Деловая книга РАУ |
Обозреватель - Observer
|
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
Центральный экономический район расположен в наиболее обжитой и развитой в экономическом отношении Европейской части Российской Федерации, занимает территорию 485,1 тыс.кв.км, с численностью населения 30,47 млн. чел. и его плотность - 62,8 чел. на кв.км. В состав района входят 12 областей: Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Смоленская, Рязанская, Тверская, Тульская, Ярославская. Климат умеренно континентальный. Средняя температура января - (-10 град. С), июля (+17,6 град. С). Продолжительность безморозного периода 115-155 дней; годовая сумма осадков 450-700 мм. Центральный экономический район в отличие от других регионов России не располагает крупными запасами минерального сырья. Здесь разрабатываются месторождения бурого угля, поваренной соли, фосфоритовых руд (Брянская и Московская области). Во всех областях района имеются и разрабатываются месторождения торфа. Центральный район относится к высокоразвитым индустриальным и сельскохозяйственным районам России. Промышленность опирается в основном на использование привозного сырья и ресурсов, высококвалифицированных кадров и мощной научно-технической базы. Основными отраслями его специализации являются: машиностроение, химическая, нефтехимическая и текстильная промышленности, обеспечивающие 74% производства валовой продукции. Основные технико-экономические показатели
отраслей промышленности* района приведены в таблице:
Износ фондов в среднем по району 58,5%.
* Без пищевой и прочих отраслей промышленности.
В машиностроении развиты станкостроение, электротехника, приборостроение и автостроение. Многие предприятия являются монополистами в своей отрасли. Единственными производителями швейных машин в Российской Федерации являются ПО "Подольскшвеймаш", мотороллеров - Тульский машзавод. На долю фабрики им.Красина приходится 52% карандашей в деревянной оболочке, Московского радиотехнического завода - 40% переносных телевизоров. Химическая и нефтехимическая промышленность представлена крупными предприятиями: Новомосковское ПО "Азот", Воскресенское ПО "Минудобрений", Ярославский шинный завод и др. На долю легкой промышленности приходится около 40% российского производства отрасли, 2/3 производства хлопчатобумажных тканей. В Центральном районе производится (в среднем за год):
Краны на автомобильном ходу - 5,11 тыс. шт. (г.Иваново) Металлорежущие станки - 13,14 тыс. шт. (Рязанская и Московская области) Автомобили легковые - 74, 1 тыс. шт. (Московская область) Химические волокона и нити - 184,8 тыс. т (Московская, Рязанская и Тверская области) Автопокрышки - 9,6 млн. шт. (Ярославская область) Шерстяные, хлопчатобумажные, льняные, шелковые ткани - 1940 млн.кв.м (Брянская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Московская, Орловская, Тверская, Тульская и Ярославская области) Верхнией и бельевой трикотаж - 73,4 млн. шт. (Владимирская, Московская, Орловская и Тульская области) Обувь - 157,7 млн. пар (Брянская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Смоленская и Рязанская области) В районе создан достаточно мощный строительный комплекс, обеспеченный местными строительными материалами: цементным сырьем - месторождения в Московской, Владимирской, Брянской, Тульской, Тверской и др. областях, повсеместно - песками для строительных работ. Объем производства основных строительных материалов и конструкций в настоящее время составляет:
Шифер - 906,4 млн. услов. плиток Сборный железобетон - 16,2 млн.куб.м Мягкие кровельные и гидроизоляционные материалы - 253,7 млн.кв.м Изделия санитарные керамические - 3 млн. шт. Изделия керамические для внутренней облицовки стен, для полов, фасадов - 18,3 млн.кв.м. Котлы отопительные - 3,3 мВт Радиаторы и конверторы отопительные - 3,5 млн. кВт Сборный железобетон - 16,2 млн.куб.м Кирпич строительный - 4,2 млн. шт., усл. кирпича Пиломатериалы - 7,3 млн.куб.м и др. В отраслевой структуре сельскохозяйственного производства преобладает животноводство, на долю которого приходится 2/3 валовой продукции отрасли. В растениеводстве выделяется производство зерна, овощей, картофеля. Большое развитие получил пригородный тип хозяйства - овощеводство закрытого грунта, цветоводство, выращивание ранних овощей и ягод и т.