Статьи
Обозреватель - Observer



 НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ -
УГРОЗА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

М.Сосновский,
член-корреспондент Академии военных наук,
кандидат военных наук, профессор

 

        В мае 2005 г. состоится очередная седьмая Конференция по рассмотрению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), на которой ожидается дискуссия по широкому кругу проблем, связанных с поддержанием режима нераспространения. Накануне Конференции представляется важным привлечь внимание к возможным угрозам режиму нераспространениия ядерного оружия (ЯО), сущность которого сводится к предотвращению приобретения ядерного статуса государствами, которые не имели его к 1967 г.

        Впоследние годы ситуация в сфере нераспространения (ЯО) существенно осложнилась, поскольку техническими возможностями его создания обладает уже ряд стран, включая и те, которые стремятся приобрести "ядерный" статус. Это, а также активизация усилий международных террористических организаций по приобретению оружия массового уничтожения, материалов и технологий для его производства, объективно ставят распространение ЯО в число основных угроз стратегической стабильности и международной безопасности в XXI в.

        Для государств-участников ДНЯО, располагающих высокоразвитой ядерной промышленностью, первостепенное значение приобретает соблюдение международных соглашений в сфере нераспространения и внутреннего законодательства, препятствующего вывозу за рубеж подпадающих под запрет ядерных материалов (ЯМ), технологий и информации. Важнейшими элементами режима нераспространения является обязательство ядерных государств вести переговоры по прекращению гонки ядерных вооружений и их сокращению, а также отказ от ядерных испытаний, право всех неядерных участников Договора развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях.

        Проблема противодействия распространению ЯО является чрезвычайно сложной, поскольку при ее решении необходимо учитывать всё многообразие военно-политических, научно-технических и технико-экономических аспектов. Позиция России в данном вопросе чётко определена в послании Президента РФ В.В.Путина Конференции 2000 г. по рассмотрению ДНЯО: "Россия привержена своим обязательствам в области ядерного разоружения, намерена и далее следовать им в условиях сохранения стратегической стабильности… Как государство - участник Договора о нераспространении и как один из его депозитариев Россия считает, что Договор является одной из главных опор системы международной безопасности".

        В начале 90-х годов режим нераспространения ЯО достиг определенных успехов. Порядка 40 новых стран вступило в ДНЯО, включая Францию и КНР, а в 1995 г. Договор получил бессрочное продление. Шесть государств отказались от военных ядерных программ и обладания ЯО (ЮАР, Бразилия, Аргентина, Украина, Белоруссия, Казахстан). Но эти успехи лишь частично обусловлены эффективностью ДНЯО, а в большей мере объясняется иными, зачастую чисто внутренними причинами. Процесс распространения ЯО продолжался (например Израиль, обладающий, по оценкам экспертов, 6 по значимости ядерным потенциалом), а с конца 90-х годов - ускорился (Индия и Пакистан стали обладателями ЯО, Северная Корея заявила о выходе из ДНЯО, а в феврале 2005 г. - об обладании ЯО).

        Опасность распространения ЯО очевидна - это снижение стратегической стабильности из-за повышения вероятности применения ЯО в региональных военных конфликтах с риском перерастания в крупномасштабную ядерную войну. Кроме того, некоторые новые ядерные государства будут не в состоянии обеспечить живучесть своих ядерных сил, иметь надежные системы управления и предупреждения о нападении, их внутриполитическая ситуация зачастую неустойчива, из-за чего представляется вполне вероятной возможность превентивного и даже несанкционированного применения ЯО. Возможно и попадание (намеренное или нет) ЯМ или ядерных боеприпасов из этих стран в силу специфики их внешней политики и внутриполитической ситуации к террористическим организациям. Причиной необходимости усиления противодействия угрозам режиму нераспространения служат и возможные экологические последствия, связанные не только с применением или хотя бы испытанием, но и с производством ЯО.

        Противодействие угрозам режиму нераспространения ядерного оружия в политическом плане должно быть направлено, прежде всего, на устранение стимулов к обладанию ЯО, из которых к объективным стимулам можно отнести:

  • сохранение (совершенствование) ядерного потенциала ядерными государствами;
  • продолжающееся, вопреки установленному международному режиму нераспространения, увеличение числа государств, реально обладающих ЯО;
  • появление у некоторых экономически развитых государств обычного оружия, по эффективности приближающегося к ЯО малой мощности;
  • отсутствие гарантий того, что против неядерной страны в ходе военного конфликта с ядерным государством не будет применено ЯО;
  • появление негосударственных политических и террористических организаций, стремящихся к обладанию различными видами оружия массового уничтожения;
  • уменьшение с течением времени и развитием научно-технического прогресса технических трудностей создания или приобретения ЯО.

