Наши интервью |
Обозреватель - Observer
|
СВЯТАЯ РУСЬ - СПЛАВ МУСУЛЬМАНСКОЙ
После окончания средней школы в 1986 г. поступил на исторический факультет Казанского Государственного университета (КГУ), который окончил с отличием в 1991 г. В 1986-1988 гг. работал в археологической лаборатории КГУ (восточный сектор в Госархиве Татарстана - татарский отдел). Во время празднования 1100-летия принятия ислама в России был переводчиком при делегациях Ирака, Кувейта и Сирии. Затем работал старшим преподавателем в медресе при мечети Нур Ислам в Казани. Обучался в исламском университете Абун-Нур (Сирия, Дамаск). В 1991 г. был назначен главой международного отдела Мухтасибатского управления Татарстана. В 1992 г. выезжал в Сирию, Ливан для получения религиозного образования. В 1992 г. он был назначен на должность заместителя муфтия ДУМ Татарстана - руководителя международного отдела, затем имам-хатыб мечети на Сенной площади (г. Казань); в 1995-1996 гг. - Соборной мечети. В 1996-1997 гг. - заместитель мухтасиба (г. Казань); в 1997-2000 гг. - имам-хатыб мечети "Булгар" (г. Казань); в 2000-2002 гг. - муфтий Татарстана (в составе ЦДУМ). Хазрат Фарид Салман принимал участие в работе международных конференций по вопросам ислама в Лондоне, Дамаске, Аммане, Багдаде, Стамбуле, Нью-Йорке, Баку. В составе делегации ЦДУМ выезжал в Сирию, Ливан, Турцию, Ирак, Катар, Великобританию и т.д. Он автор ряда трудов по теологии и
богословию. Женат, имеет сына. Владеет арабским и турецким языками. Член
политсовета Евразийской партии России (А.Г.Дугин).
Ваше Преосвященство! Не могли
бы Вы рассказать об образовании
Духовное управление мусульман Ямало-Ненецкого
автономного округа (ЯНАО) юридически образовано в сентябре
Но ныне ситуация такова, что духовного
окормления приходов Ямала из Сургута стало недостаточно. Общины чувствовали
это, многократно обращались в исторический духовный центр российского Ислама,
в Уфу, в Центральное Духовное Управление Мусульман (ЦДУМ) России. Вследствие
этого было принято решение об образовании регионального мусульманского
центра на самом Ямале. 27 сентября 2002 г. в Салехарде был проведен учредительный
съезд мусульман Ямала, в котором приняли участие представители мусульманских
общин и приходов ЯНАО. Нам было оказано доверие возглавить каноническое
и административное руководство региональным Духовным Управлением Мусульман
(ДУМ) ЯНАО. Сегодня мы являемся председателем ДУМ ЯНАО в духовном сане
- муфтий. И сегодня в округе идет слаженная работа по претворению в реальность
решений учредительного съезда.
Каковы взаимоотношения между ДУМ ЯНАО и государством? Известно, что Конституция РФ провозглашает светский характер государства Российского. Тем не менее, этот принцип не является каким-то препятствием для развития взаимоотношений между ДУМ и государством. ДУМ не являются какими-то обособленными, отдельными, самостоятельно управляемыми мини-государствами. Любой верующий, вне зависимости от его принадлежности к определенной конфессии, является подданным своего государства, гражданином РФ. Конечно, принцип светскости государства создает определенные ситуации, которые не возникали бы в том случае, если в РФ было бы понятие "государственной церкви". Исторически, Россия - страна православная, и когда мы слышим слово "русский", у нас оно отождествляется с Православием. Для нас, мусульман, испокон веков живущих в этой необъятной стране и являющихся верноподданными Отчизны нашей, провозглашение этого принципа имело бы много положительных моментов. Кто-то из числа руководителей альтернативных мусульманских управлений будет возмущен этими словами. Им не понять того, что Русь Святая, будучи православной, имеет право быть такой. Это выбор народа. А провозглашение принципа "государственной религии" дало бы нам, мусульманам, официально закрепить, данное Богом, наше положение в качестве второй по величине конфессии. Это дало бы нам право не только платить налоги и сборы, но и претендовать на государственную поддержку в рамках поддержки традиционных конфессий России. Сегодня это как никогда важно. Сегодня место государственной идеологии еще пусто. Мы много говорим о патриотизме. Но как его найти, где взять? Структуры государства пытаются привить его, начиная с образовательных учреждений. Церковь, конфессия делает это испокон веков. Государство начинает это понимать, но все же поддержки еще маловато. Духовно-нравственное воспитание народа для нас - приоритет. Здесь, на Ямале, государство это хорошо понимает. Свидетельством тому служит и Соглашение о сотрудничестве, подписанное между Администрацией ЯНАО и ЦДУМ России. Именно претворение в жизнь существа
затрагиваемых в Соглашении вопросов и станет основой деятельности ДУМ ЯНАО.
