Внешняя политика
Обозреватель - Observer


Молодежь - это главный социальный ресурс любой страны. От того, как государство и общество в целом будут относиться к своим молодым людям, зависит будущее государства и общества.

Кризис в Чеченской Республике (ЧР) в первую очередь ударил по молодежи. Нынешние тяжелые условия ее жизни настоятельно требуют реальных действий для социальной поддержки и правовой защиты всех, кому завтра предстоит взять в свои руки штурвал возрождающейся Чечни.

Необходимо сделать все возможное, чтобы наша молодежь интегрировалась в век новых технологий во всех сферах жизни профессионально подготовленной, физически и духовно здоровой, помнила и чтила обычаи и традиции предков.

Именно в этих целях разработан проект Программы. Она обсуждена и в целом одобрена Правительством Чеченской Республики. Предложено выделить на реализацию Программы около 1 млрд. руб.

Не претендуя на совершенство документа, мы выносим его на суд всех, кому дорого будущее Чечни.

Автор программы Владимир Галицкий,
руководитель Представительства Правительства
Чеченской Республики при Правительстве РФ в Москве,
доктор юридических наук


ПРОЕКТ

 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА


Молодежь Чеченской Республики
(2002-2003 годы)

Цель и задачи Программы. Реали- зация комплекса мероприятий государственной молодежной политики, направленной на социальную защиту молодежи, духовное, нравственное и гражданское воспитание молодых людей Чеченской Республики; приобщение молодежи к труду и учебе; включение чеченской молодежи в созидательную работу по восстановлению Республики; формирование научно-технических и культурных кадров ЧР; формирование физически здорового поколения; воспитание деятельной, дееспособной молодежи, ориентированной на полезный труд, дружбу с народами Чечни и других регионов России. 

Объемы и источники финансирования Программы. По предварительной оценке объем затрат на реализацию Программы составляет более 1 млрд. руб. В качестве источников финансирования предусматриваются средства федерального бюджета, хозяйствующих субъектов и бюджета Чеченской Республики по мере его формирования.

Система организации контроля за реализацией Программы. Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется Правительством Чеченской Республики. 

1. Обоснование необходимости
принятия программы

1.1. Объективная необходимость принятия Республиканской целевой программы "Молодежь Чеченской Республики (2002-2003 годы)" обоснована потребностью реализации государственной молодежной политики Российского государства на территории Чеченской Республики.

Молодежь любого региона России - это главный социальный ресурс нашего государства. От того, какая государственная молодежная политика будет осуществляться на территории Чечни, будет зависеть будущее не только чеченской нации, но и стабильность положения в Республике, на Северном Кавказе и в России в целом…

Реализация Программы позволит обеспечить конструктивную направленность в использовании потенциала чеченской молодежи. Стабилизация социально-экономической жизни определит позитивные и конструктивные формы проявления активности молодежи. 

Для закрепления положительных тенденций необходимо: во-первых, внедрить в сознание молодежи новые ценности "созидания, творчества и общественного служения" и, во-вторых, создать систему специальных форм поддержки социально-значимых инициатив молодежи.

Дети, подростки и молодежь (10-30 лет) Чеченской Республики составляют около 30% всего населения Республики, что составляет около 270 тыс. чел. Подавляющее большинство этих молодых людей за последние 10 лет не получали необходимого образования и воспитания. Это отрицательно сказывается на профессиональных качествах трудовых ресурсах ЧР (недостаток квалифицированных кадров со средним общим образованием, среднетехническим и высшим образованием). По оценочным данным, социальная сфера и экономика Республики, начиная с 2002 г., будут нуждаться в более чем 15 тыс. специалистов разного профиля.

В результате десятилетнего правления антинародного дудаевско-масхадовского режима, проведения на территории Республики войсковых и контртеррористических операций федеральными силовыми структурами, отмечается ухудшение ряда объективных данных, характеризующих условия жизнедеятельности детей, подростков и молодежи Республики.

Социальное и физическое положение молодежи характеризуется следующими процессами:

    - ухудшением состояния здоровья и снижение психической дееспособности молодежи;

    - продолжающейся маргинализацией и криминализацией молодежи;

    - снижением общеобразовательного и профессионального уровня молодежи и отсутствие возможности его повышения.

Тяжелые условия жизни молодежи в ЧР, трудность реализации ими конституционных прав требуют активизации молодежной политики и социальной поддержки молодежи. В настоящее время удовлетворение интересов значительной части молодежи лежит в сфере традиционных форм социальной защиты в виде различных пособий, компенсаций и льготного снабжения товарами первой необходимости. В таких видах помощи нуждаются не менее 50% семей, доходы которых не позволяют удовлетворить элементарные физиологические и бытовые потребности. Такое положение не должно сохраняться дальше. Необходимо обеспечить удовлетворение физических и бытовых потребностей молодежи за счет их самореализации (обеспечение рабочими местами, деятельность в сфере малого и среднего бизнеса и т.п.).

