Деловая книга РАУ
Обозреватель - Observer


 

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



Суть внешнеэкономической деятельности, осуществляемой МВЭС,
и ее стратегические цели

В докладе Министерства внешних экономических связей (МВЭС) РФ Правительству РФ "О стратегии развития внешнеэкономической деятельности и механизме ее реализации в 1992-1993 годах" определяются следующие задачи внешнеэкономической деятельности МВЭС России:

    - преодолеть неплатежеспособность страны,

    - улучшить положение России в системе международного разделения труда,

    - расширить рынки сбыта российской продукции,

    - способствовать устойчивому экономическому росту и повышению уровня благосостояния населения России.

В соответствии с этим выделяются следующие стратегические цели внешнеэкономической деятельности:
    - восстановление и развитие экспортного потенциала России и улучшение структуры экспорта,

    - рационализация импорта,

    - привлечение иностранных инвестиций для технологической модернизации и создания потенциала расширенного воспроизводства,

    - обеспечение экономической безопасности России.

Формирование механизма дальнейшей реализации стратегии внешнеэкономической деятельности, согласно упомянутому докладу, предусматривает осуществление следующих изменений:
    - последовательное демонтирование системы административной организации внешней торговли, в частности, сокращение перечня товаров, экспорт которых квотируется,

    - ликвидация множественности курсов рубля,

    - сближение структуры внутренних и мировых цен и управление процессом открытия российской экономики методами тарифного регулирования,

    - стимулирование экспорта и расширение рынков сбыта российской продукции.

Структура и основные функции подразделений МВЭС

Структура и функции подразделений МВЭС регулируются положением о министерстве внешних экономических связей Российской Федерации, утверждаемым правительством РФ. В нем, в частности, определено, что Министерство внешних экономических связей Российской Федерации является Федеральным органом государственного управления Российской Федерации в сфере внешних экономических связей.

На Министерство возлагаются такие вопросы, как:

    - обеспечение разработки и реализации единой государственной внешнеэкономической политики;

    - осуществление государственного регулирования и координации внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации;

    - организация управления внешним долгом Российской Федерации;

    - участие в работе системы экспортного контроля в целях защиты государственных интересов Российской Федерации при проведении внешнеэкономической деятельности;

    - обеспечение выполнения экспортно-импортных операций для государственных нужд, а также ряд других вопросов.

В соответствии с возложенными на него задачами Министерство, в частности:
    - разрабатывает предложения по формированию концепции и стратегии развития внешних экономических связей и основных принципов внешнеэкономической политики Российской Федерации;

    - участвует в разработке программ Правительства Российской Федерации по экономическому и социальному развитию России в части развития внешнеэкономических связей;

    - принимает участие в формировании региональных экспортных программ, координирует экспортную деятельность регионов с целью максимальной реализации их экспортного потенциала;

    - принимает участие в разработке прогноза торгового и платежного баланса;

    - обеспечивает изучение конъюнктуры и прогнозирование тенденций развития мировых рынков товаров и услуг;

    - принимает участие в организации страхования экспортных программ (банки, фонды и т.п.);

    - принимает участие в совершенствовании государственной системы сертификации и стандартизации продукции, разpаботке международных и отечественных норм, правил и стандартов;

    - подготавливает предложения о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам торгово-экономического сотрудничества, включая вопросы платежных и кредитных отношений;

    - в соответствии с действующим законодательством проверяет выполнение министерствами, ведомствами, объединениями, предприятиями, организациями (независимо от форм собственности) и предпринимателями обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, наблюдает за выполнением обязательств иностранных партнеров по международным договорам Российской Федерации;

    - осуществляет оперативное нетарифное регулирование внешнеэкономических связей, включая выдачу в установленном порядке лицензий на экспорт и импорт товаров (работ, услуг), квотирование и лицензирование по экспортно-импортным операциям;

    - осуществляет контроль за состоянием расчетов с зарубежными странами, в том числе по клиринговым и специальным счетам зарубежных стран, вносит необходимые предложения по сбалансированию расчетов.

Система внешнеэкономических объединений 

Большая часть внешнеэкономических объединений бывшего СССР сохранилась и находится ныне в ведении МВЭС России. В положении о МВЭС России определено, что внешнеэкономические объединения, подведомственные Министерству, осуществляют свою деятельность на условиях хозяйственной самостоятельности. 

Министерство не несет имущественной ответственности по обязательствам подведомственных ему внешнеэкономических объединений и иных хозрасчетных организаций, а эти внешнеэкономические объединения и организации не отвечают по обязательствам Министерства. На январь 1993 года имелись следующие объединения в рамках МВЭС:

"Автопромимпорт"

"Атомэнергоэкспорт"

"Внешпосылторг"

"Внешстройимпорт"

"Востокинторг"

"Лицензинторг"

"Машиноимпорт"

"Машиноэкспорт"

"Новоэкспорт"

"Продинторг"

"Промсырьеимпорт"

"Разноимпорт"

"Сельхозпромэкспорт"

"Союзнефтеэкспорт"

"Союзпромэкспорт"

"Стройкомплектэкспорт"

"Судоимпорт"

"Техмашимпорт"

"Техноинторг"

"Технопромимпорт"

"Технопромэкспорт"

"Техноэкспорт"

"Тяжпромэкспорт"

"Экспортхлеб"

"Оборонэкспорт"

Государственная внешнеэкономическая компания по экспорту и импорту вооружений и военной техники 

Главное управление по сотрудничеству и кооперации 

Государственное внешнеторговое предприятие

"Ростехэкспорт" ("РОТЭКС")

"Росвнешторг"

Внешнеторговая фирма "Союзтранзит"

Российское коммерческое агентство "Роскомагентство"

"Дальинторг"

"Ленфинторг" 

"Карелвнешторг"

"Уралвнешторг"

Объединение информационного обеспечения и автоматизированной обработки данных "ИнформВЭС"

В уставах внешнеэкономических объединений отмечается, что внешнеэкономическое объединение действует на началах полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования, обладает собственным обособленным имуществом, осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.

