Статьи
Обозреватель - Observer



 ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -
КОНТРАКТНИКАМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ

В.Лихачев,
член Совета Федерации ФC РФ,
доктор юридических наук, профессор
И.Никитин,
доктор биологических наук, профессор, г. Казань
Р.Мустаев,
военный комиссар Республики Татарстан,
генерал-майор, кандидат социологических наук
Ю.Загорнов,
заместитель начальника отдела Главного управления
воспитательной работы ВС Минобороны РФ
Н.Прусс,
ректор Академии управления ТИСБИ

 

        Контрактная служба безусловно должна иметь ряд существенных преимуществ в сравнении с гражданской жизнью молодых людей. В этом заключается ее привлекательность, с лихвой или паритетно компенсирующая все риски и неудобства, связанные с условиями армейской жизни.

        42-я дивизия, дислоцирующаяся в Чеченской Республике, практически полностью состоит из военнослужащих-контрактников. Это первый российский крупномасштабный опыт перевода армии на контрактную службу. Государственная политика перевода Вооруженных Сил на контрактную основу охватывает не только сферу реформирования армии и флота, решение проблем несения службы в нестабильных регионах России, ближнего и дальнего зарубежья. Контрактная армия - это прежде всего мощный пласт российской экономики, социальной координации и оптимизации жизни общества сегодня в переходный период. Никакие обвинения в милитаризации России здесь просто не уместны. Реформа в армии является частью общей реформы российской экономики.

        Контрактная армия - это прежде всего 100-процентная занятость молодежи по военным и смежным гражданским специальностям. Причем занятость реальная с высокой оплатой труда. 15 тыс. руб. ежемесячно, а у ряда категорий и выше - это хорошая на сегодняшний день финансовая основа для семей контрактников. (Для сравнения следует отметить, что в среднем по России оклад профессора составляет всего 4,5 тыс. руб. в месяц). Решение проблемы жилья, пресловутого "квартирного" вопроса - это тоже серьезный шаг государства в укреплении статуса контрактника и, как ни странно на первый взгляд, есть третья составляющая благополучия контрактника - это стремление к получению образования. Получение образования стало социальной потребностью в современном обществе. У военнослужащих-контрактников - это особо проявляется в пожеланиях, вплоть до официального включения в текст самого контракта. В этой связи Совет Федерации Федерального Собрания РФ сегодня проводит ряд организационных мероприятий, объединяющих усилия Министерства образования и науки РФ и Министерства обороны РФ по инновационному внедрению гражданского профессионального образования в условия армейской службы для контрактников. Согласно перечню приоритетных направлений и основных мероприятий Федеральной программы развития образования, Министерство образования и науки запланировало на 2005 г. финансирование разработки моделей образовательной подготовки в условиях армейской службы.

        Российская академия образования предоставила страницы своего журнала "Известия российской академии образования" для широкого обсуждения задачи, поставленной научно-педагогической общественностью 1, 2, 3. Научно - аналитический журнал "Обозреватель - Observer", так же не обошел своим вниманием актуальную проблему, опубликовав статью "Повышение престижа военной службы - Образовательные реформы в Вооруженных силах Российской Федерации" 4, 5. На третьем международном Азиатско-Тихоокеанском конгрессе психологов (май 2004 г.) доклад российских специалистов по обсуждаемой проблеме вызвал большую заинтересованность зарубежных коллег 6.

        Статистические данные по большинству европейских стран, где комплектование армии идет по смешанному типу - на основе контракта и призыва - указывают на то, что Россия находится на одном из последних мест по проценту изъятия призывных ресурсов. Это представляет собой серьезную проблему снижения обороноспособности государства.

        Наибольшее число отсрочек от призыва за последние годы было предоставлено в связи с продолжением образования. Желание молодежи призывного возраста продолжить образование, то есть осуществить свое конституционное право на получение среднего специального и высшего профессионального образования, выступает основным мотивом уклонения от выполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества в рядах Вооруженных Сил РФ. С другой стороны, по оценке Национального комитета Интеллектуальных ресурсов России, серьезную проблему представляет снижение образовательного и интеллектуального уровня молодежи, в том числе призывников и контрактников. По статистике, полтора миллиона абитуриентов ежегодно остается вне стен средних и высших профессиональных учебных заведений. Это также представляет собой проблему общенационального масштаба. Думается, что малообразованные и интеллектуально не дооформленные рекруты как призывники, так и контрактники мало устраивают современную российскую армию, собственно, как и самих молодых людей.