1.2. В дальнейшей перспективе Программа будет включать не только социальную защиту интересов молодежи, но, в первую очередь, создание условий для самореализации потенциала молодых граждан Республики в различных направлениях общественно-экономической жизни Северо-Кавказского региона и России в целом.

1.3. В настоящий период наиболее острыми проблемами среди молодежи, затрагивающими каждого молодого гражданина, являются следующие:

    - безработица;

    - несвойственный современной молодежи рост безграмотности, беспризорности;

    - терроризм, преступность, нарушения прав человека;

    - несовершенство регионального нормативно-правового законодательства по защите прав и интересов молодежи;

    - недостаточность функционирования системы социально-психологической реабилитации;

    - разрушение системы информационного обеспечения интересов и потребностей молодежи в сфере образования, трудоустройства, лечения и т.д., что приводит к росту влияния дезинформации, антиобщественных слухов и т.п.;

    - отсутствие центров досуга, культуры, спорта;

    - необеспеченность органов по делам молодежи профессиональными кадрами по работе с молодежью;

    - нерешенность проблемы жилья.

1.4. Для оперативного и эффективного решения указанных выше проблем необходимо создание сети специализированных учреждений и служб для молодежи:

а) Восстановление всего спектра образовательных услуг.

б) Создание Молодежных бирж труда; Центров правовой помощи; Центров социально-психологической реабилитации; Центров досуга, культуры и спорта; Информационных справочно-консультационных служб и организация их работы.

Включение чеченской молодежи в процесс восстановления нормального функционирования системы образовательных услуг позволит охватить почти 219 тыс. подростков и молодежи.

Дефицит ресурсных возможностей требует расстановки приоритетов и выделение основных направлений, на которых необходимо сконцентрировать усилия и средства для получения ожидаемого как социально-экономического, так и общественно-политического эффекта.

Эти и другие обстоятельства носят объективный характер и говорят о необходимости и своевременности принятия Республиканской целевой Программы. 

2. Организационное обеспечение
выполнения программы

Выполнение Программы основывается на реализации системы подпрограмм и наиболее важных мероприятий: 

    - социальная защита и реабилитация детей, подростков и молодежи;

    - организация постоянной и временной занятости, оздоровления молодежи;

    - организация профессиональной подготовки молодежи;

    - трудовое воспитание молодежи;

    - воспитание молодежи в духе гражданственности, законопослушности, патриотизма и федерализма;

    - создание республиканских молодежных центров;

    - оказание помощи интеллектуально одаренным подросткам и молодежи;

    - организация культурного массового досуга детей, подростков и молодежи;

    - создание общественных молодежных и детских объединений и развитие их;

    - организация конструктивного взаимодействия молодежной политики с политикой в области религии;

    - международное сотрудничество в области молодежной политики;

    - информационно-методическое обеспечение молодежной политики.

2.1. Подпрограмма социальной защиты и реабилитации детей, подростков и молодежи

Цель подпрограммы - развитие социально-психологической помощи и реабилитации, детей, подростков и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Задачами подпрограммы являются:

    - обеспечение эффективного функционирования реабилитационных центров, детских социальных домов, детских приютов, домов для детей-сирот, оздоровительных и других центров;

    - реализация мероприятий по профилактике наркозависимости среди молодежи;

    - реабилитационная работа с молодыми правонарушителями и молодыми людьми, предрасположенными к асоциальному поведению;

    - создание информационно-методической базы по проблемам детей, подростков и молодежи.

Социальный эффект подпрограммы выражается в создании эффективных форм комплексной помощи детям, подросткам и молодежи, оказавшимся без родителей, относящимся к группе социального риска и возвращении их к полнокровной жизни в обществе посредством трудовой, психологической, социальной реабилитации и защиты.

2.2. Подпрограмма организации занятости, оздоровления и досуга молодежи

Цель подпрограммы - содействие в развитии образованной молодежи как интеллектуально развитых и физически здоровых личностей, создание системы государственных гарантий по труду и социально-бытовым условиям, реализация творческой и профессиональной инициативы молодежи.

Задачами подпрограммы являются:

    - содействие в получении молодежью качественного, престижного, в том числе высшего и профессионального образования, реализация творческого потенциала через участие в конкурсах, фестивалях, смотрах; развитие позитивного отношения молодежи к государственной политике, образованию, занятиям физической культурой и спортом;

    - содействие молодежи в вопросах трудоустройства и занятости, создании здоровой семьи;

    - поддержка инициатив молодежи в реализации мероприятий и проектов в сфере социально-экономических программ государственной молодежной политики.