д. Отличительной чертой сельского хозяйства является наличие больших массивов малоиспользуемых земель и неравномерность развития хозяйств. Перспективы развития отрасли связываются с ликвидацией убыточных хозяйств, развитием фермерских хозяйств, в том числе за счет расселения беженцев и вынужденных переселенцев на землях убыточных колхозов и совхозов. В настоящее время в районе создаются фермерские хозяйства со средним размером земельного участка 37 га. В Центральном экономическом районе развиты все виды транспорта. Эксплуатационная длина железных дорог в расчете на 10 тыс. км составляет 270 км; автодорог с твердым покрытием - 1309 км. Во всех областях, кроме Тульской, автотранспорт начинает играть существенную роль в перевозках грузов. В районе протекает 7 крупных рек: Волга, Ока, Москва, Шексна, Кострома, Угра, Днепр. Наиболее крупные озера: Плещеево озеро, Неро, Селигер. Судоходность рек составляет от 190 до 220 дней в году. В Ярославской и Тверской областях водным транспортом перевозится от 20 до 30% грузов. Воздушный транспорт отсутствует во Владимирской, Тверской, Ярославской областях. В г.Москве функционируют 9 железнодорожных вокзалов, 4 аэропорта. Таможенный контроль осуществляется в городах: Москва, Брянск, Иваново, Калуга, Кострома, Орел, Рязань, Тверь, Тула и Ярославль. Обеспеченность связью в районе существенно отличается по областям. Высока обеспеченность средствами связи в Москве и Московской области. В остальных областях обеспеченность средствами связи ниже, чем в среднем по Российской Федерации. В расчете на 10 тыс. жителей в целом по району приходится 234 телефонных аппарата. Телевизионным вещанием охвачено 98,4% общей численности населения. В г. Зеленогpаде и в pайоне аэpопоpта Шеpеметьево созданы свободные экономические зоны. Район богат уникальными памятниками истории и культуры: Кремль, Оружейная палата, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Музей древнерусского искусства им. А.Рублева, музей панорама "Бородинская битва", храм Василия Блаженного, Новоспасский, Андрониковский, Симонов, Донской и Новодевичий монастыри, церкви Вознесения в Коломенском, Троицы в Никитках, Рождества Богородицы в Путинках; крупнейшие библиотеки мира: Всероссийская государственная библиотека им.В.И.Ленина, иностранной литературы, историческая, политехническая (г.Москва), музей-усадьба "Ясная поляна", Кремль (Тульская область), Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, краеведческие музеи в Александрове, Вязниках, Коврове, Юрьеве-Польском, Муроме, Мстерский художественный музей им. Н.Е.Жуковского (Владимирская область); Ипатьевский монастырь, музей-усадьба А.Н.Островского в деревне Щелыково (Костромская область) и др. Развиты уникальные народные промыслы и ремесла: Хохлома, Гжель, Палех, Жостово, Павловский Посад и др. В последние годы большое развитие получил туризм. Жемчужиной туристических маршрутов является "Золотое кольцо России" от Москвы на северо-восток через русские города Сергиев Посад, Переславль Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострому, Суздаль и Владимир. На территории района размещены заповедники: Брянский лес, Дарвинский, Окский, Приокско-Террасный, Центрально-Лесной, Завидовский; природные национальные парки: Переславский, Лосиный остров. Резюме: Центральный экономический район, располагающий крупным экономическим и научно-техническим потенциалом, требует крупномасштабной модернизации промышленного производства, ориентированной на перевооружение предприятий оборонного комплекса, инвестиций в наукоемкие, ресурсосберегающие и импортозаменяющие производства. Для иностранных инвесторов привлекательно участие в развитии крупных и средних предприятий химической и нефтехимической промышленности и машиностроения, специализирующихся на выпуске наукоемкой продукции, создание предприятий по переработке вторичного сырья и производству оборудования для легкой и пищевой промышленности, развитие сферы туризма, включая производство необходимого оборудования и снаряжения. |
|