигин, Тихонов), вырасти численно за счет молодежи и граждан средних лет, стать признанным лидером оппозиционных сил.

        Во-вторых, оппозиция должна четко выработать идеологическую платформу, доступную для понимания широкими слоями населения, сформировать национальную идею и вести вокруг нее массовую разъяснительную работу среди граждан России.

        В-третьих, постоянно вести борьбу за расширение своего политического влияния всеми доступными средствами - в парламенте, на митингах, пикетах, через СМИ.

        В-четвертых, быть лояльно настроенной к существующим органам власти, действовать строго в рамках Конституции, не допуская сплочения вокруг себя различных экстремистски настроенных сил и организаций.

        Только при этих условиях можно будет считать, что в России будет настоящая оппозиция, способная постоять за интересы народа, за действительные демократические преобразования в стране.

        Пока такая оппозиция только обозначилась. Она должна еще пройти длительный путь своего становления и развития.

Выводы

        Какие же выводы можно сделать из сказанного?

        1. Оппозиция в России существует, но она находится в зародышном состоянии и пока не способна сколько-нибудь существенно влиять на существующую власть из-за малочисленности, идейного разброда и слабой организованности. В стране не определился общепризнанный лидер оппозиции. Даже Г.А.Зюганов, пользующейся значительным авторитетом среди россиян, пока еще не может претендовать на роль главного руководителя оппозиции из-за нереальных целей противоборства с властью, идеологической зашоренности, слабого взаимодействия с другими оппозиционными силами.

        Поэтому оппозиция в России должна пройти длительный и сложный путь своего развития, пока не превратиться в авторитарную организацию, способную отстоять в упорной борьбе свое право занять главенствующее положение в обществе. Для этого оппозиции нужны идеологическое единство, ясность и определенность целей, организационное сплочение, тесный контакт с широкими массами населения страны.

        Существующая в России власть должна терпимо относиться к оппозиции, видеть в ее лице достойных партнеров, способных привнести в политику, экономику, обороноспособность государства свежие мысли, реальные предложения по возрождению нашего Отечества и превращения его в мощную мировую державу.

        2. Оппозиция должна иметь условия для своей политической деятельности. Существующая власть должна дать ей твердые гарантии свободного выражения своих взглядов в СМИ, в парламенте, на собраниях и митингах. Подобного рода права позволят оппозиции на равных с органами власти высказывать свои мнения по вопросам политического и экономического развития государства. При этом действия оппозиции должны носить организованный характер, на основе норм международного и внутреннего права.

        3. В современных условиях существования российского общества и государства наличие оппозиции является объективной необходимостью, органической частью властных структур, с участием которой вырабатывается оптимальный вариант тех или иных государственных мероприятий. Именно активная деятельность оппозиции при принятии органами власти ответственных решений позволяет избежать возможных ошибок и излишних материальных затрат. Поэтому нельзя подходить к предложениям оппозиции, как к чему-то необдуманному, имеющему целью скомпрометировать существующую власть. Все предложения оппозиции должны быть тщательно учтены при выработке указов, законов, постановлений и в процессе повседневной деятельности президента, правительства и парламента.

        4. Поскольку вопрос об оппозиции стоит в России достаточно остро, необходимо четко определить это понятие на общегосударственном уровне в форме Федерального закона, в котором желательно, отразить назначение оппозиции, ее основные задачи, формы взаимодействия с властными структурами, правовые основы деятельности оппозиции и другие вопросы, касающиеся существования и конструктивного сотрудничества с существующими органами власти.


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]