Экономика
Обозреватель - Observer


 
 

О необходимости совершенствования учета и амортизации основных фондов

А.МАЛЫГИН,
доктор экономических наук

 

Состояние экономики России в 1996 г. продолжало ухудшаться. Валовой внутренний продукт сократился против 1995 г. почти на 7%, объем промышленного производства к объему 1992 г. составил не более 50%. Еще хуже складывается ситуация в инвестиционной сфере, где объемы капитальных вложений составили в 1996 г. 82% от объемов 1995 г.

В соответствии с прогнозными данными, не ожидается улучшения и в 1997 г. Объемы капитальных вложений предполагаются на уровне 1996 г. Расходы на государственные инвестиции за счет федерального бюджета предусматриваются почти на 40% ниже бюджетных назначений 1996 г. Основными источниками финансирования инвестиционной программы остаются традиционные собственные средства предприятий и бюджетные ассигнования, что видно из приводимых ниже расчетных данных Минэкономики России (табл. 1). 

Таблица 1

Структура финансирования капитальных вложений


%

КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ
за счет всех источников финансирования
всего = 100%
1995 г.
(отчет)
1996 г. (оценка)
1997 г. (прогноз)
Собственные и привлеченные средства предприятий и организаций
78,2
75,9
80,4
из них:
амортизация
22,8
36,3
38,0
прибыль
21.0
20,5
22,4
привлеченные и другие средства
34,4
19.1
20,0
Бюджетные средства
21,8
24,1
19,6
из них:
средства федерального бюджета
11,5
14,9
10,5
ассигнования из местных бюджетов
10,3
9,2
9,1

Итак, важнейшим источником финансирования капиталовложений как по размерам, так и по доступности для инвестора являются амортизационные отчисления. Значимость их для укрепления воспроизводственного потенциала предприятий в 1996 и в 1997 гг. возросла. В целях увеличения инвестиционных средств предприятий (организаций) в 1996 г. разрабатывалась концепция новой амортизационной политики. Кроме того, вышел Указ Президента Российской Федерации (№ 685 от 8.05.1996 г.) "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", которым предусматривались, в частности, с 1.01.1997 г. новые правила и нормы ее начисления. Проводилась подготовка переоценки основных фондов. Разрабатывались меры по повышению инвестиционной активности. Однако рассмотрение во взаимосвязи проводимых и намечаемых мероприятий дает основания усомниться в целесообразности их введения.

Экспериментальные расчеты, проведенные на отдельных промышленных предприятиях, показывают, что вводимые указом новые правила и нормы амортизации увеличат объем амортизационных отчислений в 2-2,5 раза. Проведенная переоценка основных фондов на 1.01.1996 г. увеличила стоимость основных фондов в 2-2,7 раза (в целом же по народному хозяйству в 2,6 раза).

Выборочное обследование предприятий (по данным на 1.01.1996 г.) позволяет предполагать, что размеры амортизационных начислений возрастут более чем в 5 раз. Эти данные показывают, что еще до проведения последней переоценки основных фондов и до появления упоминаемого выше указа половина предприятий перешла на замедленную амортизацию с сокращением действующих норм амортизации от 2-х до 10 раз. Однако замедленная амортизация в указанных размерах не спасла предприятия от убыточности.

Что же следует ожидать от предпринимаемых мер? Очевидно, что экономика предприятий еще более ухудшится. Это говорит о том, что намеченные меры не учитывают реального положения в учете и использовании основных средств, использовании и учете амортизации в себестоимости и стоимости продукции.

Достаточно посмотреть на изменения, происходящие с соотношением основных фондов и производимой продукцией по народному хозяйству, особенно в последние два года, чтобы убедиться в намечающемся существенном перекосе между наличием основных фондов и производимой продукцией (рис. I).


Рис. 1



При сложившихся перекосах в учете основных средств, постоянном спаде производства и неадекватных заимствованиях из зарубежного опыта по реформированию амортизационной системы, начисляемая амортизация в хозяйственном обороте перестает быть амортизацией с ее обоснованными целевыми функциями. Она становится средством перераспределения скудных доходов предприятий и инструментом их сокрытия от налогообложения.