"Объединение" осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другим действующим законодательством Российской Федерации, а также Уставом.

"Объединение" является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и другие счета в учреждениях банков и других кредитно - финансовых учреждениях, круглые печати, штампы и бланки со своим наименованием, а также другие фирменные атрибуты. 

"Объединение" для достижения установленных целей своей деятельности вправе как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами от своего имени заключать сделки, договоры /контракты/, в том числе вексельные, и совершать иные юридические акты с юридическими и физическими лицами, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде.

"Объединение" отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, на которое, согласно законодательству Российской Федерации, может быть наложено взыскание.

Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам "Объединения", равно как и "Объединение" не отвечает по обязательствам государства и его органов.

"Объединение" имеет свои фирменные (товарные) знаки, которые используются для обозначения принадлежащих ему объектов, транспортных средств, а также для осуществления рекламы и сбыта. 
 

Торгово-промышленная палата Российской Федерации

Торгово-промышленная палата (ТПП) Российской Федерации создана 19 октября 1991 года. ТПП Российской Федерации - независимая общественная организация, содействующая развитию национальной экономики России. Она осуществляет свою деятельность с целью согласования и представительства интересов предпринимателей и их объединений, независимо от форм собственности и подчиненности. Палата представляет предпринимателей в отношениях с государством и его органами, а также с социальными партнерами - организациями трудящихся.

По словам Президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Станислава СМИРНОВА, стратегическое направление деятельности Торгово-промышленной палаты России - создание условий, благоприятных для свободного предпринимательства.

Как независимая некоммерческая общественная организация Палата стремится соответствующим образом реагировать на самые острые, самые насущные потребности предпринимательского сектора экономики. Она взяла на себя инициативу в представительстве деловых кругов России и защите их интересов. Ориентируясь на утверждение экономической демократии, Торгово-промышленная палата стремится, чтобы каждый член ТПП России, независимо от форм собственности, имел реальные и равные возможности для предпринимательской деятельности.

Деятельность Торгово-промышленной палаты России ведется с максимальным учетом и использованием мирового опыта, в тесном взаимодействии с другими объединениями предпринимателей в стране и за рубежом.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации:

  • осуществляет помощь, представительство и защиту интересов членов ТПП внутри страны и за границей по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности;
  • содействует развитию производства конкурентоспособной продукции, используя для этого такие возможности, как привлечение зарубежных технологий и "ноу-хау", инвестиций, создание акционерных обществ, совместных предприятий и иных организаций;
  • организует обучение специалистов современным методам ведения предпринимательской деятельности, проводит стажировку специалистов, в том числе и за границей;
  • оказывает содействие развитию в России фермерства и малых предприятий;
  • принимает меры к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства, используя присущие торгово-промышленным палатам формы и методы воздействия;
  • содействует осуществлению процесса приватизации;
  • оказывает консультационные услуги, а также содействие в поиске партнера, осуществляет информационное обслуживание по вопросам внешнеэкономической деятельности, в том числе зарубежных стран;
  • удостоверяет свидетельства о происхождении товаров, вывозимых из России, товаросопроводительную документацию на эти товары и другие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности;
  • выполняет поручения на проведение экспертизы, контроля качества и комплектности, а также проверки количества экспортных, импортных и других товаров;
  • осуществляет операции по патентованию изобретений, промышленных образцов, регистрации товарных знаков и знаков обслуживания, фирменных наименований и наименований мест происхождения;
  • проводит широкую выставочную деятельность как на территории России, так и за ее пределами;
  • ведет реестр надежных партнеров ТПП Российской Федерации;
  • устанавливает и развивает связи с иностранными деловыми и общественными кругами, участвует в работе различных международных организаций, выходит в состав смешанных торговых палат;
  • содействует деловому туризму, организует и проводит деловые встречи, симпозиумы, конференции и конгрессы; приглашает и принимает иностранные торгово-экономические делегации и отдельных представителей иностранных деловых кругов и общественных организаций, а также направляет за границу своих представителей;
  • выдает разрешение на открытие представительств иностранных фирм и организаций на территории Российской Федерации;
  • свидетельствует в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров обстоятельства форс-мажора;
  • создает арбитражные органы, Ассоциацию диспашеров, утверждает положение о них; развивает сотрудничество в области международного коммерческого арбитража, рекомендует арбитражные оговорки для использования при осуществлении экономических, научно-технических и торговых связей с зарубежными странами; в случаях, предусмотренных соглашениями сторон, назначает арбитров и оказывает содействие в проведении арбитража, образуемого для рассмотрения отдельных дел;
  • выполняет заказы на переводы экономической и научно-технической документации, а также устные переводы с иностранных языков и на иностранные языки;
  • проводит рекламную работу, выполняет заказы на изготовление художественных рекламных оригинал-макетов;
  • издает журналы, бюллетени, сборники, справочники, информационно-рекламные, учебно-методические материалы и прочую печатную продукцию по вопросам, входящим в компетенцию ТПП;
  • выполняет иные функции, соответствующие целям и задачам Палаты и не противоречащие действующему законодательству.
С 1 января 1993 г. ТПП РФ стала непосредственным членом Международной торговой палаты со статусом "члена национального уровня". Международная торговая палата (МПТ) - организация, основанная в 1919 году и объединяющая торгово-промышленные палаты и предпринимательские организации более чем 100 стран мира со штаб-квартирой в Париже. Вступление ТПП РФ в эту организацию позволит ей участвовать в работе международных технических комиссий (по вопросам налогов, маркетинга, банковского дела, международных инвестиций, торговли, менеджмента, окружающей среды, интеллектуальной собственности и рядe других проблем), получать на льготных условиях большую часть публикаций, издаваемых МПТ, принимать участие в конгрессах, конференциях и других мероприятиях, организуемых под ее эгидой: Cтруктура ТПП имеет следующий вид:

Съезд Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

Правление

Президиум

Президент-Председатель Правления

Ревизионная комиссия

Комитеты по видам предпринимательской деятельности

Центральный аппарат ТПП

Смешанные палаты

Представительства ТПП за рубежом

Арбитражный суд

Морская арбитражная комиссия

Ассоциация диспашеров

Объединения, входящие в систему ТПП

Региональные, областные и местные торгово-промышленные палаты

Члены Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

Кроме того, в структуре ТПП имеется ряд других подразделений.
 