        Признавая актуальность проблемы повышения престижа контрактной армейской службы, минимизации уклонения граждан от призыва на военную службу и повышения образовательного и интеллектуального уровня молодых граждан России, группа авторов в июне 2004 г. направила докладную записку Председателю Комитета по обороне Государственной Думы РФ с предложениями к проекту закона "О предоставлении военнослужащим права на получение и продолжение среднего общего, среднего специального и высшего профессионального образования в период прохождения контрактной и срочной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации". Цель законопроекта заключалась в том, чтобы на законодательном уровне обеспечить возможность гражданам России получать и продолжать образование всех уровней без отрыва от срочной, либо контрактной службы в Вооруженных Силах РФ. Современные дистанционные информационно-коммуникационные технологии образования могут быть вполне успешно реализованы в условиях армейской жизни Вооруженных Силах Российской Федерации ничуть не хуже, чем в ВВС США 7. Армейская школа в буквальном и переносном смысле сможет стать единой частью непрерывного образования российских граждан. Предоставление права доступа армейской молодежи к информационным образовательным ресурсам, по сути, обеспечивает про- цесс интеллектуализации рядового состава, так необходимого современным Вооруженным Силам.

        На заседании Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации 26 ноября 2002 г. было доложено о результатах проведения образовательного эксперимента по высшему профессиональному образованию в пенитенциарной системе Управления исполнения наказаний (УИН) РФ. Данный эксперимент полностью базировался на дистанционной информационно-коммуникационной образовательной технологии.

        Докладчик, доктор технических наук, доктор экономических наук, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, профессор Волов В.Т. особо подчеркнул перспективность дистанционного образования у лиц, находящихся в особых условиях пребывания с ограничениями по времени. Успех данного эксперимента подтвержден рядом социологических показателей и распространением опыта на 18 регионов РФ.

        Современная гуманитарная академия, которую представляет В.Т.Волов, как директор Самарского филиала СГА, имеет эксклюзивную информационно-спутниковую образовательную технологию (ИСОТ).

        С помощью ИСОТ любой уровень образования может стать доступным для военнослужащих в любой точке прохождения службы. Благодаря ИСОТ только в одной Чеченской Республике свыше пяти тысяч гражданского населения получают высшее образование по четырем гуманитарным специальностям.

        Военнослужащие 42-й дивизии вполне успешно смогут пополнить ряды студентов СГА по гуманитарным специальностям. Причем для этого не придется покидать расположение своих частей и деформировать Уставной порядок.

        Для технических специальностей ведущих технических вузов страны, имеющих собственные дистанционные образовательные продукты, Вооруженные Силы практически безболезненно и в кратчайшие сроки смогут организовать собственную информационно-спутниковую образовательную технологию на базе своих телекоммуникаций.

        Современные образовательные технологии могут быть гармонично вписаны в структуру существующей Академии военных наук. Центр ИСОТ сможет стать участником разработок Центра оборонных проблем в части дистанционной переподготовки и повышении квалификации в области оборонной проблематики.

        Вполне уместно рассмотреть и кейс-технологию, обладающую собственными преимуществами.

        Багаж знаний на цифровых носителях, буквально находящийся в багаже контрактника или призывника, - суть кейс-технологии. Все контрольные тесты и экзаменационные билеты по всем разделам и всем предметам в этом же багаже.

        Военным комиссариатам, где производится распределение призывников и контрактников по войсковым и флотским частям, можно расширить сферу своей деятельности и привлечь к работе приемные комиссии местных высших учебных заведений. Совмещение деятельности призывных и приемных комиссий вполне реальный путь в решении поставленной задачи. Все военные комиссариаты, как правило, поддерживают контакты и шефские связи с частями, куда отправляют своих контрактников и призывников. По этому же принципу местные вузы через военные комиссариаты смогут отслеживать состояние учебного процесса и успеваемость своих армейских студентов. Никаких педагогических десантов при этом совершенно не требуется, только виртуальный вариант на период сессий, которые, кстати, можно видоизменить, рассредоточив экзаменацию по мере освоения предмета. Политработники войсковых частей, либо другие категории офицерского состава смогут при этом проходить повышение педагогической квалификации и дистанционной технологии образования на базе "шефских" вузов. Офицер, получивший квалификационный сертификат педагога-технолога, фактически получает гражданскую специальность преподавателя высшей школы и, соответственно, он будет востребован по завершению службы в Вооруженных Силах.

        Необходимо обратить внимание на ряд положений концепции повышения престижности срочной службы в Вооруженных Силах РФ.