Как следует из приведенных данных, основные фонды в соответствии с переоценкой на 1.01.1996 г. почти в 6 раз превышают ожидаемый валовой внутренний продукт. Судя по соответствующим соотношениям прошлых лет, можно сказать, что основные фонды завышаются в результате переоценки почти в 2 раза. Легко предположить, какой будет амортизация в составе производственных затрат и что за этим последует в ценообразовании и использовании начисляемой амортизации.

В 1995 г. основные фонды только в 3 раза превышали валовой внутренний продукт, а начисляемая амортизация, по статистическим данным, по народному хозяйству использовалась на воспроизводственные нужды только на 25%, по отдельным отраслям на 5-10%1, а по многим предприятиям (убыточным и малорентабельным - вообще не использовалась по целевому назначению).

Статистические данные по использованию и движению амортизационных фондов показывают не только размеры низкого использования амортизации по целевому назначению, но отражают огромные переходящие из года в год остатки амортизационных фондов, превышающие в 2-3 и более раз годовые начисления амортизации. Остаток амортизационного фонда на конец 1995 г. составил 422,5 трлн. руб. - это четвертая часть валового внутреннего продукта того же года. Так позволительно спросить, где же эти средства? (рис. 2).


Рис. 2



Противоречие между использованием и якобы наличием амортизационных фондов, а в действительности отсутствием у предприятий средств на инвестиционные нужды порождает те же вопросы, что и с целевым использованием бюджетных средств, своевременным погашением долгов и выплат по заработной плате.

В нашем случае с амортизационными фондами можно предположить, что существующий формальный учет, завышающий стоимость основных средств, не соответствует действительности, увеличивает их объемы, вследствие чего амортизация не является амортизацией. Она охватывает ту часть прибыли от реализации продукции, которая идет на удовлетворение текущих нужд. В худшем случае начисляемая завышенная амортизация уходит на финансовый рынок, где "длинные" воспроизводственные деньги переходят с большой выгодой в "короткие". При этих обстоятельствах следует налаживать действенный контроль за целевым использованием амортизационных средств, а не разводить дискуссии о свободном использовании "собственных" средств. Видимо, нужны государственные инвестиционные банки, аккумулирующие инвестиционные средства и обслуживающие инвестиционные процессы, или отдельные банковские счета по хранению и использованию амортизационных средств в коммерческих банках.

Амортизационная система с ее нормами, методами начисления и предназначенного использования является важнейшим экономическим инструментом, гарантирующим минимально необходимые собственные инвестиционные средства для действующих предприятий (организаций) независимо от форм собственности. Она тесно связана с налоговой системой, учетом основных средств, ценообразованием, а следовательно, с интересами государства и общества, требует со стороны государства постоянного внимания и обоснованного применения.

На основе результатов анализа статистических и выборочных данных по конкретным предприятиям, а также последствий проводимых и предполагаемых к проведению мероприятий по учету и переоценке основных средств, изменению порядка и норм начисления амортизации с 1.01.1997 г., материалов по обоснованию источников финансирования федеральных инвестиционных программ (1995-1997 гг.) можно заключить, что в сложившихся и предполагаемых на 1996-1997 гг. условиях реальные (направляемые на инвестирование) размеры амортизационных отчислений не могут превышать 30-50% от начисляемых сумм. Введение новых правил и повышенных норм начисления амортизации и проведенные переоценки основных средств, преувеличивающие их размеры, ведут к разрушению системы экономического учета и потере управляемости экономикой.

Критическое положение с учетом основных средств в издержках и рентабельности производства, а также с возможностями инвестирования собственного производства становится очевидным не только в Центре, но и в регионах.

К примеру, в Хабаровском крае распоряжением администрации края неиспользуемые фонды промышленного назначения освобождены от налогов. Консервация таких фондов дает предприятиям возможность удержаться от разорения и обзавестись необходимыми оборотными фондами2. Ожидаемые последствия проводимых мероприятий даны в табл.2.
 


