Наши интервью
Обозреватель - Observer

 СВЯТАЯ РУСЬ - СПЛАВ МУСУЛЬМАНСКОЙ
И ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУР



 

Муфтий Ямало-Ненецкого автономного округа, заместитель Верховного муфтия ЦДУМ по информационной работе хазрат Фарид Салман (Хайдаров Фарид Адибович) родился 29 мая 1969 г. в Казани, татарин.

После окончания средней школы в 1986 г. поступил на исторический факультет Казанского Государственного университета (КГУ), который окончил с отличием в 1991 г. В 1986-1988 гг. работал в археологической лаборатории КГУ (восточный сектор в Госархиве Татарстана - татарский отдел). Во время празднования 1100-летия принятия ислама в России был переводчиком при делегациях Ирака, Кувейта и Сирии. Затем работал старшим преподавателем в медресе при мечети Нур Ислам в Казани.

Обучался в исламском университете Абун-Нур (Сирия, Дамаск). В 1991 г. был назначен главой международного отдела Мухтасибатского управления Татарстана. В 1992 г. выезжал в Сирию, Ливан для получения религиозного образования.

В 1992 г. он был назначен на должность заместителя муфтия ДУМ Татарстана - руководителя международного отдела, затем имам-хатыб мечети на Сенной площади (г. Казань); в 1995-1996 гг. - Соборной мечети. В 1996-1997 гг. - заместитель мухтасиба (г. Казань); в 1997-2000 гг. - имам-хатыб мечети "Булгар" (г. Казань); в 2000-2002 гг. - муфтий Татарстана (в составе ЦДУМ).

Хазрат Фарид Салман принимал участие в работе международных конференций по вопросам ислама в Лондоне, Дамаске, Аммане, Багдаде, Стамбуле, Нью-Йорке, Баку. В составе делегации ЦДУМ выезжал в Сирию, Ливан, Турцию, Ирак, Катар, Великобританию и т.д.

Он автор ряда трудов по теологии и богословию. Женат, имеет сына. Владеет арабским и турецким языками. Член политсовета Евразийской партии России (А.Г.Дугин).
 

Ваше Преосвященство! Не могли бы Вы рассказать об образовании
Духовного Управления мусульман Ямало-Ненецкого автономного округа.

Духовное управление мусульман Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) юридически образовано в сентябре
2002 г. Нельзя сказать, что мусульманские общины и приходы до этого времени оставались без духовного попечительства. С момента образования регионального ДУМ в соседнем Ханты-Мансийском автономном округе в составе ЦДУМ России ямальские мусульманские общины также оказались в сфере духовного руководства и, слава Всевышнему, более 10 лет жили и молились Господу Всевышнему. Более того, какое-то время существовало понятие "Муфтият Западной Сибири". Хвала Всевышнему, была проделана большая работа по сплочению и достижению единства мнений относительно канонического руководства.

Но ныне ситуация такова, что духовного окормления приходов Ямала из Сургута стало недостаточно. Общины чувствовали это, многократно обращались в исторический духовный центр российского Ислама, в Уфу, в Центральное Духовное Управление Мусульман (ЦДУМ) России. Вследствие этого было принято решение об образовании регионального мусульманского центра на самом Ямале. 27 сентября 2002 г. в Салехарде был проведен учредительный съезд мусульман Ямала, в котором приняли участие представители мусульманских общин и приходов ЯНАО. Нам было оказано доверие возглавить каноническое и административное руководство региональным Духовным Управлением Мусульман (ДУМ) ЯНАО. Сегодня мы являемся председателем ДУМ ЯНАО в духовном сане - муфтий. И сегодня в округе идет слаженная работа по претворению в реальность решений учредительного съезда.
 

Каковы взаимоотношения между ДУМ ЯНАО и государством?

Известно, что Конституция РФ провозглашает светский характер государства Российского. Тем не менее, этот принцип не является каким-то препятствием для развития взаимоотношений между ДУМ и государством. ДУМ не являются какими-то обособленными, отдельными, самостоятельно управляемыми мини-государствами. Любой верующий, вне зависимости от его принадлежности к определенной конфессии, является подданным своего государства, гражданином РФ. Конечно, принцип светскости государства создает определенные ситуации, которые не возникали бы в том случае, если в РФ было бы понятие "государственной церкви".

Исторически, Россия - страна православная, и когда мы слышим слово "русский", у нас оно отождествляется с Православием. Для нас, мусульман, испокон веков живущих в этой необъятной стране и являющихся верноподданными Отчизны нашей, провозглашение этого принципа имело бы много положительных моментов. Кто-то из числа руководителей альтернативных мусульманских управлений будет возмущен этими словами. Им не понять того, что Русь Святая, будучи православной, имеет право быть такой. Это выбор народа. А провозглашение принципа "государственной религии" дало бы нам, мусульманам, официально закрепить, данное Богом, наше положение в качестве второй по величине конфессии. Это дало бы нам право не только платить налоги и сборы, но и претендовать на государственную поддержку в рамках поддержки традиционных конфессий России. Сегодня это как никогда важно.

Сегодня место государственной идеологии еще пусто. Мы много говорим о патриотизме. Но как его найти, где взять? Структуры государства пытаются привить его, начиная с образовательных учреждений. Церковь, конфессия делает это испокон веков. Государство начинает это понимать, но все же поддержки еще маловато. Духовно-нравственное воспитание народа для нас - приоритет. Здесь, на Ямале, государство это хорошо понимает. Свидетельством тому служит и Соглашение о сотрудничестве, подписанное между Администрацией ЯНАО и ЦДУМ России.