Законодательство в области внешней торговли 

Внешняя торговля РФ регламентируется Указами Президента, постановлениями правительства, приказами и иными документами МВЭС, других министерств и ведомств.
 

Представляют ли торговые представительства России
в зарубежных странах интересы других государств СНГ?

В течение некоторого периода после создания СНГ торгпредства бывшего СССР продолжали функционировать в рамках ранее предоставленных им полномочий. По мере укрепления тенденций к полной самостоятельности во внешней политике стран СНГ, и особенно после преобразования посольств СССР в посольства Российской Федерации, торговые представительства превратились по существу в органы, проводящие внешнеэкономическую политику России, которые, таким образом, не представляют интересы других стран СНГ, за исключением отдельных случаев, специально оговоренных двусторонними соглашениями. Что касается государств Балтии, то они полностью взяли в свои руки осуществление торгово-экономических функций за рубежом, создают свои соответствующие представительства.
 

Порядок квотирования и лицензирования экспортной продукции

Этот порядок определен постановлением правительства РФ от 6 ноября 1992 г. N 854. В целом он сохраняет действовавшие в этой области правила.

Как и раньше, будет жестко регулироваться экспорт и импорт так называемых специфических товаров. Например, диких животных и дикорастущих растений, занесенных в Красную книгу, лекарственного сырья, антиквариата и т.д. Лицензии необходимы на ввоз из-за рубежа для захоронения отходов, опасных для окружающей среды.

Но есть в постановлении и некоторые нововведения. Обновлен перечень товаров, подлежащих квотированию: он существенно сокращается. Из него, например, исключаются текстильные изделия, черные металлы, ферросплавы.

Взят курс на либерализацию внешнеторговой деятельности, чтобы свести на нет обязательное квотирование экспортных товаров. Такие правила действуют во многих ведущих Западных странах. Но в России их применить в полном объеме, по-видимому, удастся не скоро. Причина в специфике нашей внутренней экономики: цены на ряд стратегически важных сырьевых товаров регулируются государством и значительно ниже мировых.

Монополия государства во внешнеэкономической сфере ликвидирована. Ныне любая российская организация может торговать и с ближним, и с дальним зарубежьем. Но только не стратегическими сырьевыми товарами. Такое право предоставлено лишь ограниченному кругу организаций, зарегистрированных в Министерстве внешних экономических связей.(Регистрация таких организаций временно прекращена, т.к. встал вопрос о необходимости ужесточения процедуры выдачи лицензий). Это, однако, не означает, что те, кто производит такие товары, не смогут продавать их на внешнем рынке. Им лишь придется воспользоваться услугами организации, зарегистрированной МВЭС. 

Учтены и финансовые интересы сторон: комиссионные для посреднических организаций установлены МВЭС по согласованию с Минфином в зависимости от товара и составляют от 0,6 до 2 процентов. 

Регистрация нового субъекта внешнеэкономической деятельности проходит на конкурсной основе на заседаниях межведомственной комиссии. В ней наряду с представителями МВЭС участвуют и представители других заинтересованных министерств: производителей товаров, финансов, безопасности и внутренних дел. Критерии отбора самые жесткие. Во-первых, строгое соблюдение финансовой дисциплины, своевременная выплата налогов, экспортных таможенных тарифов, возврат валюты на счета российских банков. Во-вторых, наличие опыта торговли этими товарами. При этом для подтверждения квалификации проводится тщательный анализ предыдущих контрактов и их результатов.

Выдача лицензий осуществляется Министерством внешнеэкономических связей России. Лицензии оформляются на основании заявлений, представленных на типовых бланках в соответствии с инструкцией, утверждаемой Министерством внешнеэкономических связей России. Обязательным условием для выдачи лицензий является наличие подписанного или парафированного контракта. Разовая лицензия оформляется на срок до 12 месяцев для осуществления экспортных или импортных операций по каждой отдельной сделке.

Генеральная лицензия оформляется сроком на один год для осуществления экспортных или импортных операций по поставкам продукции для государственных нужд.

Выданные лицензии не подлежат передаче другим юридическим лицам.

Основанием для отказа в выдаче лицензий является неправильное оформление заявления, сообщение недостоверных данных о сделке, демпинговые цены или другие условия контрактов, наносящие ущерб экономическим интересам России.

Сохраняется аукционная продажа экспортных квот. Покупка экспортной квоты подтверждается сертификатом.

Правительство Российской Федерации в целях государственного регулирования торговли отдельными видами товаров, а также соблюдая международные торговые соглашения о недопущении демпинга на мировом рынке, установило ограничения на свободный оборот некоторых товаров. К таким товарам относятся: нефть, нефтепродукты, древесина, пиломатериалы, цветные металлы, рыба, рыбопродукты и др. (подробнее см. Приложения N 1-5 к Постановлению Правительства РФ N 854 от 6 ноября 1992 г. и Приложение N 2-5 к Приказу Государственного таможенного комитета РФ т 610 от 12 декабря 1992 г.).

Квоты выделяются Министерством экономики, по согласованию с соответствующими министерствами и распределяются на поставки продукции для государственных и производственно-технических нужд предприятий, самостоятельную реализацию товаров предприятиями-изготовителями квоты.

Выдача экспортных и импортных лицензий осуществляется уполномоченными МВЭС России в регионах.

Порядок оформления и выдачи лицензий состоит в следующем:

- Лицензии выдаются только субъектам хозяйственной деятельности, зарегистрированным на территории России, независимо от форм их собственности.

- Выдача лицензий происходит на основании документов в зависимости от вида лицензируемой продукции. Для квотируемых товаров необходим документ, подтверждающий поставку товаров в счет квоты. С 1993 г. установлен единый порядок оформления выдачи лицензий на экспорт в страны СНГ и другие страны. Если экспортером является организация-посредник, необходим договор на поставку товаров. Для получения лицензий на экспортно-импортные операции со специфическими товарами (работами, услугами), указанными в Приложениях N 3 и 4 Приказа, необходимо иметь разрешение соответствующего министерства или ведомства России. По продукции, включенной в Приложение N 5 Приказа, - разрешение Президента или Правительства РФ.