Таблица 2

 

МЕРОПРИЯТИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ
НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ожидаемые результаты в 1997 г.
ВЛИЯНИЕ
НА ИНВЕСТИЦИ-ОННУЮ АКТИВНОСТЬ
Воздействие на экономику в количественном выражении
Ущерб и потери
в экономике
Отмена льгот по освобождению от налогообложения реинвестируемой прибыли
Потеря финансовых рычагов воздействия
Сокращение реинвестируемой прибыли до 50%
Отсутствие финансовых рычагов стимулирования инвестиционных процессов
Введение с 1.01.1997 г. нового порядка начисления и норм амортизации (Указ Президента РФ от 8.05.1996 г.)
Амортизация теряет экономическую и воспроизводственную функции
Амортизация возрастает в 2 раза
Теряется учет состояния (износа) основных средств
Использование результатов переоценки основных фондов на 1.01.1996 г.
Основные фонды возрастают в 2,6 раза
Амортизация возрастает в 2,1 раза
Возрастают цены на продукцию, усили -
вается инфляция, снижается конкурентность продукции
Корректировка федеральной инвестиционной программы на 1997 г.
Инвестиции будут финансироваться полностью за счет амортизации
Амортизация составит 640 трлн. руб., ее доля в ВВП составит 23% (640/2712)[нормально 10—12%] рис. 3.
Капитальные вложения 425 трлн. руб. финансируются полностью за счет амортизации
(640 трлн. руб.)
Новая концепция амортизационной политики, направленная на повышение норм амортизации и сокращение их количества
Разрушает действующую систему амортизации
Амортизация становится чисто финансовой категорией, теряет целевое назначение
Сокращение налоговой базы и суммы налогов примерно на
100 трлн. руб.
ОБЩИЙ ИТОГ:
ИСКАЖАЕТСЯ ВСЯ СИСТЕМА УЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.ЭКОНОМИКА
СТАНОВИТСЯ НЕУПРАВЛЯЕМОЙ. КРИЗИС УСИЛИВАЕТСЯ.

В создавшихся условиях постановка задач по наиболее полному использованию амортизационных средств на воспроизводственные нужды становится нереальной. В этой ситуации нужно менять амортизационную политику.

Целью новой амортизационной политики должно стать создание реальной амортизационной системы с:

  • реальными нормами, отражающими реальный хозяйственный оборот основных средств;
  • гибкими методами начисления;
  • целевыми, т. е. на воспроизводственные нужды, направлениями использования, соответствующими современным задачам развития экономики.

  • Новая амортизационная политика должна:

  • постоянно учитывать состояние амортизационной базы;
  • поддерживать ее соответствие выпускаемой продукции как по стоимости, так и по участию в производстве;
  • предусматривать осуществление контроля за действующими нормами амортизации, проведением их обновления и дополнения.
Действующая в стране система амортизации должна быть единой и входить составной частью в налоговое законодательство. На наш взгляд, недопустимыми являются появившиеся в связи с разработкой налогового кодекса предложения, получившие отражение в упомянутом выше Указе (№ 685 от 8.05.1996 г.) о введении специальных укрупненных норм амортизации, учитываемых при определении налоговой базы, с сохранением в хозяйственном учете действующих норм амортизации. Двойные стандарты здесь не годятся, их введение запутает учет и создаст условия для бесконтрольности в расчете затрат и доходов.

Казалось бы, все ясно, однако в стране нет единого мнения по концепции амортизационной политики переходного периода, вопросам формирования системы амортизации в условиях спада производства, развития неплатежей и продолжающейся, хотя и затухающей, инфляции.

Рис. 3



Амортизационная система как инструмент регулирования воспроизводства основных фондов (капитала) по своей сущности не зависит от экономического уклада, она используется с некоторыми различиями практически во всех странах. В зависимости от экономических условий системы амортизации, не теряя своего назначения, видоизменяется. Предметом амортизационной политики как раз и является разработка и осуществление мер по приведению в соответствие с задачами экономики действующей системы амортизации.

Амортизационная политика является составной частью финансово-экономической политики государства и зависит от состояния экономики и задач ее развития. Действенность амортизационной политики определяется реальностью используемой системы амортизации. Устанавливая нормы амортизационных отчислений, порядок начисления и использования амортизации, государство регулирует темпы воспроизводства и обновления основных средств на предприятиях и в отраслях экономики.