Социальный эффект подпрограммы заключается в повышении духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодежи, повышения квалификации молодых специалистов, решении социально-бытовых и жилищных вопросов путем повышения уровня доходов; обеспечение трудоустройства и полной занятости, поддержки деловой активности и предприимчивости молодежи.

2.3. Подпрограмма трудового, патриотического и интернационального воспитания молодежи

Цель подпрограммы - определение государственных приоритетов и позиций в вопросах воспитания гражданственности, патриотизма и федерализма; социальная адаптация молодежи, в том числе и склонной к совершению правонарушений, на основе обеспечения возможности постоянной или временной занятости, организации досуга и оздоровления, оказания материальной и социальной поддержки молодежи, оставшихся без родителей.

Задачами подпрограммы являются:

    - объединение усилий органов власти и общественных организаций для целенаправленной работы по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи;

    - проведение мероприятий, направленных на пропаганду демократических ценностей и идеалов, а также мероприятий патриотического, исторического и нравственного характера;

    - привлечение чеченской молодежи к участию в программах и мероприятиях молодежи различных регионов России;

    - трудовое воспитание подростков и молодежи, склонных к правонарушениям, неучащихся и неработающих;

    - организация сезонной и временной занятости.

Социальный эффект подпрограммы состоит в том, что ее реализация:

а) позволит в условиях возрождения чеченского общества по-новому осмыслить такие понятия, как гражданственность, патриотизм, демократия, правовое государство, федеративные отношения, придать им особое значение в развитии обновленного чеченского общества;

б) будет содействовать занятости всех категорий молодежи;

в) позволит снизить уровень преступности, социально защитить их в период восстановления экономики и социальной сферы Республики, повысит ее конкурентоспособность на рынке труда и образования, уменьшит уровень безработицы, понизит социальную напряженность в чеченском обществе.

2.4. Подпрограмма содействия интеллектуально одаренным подросткам и молодежи

Цель подпрограммы - содействие творческой деятельности интеллектуально одаренных подростков и молодежи, а также профессиональной адаптации студентов, аспирантов и молодых ученых.

Задачами подпрограммы являются:

    - создание условий по вступлению в активную творческую деятельность интеллектуально одаренных подростков и молодежи;

    - профессиональная адаптация студентов, аспирантов и молодых ученых Республики через проведение стажировок, тематических конкурсов, конкурсов стипендий, грантов, семинаров и т.п.;

    - формирование механизмов привлечения молодых ученых и специалистов к решению экономических, социальных проблем Республики и Северо-Кавказского региона, внедрение разработок молодых ученых на предприятиях и создание кадрового резерва для отраслей промышленности и народного хозяйства Республики;

    - содействие центрам предпринимательства молодежи, занимающиеся решением проблемы трудоустройства и занятости подростков и молодежи, а также реализацией проектов в научно-технической сфере.

Социальный эффект подпрограммы заключается в том, что будет снижен отток профессиональных молодых специалистов из сферы промышленности, науки, искусства и народного хозяйства в другие сферы, а также предотвращен выезд талантливой молодежи из Республики благодаря созданию системы выявления, поддержки и реализации потенциала интеллектуально одаренных подростков и молодежи.

2.5. Подпрограмма организации культурных форм массового досуга детей, подростков и молодежи

Цель подпрограммы - развитие системы культурно-массовых и спортивных мероприятий, прививающих навыки в проведении активного, творческого досуга, с восстановлением лучших общереспубликанских массовых и районных мероприятий для молодежи, основанных на преемственности культурно-исторических традиций чеченского и российского обществ, содействие социальному, культурному, духовно-нравственному и физическому развитию молодых людей.

Задачами подпрограммы являются:

    - развитие системы организации и проведения общереспубликанских и районных массовых мероприятий для подростков и молодежи;

    - создание системы привлечения подростков и молодежи к занятию физической культурой и спортом, художественной самодеятельностью;

    - усиление пропаганды здорового и законопослушного образа жизни среди подростков и молодежи;

    - создание системы выявления и дальнейшей поддержки талантливых подростков и молодежи.

Социальный эффект подпрограммы состоит в том, что качественная организация культурных форм массового досуга обеспечит подросткам и молодежи возможность неформального общения, творческой самореализации, физического и нравственного развития.

2.6. Подпрограмма международного сотрудничества в области молодежной политики

Цель подпрограммы - организация международного молодежного сотрудничества с государственными и негосударственными организациями зарубежных стран (прежде всего СНГ), где имеются чеченские диаспоры, в соответствии с межправительственными соглашениями.