Именно претворение в жизнь существа затрагиваемых в Соглашении вопросов и станет основой деятельности ДУМ ЯНАО.
 

Каковы взаимоотношения между мусульманскими
и православными христианами на Ямале?

Хвала Всевышнему, самые прекрасные. Мусульмане на Ямале в количественном отношении, как и по России, в среднем составляют процентов 15. Есть коренные жители региона - мусульмане, но большинство все же - приехавшие на работу осваивать регион. Они составляют костяк и, в большинстве своем, это татары и башкиры. В последние же годы эта картина изменилась: в регион едут с Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии.

Насколько эти взаимоотношения тесны показывает тот факт, что на подписании Соглашения о сотрудничестве между администрацией ЯНАО и ЦДУМ России присутствовали и Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. А в муниципальных образованиях, городах ЯНАО вы обязательно найдете вновь выстроенные православные и мусульманские храмы. Чаще всего мечеть и церковь находятся недалеко друг от друга. Так и должно быть. Ведь мы и в миру живем рядом друг с другом и не смотрим, кто в какой храм ходит. Вера в Бога - это величайшее таинство между Творцом и сотворенным, то есть человеком, и для нас сегодня самым важным является Вера человека в Бога. И такие отношения сложились по России. Центральное Духовное Управление Мусульман России и Русская Православная Церковь взаимосотрудничают, и это сотрудничество взаимовыгодно и полезно. Мы сотрудничаем и в рамках Межконфессионального Совета. Почти всегда принимаем участие в российских и религиозных международных форумах. А наше присутствие на Русском Народном Соборе или Рождественских чтениях Московской Патриархии стало уже традиционным. По-другому и быть не может, мы - россияне, мы молимся по-разному и не учим друг друга молиться, но Бог, Всевышний - Он Один, Един для всех, нет другого. И держава наша всегда была богоносной, и Бог хранил ее всегда. И мы нисколько не сомневаемся в том, что и возрождение страны придет из Сибири, и Русь Святая обретет свое, положенное Творцом мироздания, высокое место…
 

Сегодня США пытаются распространить свои культурные ценностии взгляды по всему миру.
Как Вы смотрите на то, что ныне называется политикой глобализации?

Всевышний Творец, как говорил посланник божий Мухаммад (да прибудет с ним славословия и приветствия от Всевышнего), нечет Сам и любит нечет. Бог любит нечет в красоте и неповторимости, но не терпит тягания с Ним, Творцом в силе и мощи. Сегодня США пытаются буквально навязать свою искусственную культуру, "ценности" всему миру, а мир-то разный. Он и мусульманский, он и христианский, он и восточный, и западный. США пытаются создать супердержаву и супернацию. Это и богопротивно. Ведь воля Всевышнего в том, чтобы народы были разные, и нации сотрудничали на ниве блага и добра. Невозможно человеку, одной стране взять на себя функции Господина. Творец этого не потерпит. И рано или поздно, но сегодняшняя надменность и высокомерие США принесут этой стране тяжкие испытания и бедствия во имя искупления грехов.
 

Какова позиция мусульман Ямала, России в отношении того, что происходит сегодня
в ближневосточном регионе?

Для нас это центр мироздания. Здесь Отец наш Адам (мир с ним!) вышел на землю, и здесь произойдет Суд Божий. Это земля святого Иерусалима, Вифлеема, Дамаска, Багдада. Это Святая Земля, по которой ступали ноги посланников божьих и угодников Его, праведников и святых. Эта Земля одинаково свята и для мусульман, и для христиан, и для иудеев. То, что сегодня происходит там, это результат отхода людей от божеского, а о тех, кто забывает Господа, забывает и сам Господь миров. И все же конфликт, происходящий в исторической Палестине и Израиле - конфликт политический и националистический, но не религиозный. И упаси нас Всевышний от того, чтобы конфликт принял окраску религиозного, а это произойдет обязательно, если люди забудут завет божий: не подымать руки на Храмы Божьи и пастырей душ наших.

Что касается Ирака, то налицо лицемерная политика США, не посчитавшихся ни с международным правом, ни с общественностью, ни с религиозными деятелями. Тех, кто напал на Ирак, громил там божьи храмы, школы, роддома, колодцы, дома - необратимо ждет наказание божье! Но более всего нас беспокоит то, что, несмотря на усилия мусульманского и христианского духовенства, произойдет дальнейшее размежевание между последователями Небесного писания, именно в низах, далеких от постижения сути Божественного учения. Виной этому - именно политика США. В глазах большинства мусульман она становится подобной фараону, возгордившегося и восставшего против Всевышнего. Но вспомните его конец! Он погиб в пучине морской и стал роду людскому назиданием!

Мы молим Всевышнего даровать всем тем, кто живет в этом регионе терпение и силу пережить эту ужасную трагедию и вернуть жизнь в мирное русло.
 

Ваше Преосвященство, каким Вам видится будущее России
и роль Ислама в ее жизни?

России, а мы ее, как и наши православные соотечественники, называем Святой Русью, уготовано великое будущее. Другое дело, что мы пытаемся ускорить наступление этого времени, но Всевышний предопределил все и вся. Божьи угодники, святые люди, к какой бы конфессии они не принадлежали, в свое время говорили о великой роли, которая уготована России. Что касается роли Ислама и мусульман в новой России, то она будет год за годом возрастать. Будут расти и мусульманские начала в современной российской жизни и обществе. Это и не удивительно: Русь, Россия всегда была сплавом мусульманской и христианской культур, мировоззрений и мироощущений. Важно сохранить и приумножить гармонию и духовное здоровье российского общества.

Беседовал главный редактор журнала
"Обозреватель-Observer"
Владимир Штоль

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]