Известно, что амортизация как экономическая категория отражает износ и соответствующий ему размер воспроизводства основных средств, а как финансовая - определяет возврат ранее произведенных затрат в создание и приобретение этих средств. Нормы амортизации выражают меру износа основных средств, размеры переноса их стоимости на производимую продукцию, а следовательно, и меру возврата ранее произведенных затрат, предназначаемых по целевой направленности амортизации на воспроизводство основных средств.

Критерием реальности амортизационной системы является соответствие натурального и стоимостного оборота основных средств. Если натуральный и стоимостной (регулируемый нормами амортизации) средние обороты основных фондов примерно совпадают по продолжительности, то учитываемый по начисленной амортизации износ основных средств отражает практически их реальное состояние и соответствующий объем возвращаемых денежных средств. Задача амортизационной политики состоит в том, чтобы постоянно обеспечивать с помощью дополнений и изменений норм амортизации прогрессивное соответствие натурального и стоимостного оборота основных средств.

Когда амортизационные периоды по продолжительности превышают фактические сроки службы, это значит, что действующие нормы амортизации устарели и должны пересматриваться в сторону их повышения. Другие случаи необходимости изменения средних норм амортизации определяются поступлением новых основных средств, которым действующие нормы амортизации не соответствуют, а также наличием явного расхождения действующих норм амортизации с фактическими сроками службы отдельных видов действующих основных средств. Это, к примеру, относится к современной быстро сменяющейся счетной технике, к оборудованию, работающему в нестандартных условиях, и в некоторых других случаях.

Поскольку амортизация является одним из основных источников финансирования инвестиционных программ предприятий, последние заинтересованы в увеличении амортизационных отчислений путем применения методов начисления ускоренной амортизации. При этом дополнительные финансовые ресурсы предприятии при их целевом использовании выводятся из налогообложения.

С другой стороны, амортизационные отчисления входят в состав себестоимости выпускаемой продукции и влияют на уровень цен особенно в фондоемких отраслях. Рост цен оказывает прямое воздействие на конкурентоспособность такой продукции, ограничивает спрос на нее и в конечном счете отражается на объемах ее производства.

Рост амортизации в условиях кризисной экономики и наличия монопольных цен является одной из причин продолжающихся инфляционных процессов.

Амортизационная политика должна разрешать такие противоречия путем создания условий для определения оправданных размеров начисляемой амортизации.

Размеры амортизационных отчислений, достигающие в целом по стране в 1996 г. 375 трлн. руб., сопоставимы с общей суммой прибыли и годовым объемом капитальных вложений. Сложившееся положение показывает масштабы и актуальность решения назревшей проблемы, а также вызывает необходимость государственного воздействия на процессы образования и использования амортизационных отчислений с целью устранения перекосов в экономике производства.

Совершенствование системы амортизации, помимо установления реальных норм, связано как с качеством учета основных средств, определением их действительной стоимости, так и с использованием их в производстве выпускаемой продукции.

Экономика производства, а тем более с наличием свободных цен, предъявляет жесткие требования к реальности всех затрат на производство продукции, в том числе и к начисляемой амортизации, а именно:

  • амортизация, продукция и все ее составные части должны формироваться в едином по времени ценовом измерении;
  • с помощью амортизации осуществляется перенос стоимости основных средств на производимую продукцию, следовательно, амортизация должна начисляться со стоимости действующих основных средств, действительно работающих, а не всех числящихся на балансах предприятий;
  • обеспечивая возврат ранее авансированных затрат и обновление основных средств, амортизационная система должна быть реальной по нормам амортизации и гибкой по методам начисления амортизации.
Известные из мировой практики системы амортизации построены на изложенных выше принципах. Существующие различия определяются в зависимости от придания значимости той или другой функции амортизации, т. е. финансовой или экономической. Имеются различия по количеству устанавливаемых норм и разнообразию применяемых методов начисления амортизации.