- При экспорте стратегически важных сырьевых товаров лицензии выдаются организациям, зарегистрированным для этих целей МВЭС России.

- Заявители могут оформлять разовые или генеральные лицензии в порядке, определяемом МВЭС России. Генеральная лицензия дает возможность экспорта в течение 1 года, независимо от числа контрактов. Разовая выдается на конкретную сделку и действует также 1 год. Срок действия лицензии может быть продлен.

С 1993 г. установлен единый порядок оформления и выдачи лицензий на экспорт в страны СНГ и другие страны.

Подробнее о порядке выдачи и оформления лицензий см. в Постановлении Правительства РФ N 854 от 6 ноября 1992 года, а также Приказе ГТК РФ N 610 от 12 декабря 1992 года и в Приложениях к настоящему Приказу.

Самое важное в новом постановлении - включение в него пункта, определяющего единый порядок лицензионного регулирования внешнеторговых сделок. Он впервые вводится на территории России. Это означает, что с 1 января 1993 года торговля со всеми без исключения странами ближнего зарубежья будет осуществляться на тех же лицензионных принципах, что и со странами дальнего зарубежья.
 

Экспортный потенциал и структура внешней торговли России

В январе-сентябре 1992 года внешняя торговля России характеризовалась следующими показателями.

По оценкам МВЭС России, сделанным на основе данных Государственного таможенного комитета, Минтопэнерго и Госкомстата России, экспорт в январе-сентябре 1992 года составил 37,2 млрд.долл. США (в соответствующем периоде прошлого года - 37,5 млрд.долл.) Экспорт России за январь-сентябрь 1991 г., за исключением экономической помощи зарубежным странам, составил 35,6 млрд.долл. Коммерческий экспорт, таким образом, вырос на 4 процента.

По отраслевой структуре экспорт практически не претерпел изменений: на долю сырьевых товаров приходится около 70% всего экспорта, в том числе на энергоносители - более 50%. На долю машин и оборудования приходится около 9%.

Поставки нефти на экспорт составили за этот период 46,4 млн.т (около 6,0 млрд.долл.), что превышает соответствующий показатель за 9 месяцев 1991 года на 4 млн.т или на 0,6 млрд.долл. (11%). Экспорт газа составил 64,6 млрд. куб. метров (более 5,0 млрд. долл.) и уменьшился на 3,1%. Поставки нефтепродуктов составили 20,5 млн.т (-12%) или 3 млрд.долл. (-11%). На уровне 9 месяцев прошлого года остались поставки черных металлов и азотных удобрений. Поставки на экспорт алюминия и изделий из него составили 1,18 млрд. долл. или 1,02 млн.т (прирост на 0,48 млрд. долл.), меди - 0,3 млрд.долл. или 0,14 млн.т, лесоматриалов - 1,28 млрд.долл. (прирост на 300 млн.долл.).

Импорт за 9 месяцев 1992 г. составил 35,5 млрд.долл., что на 3,7 млрд.долл. больше, чем за соответствующий период прошлого года.

Импортные поставки зерна составили 23,4 млн. тонн, что на 70% больше соответствующего периода прошлого года, медикаментов - 817 млн.долларов (на 15% больше), масла соевого - 202 тыс.тонн (в 5,0 раза), масла подсолнечного - 173 тыс.тонн (в 7,3 раза). Завезено более 3 млн. т сахара, что на 20% больше прошлогоднего уровня. Значительно в меньших объемах импортировано свежемороженого мяса - 263 тыс.т., мяса птицы - 35 тыс.т., картофеля - 132 тыс.т., кофе - 13 тыс.т., чая - 37 тыс.т., хлопчатобумажных тканей - 36 млн.м. В общем объеме импорта на долю машин и оборудования приходилось 32%.

В географическом распределении экспорта и импорта произошли значительные сдвиги. Существенно возросла доля Азиатско-Тихоокеанского региона (с 20% до 22% - в экспорте, с 17% до 23% - в импорте). Наиболее динамично развивался экспорт в Китай (рост в 1,7 раза), Сингапур (2,2), Тайвань (4,9), Таиланд (2,3), Турцию (2,2), Южную Корею (2,3), Японию (1,2 раза). Еще быстрее возрастал импорт из Южной Кореи (в 7,1 раза), Таиланда (5,4), Сингапура (6,9) и других.

Товарооборот с Европейскими странами оставался стабильным. При этом вырос экспорт в Бельгию, Великобританию, Ирландию, Потругалию, Чехословакию, Швецию. Быстро растет российский импорт из Великобритании (в 1,4 раза), Испании (1,5), Италии (1,6), Франции (в 1 ,3 раза), Швеции (1,5 раза). Восстанавливается товарооборот с традиционными европейскими партнерами. На треть вырос экспорт в Венгрию и Чехословакию. Возрос экспорт машин и оборудования в ФРГ, в основном за счет западных земель.

Снизилась доля Африки в экспорте и импорте России в основном за счет сокращения торговли с неплатежеспособными странами.

Выросли объемы экспорта России в США (в 1,7 раза) и Канаду (в 3,4 раза), а также импорта из этих стран (в 1,4 и 1,5 соответственно).

Изменилась стратегия экспорта технического содействия (общий объем 2,5 млрд.долл.) основные объемы сотрудничества (более 70%) были реализованы по объектам, сооружаемым в платежеспособных странах (Египет, Индия, Китай, Пакистан и др.), сотрудничество же с неплатежеспособными странами (Ангола, Никарагуа и др.) практически прекращено.
 

Какие предприятия России имеют право экспорта
стратегических сырьевых товаров?

Указом Президента РФ от 14 июня определено, что экспорт стратегически важных сырьевых товаров, перечень которых утверждается решениями Правительства РФ, осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ для этих целей. Конкретные меры в этом направлении определены в Приказе МВЭС от 23 июля 1992 г. N 435 и Положении о порядке регистрации от 6 июля 1992 года. 
 