        К субъективным стимулам можно отнести убеждение военно-политического руководства некоторых стран в том, что обладание ЯО будет способствовать достижению таких целей, как:

  • обеспечение стране статуса региональной "сверхдержавы" или, как минимум, регионального "центра силы";
  • проведение собственного независимого политического курса, оказание политического и силового давления на более слабые государства;
  • возможность успешно противостоять более сильным державам, обладающим или не обладающим ядерным оружием.

        При этом для того, чтобы подготовить общественное мнение к одобрению большинством населения страны решения об обладании ЯО могут быть использованы мотивы:

  • "страха", обусловленного тем, что потенциальный противник имеет или может опередить в создании ЯО и, следовательно, имеет (получит) преимущества в области внешней политики;
  • "победы", связанной со стремлением достичь в военном конфликте решительного превосходства над противником; "крайней меры", соответствующей положению, когда противник имеет превосходство и в случае развязывания войны существует угроза полного поражения;
  • "сдерживания" потенциального противника.

        Из перечисленных наиболее "веским" представляется мотив "сдерживания", обоснованность которого во многом обусловлена тем, что в основе военных доктрин всех ядерных государств лежит концепция сдерживания, базирующаяся на угрозе гарантированного ядерного возмездия агрессору. При этом стратегии ядерного сдерживания в разных странах могут ориентироваться как на оказание политического и военного давления на противостоящую сторону фактом наличия достаточного для достижения поставленных целей ядерного потенциала, так и на сдерживание агрессии путем гарантированного обеспечения ответного ядерного воздействия.

        Задействование ядерного фактора для разрешения межгосударственных конфликтов зависит от их остроты, этапа развития, экономической и военной мощи вовлеченных государств, "общей стоимости" разрешаемой проблемы и других обстоятельств. Так, при разрешении противоречий государство с мощной экономикой может в принципе обойтись и без применения военной силы, поскольку у него существует широкий выбор способов давления экономического и политико-дипломатического характера на потенциального противника. У стран с относительно неразвитой и кризисной экономикой возможность достижения своих целей ограничена и, если высока решимость отстоять свои национальные интересы, то она может опираться только на достаточную мощь вооруженных сил. Это в значительной мере объясняет привлекательность обладания ЯО для государств с относительно невысоким уровнем ресурсов, но способных их мобилизовать для достижения ядерного статуса.

        С точки зрения рассматриваемой проблемы важным является выявление признаков возможного нарушения режима нераспространения ядерного оружия. Определение степени вовлеченности страны в процесс создания ЯО базируется на комплексной системе оценки признаков политического, экономического, научно-технического и военно-технического характера.

        Признаком политического характера является принятие руководством страны соответствующего политического решения. На это могут указывать: неприсоединение к соответствующим договорам или выход из них; отказ от международного контроля; подготовка общественного мнения по вопросу о важности ядерного статуса для государства и другие меры.

        Признаками экономического характера могут быть: доля военных затрат в государственном бюджете; появление в бюджете страны новых статей расходов; создание специальных структур с широкими финансовыми возможностями.

        Признаки научно-технического характера могут быть разделены на три группы.

        Первую группу составляют технические показатели, связанные с возможностью получения сырья и полуфабрикатов, необходимых для создания ЯО:

  • наличие собственного производства оружейных урана и плутония, поскольку возможность их импорта в значительном количестве представляется маловероятной вследствие контроля МАГАТЭ. По оценкам, существует возможность утаивания до одного процента ЯМ, на которые распространяется контроль МАГАТЭ;
  • расширение "серого" рынка. Его особенность в том, что компоненты оборудования и технологических процессов, относящиеся к "чувствительным" технологиям, предлагаются в обход существующих правил и норм с использованием подставных фирм, создавая предпосылки производства ядерных взрывных устройств.

