Тема номера
Обозреватель - Observer

 АНТИГЛОБАЛИЗМ - НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ


Социальная несправедливость - источник радикализма

Александр Сентябрев,
политолог

 

Лет 10 тому назад среди западных политологов модными стали рассуждения о конце современной политической истории. Распад Советского Союза, исчезновение социалистической системы в Восточной Европе трактовались сторонниками этой школы таким образом, что окончательно исчезла коммунистическая альтернатива в вопросе развития человеческой цивилизации, которая впредь будет эволюционировать в строгом соответствии с принципами и законами так называемого "свободного мира". При этом делалась неуклюжая, или просто наивная, попытка не замечать того, что наличие глубинных или антагонистических (как говорилось в прежние годы) противоречий в капиталистическом обществе не зависело от СССР, соцсистемы и даже коммунистических партий, поскольку такие противоречия, будучи объективными по своей сути, существуют сами по себе, вне связи с элементами политической надстройки.

Апологеты неоидиллии в современном капиталистическом обществе стремятся заретушировать его врожденные, генетические пороки рассуждениями о новом характере отношений между работодателем и работником в рамках правового капиталистического государства; о виртуальности противоречий между ними в постиндустриальном обществе; о том, что глобализация со временем приведет к исчезновению, или, во всяком случае, значительному смягчению, проблем во взаимоотношениях между развитым и развивающимся мирами и т.д. и т.п.

Тем не менее появление и быстрый рост движения антиглобалистов говорит об обратном.

Итак, кто такие антиглобалисты и какие цели они перед собой ставят?

Если сказать коротко, то антиглобалисты - это те, кто выступает против тотального, но тщательно и хитроумно закамуфлированного неравенства, которое можно считать главным пороком нашей эпохи. Хорошо известно, что на всем протяжении существования человечества от разложения первобытно-общинного строя и до возникновения классов эксплуатируемое большинство вело борьбу с эксплуататорским меньшинством за более справедливое распределение общественного дохода. Причем временами эксплуатируемому большинству удавалось одерживать серьезные, но всё же непродолжительные по историческим меркам победы. Однако парадокс состоит в том, что итогом этой многотысячелетней борьбы между эксплуатируемыми и эксплуататорами является совершенно нетерпимое положение, сложившееся в наши дни, в эпоху прогрессирующей глобализации.

Если в 60-х годах ХХ в. разница в доходах между наиболее и наименее обеспеченными слоями населения нашей прекрасной голубой планеты (по 10% с каждой стороны) достигала 36 раз, то в настоящее время этот показатель вырос более чем вдвое, взлетев до 86 раз.

Несмотря на формирование благополучного среднего класса в развитых капиталистических странах, верховенство в них закона, появление иных атрибутов постиндустриального общества, степень и масштабы социального неравенства, даже на Западе, не могут не впечатлять. 

Политическая и социальная стабильность поддерживается там, прежде всего, благодаря применению власть предержащими хитроумных и одновременно исключительно жестких форм и методов доминирования над личностью, и, прежде всего, экономического доминирования. Человек, даже того не замечая, оказывается опутанным тысячами незримых нитей зависимости либо от государства, по-прежнему, несмотря на формирование гражданского общества, являющегося надежным инструментом в руках крупного капитала, либо непосредственно от этого самого крупного капитала в виде банков, страховых компаний и т.д. Говоря другими словами, даже искренне верящие в свою независимость, а потому неуязвимость граждане развитых капиталистических государств очень сильно заблуждаются на этот счет. Они просто привыкли не замечать того, что постоянно живут под прессом самоцензуры и самоконтроля, когда элементарный здравый смысл, который они путают со свободой выбора, удерживает их от действий, способных поставить их в конфликтные отношения с государством и, прямо или косвенно, крупным капиталом. Для многих прилично питаться, иметь дом и машину, купленные в кредит, карточку социального и медицинского страхования, обладать другими атрибутами современного западного общества, которыми крупный капитал делится с массами во имя собственного спокойствия, гораздо важнее, чем ввязываться в социально-политические баталии, которые могут завершиться потерей работы и вышеперечисленных элементов благополучия, что равносильно выбрасыванию из комфортной жизни на улицу.