Каковы взаимоотношения между
мусульманскими
Хвала Всевышнему, самые прекрасные. Мусульмане на Ямале в количественном отношении, как и по России, в среднем составляют процентов 15. Есть коренные жители региона - мусульмане, но большинство все же - приехавшие на работу осваивать регион. Они составляют костяк и, в большинстве своем, это татары и башкиры. В последние же годы эта картина изменилась: в регион едут с Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии. Насколько эти взаимоотношения тесны
показывает тот факт, что на подписании Соглашения о сотрудничестве между
администрацией ЯНАО и ЦДУМ России присутствовали и Архиепископ Тобольский
и Тюменский Димитрий. А в муниципальных образованиях, городах ЯНАО вы обязательно
найдете вновь выстроенные православные и мусульманские храмы. Чаще всего
мечеть и церковь находятся недалеко друг от друга. Так и должно быть. Ведь
мы и в миру живем рядом друг с другом и не смотрим, кто в какой храм ходит.
Вера в Бога - это величайшее таинство между Творцом и сотворенным, то есть
человеком, и для нас сегодня самым важным является Вера человека в Бога.
И такие отношения сложились по России. Центральное Духовное Управление
Мусульман России и Русская Православная Церковь взаимосотрудничают, и это
сотрудничество взаимовыгодно и полезно. Мы сотрудничаем и в рамках Межконфессионального
Совета. Почти всегда принимаем участие в российских и религиозных международных
форумах. А наше присутствие на Русском Народном Соборе или Рождественских
чтениях Московской Патриархии стало уже традиционным. По-другому и быть
не может, мы - россияне, мы молимся по-разному и не учим друг друга молиться,
но Бог, Всевышний - Он Один, Един для всех, нет другого. И держава наша
всегда была богоносной, и Бог хранил ее всегда. И мы нисколько не сомневаемся
в том, что и возрождение страны придет из Сибири, и Русь Святая обретет
свое, положенное Творцом мироздания, высокое место…
Сегодня США пытаются распространить
свои культурные ценностии взгляды по всему миру.
Всевышний Творец, как говорил посланник
божий Мухаммад (да прибудет с ним славословия и приветствия от Всевышнего),
нечет Сам и любит нечет. Бог любит нечет в красоте и неповторимости, но
не терпит тягания с Ним, Творцом в силе и мощи. Сегодня США пытаются буквально
навязать свою искусственную культуру, "ценности" всему миру, а мир-то разный.
Он и мусульманский, он и христианский, он и восточный, и западный. США
пытаются создать супердержаву и супернацию. Это и богопротивно. Ведь воля
Всевышнего в том, чтобы народы были разные, и нации сотрудничали на ниве
блага и добра. Невозможно человеку, одной стране взять на себя функции
Господина. Творец этого не потерпит. И рано или поздно, но сегодняшняя
надменность и высокомерие США принесут этой стране тяжкие испытания и бедствия
во имя искупления грехов.
Какова позиция мусульман Ямала,
России в отношении того, что происходит сегодня
Для нас это центр мироздания. Здесь Отец наш Адам (мир с ним!) вышел на землю, и здесь произойдет Суд Божий. Это земля святого Иерусалима, Вифлеема, Дамаска, Багдада. Это Святая Земля, по которой ступали ноги посланников божьих и угодников Его, праведников и святых. Эта Земля одинаково свята и для мусульман, и для христиан, и для иудеев. То, что сегодня происходит там, это результат отхода людей от божеского, а о тех, кто забывает Господа, забывает и сам Господь миров. И все же конфликт, происходящий в исторической Палестине и Израиле - конфликт политический и националистический, но не религиозный. И упаси нас Всевышний от того, чтобы конфликт принял окраску религиозного, а это произойдет обязательно, если люди забудут завет божий: не подымать руки на Храмы Божьи и пастырей душ наших. Что касается Ирака, то налицо лицемерная политика США, не посчитавшихся ни с международным правом, ни с общественностью, ни с религиозными деятелями. Тех, кто напал на Ирак, громил там божьи храмы, школы, роддома, колодцы, дома - необратимо ждет наказание божье! Но более всего нас беспокоит то, что, несмотря на усилия мусульманского и христианского духовенства, произойдет дальнейшее размежевание между последователями Небесного писания, именно в низах, далеких от постижения сути Божественного учения. Виной этому - именно политика США. В глазах большинства мусульман она становится подобной фараону, возгордившегося и восставшего против Всевышнего. Но вспомните его конец! Он погиб в пучине морской и стал роду людскому назиданием! Мы молим Всевышнего даровать всем тем,
кто живет в этом регионе терпение и силу пережить эту ужасную трагедию
и вернуть жизнь в мирное русло.
Ваше Преосвященство, каким Вам
видится будущее России
России, а мы ее, как и наши православные соотечественники, называем Святой Русью, уготовано великое будущее. Другое дело, что мы пытаемся ускорить наступление этого времени, но Всевышний предопределил все и вся. Божьи угодники, святые люди, к какой бы конфессии они не принадлежали, в свое время говорили о великой роли, которая уготована России. Что касается роли Ислама и мусульман в новой России, то она будет год за годом возрастать. Будут расти и мусульманские начала в современной российской жизни и обществе. Это и не удивительно: Русь, Россия всегда была сплавом мусульманской и христианской культур, мировоззрений и мироощущений. Важно сохранить и приумножить гармонию и духовное здоровье российского общества. Беседовал главный редактор журнала
|
|