Структура торгово-экономического взаимодействия СНГ и США

Совет по торгово-экономическому сотрудничеству (СНГ - США) - СТЭС - является неправительственным объединением деловых кругов стран СНГ и США, учрежденным для содействия развитию торгово-экономического и научно - технического сотрудничества между предприятиями, компаниями, организациями и иными предпринимательскими структурами, действующими на территории этих стран.

СТЭС учрежден в 1992 г. в результате реорганизации Американо-Советского Торгово-экономического совета (АСТЭС), который на протяжении двух десятилетий играл значительную роль в системе торгово-экономических отношений СССР и США. По своему юридическому статусу Совет является общественной международной организацией, зарегистрированной по законам Российской Федерации.

В состав СТЭС входят свыше 400 ведущих промышленных предприятий, банков, бирж, объединений агропромышленного комплекса, торгово-промышленных палат, совместных предприятий, торговых фирм и других рыночных структур.

29 октября 1992 г. Председателем Правления избран А.И.Вольский, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей. Оперативной деятельностью Совета руководит Исполнительный Комитет, а повседневная работа осуществляется под руководством Президента, которым в настоящее время является Б.П.Алексеев.

Штаб-квартира Совета находится в Москве, а его представительство - в Нью-Йорке. Ведется работа по открытию представительств Совета в различных регионах стран СНГ.

Деятельность Совета направлена на развитие всего комплекса торгово-экономических и научно-технических связей между компаниями, банками, ассоциациями и другими торгово-экономическими структурами, действующими на рынках США и стран СНГ.

СТЭС осуществляет свою деятельность с целью идентификации и продвижения конкретных проектов торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с корпорациями США. Для достижения поставленных целей СТЭС ведет работу по следующим направлениям:

    - поиск потенциальных партнеров среди членов Совета, других фирм и корпораций стран СНГ и США для установления прямого делового сотрудничества;

    - участие в разработке перспективных форм и методов деловых связей и содействие их практическому осуществлению;

    - содействие привлечению инвестиций для создания новых и модернизации действующих производств, разработке и реализации механизма финансирования сотрудничества;

    - финансово-экономическая проработка и взаимная увязка коммерческих и других деловых предложений партнеров с обеих сторон;

    - организация и проведение деловых переговоров в СНГ и США;

    - предоставление консультационных услуг по вопросам торгово-политического, инвестиционного, финансового, таможенного, валютного сотрудничества, законодательства США и стран СНГ;

    - организация выставок, презентаций и других рекламно - коммерческих мероприятий в СНГ и США;

    - регулярная информация членов СТЭС об экономических, политических и правовых факторах, оказывающих влияние на развитие торгово-экономических связей стран СНГ и США;

    - издательская деятельность, подготовка и публикация рекламных, информационных и учебно-методических материалов по торгово-экономической тематике.

Для нечленских организаций на коммерческой основе оказываются следующие дополнительные услуги:
    - проведение специализированных маркетинговых исследований по отдельным товарным рынкам и регионам;

    - подготовка технико-экономических обоснований конкретных проектов сотрудничества, а также необходимой сопутствующей документации;

    - проведение по поручению клиентов деловых переговоров вплоть до подготовки и подписания контрактов;

    - представление интересов членов от СНГ и США (через представительство Совета) и американских компаний - на территории СНГ;

    - организация деловых поездок в СНГ и США с подготовкой индивидуальной программы деловых встреч;

    - обучение специалистов в США и Швейцарии в области внешнеэкономической, банковской и управленческой деятельности;

    - использование телефонной, телеграфной, телефаксной, телетайпной связи Совета;

    - оказание содействия в аккредитации представительств иностранных фирм и регистрации предприятий с иностранным участием.

Ставки тарифов на услуги на коммерческой основе формируются в соответствии с фактическими расходами и с учетом необходимости обеспечения самофинансирования СТЭС.

Свою работу СТЭС проводит во взаимодействии с Американо-Российским Деловым Советом (АРДС), расположенным в Вашингтоне, и другими общественными организациями США.

СТЭС и АРДС планируют проводить совместные ежегодные собрания своих членов попеременно в СНГ и США. Для должной координации деятельности обеих организаций достигнута договоренность о создании Координационного комитета. Под эгидой СТЭС и АРДС формируются отраслевые и функциональные комитеты:

  • Комитет по промышленности и инвестициям
  • Комитет по агробизнесу
  • Комитет по энергетике
  • Комитет по конверсии
  • Комитет по правовым вопросам
  • Комитет по транспорту
  • Банковско-финансовый комитет
  • Комитет по индустрии сервиса.
В деятельности СТЭС на добровольных началах могут принимать участие юридические лица, а также организации и предприятия других организационно-правовых форм, действующие на территории стран СНГ и США.

Прием в члены Совета осуществляется путем подачи заявления в произвольной форме на имя Президента СТЭС и заполнения анкеты члена Совета с последующим утверждением членства на Годовом собрании членов Совета.

Финансирование деятельности СТЭС осуществляется за счет членских взносов, вносимых компаниями СНГ в рублях и американскими компаниями в долларах США. Размер ежегодных членских взносов для участников СТЭС от стран СНГ составляет от 20.000 до 100.000 рублей в зависимости от объема производства или продаж товаров и услуг. Взнос американских членов СТЭС также определяется объемом продаж товаров и услуг и соответственно составляет 1.000 - 5.000 американских долларов.

Члены СТЭС имеют право:

    - участвовать в программах, проводимых Советом;

    - избирать и быть избранными в руководящие органы Совета;

    - вносить на рассмотрение руководящих органов СТЭС предложения по вопросам, составляющим круг деятельности Совета;

    - пользоваться в первоочередном порядке и на льготных условиях услугами Совета;

    - получать необходимую информацию, связанную с деятельностью Совета;

    - иметь иные права, вытекающие из Устава СТЭС.