При этом следует отметить, что законы современного развитого капиталистического общества в США и Западной Европе, несмотря на их общность по сути, имеют известные различия по форме.

В Западной Европе законы несколько более либеральные, я бы даже сказал социализированные. Все же столетия целенаправленной борьбы угнетенных классов за свои права и свободы не могли остаться совсем безрезультатными. Политическая палитра старушки Европы вмещает в себя все привычные цвета и оттенки партий и движений, которые конкурируют друг с другом в пределах строго определенного правового поля.

В США дела обстоят сложнее. Там описанный выше экономический диктат над личностью доведен до совершенства, в результате чего политическая "поляна" упростилась до состояния, близкого к примитивному. На ней осталось место только для двух чисто буржуазных партий - республиканской и демократической, сущностную разницу между которыми способен определить разве что эстет от политики. Даже для умеренных социал-демократов в Соединенных Штатах не нашлось уголка.

Именно поэтому антиглобализм как политическое течение ярче и выразительнее проявился первоначально в Западной Европе, где у конкретного гражданина больше политических, правовых, социальных и иных гарантий, и поэтому он реально более свободен и независим. Но это, конечно, не значит, что антиглобализм обойдет США - лидера глобализации - стороной. Всему свое время.

Антиглобализм возник как форма стихийного протеста широких масс населения, в число которых входят и представители мелкого и среднего бизнеса, против неолиберальной модели экономического развития, которая методично насаждается повсюду в мире крупным транснациональным капиталом и связанными с ним властными кругами ведущих западных держав и ведет к дальнейшему расширению пропасти между бедными и богатыми, между развитым и развивающимся мирами. Одним из побочных проявлений этой политики является удушение мелкого и среднего предпринимательства, которое не в состоянии противостоять в конкурентной борьбе на общерыночном пространстве крупному капиталу. В Западной Европе первые проявления антиглобализма в начале 90-х годов ассоциировались с перевернутыми трейлерами, доставлявшим дешевые испанские овощи на рынки других государств-членов ЕС.

Несмотря на то, что приверженность демонстративному вандализму как "фирменному знаку" антиглобализма до сих пор характерна для ультрарадикальных представителей этого течения, с годами оно приобретает все большую зрелость и даже некую респектабельность. В прошедшем с 31 января по 5 февраля с.г. в столице бразильского штата Рио-Гранде-до-Сул г. Порто-Алегре II Всемирном социальном форуме (его вполне можно рассматривать в качестве съезда конструктивных антиглобалистов) только в качестве аккредитованных делегатов приняло участие 15 тыс. чел. из 131 страны мира. А всего же в этом южном бразильском городе собралось более 60 тыс. антиглобалистов.

На Форум прибыли такие заметные фигуры международного политического пространства, как бывший президент Португалии М.Соареш; лауреаты Нобелевской премии гватемалец Р.Менча и аргентинец А.Перес Эскивель; индийский философ В.Шиву; непримиримый борец с коррупцией, наркобизнесом, нарушением прав человека испанский судья Бальтасар Гарсон, по чьему ордеру британским правосудием в течение нескольких месяцев задерживался чилийский диктатор А.Пиночет. Своим присутствием почтили Форум Верховный комиссар ООН по правам человека М.Робинсон и Генеральный директор Международной организации труда Х.Сомавиа. Приветствие участникам слета в Порто-Алегре направил Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан.

В то же время организаторы Форума отказали в аккредитации тем персоналиям, которые были рьяными приверженцами неолиберализма, а посему "генетически" несовместимы с антиглобализмом. В их числе, в частности, оказался президент Всемирного банка могущественный Д.Вулферсон.