        Вторую группу показателей составляют:

  • обеспеченность национальных научно-технических программ кадрами и наличие системы подготовки соответствующих специалистов, прежде всего связанных с физикой и техникой ЯО;
  • факты приглашения ученых, технологов и инженеров из ядерных и промышленно-развитых стран для участия в закрытых (легендируемых) работах;
  • целенаправленное участие в семинарах, симпозиумах без представления собственных работ по вопросам, связанным с ядерной тематикой, приобретение научной литературы по этим вопросам;
  • разработка (приобретение) методов и аппаратуры для регистрации быстропротекающих процессов.

        Для создания ЯО наиболее важны специалисты по получению оружейных ЯМ. При наработке плутония возрастает роль специалистов по производству "тяжелой воды", поскольку ее импорт строго ограничен. Кадровая составляющая становится определяющей, если страна создает оружие, опираясь на собственные силы.

        По оценкам МАГАТЭ, для создания ЯО необходимо иметь примерно 1300 инженеров и 500 ученых, с долей специалистов-атомщиков различных специальностей не менее 6,5% (около 120 чел.). Развивающиеся страны частично удовлетворяют свои потребности в этих специалистах за счет подготовки национальных кадров за рубежом.

        Третья группа показателей:

  • наличие современных научных центров, в которых осуществляется разработка собственной технологии и конструирование взрывных устройств или их компонентов;
  • информация об имеющихся или создаваемых в стране "ядерных" фирмах, производимой ими продукции, количестве занятых научно-технических специалистов, условиях их подготовки и специализации, производственных связях, финансовом положении и другая информация, которая позволяет судить о возможностях страны создать собственное производство ЯО.

        К косвенным признакам существования программы создания ЯО можно отнести закупку развивающейся страной суперкомпьютеров или намерение создать достаточно мощную компьютерную сеть для моделирования процессов ядерного взрыва.

        Признаками военно-технического характера являются: создание в вооруженных силах соответствующих боевых и обеспечивающих формирований; организация лабораторий повышенной степени режима и безопасности; характер подготовки личного состава и учений; работы по повышению защищенности государственных и военных объектов. К косвенным признакам можно отнести: усиление разведывательной работы; производство (приобретение) современных носителей; осуществление интенсивной программы гражданской обороны.

        Особую группу могут составить признаки, которые характеризуются выбросом продуктов, способных вызвать регистрируемые изменения фоновых характеристик и состава окружающей среды.

        Таким образом, тенденция к возможному нарушению режима нераспространения подтверждается наличием:

  • соответствующих служб в вооруженных силах;
  • программ подготовки к ведению военных действий с применением ЯО;
  • средств защиты и приборов индикации радиоактивного заражения;
  • программ ядерных исследований и разработок;
  • подготовки соответствующих научных кадров;
  • заключения военных контрактов по смежным с ядерной областям;
  • собственных природных ресурсов и предприятий по переработке исходного сырья, необходимого для производства ЯО и расщепляющихся материалов;
  • импорта продуктов, содержащих уран и плутоний и позволяющих создавать сырье для ядерного производства;
  • производственных мощностей по получению оружейных урана и плутония, которые могут служить компонентами ядерных зарядов и (или) технологии для такого производства, а также отдельных компонентов оборудования и аппаратуры для систем безопасности и контроля;
  • квалифицированного военного и гражданского персонала, обученного для работы с радиоактивными веществами.

        Постоянный мониторинг данных признаков является одним из основных условий, обеспечивающих предупреждение о возникновении угроз режиму нераспространения ядерного оружия.

        За последние десятилетия в мире произошли крупные изменения, имеющие непосредственное отношение к проблеме нераспространения ЯО.

        Во-первых, возросла потенциальная база производства материалов, которые могут быть использованы для создания ЯО. Этот рост определяется, в первую очередь, широким распространением ядерных энергетических реакторов.

        Во-вторых, технический прогресс привел к тому, что необходимый уровень производств, которым располагали ранее только ядерные государства, стал теперь более доступным (обрабатывающие производства, химические производства, ЭВМ).

        В-третьих, развитие физических дисциплин и методов, прогресс в вычислительной математике в существенной степени упрощает создание приемлемых моделей процессов ядерного взрыва.

        Кроме того, некоторые виды деятельности могут играть важную роль при разработке ЯО, но, тем не менее, формально не нарушать режим нераспространения. Например, первостепенное значение для разработки ЯО имеет создание адекватной системы физико-математического моделирования работы ядерных зарядов. Однако, получение подобных знаний в неядерном государстве или обмен ими между неядерными государствами в данное время невозможно квалифицировать как распространение запретной оружейной информации, поскольку они не владеют ЯО.