Члены Совета обязаны:
    - соблюдать Устав Совета;

    - выполнять решения органов его управления и контроля;

    - своевременно платить членские взносы.

    Следует подчеркнуть, что аналогичные структуры сотрудничества существуют у СНГ и с другими странами. 

Отношения России с Международным валютным фондом (МВФ)
и Всемирным банком

В свое время бывший СССР принял активное участие в выработке устава МВФ на конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г., однако Советское правительство так и не подписало соглашение о создании Фонда.

Сегодня роль МВФ в многостороннем регулировании мировой экономики на макроэкономическом уровне, особенно в сфере валютно-кредитных отношений. Его деятельность по оказанию странам содействия в проведении ориентированной на рынок национальной экономической политики представляют особый интерес для России. В апреле 1992 года Российская Федерация вступила в МВФ ("Нормативные акты", п.1.25.). Соответствующая резолюция Совета управляющих МВФ устанавливает квоту России в размере 3 процентов капитала Фонда.

К настоящему времени Россия вступила во все организации Группы Всемирного банка, в том числе в Международную финансовую корпорацию (МФК).

Подписано и ратифицировано соглашение о восстановительном займе в объеме 600 млн. долларов. Полученные средства будут распределены следующим образом: 250 млн. - для продажи через Московскую межбанковскую валютную биржу; 350 млн. - для оплаты "критического импорта" товаров для здравоохранения, транспорта, сельского хозяйства и угольной промышленности. С российской стороны решаются практические вопросы по освоению займа: создание рабочей группы, уточнение с участием ведомств списков подлежащих закупке товаров. 

В августе 1992 г. Всемирный банк предложил обсудить среднесрочную программу заимствования на 1993-1995 финансовые годы, состоящую из следующих проектов:

- 1993 финансовый год - перечисленные выше займы, а также создание "Фонда развития проектов";

- 1994 финансовый год - транспортировка нефти, транспортировка газа, реконструкция автодорог, маркетинг и сбыт в сельском хозяйстве, развитие частного сектора, социальная защита и занятость, распределение газа (всего 7 проектов);

- 1995 финансовый год - здравоохранение, транспорт, нефтяная отрасль, муниципальные услуги и городской транспорт, нефтяное совместное предприятие, структурная реорганизация фермерских хозяйств, сельскохозяйственный сектор, подотрасли промышленности.

6 августа 1992 г. Всемирный банк утвердил 600-миллионный кредит России на импорт товаров, критически необходимых для приостановки спада производства.

Реабилитационный кредит поддерживает новый этап широкой программы реформ, осуществляемых российским правительством, которые заложат основы перехода к рыночной экономике.

В дальнейшем деятельность Банка будет направлена на поддержку усилий правительства по углублению программ приватизации и социальной защиты, а также расширению сферы реформ, включая сельское хозяйство и энергетику.

Реабилитационный кредит состоит из двух частей:

- 250 млн. долларов будут проданы коммерческому частному сектору для финансового импорта;

- 350 млн. долларов будут использованы для приоритетного импорта в здравоохранение, сельское хозяйство, транспорт и энергетику.

Средства первой части кредита будут реализованы через Московскую межбанковскую валютную биржу. После введения с 1 июля 1992 г. единого обменного курса Московская межбанковская биржа все более рассматривается как основной пункт доступа растущего частного сектора к иностранной валюте.

До 100 млн. долларов предусмотрено направить на медикаменты и медицинское оборудование, чтобы остановить быстрый развал здравоохранения вследствие недостатка иностранной валюты.

Сельское хозяйство получит 150 млн. долларов для повышения эффективности и сокращения потерь, связанных с хранением и переработкой пищепродуктов. Также могут быть оплачены такие критически необходимые для сохранения сельскохозяйственного производства товары, как высокопродуктивные семена и ветеринарные препараты.

Транспорт получит 50 млн. долларов на запчасти и оборудование для возвращения в строй автобусов и улучшения обработки грузов в основных портах, включая Санкт-Петербург.

Энергетика получит до 50 млн. долларов на запчасти, срочно необходимые для сохранения производства.

Реабилитационный кредит предоставляется сроком на 15 лет с пятилетней отсрочкой погашения под текущую колеблющуюся ставку процента Банка в размере 7,6%.
 

Какой орган в правительстве России
рассматривает вопросы о погашении внешних долгов?

Вопрос о погашении внешних долгов входит в компетенцию Правительства РФ. Доля России во внешнем долге бывшего СССР составляет около 62%. После распада СССР встал вопрос о преемственности внешнего государственного долга государствами СНГ. 4 декабря 1991 г. этими государствами был подписан "Договор о правопреемственности в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР". Для урегулирования всех вопросов, связанных с реорганизацией этого Договора, стороны договорились организовать Межгосударственный Совет по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов, состоящий из полномочных представителей сторон. Конкретную работу по обслуживанию внешнего долга поручено вести Внешэкономбанку России.
 

Какие формальности необходимо выполнить для рассмотрения
и решения вопроса о погашении долгов?

Для рассмотрения и решения вопроса о погашении долгов иностранные юридические лица должны обращаться с заявлением во Внешэкономбанк России, где оно будет рассмотрено в соответствии с требованиями и практикой Парижского и Лондонского клубов.
 

Кто официально оформляет отсрочки платежей?

Официально отсрочки платежей оформляет Внешэкономбанк России. В настоящее время действует временная отсрочка платежей по долгам бывшего СССР, предоставленная иностранными кредиторами в рамках Парижского и Лондонского клубов. Идет соответствующий переговорный процесс относительно консолидации внешнего долга бывшего СССР и предоставления новой отсрочки платежей на государственном уровне. Поэтому рассмотрение претензий отдельных внешнеторговых фирм и других иностранных юридических лиц временно приостановлено.
 

Какие организации являются гарантами отсрочки платежей?

Этот вопрос решается в рамках Парижского и Лондонского клубов в соответствии с общепринятой международной практикой.
 

Счета многих иностранных фирм по торговым операциям
с российскими партнерами в 1990-1991 гг. заморожены во Внешэкономбанке России.
Каковы перспективы размораживания счетов?