Хотя по итогам Форума в Порто-Алегре не было принято какого-то общего документа, да он и не готовился, участники антиглобалистского слета одобрили целый ряд деклараций и резолюций, имеющих по отдельным направлениям, по сути дела, программный характер. Особо хотелось бы выделить "Манифест за мир без войн". В нем, в частности, отмечено возрождение в мире атмосферы "холодной войны"; указано на вновь появившуюся у ряда стран тягу к силовому решению возникающих международных проблем; обращено внимание на снижение роли ООН, прежде всего в деле урегулирования конфликтов. Переломить эту негативную тенденцию, на взгляд участников Форума, можно через формирование нового, более справедливого миропорядка, свободного от гегемонии и любых форм господства одних над другими. Антиглобалисты призвали добиваться свертывания производства вооружений и использования высвобождающихся в результате этого ресурсов на социальные нужды. Особо они выделили значение создания сильной международной организации (такую роль могла бы сыграть и обновленная ООН), которая, отражая интересы всех членов международного сообщества, была бы в состоянии обеспечить справедливый и сбалансированный подход к глобальным проблемам.

В других документах Форума жесткой критике была подвергнута односторонняя политика США в мировых делах; намерение Вашингтона присвоить себе функцию "мирового жандарма", "пытающегося силой навязать миру свою волю"; осуждены пока еще словесные экзерсисы американских лидеров на тему "оси зла", элементы которой, а это вполне конкретные страны и народы, могут рассматриваться как будущие мишени для уже приведенной в действие американской военной машины.

Антиглобалисты высказались в пользу коренного реформирования современных международных экономических отношений, сделав упор на недееспособность главных международных финансовых институтов, продемонстрировавших свое полное бессилие предотвратить крупные социально-экономические катаклизмы.

Абсолютно непримиримую позицию участники Форума заняли в вопросах внешнего долга развивающихся стран. Широкий резонанс получило броское заявление А.Переса Эскивеля о том, что "внешний долг является составной частью экономического терроризма".

По итогам своего слета в Порто-Алегре антиглобалисты выработали рассчитанный на полтора года "календарь сопротивления неолиберализму", предусматривающий проведение различных протестных мероприятий в ходе крупнейших международных встреч и конференций.

Первые подобные акции, приуроченные к Конференции ООН по финансированию развития в Монтеррее (Мексика) и заседанию Евросовета на высшем уровне в Барселоне, которые прошли в течение марта с.г., уже состоялись. Причем в столице Каталонии антиглобалисты вновь не на шутку разбушевались, перебив множество витрин магазинов, поломав все, что попадалось им под руку в туристической части Барселоны. Наиболее экзальтированные антиглобалисты даже сумели приковать себя наручниками к футбольным воротам на стадионе "Ноу Камп" во время принципиального матча между "Барселоной" и мадридским "Реалом". Ничего, кроме раздражения наэлектризованных болельщиков обеих команд, эта выходка, естественно, вызвать не могла.

Демонстративное хулиганство, преднамеренные стычки с полицией - это что-то вроде "детской болезни" ультралевизны антиглобализма. Все эти, бесспорно, неприглядные, а временами и просто варварские действия и поступки не должны, однако, уводить в сторону от понимания антиглобализма как вызревшего народного протеста против растущей несправедливости современного мира, всепроникающего в него засилья крупного капитала, стремящегося, оседлав постоянно ускоряющийся процесс интернационализации мирохозяйственных связей (глобализация), навязать человечеству свои законы игры и навечно закрепить деление мира на бедных (развивающиеся страны) и богатых (страны "золотого миллиарда"), а внутри "мира богатых" - на очень богатую элиту, обслуживающий ее средний класс и абсолютных маргиналов, вынужденных не жить, а прозябать в совершенно неприемлемых для человека, тем более человека XXI в., условиях.

Сегодняшние антиглобалисты в чем-то очень напоминают участников первых стихийных выступлений трудящихся в первой половине XIX в. против находившегося в ту пору еще в юношеском возрасте капитализма, когда объектом народного гнева зачастую становились станки и машины, в которых рабочие видели главный источник своих бед и страданий. Возможно мы являемся свидетелями некой спирали в развитии общества, когда через почти две сотни лет в нем вновь зарождается мощная стихийная волна, способная как цунами пройтись по устоям капитализма, который (будем к нему справедливы) стал мудрее, изощреннее и, безусловно, демократичнее, однако при этом так и не избавился от своих "родимых пятен", на которые обращал внимание еще К.Маркс.

