Национальная доктрина России
Обозреватель - Observer


 

III. СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМ В РОССИИ


1. Существующие реалии


В течение ближайших 5-6 лет систему приоритетов в политике составят четыре главных фактора, определяющих реализацию международных интересов России.

ПЕРВЫЙ состоит в том, что Советский Союз распался, положив тем самым конец двухполюсной структуре мира. Кардинально изменилось геополитическое положение России, ставшей самостоятельным субъектом мирового сообщества. Численность населения и ее экономический потенциал составляют около 60% от бывшего СССР, территория - 76% его территории. Нынешние границы РФ на большой протяженности чисто условны, и ей еще только предстоит обрести атрибуты государственности в нынешних физических параметрах.

Но Россия не только сжалась в размерах - она оказалась принципиально в новом окружении с запада и с юга, где расположены бывшие советские республики. Некоторые из них глубоко поражены внутренней нестабильностью, крайне восприимчивы к влиянию извне, конфликтуют друг с другом и бывшей "метрополией". Парадокс в том, что формально эти страны для России - заграница. Но фактически они остаются неразрывно связаны с нею множеством живых экономических, культурных и социально-психологических уз, единой судьбой.

ВТОРОЙ ФАКТОР. Россия переживает глубочайший экономический и социально-политический кризис, все еще далекий от разрешения. В то же время в силу своих масштабов и по доставшемуся ей от СССР политическому, стратегическому, психологическому наследию Россия остается одной из ведущих стран мира. Однако найти свое место на международной арене России весьма не просто.

На плечи нового руководства стpаны легла трудная двуединая задача: создать новую систему внешней и внутренней политики, превратив ее в катализатор радикальных рыночных реформ, и одновременно преодолеть груз проблем, доставшихся в наследство от прошлого.

ТРЕТИЙ ФАКТОР. РФ - молодая демократическая республика. Ныне в России уже не плановая экономика, но еще и не рыночная. Унитарное государство рухнуло, но оптимального баланса между центральной и местными властями не найдено. Более того, сегодня перед Россией встала угроза разъединения и раздробления на "удельные княжества".

Наконец, ЧЕТВЕРТАЯ РЕАЛЬНОСТЬ связана с переменами в окружающем мире. Наступает более традиционное, но гораздо более сложное время многосторонней дипломатии, хитросплетений противоречий и совпадающих интересов государств, переменчивых коалиций и ограниченных политических целей. Уменьшается угроза всеобщей войны, но возрастает опасность локальных конфликтов, чреватых - с распространением ядерного оружия и ракетной техники - неуправляемой эскалацией боевых действий, вспыхивающих в различных регионах мира.

Все это говорит о том, что для сохранения мира, в дополнение к взаимному сдерживанию, потребуется активизация международных глобальных и региональных организаций коллективной безопасности, совместные акции держав.

Каковы же, исходя из сказанного, внешнеполитические приоритеты нашего Отечества? 

У России в настоящее время три взаимосвязанных высших внешнеполитических приоритета.

Первый - обеспечение политической стабильности, предотвращение и мирное урегулирование вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР как внутри отдельных республик, так и между ними, в том числе между ними и Россией.

Второй - предотвращение появления в Европе, Южной Азии и на Дальнем Востоке региональных держав-гегемонов, стремящихся распространить свое влияние на регионы бывшего СССР с нестабильной обстановкой.

Третий - сохранение статуса великой державы, занимающей особое место в геостратегической структуре мира.

Главное для России - обеспечение политической стабильности, предотвращение и урегулирование конфликтов на просторах бывшего СССР. В случае дальнейшего нарастания там нестабильности, конфликтности под угрозой окажутся как территориальная целостность России, так и ее экономические и демократические реформы. Задачей-максимум (желательным) является экономическая и политическая интеграция на основе равноправия, добровольности и взаимной выгоды стран СНГ, прежде всего России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Если желательное окажется недостижимым, то жизненно важная для РФ задача-минимум состоит в предотвращении создания враждебной коалиции.