Перспективы положительного решения этого вопроса непосредственно связаны с результатами осуществляемых сейчас на государственном уровне переговоров с иностранными кредиторами в рамках Парижского клуба, а также с улучшением экономического и валютно-финансового положения в России и других странах СНГ.
 

Самостоятельность органов местной власти
в осуществлении внешнеэкономической деятельности

В Федеративном договоре, регулирующем отношения между центром и регионами, предусмотрено, что местные органы являются самостоятельными участниками внешних экономических связей. Они имеют право выхода на международный рынок и заключения различных соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве.

Регионы имеют все необходимые правовые полномочия для самостоятельного решения вопросов экспорта и импорта товаров. Самостоятельность местных органов ограничивается только в сфере экспорта ряда стратегических товаров. Федеральным правительством на вывоз этих видов товаров устанавливаются квоты или выдаются лицензии. В их рамках регионы могут беспрепятственно заключать соглашения с иностранными партнерами.

Широкие права предоставлены местным органам управления в инвестиционной деятельности по следующим направлениям:

    - завершение строительства незаконченных объектов и их перепрофилирование с учетом конъюнктуры рынка;

    - создание контрактных совместных предприятий, основанных на вложениях инвестиций иностранных юридических лиц и граждан в действующие предприятия, при совместном с инвестором управлении и разделе продукции и прибыли по условиям контракта;

    - создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным юридическим лицам и гражданам;

    - долевое участие в акционерном капитале;

    - иностранные инвестиции на основе аренды имущества предприятий на определенный срок;

    - целевые банковские вклады для кредитования развития предприятий, выпускающих продукцию на экспорт, с условием возврата вложенных средств за счет перечисления инвестору части прибыли этих предприятий;

    - концессионные формы инвестиций.

Существует ли в России государственная торговая регистрация?

В России в настоящее время ведется несколько регистров: Госкомстат кодирует субъектов хозяйствования, их учет ведет также Государственная налоговая служба, Минфин формирует регистр акционерных обществ и СП, Минюст регистрирует общественные организации и ассоциации, Российский союз промышленников и предпринимателей ведет генеральный регистр предприятий-производителей, Российско-Американский Университет выпускает регистр товаров, услуг и производителей на территории бывшего СССР.

Распад вертикальных связей между производителями товаров и услуг в республиках бывшего Советского Союза породил острейшую потребность в достоверной деловой информации как у традиционных, так и у новых коммерческих структур. Такая информация необходима и для становления взаимных отношений между российскими предпринимателями. Возможность получения информации очень важна для потенциальных партнеров России из зарубежных стран, которые зачастую не знают, с кем иметь дело.

На основании Указа Президента Российской Федерации N 213 от 15 ноября 1991 года "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" МВЭС России приказом N349 от 17 июля 1992 года прекратило выдачу свидетельств участников внешнеэкономической деятельности.

Децентрализация внешней торговли во всех государствах СНГ и либерализация внешнеэкономической деятельности без учета интересов экономики привели к возникновению негативных явлений в деловых отношениях с иностранными партнерами. Участились случаи поставок сырьевых товаров по умышленно заниженным ценам, срывов контрактных обязательств по вине российских предпринимателей, нарушения таможенных процедур, недобросовестной конкуренции и др.

Российскому предпринимателю по состоянию на 1 июня 1992 года для регистрации необходимо пройти следующие основные этапы:

1. Подготовка учредительных документов и поиск юридического адреса (помещения).

2. Визирование учредительных документов у юристконсульта, нотариальное заверение.

3. Сдача документов в регистрационную палату района или города.

4. Получение временного свидетельства о регистрации.

5. Открытие временного счета в банке.

6. Внесение уставного фонда.

7. Изготовление печати.

8. Открытие постоянного счета в банке.

9. Получение кодов ОКПО, ОКОНХ и СООГУ в Госкомстате.

10. Регистрация в налоговой инспекции.

11. Регистрация в пенсионном фонде.

12. Сдача в регистрационную палату документов, подтверждающих выполнение действий по пп. 5-11.

13. Получение постоянного свидетельства о регистрации.

14. Регистрация в Министерстве финансов Российской Федерации - для акционерных обществ и совместных предприятий.

15. Регистрация в Министерстве юстиции Российской Федерации - для общественных организаций и ассоциаций.

16. Получение заключения Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур - для концернов и крупных межрегиональных объединений.

17. Получение заключения СЭС - для предприятий торговли, питания, здравоохранения.

18. Получение заключения Министерства финансов РФ и Центрального банка России - для банков и бирж.

19. Для получения помещения с юридическим адресом необходимо разрешение районных властей (для помещений более 200 кв.м - соответственно городских); согласование с комитетом по приватизации, получение разрешения комитета местного самоуправления; согласование с комитетом по охране памятников; решение СЭС; заключение ПРЭУ и органов пожарного надзора.

Но основная информация распылена по разным регионам и ведомствам. Кроме того, доступ к ней для потенциального отечественного или зарубежного партнера затруднен. Из этого просматривается вывод о необходимости создания центра, который аккумулировал бы всю основную информацию, упростив процедуру для предпринимателей и одновременно обеспечил доступ к достоверной информации для потенциальных партнеров.

МВЭС России предложил создать в кратчайшие сроки Центр по формированию государственного торгового реестра и его интеграции в международные информационные системы.
 

Регулирование экспорта из России биологических веществ

Правительство Российской Федерации утвердило положение о порядке контроля за экспортом из России биологических веществ, которые могут быть использованы при создании бактериологического (биологического) и токсичного оружия.

Согласно Положению, порядок контроля предусматривает "подготовку специального заключения о возможности экспорта того или иного вида биологической продукции, ее лицензирование и декларирование".

Экспорт и реэкспорт указанных номиналов не может осуществляться в государства, нарушающие Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсичного оружия и Женевский протокол 1925 года о запрещении применения в военных целях удушающих, ядовитых или других газов и бактериологических средств.

"Лицензирование экспорта биологических веществ является обязательным для всех субъектов хозяйственной деятельности на территории России" независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

"Экспорт может происходить только по разовым лицензиям, выдаваемым Министерством внешних экономических связей России".

