Деловая книга РАУ
Обозреватель - Observer


 

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА
И КОНВЕРСИЯ В РОССИИ


Результаты и перспективы
конверсии военного производства в России


Конверсия военного производства является на данном этапе главной особенностью оборонного комплекса России. При этом предусматривается переориентация военного производства на реализацию народно-хозяйственных приоритетов при минимальных затратах.

В соответствии с принятыми правительством России приоритетами освобождаемые от военных заказов мощности, научно-технический потенциал и трудовые ресурсы предусмотрено направить в первую очередь на развитие производства высококачественной продукции для сельского хозяйства и потребительского сектора, медицины, топливно-энергетического и химико-лесного комплексов, транспорта и связи, для решения экологических проблем.

В условиях проведения конверсии и резкого сокращения военных заказов в 1992 г. произошли значительный спад и существенные структурные изменения промышленного производства в комплексе. По оценке Министерства экономики России, снижение общего выпуска продукции в 1992 г. составило 23%. Существенно сократилось производство вооружения и военной техники, а производство гражданской продукции осталось на уровне 1991 г., в результате чего ее удельный вес в общем объеме производства составил 81 процент против 62,5 процентов в 1991 г. Сокращение численности работающих в этих условиях составляет, по экспертной оценке, более 1 млн. человек.

В настоящее время примерно на 700 предприятиях отраслей промышленности осуществляются работы по конверсии оборонного производства. В целом в 1992 г. затраты на реализацию конверсионных мероприятий составили около 150 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета израсходовано около 46 млрд. и из фонда содействия конверсии 33 млрд. рублей. Для осуществления программ по перепрофилированию производственных мощностей на выпуск гражданской продукции выделен целевой кредит в сумме 77 млрд. рублей.

Самым актуальным вопросом конверсии в ближайшие два-три года будет ее финансирование. 

Предприятия должны знать, что им предстоит делать по основным видам продукции в ближайшие годы. Безусловно, стабильность придает тот факт, что уже определен заказ на закупку вооружений и военной техники. Вплоть до 1995 г. он будет сохранен на том уровне, как был сформирован в 1992 г.

По оценке экспертов, чтобы завершить начавшийся в российском ВПК процесс конверсии, потребуются семь-восемь лет и сумма порядка 150 млрд. долларов.

В 1993 г. по сравнению с 1992 г. темпы роста производства продукции в целом по комплексу составят, по прогнозу Министерства экономики РФ, 108,9 процента, в том числе по гражданской - 111 процентов. В результате удельный вес гражданской продукции в общем объеме производства возрастет в 1993 г. примерно до 83 процентов.

Разработанные предприятиями конверсионные программы потребуют продолжения кредитования предусмотренных в них мероприятий в 1993 г. на сумму 180 млрд. рублей (в ценах IV квартала 1992 г.). Кроме того, для финансирования затрат, связанных с конверсией (дотации по фонду потребления, содержание инфраструктуры, испытательных стендов и полигонов, расходы по уплате процентов за кредит), потребуется выделение бюджетных ассигнований на сумму свыше 120 млрд. рублей. Это позволит с учетом работ, проведенных в предыдущие годы, только в 1993 г. создать на конверсируемых предприятиях мощности по выпуску гражданской продукции на сумму 161 млрд. рублей в год, в том числе товаров народного потребления - на 50 млрд. рублей.

Условия и порядок приобретения военной техники
и военного имущества общего назначения, высвобождаемых в России
и других государствах


Министерству обороны Российской Федерации предоставлено право реализации и использования такого имущества (кроме вооружения и боеприпасов) как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

На внутреннем рынке - через специализированные государственные хозрасчетные предприятия при Министерстве обороны России (Центральном управлении материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Минобороны РФ), как правило, на биржах и аукционах.

На внешнем рынке - через это же управление Минобороны РФ и Министерства внешних экономических связей (МВЭС) РФ в установленном законодательством порядке. В 1992 г. Россия завершила переориентацию экспорта вооружений в платежеспособные страны третьего мира, резко сократив поставки оружия в Восточную Европу, Вьетнам и на Кубу. По данным военных экспертов, Россия в 1991 г. продала оружия на 7,8 млрд. долларов, однако основной объем вооружений стоимостью свыше 5 млрд. долларов был передан стратегическими союзниками бывшего СССР на безвозмездной основе или с выделением льготных кредитов. Специалисты МВЭС предполагают, что в 1992 г. доходы России от продажи оружия превысят 3 млрд. долларов. На сегодняшний день основными партнерами России в закупке вооружений являются Индия, Китай, Иран, Тайвань и Малайзия. Крупнейшим покупателем российского оружия остается Куба.