Россия исходит из того, что в основу взаимоотношений республик должен быть положен хельсинкский принцип нерушимости границ. Их пересмотр допускается только путем мирных переговоров. Лишь в том случае, если руководство страны проводит политику геноцида в отношении нацменьшинств и это будет признано и квалифицировано как геноцид по правилам ООН, тогда допустимы санкции, включая применение силы.

Потенциально способны создать для России угрозу регионального гегемонизма в конце ХХ - начале ХХI вв.: Германия, Турция, Иран, Япония. Такую постановку вопроса нельзя рассматривать как обвинение названных держав за их сегодняшние действия. Однако трезвый прогноз меняющегося баланса сил и геополитической ситуации обязывает считаться с возможностью таких изменений в их политике, которые сегодня там даже не планируются.

В противодействии региональному гегемонизму важнейшим партнером являются США, поскольку многочисленные конфликтные ситуации в мире требуют именно российско-американского взаимодействия. Остальные центры силы пока еще не в состоянии оказывать реальное влияние на положение в горячих точках, будь то Ближний Восток, Ангола или Югославия.

Обеспечение этого приоритета Россия планирует осуществлять в разных регионах различными методами. Например, в Европе залог предотвращения военно-политико-экономического экспансионизма Германии видится в развитии европейской интеграции, укреплении СБСЕ как механизма коллективной безопасности и коллективного противодействия потенциальному агрессору.

В прошлом СССР традиционно выступал за одновременный роспуск НАТО и ОВД. Блок НАТО не только не распущен, но и наращивает свою мощь. Эта организация не может плавно трансформироваться в европейскую структуру безопасности. Мы считаем, что стабилизация положения в РФ на базе рыночной реформы и упорядоченной демократии создаст необходимость принципиально новой международной организации, возможно, на основе использования и развития элементов структур ЕС, ЗЕС, НАТО И СБСЕ с участием России, США и Канады.

В Малой и Южной Азии политика РФ может принимать форму прямого, в том числе военного, противостояния вмешательству извне по договоренности с республиками, оказавшимися под угрозой. В соответствии с более сложным характером политики многополярного мира в зоне, прилегающей к Закавказью, российским партнером объективно является Иран, а в Южной Азии - Турция. Поддержание определенного баланса между ними соответствует интересам России, несмотря на то, что Запад однозначно отдает предпочтение Турции как члену НАТО.

На Дальнем Востоке интересам России отвечает сохранение американского военного присутствия в Японии. В случае ухода США, при происходящем быстрыми темпами экономическом и военном усилении Китая, реакцией Японии может быть только форсированная ремилитаризация. Столкновение двух огромных держав из-за Кореи, Тайваня, Гонконга или Юго-Восточной Азии (которое может быть вызвано, например, конфликтом Китая и стран АСЕАН или Вьетнама из-за островов Спратли) может вовлечь в конфликт Россию.

Резкое изменение баланса сил в пользу Китая или Японии, появление у одной из таких держав гегемонистских устремлений способны создать прямую угрозу российскому Дальнему Востоку. 

Очевидно, что России необходимо удержать свои позиции как великой мировой державы. Речь идет об участии России в Совете безопасности ООН в качестве постоянного члена, а также роли в других международных структурах. Это посильное участие в поддержании мира и отражении агрессии, в том числе по линии миротворческих сил в рамках СБ, СБСЕ и др., пресечении геноцида по санкциям ООН и региональных международных организаций. Пpимеpом активной внешнеполитической позиции РФ может служить инициатива по уpегулиpованию Боснийского конфликта.

Россия - за активное предотвращение распространения ядерного и других видов оружия массового поражения, ужесточение режима контроля за поставками ракет и ракетной техники, выработку согласованных квот и ограничений на торговлю оружием в целом.

Требует внимания проблема стратегического паритета с США. Следует продолжить взаимное сбалансированное сокращение СНВ РФ и США на новых условиях. Здесь нужен переход от взаимного сдерживания за счет способности к ответному сокрушительному удару по агрессору - к совместному управлению стратегической стабильностью. Поэтому переговоры составят сферу особых взаимоотношений и взаимной заинтересованности России и США. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]