        Они вполне корректно могут быть отнесены и к военнослужащим на контрактной основе:

  • Армия в России была, есть и будет эффективным институтом формирования личности с высокой гражданской ответственностью и патриотизмом.
  • Возможность срочной службы необходимо сохранить за каждым желающим молодым человеком призывного возраста, то же следует предусмотреть и для женского контингента согласно добровольного волеизъявления.
  • Сохранение, а не сокращение срока длительности службы в Вооруженных Силах следует рассматривать не как милитаризацию российского общества, а как программу социальной защиты молодежи в новых экономических условиях рыночной экономики.
  • В сложные периоды российской истории армия всегда была оптимизирующим инструментом социальной гармонизации общества будь то борьба с голодом, индустриализация или ликвидация безграмотности.
  • Компьютерные информационные технологии, обеспечивающие возрастающий потенциал мирового сообщества, должны быть изучены и освоены призывной молодежью в период срочной службы в Вооруженных Силах. При этом компьютерно-технологический всеобуч обязан паритетно распространяться не только на военные, но и особенно на смежные гражданские и чисто гражданские специальности и специализации. Это и будет составлять социальную защищенность демобилизующихся из Вооруженных Сил в гражданской жизни.
  • Компьютеризация городских и особенно сельских школ практически во всех регионах России неоправданно затянулась по целому ряду объективных и субъективных причин. Доступ к мировой информационной сети - интернету - для многих школ в России по-прежнему проблематичен. Компьютерно-технологический армейский всеобуч - кардинальное решение в преодолении отставания в данной области.
  • Телекоммуникационные технологии и электронные информационные ресурсы России в Вооруженных Силах должны быть поставлены под контроль Национального комитета интеллектуальных ресурсов России и Федерального агентства телекоммуникационных систем образовательных технологий.
  • Вооруженным Силам России должно быть найдено достойное место в национальной системе образования.
  • Армия не имеет права стать пробелом в кредитной системе национального непрерывного образования. А, наоборот, должна стать её основополагающей частью.
  • Вооруженным силам России должно быть предоставлено приоритетное право доступа к национальным информационным образовательным ресурсам.
  • Учебные армейские части компьютерных образовательных технологий должны быть поставлены на службу гражданскому населению проблемных регионов России: необходимо дать адресную гуманитарную помощь широкого спектра образовательных программ, начиная с ликвидации безграмотности, изучения русского языка и литературы, заканчивая профессионально-техническим и высшим гуманитарным образованием.
  • Армейская школа на современном уровне образовательных технологий может и должна стать базовой частью гражданского института непрерывного образования. Сегодня в этом заключен механизм существенного повышения престижа срочной службы в Вооруженных Силах России для молодежи.
  • Из 180 тыс. учебных центров в Российской Федерации в единой национальной системе образования в Вооруженных Силах может быть сосредоточено до 1/3 её части, что в кратчайшие сроки обеспечит переход ко всеобщему высшему образованию в ближайшие 30 лет (США и Китай имеют аналогичные плановые сроки).

Примечания

       1 Никитин И. Ю., Мустаев Р.Ш. Современные образовательные технологии в социально-политической реформе Вооруженных сил России // Известия Российской академии образования. 2004. № 1.
       2 Никитин И.Ю., Мустаев Р.Ш., Прусс Н.М. Обучение в армии - альтернатива отмены отсрочки от службы студентам вузов Российской Федерации // Известия Российской академии образования. 2004. № 2.
       3 Лихачев В.Н., Никитин И.Ю., Волов В.Т. Национальная (федеральная) провайдерская корпорация дистанционного образования // Известия Российской академии образования. 2004. № 3.
       4 Никитин И.Ю., Гумилевский В.В. Образование в России накануне ХХI века // Обозреватель-Observer. 2000. № 4.
       5 Никитин И.Ю., Мустаев Р.Ш. Повышение престижа военной службы. Образовательные реформы в Вооруженных силах Российской Федерации // Обозреватель-Observer. 2004. № 13 (170).
       6 Мустаев Р.Ш., Никитин И.Ю., Мкртумова И.В., Пайгунова Ю.В. Уклонение от призыва на воинскую службу как форма девиантного поведения призывной молодежи - причины, следствия, факторы преодоления // Труды 111-й Азиатско-Тихоокеанского международного конгресса психологов: Человек, власть, общество. Май 2004. Хабаровск.
       7 Канаев Б.И. Дистанционное образование в ВВС США - современное состояние и инновации будущего // Инновации в образовании. 2002. № 6.


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]