Задачами подпрограммы являются:

    - установление и развитие прямых связей с молодежью зарубежных стран (прежде всего, где имеются чеченские диаспоры);

    - обмен информацией о процессах в молодежной среде (положительный опыт в области правовой защищенности, развития молодежного бизнеса, реализации культурных молодежных программ и т.п.);

    - обмен опытом работы с подростками и молодежью в области воспитания, образования, борьбы с преступностью и наркоманией в подростковой и молодежной среде; 

    - разработка и включение разделов по проблемам молодежи Республики, в договоры о сотрудничестве Российской Федерации с другими государствами, касающихся международных молодежных обменов.

Социальный эффект подпрограммы состоит в том, что организация международных контактов обеспечит создание условий для творческой самореализации подростков и молодежи вне зависимости от этнического происхождения с учетом исторически сложившихся традиций культуры многонационального общества Республики.

2.7. Подпрограмма по конструктивному взаимодействию молодежной политики с политикой в области религии

Исторически так сложилось, что роли ислама в чеченском обществе всегда отводилось значительное место. В настоящее время на территории Республики функционируют 352 мечети, из них 133 имеют частичное разрушение и 30 полное разрушение. Из религиозных образовательных учреждений имеются 2 высших учебных заведения (Исламский университет в г. Грозном и Курчалоевский исламский институт) и 11 филиалов (все филиалы Курчалоевского исламского института). Из 13 учебных заведений 11 имеют регистрацию в Минюсте Чеченской Республики. Общее количество обучающихся составляет 2 786 студентов.

Муфтият Республики способен обеспечить подготовку необходимого количества священнослужителей для местного населения.

Цель подпрограммы - обеспечение конструктивного сочетания светского и религиозного воспитания чеченской молодежи с учетом традиционной религиозности чеченского общества и роли в нем ислама.

Задачами подпрограммы являются:

    - развитие религиозного воспитания в тесном сочетании с формированием гражданского общества; 

    - разъяснение сущности религиозного экстремизма и его пагубности для традиционного ислама; 

    - формирование правильного понимания необходимости сочетания светского и религиозного факторов при построении нового чеченского общества; 

    - разработка форм и методов для взаимодействия верующей и неверующей молодежи.

Социальный эффект подпрограммы состоит в том, что будут ликвидированы причины и условия распространения таких религиозных экстремистских течений, как ваххабизм; будут заложены прочные предпосылки к возрождению традиционного для Республики ислама, обеспечивавшего мир и порядок в чеченском обществе.

2.8. Подпрограмма информационно-методического и научного обеспечения молодежной политики

В настоящее время на территории Республики издается 15 районных газет, что позволяет достаточно полно решать проблемы информационно-методического обеспечения молодежной политики.

Цель подпрограммы - обеспечение молодежи и органов управления молодежными программами полной и своевременной информацией о молодежи, их проблемах, аналитическими прогнозами и методическими разработками, рекомендациями и проектными предложениями для проведения эффективной молодежной политики.

Задачами подпрограммы являются:

    - развитие инфраструктуры, обеспечивающей органы государственной власти полной и объективной информацией о молодежи Республики, ее социально-экономическом положении, морально-ценностных ориентациях и т.п. для ведения аналитической и прогностической работы и выработке по ее результатам необходимых мер по недопущению (устранению) негативных процессов и развитию положительных процессов в молодежной среде; 

    - научно-методическое и информационное обеспечение осуществления молодежной политики, разработка целевых молодежных программ, повышение информационной культуры и квалификации работников молодежных организаций; обеспечение молодежи необходимой информацией и знаниями о возможных путях решения ее проблем через СМИ и консультативно-справочную систему открытого доступа; 

    - периодический выпуск молодежных информационных справочников на электронных и бумажных носителях; поэтапное создание молодежного информационно-аналитического центра с правами провайдера по предоставлению информационных услуг в международной сети Интернет, информационной молодежной сети с филиалами в районах Республики.

Социальный эффект подпрограммы состоит в том, что молодой человек, получив информацию о возможных путях и средствах решения поставленных жизнью задач (трудоустройство, образование, культурное и физическое развитие и т.п.), сможет более рационально расходовать свои и общественные ресурсы, проявить разумную инициативу. Решение данной задачи создаст общие условия для реализации государственной молодежной политики, так как основной принцип осуществления молодежной политики состоит в том, что решение проблем молодежи должно осуществляться самой молодежью при правильно организованной системе государственной и общественной поддержки. Пропаганда и распространение положительного опыта участия молодежи Республики в деле восстановления социальной сферы и экономики Республики заключается в построении нового чеченского общества.
 

Программа печатается с сокращениями.
С полным текстом Программы можно ознакомиться в редакции газеты “Голос Отчизны – Даймехкан аз”, тел./факс (095) 938-82-75.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]