        Любые нарушения режима нераспространения, возникающие в различных сферах деятельности по созданию ЯО, влекут за собой всегда серьезные политические осложнения нарушителю, так как сфера действия режима нераспространения находится в области международного права. Но международные обязательства по нераспространению эффективны только тогда, когда имеется адекватная система международной верификации ДНЯО.

        Каковы основные пути потенциальных нарушений режима нераспространения ЯО? Условно их можно подразделить на "прямые" и "косвенные":

        К "прямым" можно отнести несанкционированные действия в отношении ЯО, ядерного материала и объекта ядерного оружейного комплекса, то есть они явно выражены и их требуется только обнаружить и идентифицировать. Пример "прямого" нарушения - незаконный оборот ядерных материалов.

        "Косвенные" нарушения могут обнаруживаться в санкционированной деятельности, их достаточно сложно обнаружить, но еще сложнее формально идентифицировать как нарушение.

        Незаконный оборот ядерных материалов (НОЯМ) является одной из причин распространения ЯО. Обострение угрозы НОЯМ в последние годы объективно и вызывается следующими причинами:

  • высвобождением значительного количества оружейных ЯМ в результате сокращения ядерных вооружений;
  • невозможность для неядерных государств, развивающих собственные военные программы, получить ЯМ законным путем;
  • увеличением числа и ростом влияния и финансовых возможностей негосударственных субъектов, таких как террористические организации, преступные сообщества, сепаратистские этнические движения, религиозные секты.

        Проблема НОЯМ универсальна и относится к различным странам. Установленные случаи хищения или попыток хищения ЯМ имели место в США, Франции, Великобритании и других странах.

        По данным Генерального директора МАГАТЭ, оглашенным в ноябре 2001 г., с 1993 г. в мире зафиксировано 175 случаев НОЯМ, включая 18 случаев с высокообогащенным ураном и плутонием.

        Усилия, предпринимаемые для пресечения НОЯМ, должны исходить прежде всего от каждого заинтересованного в этом государства. Они должны быть направлены на укрепление "первой линии защиты" - надежного и безопасного хранения ЯМ и эффективных мер их защиты, контроля и учета для предотвращения хищений. Но без международного сотрудничества (как правило, на двусторонней, но также и на многосторонней основе) проблема НОЯМ решена быть не может, что подчеркивалось в рамках Группы по нераспространению, созданной государствами "восьмерки". Важнейшими принципами взаимодействия являются:

  • обеспечение конфиденциальности информации;
  • организация взаимодействия на основе по возможности проверенной информации, в том числе с привлечением соответствующих специалистов;
  • жесткий контроль, а при необходимости запрет на передачу в СМИ до окончания проверок полученных сведений о конкретных фактах НОЯМ;
  • обязательность проведения под международным контролем анализа изъятых образцов ЯМ в стране, где предположительно этот материал похищен, поскольку законодательство большинства стран предусматривает представление при судебном разбирательстве в качестве доказательства образца похищенного либо вывезенного контрабандным путем материала;
  • недопустимость проведения операций, провоцирующих активные действия криминальных групп.

        Особая роль в предотвращении НОЯМ отводится МАГАТЭ, которая приняла Программу по борьбе с НОЯМ. В штаб-квартире этой организации в Вене сосредоточен банк данных о сообщенных случаях НОЯМ. Информация для этого банка данных сообщается правительствами государств-членов МАГАТЭ на добровольной основе, а сам банк является конфиденциальным источником информации. Определенную роль в расследованиях НОЯМ может играть Интерпол.

        Эффективным средством снижения угроз режиму нераспространения ЯО является создание действенной национальной системы экспортного контроля (ЭК). В документах международных организаций в области контроля над ядерным экспортом (Комитет Цангера, Группа ядерных поставщиков и др.) отмечается, что никакой международный режим не может заменить собой национальные системы ЭК государств - экспортеров. Более того, требования международных режимов в области ЭК не могут быть применены в государствах напрямую, они требуют внутренних, национальных документов, уточняющих и устанавливающих требования режимов для каждого отдельного государства. Для любого государства национальная система ЭК является составной частью политики в области национальной безопасности. Но никакая самая совершенная национальная система ЭК не даст нужного результата, если она не подкреплена тем, что можно называть самоконтролем на уровне экспортеров. Достаточно актуальным становится также и вопрос о полном исключении использования международных режимов для недобросовестной скрытой борьбы с торговыми конкурентами.