Что будет с антиглобализмом в дальнейшем?

Общая тенденция его развития видна уже сегодня, и она в главном, вероятно, повторит опыт эволюции классовой борьбы и протестного движения XIX в. Постепенно антиглобализм, как можно полагать, станет более солидным политическим течением, откажется от своего нынешнего нарочито варварского имиджа, который ему в будущем будет только вредить. Уже в наши дни политический эпатаж характерен только для антиглобалистов-радикалов, эдаких ничего и никого не боящихся бунтарей, у которых, возможно, кроме вандализма за душой нет ничего серьезного. Главные же силы антиглобалистов будут, как можно судить, продолжать формировать наднациональное, может даже быть, общемировое движение, невольно в чем-то напоминающее Первый Интернационал, созданный в середине XIX в. основоположниками марксизма. Своеобразной неформальной столицей цивилизованного антиглобализма уже можно считать Порто-Алегре, где в начале 2003 г. пройдет очередной - уже третий по счету - Всемирный социальный форум.

Пойдут ли антиглобалисты своим особым путем, или рано или поздно прямо или косвенно примкнут к какому-то традиционному политическому течению, покажет время. Во всяком случае, уже сейчас заметно, что к ним пытаются подобраться социал-демократы. Естественно, их левое крыло, поскольку правые социал-демократы, типа британских лейбористов, шагают в первых колоннах как раз глобалистов, во всем равняясь на оплот антинародной, империалистической глобализации - США.

На данном этапе у движения антиглобалистов нет ярко выраженного, харизматичного, идеологически и политически яркого лидера, каким, будь он помоложе, мог бы стать Фидель Кастро. Нет у них и сложившегося аналитического ядра. А ведь потребность в глубоком осмыслении произошедших за последнее столетие процессов - огромная. У Маркса и Ленина, сумевших в свое время совершить прорыв в общественных науках, было куда меньше имперического материала, чем у нынешних политиков и исследователей. Все же современные изыскания в этой области - как марксистского, так и антимарксистского направления - в значительной степени связаны, с одной стороны, с попытками, в основном не слишком убедительными, как-то развить марксизм, вписав его в современные условия, а с другой - его совсем добить, выставив в качестве утопичного, оторванного от реальной жизни учения. Подчеркнем в этой связи, что весь антимарксизм, в какой бы упаковке и под каким бы соусом он ни подавался, несмотря на модность и кажущееся лидерство в современных условиях соответствующих теорий и концепций, тем не менее реально выглядит весьма бледно и все мало-мальски дельные, инновационные идеи адептов либеральной и иже с ними мысли вполне можно уместить на одном листке школьной тетрадки.

Возвращаясь к антиглобализму, следует подчеркнуть, что будущее этого движения как нового социально-политического феномена во многом будет зависеть от того, обретет ли оно в ближайшее время признанного и авторитетного лидера и удастся ли ему стать состоятельным с идеологической точки зрения. 

Конечно, современная, наполненная скрытыми и явными противоречиями жизнь будет постоянно подбрасывать в реактор антиглобализма протестное топливо. Но дальнейший прогресс этого движения будет определяться тем, сумеет ли оно выйти за рамки современного варианта "робингудства". Только идя путем идеологического и политического взросления антиглобализм сумеет оформиться в мощную силу общепланетарного масштаба, способную к развитию левой идеи, включая, разумеется, и марксизм, к ведению предметного диалога с ООН, национальными правительствами, международными финансовыми институтами, транснациональными монополиями, широкими слоями гражданского общества в целях создания более справедливого и гуманного миропорядка. Иначе антиглобализм будет рано или поздно раздавлен западной государственно-монополистической машиной. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]