Внешняя политика
Обозреватель - Observer

 РОССИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА
ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ


Александр Задохин,
доктор политических наук

 

О стратегии России до 2015 г. 


Иракский кризис в его краткосрочном измерении близок к разрешению. Ожидаемые последствия его разрешения по-американски также прогнозируемы. В то же время причины его возникновения и избранный США и Великобританией метод его разрешения являются проявлением кризиса системы глобального управления.

Очевидно, что Организация Объединенных Наций не реализовала себя в полной мере как эффективный центр управления, в частности, потому, что итоги Второй мировой войны и "холодная война" продиктовали свою логику и рабочую практику деятельности этой организации.

Глобализация и глобальные проблемы требуют иного по качеству уровня регуляции человеческой деятельности и международных отношений. Мир в начале XXI столетия сильно отличается от мира середины прошлого столетия, когда создавалась Организация Объединенных Наций. И России следует готовиться к изменениям и участвовать в организации нового миропорядка.

Сохраняя приверженность принципу "признания" государства как основного элемента системы глобального управления и ООН как главного коллегиального института мировой политики, со стороны России следует инициировать обсуждение (пока на концептуальном уровне) вопроса о совершенствовании системы глобального управления по следующим направлениям:

    - разработка новой модели Совета Безопасности (СБ) ООН, предполагающей окончательное преодоление разделения мира на "победителей" и "побежденных";

    - включение в СБ (можно в качестве непостоянных, сменяемых друг друга членов СБ) ведущих государств - представителей основных региональных общностей (для России желательно - Индии и Германии);

    - подключить к ООН институт прямого представительства гражданских обществ и их институтов.

Рассмотрим некоторые возможные ориентиры внешнеполитической стратегии России.

Имея в виду, что потенциал объединенной мощи стран западного сообщества предопределяет их особую роль в управлении глобальными процессами, считать прямолинейное противодействие этому непродуктивной стратегией на среднесрочную перспективу в силу недостаточности ресурсов у России. В этой связи не допускать ухудшения отношений с США и другими западными государствами, сужения сферы их международных связей. Напротив, активизировать сотрудничество по всем региональным и проблемным направлениям мировой политики, завязывая их на диалог и обязательства, втягивая в решение глобальных проблем и активно сопровождая сотрудничество PR-акциями. Подключать к сотрудничеству партии, общественные организации и движения. 

При всех возможных новациях необходимо одновременно укреплять международный статус национального государства. Институт государства должен оставаться важным элементом глобальной системы управления и являться сдерживающим противовесом возникающим новым локальным и глобальным международным структурам неоимпериалистического толка. Но государство может сохранить свой позитивный статус в мировом политическом процессе, если будет максимально открытым и плюралистичным. В этой связи поставить вопрос о соблюдении всеми государствами мира определенных стандартов в системе гражданских отношений, ответственности правящих режимов перед ООН и ее институтами и при соответствующей международной инспекции.

Совершенствование внешнего патронажа ООН над процессом трансформации социально-политических общностей является необходимым условием предотвращения дестабилизации международной системы. В этом плане России следует способствовать как сохранению существующих государств, так и созданию новых. Иметь варианты новых моделей политической организации пространств на Ближнем и Среднем Востоке. Реанимировать контакты с курдской и другими диаспорами и их представительствами в России и в мире.

Одновременно способствовать активизации деятельности негосударственных участников глобального управленческого процесса и насыщению политического пространства и международных отношений трансграничными гражданскими связями.

Учитывая, что в настоящее время, наряду с мировой экономикой, глобальная сеть Интернет продолжает формировать свою внегосударственную мир-систему, инициировать разработку кодекса поведения глобальной сети Интернет и организации международной виртуальной полиции/инспекции.

В целом же речь идет о том, что на повестку дня международной политики встает вопрос об изменении существующего миропорядка. Основной акцент, как представляется, следует сделать на формировании новой культуры взаимодействия всех участников управленческого процесса.

Инициировать процесс регионального и глобального разоружения, аргументируя это тем, что продажа оружия и производство под тем или иным предлогом новых видов вооружений стимулирует использование силы, что демонстрация и прямое использование силы ради сохранения международной стабильности и мира не достигает цели, а напротив, создает новые очаги напряженности, что вооруженные внутренние и международные конфликты угрожают безопасности граждан и всему мировому сообществу. Особым направлением считать международное сотрудничество в противодействии производству и распространению оружия массового поражения. Поставить вопрос о прекращении гонки инновационных вооружений. Инициировать международное сотрудничество по разработке и созданию коллективной системы безопасности с учетом появления нетрадиционных угроз.

Инициировать процесс глобального миротворчества. Способствовать формированию "культуры мира" и "этики сотрудничества" в условиях глобализации, развитию навыков ненасильственного разрешения противоречий и конфликтов. Проводить политику превентивного миротворчества и инициативную гуманитарную политику на международной арене. Активизировать деятельность института Уполномоченного по правам человека и гуманитарных государственных и общественных организаций.

Инициировать ряд международных форумов по обсуждению проблем, поставленных иракским кризисом, как в плане легитимности действий США и их союзников, так и ответственности национальных режимов перед международным сообществом за положение в своих странах и международную безопасность. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]