        Весьма важной при выявлении угроз режиму нераспространения является оценка заинтересованности стран-доноров и стран-получателей материалов и технологий мирной ядерной энергетики в заключении сделок. Предполагалось, что стремление получателей к "мирному атому" будет столь сильным, что позволит донорам иметь проверяемые обязательства не создавать ЯО. Однако получилось иначе - мировой рынок ядерных материалов и технологий стал ареной жесткой конкуренции не импортеров, а экспортеров. В борьбе за рынки отдельные государства-поставщики оказались не склонными учитывать намерения и программы покупателей, соблюдение ими гарантий МАГАТЭ, недостаточность методов контроля и даже факт неучастия стран-импортеров в ДНЯО - например, Израиля, Индии, Пакистана, а некоторые экспортеры сами долгое время были вне Договора (Франция, КНР). Даже сведения о военных разработках и наличие у отдельных государств природных энергетических ресурсов, избавляющих от нужды в ядерной энергетике, не останавливали экспортеров от сделок. Давление одних государств - поставщиков на другие объясняется чаще всего не заботой о нераспространении ЯО, а стремлением вытеснить конкурентов.

        Так, например, США вместе с Южной Кореей и Японией добились в 1994 г. прекращения ядерного энергетического сотрудничества России с КНДР под предлогом угрозы создания Пхеньяном ЯО и тут же заключили сделку о строительстве АЭС такого же типа (при якобы более эффективных гарантиях МАГАТЭ).

        Наблюдаемое сегодня углубление международного сотрудничества в рамках многосторонних режимов нераспространения предполагает более тесную координацию взаимодействия между государственными органами и службами стран-партнеров. И хотя наши отношения с некоторыми партнерами (в том числе с США) сложны и противоречивы, очевидно, что сотрудничество в области ЭК с целью противодействия распространению ЯО есть та сфера, где в наибольшей степени совпадают долгосрочные интересы различных государств.

        Существенной угрозой режиму нераспространения является утечка сведений о технологиях производства, условиях применения, испытаниях ЯО и др., а также возможность миграции ядерных оружейных специалистов и вместе с ними передачи специфических методов проектирования ядерных зарядов. Появление в коллективе, занимающемся незаявленной ядерной деятельностью, хотя бы одного специалиста, владеющего современными знаниями по ядерным зарядам, резко меняет ситуацию: тем меньше времени потребуется на создание заряда и ЯМ, чем совершеннее будет его конструкция. Кроме того, в настоящее время доступность современных коммуникаций значительно повысила угрозу "неосязаемых форм" передачи информации. Поэтому предотвращение подключения к незаявленной ядерной деятельности специалистов и защита закрытых сведений по ядерно-оружейной тематике должно быть одной из важных задач в решении проблемы нераспространения.

        Как итог, можно констатировать следующее. Стремление отдельных стран и террористических организаций к обладанию ядерным оружием будет, наиболее вероятно, возрастать, что объективно ставит нарушения режима нераспространения ЯО в число основных вызовов международной безопасности и стратегической стабильности в ХХI в. Рассматривая вопрос о нарушениях режима нераспространения ЯО, следует указать на важность оценки их последствий. Такая оценка должна проводиться не только в каждом конкретном случае выявленного нарушения, но и априорно - для принятия мер по предотвращению возможных нарушений. Решение актуальной проблемы (которая еще долгое время будет оставаться таковой) противодействия угрозам режиму нераспространения в значительной степени зависит от этого и, что самое главное, - от способности прогнозировать и исключать возможность возникновения нарушений. Для поддержания и укрепления режима нераспространения ядерного оружия необходимо развитие международного взаимодействия как в рамках ДНЯО, Группы по нераспространению, МАГАТЭ, Комитета Цангера, Группы ядерных поставщиков и других организаций, так и в рамках самой ООН. При этом представляется весьма важным аспектом противодействия угрозам режиму нераспространения ЯО разработка возможных карательных мер, процедур их санкционирования и применения международным сообществом к нарушителям режима.


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]