В странах со стабильной экономикой, отлаженной налоговой системой широко используются няряду с линейными нелинейные методы начисления с ускорением и замедлением возвращаемых средств, авансированных в машины и оборудование. Под влиянием усиления финансовой функции амортизации сокращается количество устанавливаемых норм, инвентарных групп. С укрупнением норм амортизации они постепенно перестают выражать меру износа и физического состояния основного капитала.

В кризисной экономике увлечение финансовой стороной амортизации чревато усилением инфляции, потерей важнейшей для экономики информации в состоянии производственного аппарата на предприятиях и в отраслях, а в конечном итоге потерей финансового контроля и ослаблением налоговой системы.

Амортизационная система, будучи оптимально адекватной составу и продолжительности службы функционирующих основных средств, будет определять реальные, экономически оправданные размеры износа производственного аппарата, себестоимости и стоимости продукции, объемов своевременного возмещения основных средств.

Принимая к руководству основные положения амортизационной политики, Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1442 "О переоценке основных фондов в 1997 году" и сложившиеся перекосы в учете стоимости основных средств, начислении и использовании амортизации, уже в ближайшее время при подготовке порядка проведения переоценки основных фондов надо бы предусмотреть и провести одновременно с переоценкой их перепись с целью вывода из хозяйственного оборота неработающих фондов. Привести тем самым в соответствие основные средства с производимой продукцией по участию в производстве и по стоимости. Выполнив эти мероприятия, можно будет восстановить при возможно небольшой корректировке действующих норм амортизации реальную структуру издержек производства, размеры начисляемой амортизации и прибыли, направляемых на инвестиции.

Восстановление реальных соотношений амортизации и прибыли позволит создать, в свою очередь, финансовые рычаги стимулирования инвестиционной деятельности на предприятиях. Имеется в виду стимулирование инвестиционной деятельности путем освобождения от налога части прибыли, направляемой на инвестирование, и путем обложения налогом амортизационных средств, используемых не по целевому назначению.

Результаты сопоставления начисляемой амортизации с валовым внутренним продуктом (или с товарной продукцией по отраслям экономики) , с валовым объемом инвестиций за ряд лет по Российской Федерации и США показывают, что в 1995 г. и особенно в 1996 г. указанные соотношения удваиваются и становятся значительно выше, чем в США стабильно сложившиеся в 80-е годы. Это говорит о том, что даже без изменения норм амортизации амортизационные отчисления завышаются по крайней мере вдвое. Происходит искажение указанных соотношений по причинам сокращения объемов производства и увеличения в результате последних переоценок стоимости основных фондов и доли неработающих, а также малозагруженных фондов (рис. 4 и 5).


Приведенные соотношения показывают, что чрезмерно завышенные объемы начисленной амортизации использоваться только на инвестиционные нужды никак не будут. По крайней мере половина их пойдет по каналам использования прибыли. Без переписи и вывода из хозяйственного оборота неработающих основных фондов, без установления реальной стоимости основных фондов обоснованно решить проблемы использования амортизационных отчислений на инвестиционные нужды практически невозможно. Только за счет этого фактора можно предвидеть, что объемы капитальных вложений будут существенно ниже прогнозируемых на 1996 г. и тем более на 1997 г., также и структура их по источникам финансирования будет другой (табл. 3).
 


Таблица 3

Ожидаемые объемы капитальных вложений
по источникам финансирования
(с учетом реального использования амортизации, в ценах соответствующих лет)
ПОКАЗАТЕЛИ
1996 г.
1997 г.
традиционная оценка
оценка с.учетом использования амортизации
традиционная оценка
Прогноз с учетом использования амортизации
Капитальные вложения за счет всех источников финансирования — всего:
трлн.руб
350
290
425
350
%
100
100
100
100
в том числе:
Собственные и привлеченные средства предприятий и организаций:
трлн.руб
265,8
202,8
341,8
260,5
удельный вес от общего объема, %
75,9
71.0
80,4
73,0
из них:
амортизация
трлн.руб.
127,0
64,0
161,3
80,0
удельный вес от общего объема, %
36,3
23,0
38,0
23,0
прибыль
трлн.руб.
71,8
71,8
95,0
95,0
удельный вес от общего объема, %
20,5
25,0
22,4
27,0
привлеченные и другие средства,
трлн.руб.
67,0
67,0
85.5
85,5
удельный вес от общего объема, %
19,1
23.0
20,0
23,0
Бюджетные средства:
трлн.руб.
84,2
84,2
83,2
83,2
удельный вес от общего объема, %
24,1
29.0
19,6
27,0