Реализация высвобождаемого военного имущества крестьянским фермерским хозяйствам, сельхозкооперативам военнослужащих, а также лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, уволенным в запас, а также ветеранам Вооруженных Сил осуществляется через специализированные хозрасчетные предприятия по заявкам местных органов военного управления по стоимости, рассчитанной исходя из сложившихся на момент продажи цен с учетом износа имущества.

Минобороны РФ разрешено свободные внебюджетные средства, получаемые от этой реализации, направлять на выдачу ссуд промышленным, сельскохозяйственным и другим предприятиям и организациям, независимо от форм собственности на принципах обеспеченности, целевого характера, срочности, возвратности, платности. При реализации военного имущества за рубеж МО РФ освобождается от таможенных пошлин (основание: Указ Президента РФ от 30.11.1992 г. N 1518).

Как в кратчайшие сроки и с максимальным экономическим эффектом
перевести деятельность предприятия с выпуска военной продукции
на производство гражданского назначения в условиях
постоянно меняющейся экономической обстановки?
Имеется ли компьютерная модель для помощи в выработке оптимальных
управленческих решений при проведении конверсии?


Динамическая модель структурной перестройки производства предназначена для количественного анализа и выбора управленческих решений в процессе перестройки производства (предприятия, объединения, отрасли) с одного вида продукции на другой, в том числе в процессе конверсии оборонной промышленности на гражданские виды.

Программа "Модель" позволяет:

    - помочь в выборе трудных управленческих решений по планированию и управлению структурной перестройкой производства;

    - количественно оценить текущие и перспективные результаты любых вариантов Ваших решений;

    - смоделировать любую программу управления преобразованием имеющихся и созданием новых параметров производства;

    - оценить время достижения желательного состояния производства при заданных входных и выходных параметрах и внешних ограничениях, включая налоговую политику, размеры госзаказа и рыночный спрос на новую продукцию;

    - обосновывать при необходимости запросы на субсидии, дотации, налоговые и кредитные льготы.

В структуру программы "Модель" включены все основные показатели хозяйственной деятельности предприятия.

Входные данные: производственные мощности, численность производственно-технического персонала, производительность труда, запасы материальных ресурсов, фонды потребления, кредиты и депозиты и др.

Внешние ограничения: финансовая политика государства, размеры госзаказа, мобилизационные ограничения на старую продукцию при осуществлении конверсии производства, рыночный спрос на новую продукцию и др.

Выходные результаты: любая программа управления преобразованием мощностей; создание новых мощностей, найм, увольнение, подготовка и переподготовка ПТП, создание и расход ресурсов на новое производство, получение и возврат кредитов; рациональное распределение прибыли и др.

Проверка "Модели" на ряде предприятий оборонного комплекса России показала, что программа конверсии, оптимизированная с помощью "Модели", экономична более, чем на 30% по сравнению с интуитивно принятыми управленческими решениями.

Где можно получить информацию
о конверсионных предприятиях Москвы и Московского региона,
нуждающихся в инвестировании?


Полная информация по данному вопросу имеется в "Базе данных по конверсионному производству в Москве и Московском регионе", подготовленной Центром международных и военно-политических исследований РАУ-Корпорации.

Инвесторам и другим лицам, заинтересованным в развитии конверсионных процессов, могут быть представлены данные о продукции всех предприятий военно-промышленного комплекса, имеющихся у них готовых технических разработках, опытно-конструкторских проектах, а также о видах готовой продукции, массовый выпуск которой зависит от дополнительных капиталовложений.

Предприятия оборонного комплекса, нуждающиеся в инвестициях, а также инвесторы могут обращаться за справками по контактным телефонам: 147-4560, 147-4155; факс: (095) 290-2659.

Регламентация в России торговли продукцией военного назначения


Кому и как торговать оружием, каким именно определяет постановление правительства N 80 от 28 января 1993 г. "О порядке лицензирования экспорта и импорта продукции (работ, услуг) военного назначения на территории Российской Федерации", целью которого является создание единого механизма военно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

Этот механизм базируется на перечне продукции (работ, услуг) военного назначения, экспорт и импорт которой осуществляется по лицензиям и положениям о порядке лицензирования.

Перечень включает 23 позиции - от "танков и других бронемашин с вооружением и без вооружения, частей и принадлежностей к ним" до "военной формы одежды и атрибутов к ней". Плюс "работы, услуги военного назначения". Плюс "нормативно-техническая документация (конструкторская и эксплуатационная)". Плюс "прочая продукция", о номенклатуре которой остается догадываться.

Разрешено к продаже практически все, кроме ядерного оружия, расщепляющихся материалов и боевых отравляющих веществ.

Лицензия выдается субъектам хозяйственной деятельности, получившим разрешение правительства России на экспорт и импорт продукции военного назначения и не может быть передана другим юридическим лицам. Порядок ее оформления определяется Министерством внешних экономических связей. Заявления на экспорт согласовываются с Комитетом России по оборонным отраслям промышленности и Минобороны России. Экспорт высвобождаемого имущества военного назначения осуществляется, кроме того, по дополнительному согласованию с Госкомимуществом России.

