Статьи
Обозреватель - Observer

 

ПОЛИТИКА НОВОГО
ПРАВИТЕЛЬСТВА ГЕРМАНИИ


О.Дамаскин,
доктор юридических наук, профессор

          Выборы в Бундестаг (18 сентября 2005 г.) не дали абсолютного большинства мест в германском Бундестаге ни одной из крупных партий – ХДС-ХСС и СДПГ, ни их потенциальным младшим партнерам – СвДП и Союзу 90-Зеленым. Поэтому, в результате интенсивных переговоров между партиями через два месяца была создана правительственная коалиция ХДС-ХСС и СДПГ.
          22 ноября 2005 г. депутаты германского бундестага явным большинством голосов избрали Ангелу Меркель, возглавлявшую с 2000 г. ХДС, федеральным канцлером Германии.
          Правительственная коалиции представляет себя как “рабочий кабинет”, объединяющий опытных политических противников, преследующий прагматические цели, в единой команде работающей в интересах Германии. Основу политического компромисса составляют положения коалиционного договора, озаглавленного “Вместе во имя Германии: проявляя мужество и человечность”1.
          Новое федеральное правительство стоит перед серьезными вызовами. 
          “Безработица, государственный долг, демографические изменения, необходимость перемен в условиях глобализации требуют больших политических усилий, чтобы обеспечить процветание нынешнему и будущим поколениям”, говорится в преамбуле коалиционного договора1.
          Обзор тем и соглашений нового федерального правительства, достигнутых на основе коалиционного договора, позволяет констатировать их комплексность и прагматизм. Главными задачами правительство считает сокращение безработицы, оживление экономики и оздоровление финансов.
          Новое правительство намерено вернуть Германию на путь экономического роста.
          Для того, чтобы повысить налоговую привлекательность Германии в мире, в 2008 г. планируется реформа налогообложения фирм. Благодаря более благоприятным условиям для амортизационных отчислений, будут созданы стимулы для активизации инвестиционной деятельности. Разработана 25-миллиардная инвестиционная программа для поощрения инноваций и экономического роста, которую дополнят наступательные меры содействия малым и средним предприятиям и начинающим предпринимателям.
          Планируется введение единого низкого налогообложения товариществ и акционерных обществ.
          Будет ускорено развитие новейших технологий, в том числе био- и нано- технологий.
          Внутриполитическими целями правительства являются:

  • активизация экономического развития восточных земель2;
  • обеспечение функционирования систем социальной защиты;
  • финансовое содействие семьям,
  • охрана окружающей среды;
  • реформа федеративного устройства страны и внутренняя безопасность.
          Одним из важных приоритетов для нового правительства является борьба с безработицей.
          Для того чтобы облегчить прием на работу новых сотрудников, система защиты от необоснованного увольнения будет сделана более либеральной: испытательный срок будет увеличен до 24 мес. (ранее 6 мес.).
          Для удешевления рабочей силы побочные расходы на нее должны быть снижены с почти 41% до менее чем 40%. С этой целью, взносы в фонд страхования на случай безработицы, которые наемные работники и работодатели платят пополам, должны быть уменьшены с 6,5% до 4,5%.
          Правительство намерено изучить возможность введения комбинированной оплаты труда (зарплата плюс социальные выплаты), что призвано облегчить хроническим безработным поиски работы.
          Демографическое состояние в Германии обусловливает разработку плана реформ социальных систем, включая здравоохранение. Дискуссии по этим вопросам среди участников коалиции продолжаются.
          Демографическое развитие (все больше людей пенсионного возраста и все меньше трудоспособного населения) ставит пенсионные кассы в трудное положение.
          Поскольку при этом продолжительность жизни людей возрастает, то с 2012 по 2035 гг. пенсионный возраст должен быть увеличен до 67 лет (сейчас – 65 лет). Соответствующий закон должен быть принят в 2007 г. При этом федеральное правительство исключает сокращение пенсий у нынешних пенсионеров.
          Оплачиваемые федерацией пенсионные взносы хронических безработных сокращаются наполовину (на 2 млрд. евро), взамен взносы в фонды пенсионного страхования (вносимые наемными работниками и работодателями) с 2007 г. повышаются с 19,5% до 19,9%, при ежемесячном доходе до 5250 евро (в восточных землях до 4400 евро).
          Продолжится курс на укрепление семьи как опоры общества.
          Для того чтобы родители снова более активно принимали решение в пользу детей, планируется заменить пособие на воспитание ребенка родительским пособием, зависящим от уровня доходов.
          Родители, вынужденные временно прервать трудовую деятельность из-за необходимости ухода за ребенком, должны в течение года получать от государства две трети своего последнего чистого заработка (в пределах максимума 1800 евро в месяц). Это может послужить стимулом для высококвалифицированных родителей, которые сейчас особенно редко заводят детей. 
          Пока изучается вопрос о том, выплачивать ли также родительское пособие при наличии сравнительно высоких доходов в семьях.
          Новое правительство ФРГ считает образование и научные исследования ключевой темой для дальнейшего развития экономики и страны.
          Расходы федерации на научные исследования и разработки к 2010 г. должны увеличиться до 3% стоимости ВВП (сейчас – 2,5%).
          Продолжится выполнение программы, стоимостью 4 млрд. евро, по созданию школ продленного дня.
          Компетенции в области высшей школы в результате реформы федеративного устройства почти полностью перейдут землям. 
          Система финансового содействия студентам при получении образования должна сохраниться без сокращений.
          Новое правительство ФРГ намерено быстро продвинуться вперед в осуществлении реформы федеративного устройства. Компетенция федерации и земель должны быть скорректированы, чтобы сделать федерацию более дееспособной, а землям предоставить взамен больше возможностей для политического строительства.
          Так доля законов, нуждающихся в одобрении Бундесрата – представительства земель – должна сократиться с нынешних 60% до 35%.
          Тем самым будут ограничены блокирующие возможности земель при принятии федеральных законов.
          Взамен земли получат больше прав в области образования и охраны окружающей среды.
          Отдельные компетенции, в частности, решение вопросов связанных со временем работы магазинов, исполнения наказаний, будут переданы землям.
          В области внешней политики правительство делает ставку на преемственность. Планируется и дальше выступать за мирное решение конфликтов и вместе с партнерами, в том числе в рамках ЕС и международных учреждений, содействовать демократии и правам человека во всем мире.
          К преемственности внешней политики относится также ориентация на расширенное понятие безопасности, включающее в себя и политику развития, экологическую политику и внешнюю культурную политику.
          Европейская интеграция и атлантическое партнерство закреплены в коалиционном договоре как основные составляющие внешней политики.
          Символическое значение имеет то, что федеральный канцлер А.Меркель на следующий день после приведения к присяге нанесла свой первый зарубежный визит в Париж, а затем в столицу Европейского сообщества Брюссель, а второй – в Лондон. Последующие визиты А.Меркель в США, Польшу подчеркивают возрастание роли германо-французского партнерства для развития Европейского сообщества.
          Перспективы российско-германских отношений в значительной мере характеризуются переговорами федерального канцлера ФРГ А.Меркуль с Президентом РФ В.В.Путиным (январь 2006 г., Москва), позволяющими прогнозировать сохранение преемственности основных предыдущих наработок в двусторонних российско-германских отношениях.