Произведенный расчет капитальных вложений по источникам финансирования с учетом амортизации на уровне ее использования показывает соответствующее снижение общих объемов капитальных вложений и за счет этого отражает существенное изменение в соотношениях источников финансирования: возрастают в объеме капитальных вложений доли прибыли и бюджетных средств. Правомерность такого, казалось бы, механического сокращения капитальных вложений и изменения структуры финансирования основывается на том, что практически начисленная, но не использованная по назначению амортизация не увеличивает объема инвестируемой прибыли, а уходит на другие потребительские нужды. При этом объемы капитальных вложений соответственно сокращаются и исчезают возможности стимулирования инвестиционной деятельности. Ведь до сей поры в расчетах на перспективу в качестве источника финансирования капитальных вложений принималась вся начисляемая амортизация. К ней до сей поры предъявляются требования о ее полном использовании на инвестиционные нужды.

Вывод из анализа сложившегося положения и приведенных расчетов, как отмечалось выше, следует такой: нужна реальная система амортизации с реальной базой ее начисления и постановка реинвестируемой прибыли и неиспользованной по назначению амортизации в зависимость от налогообложения. Реализовать эти положения необходимо как можно быстрее.

Восстановлению основных источников финансирования капитальных вложений и созданию реальных условий стимулирования инвестиционной деятельности могли бы содействовать меры, предусматривающие совершенствование учета основных средств по стоимости и участию в производстве, формирование реальной системы амортизации с ее нормами, методами начисления и правилами использования, обоснование и введение конкретных рычагов стимулирования инвестиционной деятельности.

В целях устранения перекосов в учете основных средств, переносе их стоимости на издержки производства, а также при формировании источников финансирования капитальных вложений и создания реальных условий стимулирования инвестиционной деятельности и положительного воздействия на экономику предприятий необходимы, на наш взгляд, следующие государственные меры:

      - осуществить перепись основных средств предприятий с целью определения работающих и неработающих основных фондов. Предусмотреть вывод из хозяйственного оборота неработающих основных средств путем постановки их на консервацию или в резерв с правом освобождения от налогообложения и начисления амортизации;

      - обеспечить восстановление рыночной реальной стоимости основных фондов на 1.01.1997 г.;

      - пересмотреть действующую систему амортизации на предмет дальнейшей пригодности действующих норм амортизации к оставшимся после переписи в обороте фондам, при необходимости внести уточнения и дополнения, привести в соответствие с накопленным отечественным и зарубежным опытом методы начисления и использования амортизационных средств с целью восстановления инвестиционной функции амортизации;

      - подготовить предложения о внесении в налоговое законодательство положений об использовании обновленной амортизационной системы с ее нормами, методами начисления, направлениями использования, положений по порядку регулирования и изменения амортизационной системы, а также положений о стимулировании инвестиционной деятельности путем освобождения от налогообложения части прибыли, направляемой на инвестиции, и обложения налогом амортизации, используемой не на инвестиционные нужды;

      - приостановить введение нового порядка начисления амортизации и завышенных укрупненных норм ввиду их необоснованности и практической ненадобности (пункт 5 Указа Президента РФ от 8.05.1996 г.);

      - очередную переоценку провести одновременно с переписью основных средств, с выводом из хозяйственного оборота неработающих основных фондов;

      - подготовить и утвердить материалы по методическому обеспечению проведения переписи основных средств, их переоценки, а также по порядку начисления и использования амортизации, совершенствованию статистического учета движения амортизационных фондов, их формированию и использованию.


 

1 Статистическая отчетность о наличии и движении основных средств (форма 11 за 1995 г.)
2 Газета "Сегодня" от 11 ноября 1996 г., ИТАР-ТАСС.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]