Для оформления лицензии на экспорт необходимо иметь: решение правительства; заявление; оригинал сертификата конечного пользователя, выданный уполномоченным органом страны-получателя; подписанный или парафированный контракт на экспорт; оригинал разрешения или его заверенную копию на осуществление иностранной фирмой операций с продукцией военного назначения, выданные уполномоченным органом страны, в которой эта фирма зарегистрирована.

Основания для выдачи лицензии на импорт - решение правительства, заявление, подписанный или парафированный контракт.

Как в случае экспорта, так и импорта лицензия выдается на один вид продукции независимо от того, сколько ее видов включено в контракт. В случае, если экспорт-импорт единой товарной подгруппы осуществляется на основе соглашений России с зарубежными странами, может быть выдана генеральная лицензия. Она действует один календарный год и разрешает операции по одной или нескольким сделкам. Разовая лицензия выдается на срок до 12 месяцев и разрешает операции по отдельным сделкам. Срок действия лицензии может быть продлен МВЭС - в письменной форме.

Лицензия или мотивированный отказ в ее выдаче направляются заявителю не позднее 25 дней после поступления заявки в МВЭС. Если министерство запрашивает дополнительную информацию (на что имеет право), то срок исчисляется со времени ее поступления и составляет не более 15 дней. Лицензии регистрируются. Они могут быть аннулированы на основании решений правительства России или Межведомственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству России с зарубежными странами. Действие лицензии может быть также приостановлено в случае нарушения обладателем установленного порядка. Приостановление может быть обжаловано в межведомственной комиссии, решение которой является окончательным.

Организации, занимающиеся содействием конверсии


В 1992 г. государство полностью отказалось от финансирования конверсии из госбюджета. На эти цели было предложено использовать кредиты. Центральному банку России было разрешено выдать правительству кредит, который реализуется через коммерческие банки оборонного комплекса.

При распределении кредитов учитывается готовность предприятий к конверсии (прежде всего - наличие у них обоснованного бизнес-плана). В первую очередь кредиты получают конверсионные предприятия, продукция которых пригодна для экспорта; преимуществом также пользуются предприятия, производящие импортозамещающие товары.

Для использования денег коммерческих структур и населения в инвестировании конверсии создана "Военно-промышленная инвестиционная компания".

Экспертной проработкой вопросов, связанных с конверсией, занимается несколько организаций, среди которых выделяется созданная в 1990 г. правительственная организация "Международный фонд конверсии", членами которой являются предприятия оборонного и гражданского секторов, имеющая филиалы в Австрии, Аргентине, ФРГ, Нигерии, Италии и США. Среди задач Фонда выделяются такие, как научное обеспечение конверсии (т.е. разработка концепции и общей программы глобальной конверсии; выявление наиболее актуальных потребностей в экономической, экологической, социальной и гуманитарной областях на среднесрочную перспективу, национальных и международных условий осуществления конверсии; проведение научной экспертизы в связи с возможными политическими решениями по вопросам, затрагивающим проблемы конверсии и др.). В рамках Фонда развивается несколько программ, среди которых программа "Социальная защита", призванная разрабатывать методы защиты общества, предприятий и отдельных граждан от негативных последствий конверсии; программа "Инвесттехника", призванная содействовать производству на бывших оборонных предприятиях медицинской и инвалидной техники, программы "Агроконверсия", "Судоконверсия" и другие. (Адрес МФК: 121069, Москва, ул. Б. Молчановка, 23-38, а/я 40. Тел.: 291-3929, факс 202-7942.)

Кроме того, в России действует Комитет по конверсии, являющийся одним из рабочих подразделений Совета по торгово-экономическому сотрудничеству (СНГ-США) (штаб-квартира СТЭС в России: 121248, Москва, наб. Т. Шевченко. Телефон: 243-5470, телекс 413212, факс 230-2467, телетайп 611207 АСТС). В функции Комитета входит разработка и осуществление технологической практики, направленной на реализацию научно-технического, производственного, интеллектуального, кадрового потенциала оборонного комплекса в интересах предприятий - членов СТЭС как СНГ, так и США; повышение конкурентоспособности оборонных предприятий за счет слияния разных заводов и использования последних достижений нвуки и техники; научно-техническое, маркетинговое, инжиниринговое содействие и сопровождение деятельности конверсионных предприятий на внутреннем и внешним рынках; содействие продвижению высоконаукоемких отечественных технологий в США и другие страны путем организации совместных предприятий, содействие продаже на мировом рынке российской и стран СНГ конкурентоспособной продукции и материалов, внедрение американских технологий на конверсионных предприятиях России.

СТЭС проводит свою работу в тесном взаимодействии с Американо-российским деловым советом (АРДС), созданным в 1992 г. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]