          В настоящее время Германия стала важнейшим торговым партнером России с товарооборотом свыше 31 млрд. евро. В апреле 2005 г. на открытии Ганноверской ярмарки главами государств России и ФРГ было подписано “Совместное заявление о стратегическом партнерстве в области образования, науки и инноваций”3.
          Этим соглашением предусмотрен интенсивный обмен на уровне выпускников вузов и создание совместных научных институтов. Заключено ряд крупных договоров, в частности, соглашение между “Газпромом” и филиалом BASF Wintershall о разработке в рамках совместного предприятия “Ачимгаз” гигантского месторождения Южно-Русское. Предприятия планируют строительство нового газопровода из Санкт-Петербурга в Германию через Балтийское море. Реализация этих двух проектов потребует около 3 млрд. евро.
          Германский концерн Siemens и “Российские железные дороги” заключили перспективный договор, предусматривающий поставку 60 высокоскоростных поездов на сумму 1,5 млрд. евро.
          Таким образом, Россия становится не только поставщиком сырья, но и технологий будущего.
          “Российские железные дороги” и Deutsche Bank основывают акционерное общество, которое будет развивать железнодорожную сеть до Китая.
          Германская фирма Fendt-Argo GmbH и холдинг “Агромаш” (Москва) будут вместе производить сельскохозяйственные машины.
          Deutsche Bank совместно с “Внешэкономбанком“ будет кредитовать российских экспортеров3.
          Наличие такой базы взаимных экономических интересов привело к тому, что на переговорах А.Меркель и В.Путина в Москве вопросы, касающиеся поставок газа в Европу через Украину, нового закона о неправительственных организациях, положения в Чеченской Республике и другие, не вызвали затруднений у сторон.
          Поскольку в последнее время западные СМИ и часть российских правозащитных организаций усиленно нагнетали страсти вокруг принятия нового федерального закона о неправительственных организациях, то уместно напомнить, что данный законопроект прошел предварительную экспертизу в Совете Европы, все экспертные замечания которого были учтены при принятии данного закона4.
          Политика правительства ФРГ испытывает влияние разных групп германского общества. Часть немецких СМИ и интеллектуальных кругов Германии настаивают на необходимости давления на Россию по проблеме нарушения прав человека и демократии в связи с принятием закона о неправительственных организациях. Германские бизнесмены настаивают на расширении деловых связей на российском рынке на основе стратегического партнерства, энергетического проекта и других. Западные политики ориентируются на вовлечение России в западный антитеррористический альянс.
          Следует ожидать, также, дальнейшего укрепления отношений Германии и США, на основе признания немецкой элитой роли США в защите от внешних угроз, позволяющих экономить средства на оборону и безопасность. Платой за это со стороны элиты ФРГ останется признание США лидером западного мира и следование в фарватере их гегемонистской политики в мире в условиях глобализации.
          Германские ВМС в 1992–1996 гг. участвовали в контроле над соблюдением торгового эмбарго и эмбарго на продажу оружия Югославии.
          В 1993–1995 гг. пилоты германских ВВС несли службу на натовских самолетах “Авакс”, которые следили за соблюдением запрета на полеты в воздушном пространстве Югославии.
          В 1992–1994 гг. примерно 1800 военнослужащих бундесвера оказывали тыловую поддержку войскам ООН в Сомали.
          В 1992–1996 гг. германские ВВС совершили почти 2000 вылетов, доставив 13000 т грузов в Боснию и Герцеговину.
          В конце 1995 г. примерно 3600 военнослужащих бундесвера были посланы в Хорватию, с конца 1996 г. являясь частью войск “SFOR” в Боснии и Герцеговине.
          С марта по июнь 1999 г. 14 самолетов “Торнадо” германских ВВС участвовали в воздушных налетах на Сербию.
          С 1994 г. по настоящее время свыше 100 тыс. германских военнослужащих побывали на Балканах.
          Германия предоставила США для участия в операциях вокруг Афганистана около 4000 военнослужащих5.
          Поэтому новое правительство ФРГ обречено на некритическое восприятие международного курса США, в интересах сохранения стабильности немецкой политической и социально-экономической системы.
          В России должно быть четкое понимание того, что А.Меркель намерена закрепить ФРГ в трансатлантических организациях и ЕС. Проблема состоит в том, что в Евросоюзе существуют антироссийские настроения, в частности в Польше и прибалтийских государствах. 
          Однако, вероятнее всего, компромисс прагматичного делового партнерства ФРГ с Россией, нежели партнерства идеологических ценностей, навязываемых Западом России.
          При этом Правительству ФРГ необходимо исходить из реальных потребностей и возможностей сотрудничества, отвечающих интересам наших стран.
 
 

Примечания

          1 Deutschland. 2005. № 6.
          2 На территории земель, ранее входившей в ГДР.
          3 Deutschland. 2005. № 3.
          4 Российская газета. 17 января 2006.
          5 Deutschland. 2001. № 6.

 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]