До введения постановления, многочисленные коммерческие структуры продавали свой товар (в основном, природное сырье, используемое в восточной медицине: панты, пчелиный и паучий яды, медвежья желчь, экстракты трав и др.) низкого качества, но по ценам намного ниже демпинговых.
 

Осуществление валютного контроля за внешнеэкономической деятельностью

Для покрытия внешнего долга России для всех экспортеров действует обязательное правило продажи государству через валютные аукционы 50% валютной выручки.

Для ужесточения контроля за репатриацией валютной выручки экспортеров стратегически важного сырья создана федеральная служба экспортно-импортного контроля, которая должна осуществлять взаимодействие между таможней и Центральным банком России.

С этой целью в 1993 г. вводится система централизованных поставок на экспорт определенного количества товаров - для государственных нужд на тендерной основе (для обеспечения потребностей в импорте и обслуживания государственного долга). В соответствии с постановлением правительства от 30.12.92 г. "О порядке осуществления экспортно-импортных операций по поставкам продукции и товаров для государственных нужд в 1993 г." заказчиком по такому экспорту будет МВЭС.

Импортеры товаров для государственных нужд также будут определяться на конкурсной основе. Объем критического импорта определен на 1993 г. в 111 млрд.долл.
 

МВЭС об антидемпинговых мерах ЕС

Комиссией Европейских сообществ принято решение "О введении антидемпинговых и других мер защиты внутреннего рынка Европейских сообществ против российского экспорта".

По мнению экспертов, решение Европейских сообществ о введении антидемпинговых мер против российского экспорта может привести к его резкому сокращению. Предложенные санкции предполагают введение на товары, экспортируемые из России, дополнительного налога в 30% сроком на 5 лет. В связи с этим Россия будет вынуждена не только количественно ограничить и контролировать свой экспорт, но и повысить цены на экспортируемую продукцию.

Под антидемпинговые меры попадают такие экспортные товары как сульфат меди, хлор, калий, карбид кремния, искусственный корунд, первичный алюминий, природный и обогащенный уран, металлический кальций и другие. Причем по целому перечню товаров задеты интересы не только России, но и других республик СНГ. Российских экспортеров беспокоит не только сам факт введения антидемпинговых мер, но и процедура исчисления новых экспортных тарифов: за основу расчетов часто берутся аналогичные товары, произведенные в странах с применением принципиально иных технологий.

По мнению специалистов, единственный путь отстоять свои позиции лежит через введение государственного регулирования на поставки товаров из России и в Россию, ограничение числа экспортеров, контроль за ценами, а также за поступлениями СКВ. При этом права на экспорт будут изъяты у посреднических фирм, но оставлены субэкспортерам. При этом круг экспортеров сократится в десятки раз.

В МВЭС считают, что производителям и поставщикам это будет выгодно. Последние смогут пользоваться услугами субэкспортеров, хорошо знающих западный рынок, и сумеют с максимальной выгодой и для производителей и для государства продать свой товар.

Антидемпинговые меры ЕС против экспорта сырья из России

по экспорту мочевины - в случае отмены обязательств 1989 года (экспорт - 72 тыс.тонн) поставки могли бы быть увеличены вдвое. Экспорт 1991 года - 199 тыс.тонн на сумму $158 тыс.

по экспорту сульфата меди - установлена аннтидемпинговая пошлина в 58% к цене. Экспорт 1991 года - 492 тонны на сумму $45 тыс.

по экспорту феррокремния - установлены минимальные цены в 425 ЭКЮ ($500) за тонну товара с содержанием 78% кремния, цена в ЕС должна составлять 586 ЭКЮ ($700) за тоннну с возможностью скидки в 8% за качество. Возможности коммерческой работы на рынке для России существенно ограничены. Угрожает возобновление дополнительного расследования, начатого в июле 1992 года. Кроме того, существенно затронуты интересы Украины и Казахстана. Российский экспорт 1991 года составил 64 125 тонн на сумму $12,3 млн.

по экспорту искусственного корунда - существенно ограничены возможности коммерческой работы. Экспорт 1991 года - 60 тонн на сумму $27 тыс.

по экспорту карбида кремния - угрожает возобновление дополнительного расследования, начатого в октябре 1991 года. Экспорт 1991 года - 119 тонн на сумму $ 45,9 тыс.

по экспорту хлоркалия - установлены пошлины, размеры которых варьируются в зависимости от качества товара в размере разницы между минимальной и экспортной ценой.

Российским поставщикам хлоркалия рекомендовано обращаться в Европейский суд. Экспорт 1991 года составил 730 тыс. тонн на сумму $ 53,3 млн.

Другие меры защиты рынков ЕС

по экспорту первичного алюминия - с мая 1992 года ведется наблюдение за экспортом из России. Проведено три раунда консультаций Комиссии ЕС и МВЭС России. КЕС настаивает на принятии Россией обязательств по самоограничению экспорта, который сейчас составляет 500 тыс.тонн на сумму $ 600 млн. в год. Затрагиваются также интересы Украины, Казахстана, Таджикистана и Азербайджана.

по экспорту природного и обогащенного урана - ведется лицензирование поставок Евратомом. В ходе консультаций КЕС и МВЭС России стало ясно, что претензии выдвигаются не из-за цен, а из-за объема поставок (около 20% всего рынка). Под угрозой - экспорт на сумму $ 250-300 млн.

Незавершенные антидемпинговые расследования

по экспорту перманганата поташа - расследование, начатое в мае 1990 года, прекращено в январе 1991 года из-за отсутствия факта демпинга.

по экспорту металлического кальция - антидемпинговая пошлина, введенная в сентябре 1989 года, отменена Европейским судом. Однако в ноябре 1992 года КЕС вновь возбудила расследование.

по экспорту низкоуглеродистого феррохрома - расследование начато в августе 1989 года. Затрагиваются интересы Украины и Казахстана.

по экспорту чугуна - расследование начато в сентябре 1991 года. Затронуты интересы всех государств СНГ. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]