Наука
Обозреватель - Observer

 СМИ: МАНИПУЛЯЦИЯ ИЛИ УПРАВЛЕНИЕ
ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ?


Альбина Козырева,
кандидат педагогических наук

 

Роль информационно-психологического фактора в дипломатии 


В XXI в. информация превратилась в глобальный ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации - эпоху освоения информационного пространства.

Информация является сегодня основным инструментом власти, что привело к иному осмыслению национальной безопасности страны. 

На развитие геополитики в мире влияет наметившаяся в 70-е годы XX в. тенденция перехода к новому способу производства. Современная ситуация во многом напоминает ту, что сложилась накануне промышленной революции. В индустриально развитых странах мира началось становление нового способа производства, основанного на достижениях в сфере информатики и микроэлектроники, на автоматизированных системах производства, где первостепенное значение приобретают информационно-психологические факторы, квалификация и творческая инициатива работников, их знания. Объективные потребности инновационного развития вызвали к жизни новую концепцию подготовки кадров в промышленно развитых странах. Необходимо обеспечить психическую активность людей при решении проблем информационного общества, защитить их психику от негативных информационных влияний (объективных и субъективных, целенаправленных и случайных), то есть обеспечить их психологическую безопасность.

Именно информационные влияния на психику современного человека играют важнейшую роль в "ускорении ускорения", в усилении элементов неопределенности и нестабильности в информационно-психологической среде общества. Под информационными влияниями следует понимать не только влияние СМИ, но вообще поток сведений, знаков, образов, символов, идей, которые воспринимает человек.

Решение проблем сохранения психологической устойчивости человека (как основного элемента системы национальной безопасности любого государства) осложняется тем, что именно в конце XX в. увеличивается количество и интенсивность целенаправленных негативных информационно-психологических воздействий на психику человека в процессе глобального информационного противоборства между ведущими странами мира.

Учитывая изменения в международных отношениях и демократизацию российского общества, политической элите России следует, видимо, признать сам факт существования геополитической информационно - психологической экспансии и необходимость принятия экстренных мер противодействия.

До недавнего времени считалось, что за счет тотальной секретности и различных ограничений можно обеспечить информационную безопасность. Сейчас начинает осознаваться необходимость решения проблем обеспечения информационной безопасности другими методами.

В составе Совета Безопасности РФ создана Межведомственная комиссия по информационной безопасности, осуществляющая функции координации работ в этой области. Разработан проект Доктрины информационной безопасности РФ (еще в 1997 г.) как официально принятой системы взглядов на проблему обеспечения информационной безопасности, методы и средства защиты личности, общества, государства в информационной среде.

Пересмотр приоритетов и акцентов в оценке проблем национальной безопасности поставил науку и практику перед необходимостью разработки совершенно нового аспекта этой проблемы - психологической безопасности. В России существует система обеспечения необходимого уровня защищенности объектов безопасности, созданная на основе закона "О безопасности". Вместе с тем сам термин "психологическая безопасность" не включен в этот закон и другие нормативные акты, касающиеся национальной безопасности России.

Важнейшим направлением противодействия информационной экспансии геополитических соперников России является создание информационно-психологических подразделений для обеспечения психологической безопасности личности, общества, государства. Их основная задача - разработка и осуществление стратегических и оперативных мер по предупреждению и нейтрализации негативных информационно-психологических воздействий на федеральном, региональном и местном уровнях. Существенно возрастают также значение и объем информационно-аналитической работы. Возникает необходимость формирования единой системы социальной информации России. В этой связи первоочередной задачей становится задача создания государственной системы информационного мониторинга. Такая система должна проводить анализ на различных уровнях (федеральном, региональном, местном), результаты которого необходимо постоянно учитывать при разработке и проведении мероприятий по обеспечению национальной безопасности России. Такая система должна быть одним из ключевых звеньев анализа состояния информационной среды общества, российского государства.

Таким образом, рост влияния информационных факторов в системе обеспечения национальной безопасности России, обусловленный усилением информатизации общества, объективно требует эффективного функционирования системы информационно-психологического обеспечения национальной безопасности (ИПО НБ) России.

Объектами ИПО НБ должны являться: 

    - информационно-психологическая среда общества,

    - информационные ресурсы,

    - система формирования общественного сознания и мнения,

    - система принятия политических решений,

    - психика и поведение политической элиты.

Данная система должна обеспечить защиту психики населения России от деструктивных информационно-психологических воздействий, противодействуя попыткам манипулирования процессами восприятия информации с целью отстаивания национальных интересов России в информационном пространстве.

В связи с появлением и ускоренным развитием СМИ резко усилилась роль общественного мнения, которое оказывает значительное влияние на политические процессы в обществе, особенности функционирования его информационно-психологической среды, психическое состояние военнослужащих в вооруженных конфликтах. Поэтому система формирования общественного мнения также является одним из основных объектов информационно- психологического обеспечения.

Политика целенаправленного воздействия на общественное мнение предполагает знание настроений широких народных масс, знание реального положения вещей. Опросы являются важным источником для изучения долговременных тенденций в общественном мнении. Аккумулированные за многие годы результаты опросов дают обширный эмпирический материал. Постоянный мониторинг отношения российского общества к важнейшим проблемам национальной безопасности дает возможность защитить психику населения от негативных информационно-психологических воздействий. 

На основании полученной информации о происходящем и комментария СМИ индивид или социальная группа выражает определенное отношение к какому-либо событию. Практически, комментарий является манипуляцией.

К манипуляции относятся специальные действия по формированию стереотипов и созданию определенного впечатления или отношения к тому или иному факту, событию. Способы манипулирования общественным мнением опираются прежде всего на СМИ, позволяющие корректировать, регламентировать и проектировать массовое сознание. При этом упор делается на некритическое восприятие, политическую неопытность.

Среди СМИ наибольшими манипулятивными возможностями обладает телевидение. Проведенные опросы общественного мнения показывают, что большинство граждан России считают телевидение наиболее достоверным источником информации. Это связано с тем, что телевидение обладает тем качеством, которое социальные психологи именуют "парасоциальным" характером. Суть его - в создании иллюзии "присутствия" при действии, которое показывается на телеэкране. Существуют и другие приемы манипуляции общественным мнением: сенсационная подача материалов, использование мифов и стереотипов, постоянное повторение. В конце XX в. широкое распространение получили психотехнологии, основанные на новейших достижениях психолингвистики, эриксонианского гипноза, НЛП. Все они отличаются высокой эффективностью информационного воздействия на подсознание человека. 

Манипуляция общественным мнением представляет собой одну из серьезнейших проблем современной политической жизни, и расширение ее масштабов ведет к деградации общества.

От манипуляции следует отличать целенаправленное управление общественным мнением, особенно в условиях чрезвычайных ситуаций, для того, чтобы избежать паники у населения.

Стратегия формирования позитивного для России общественного мнения в условиях вооруженного конфликта представляет собой долгосрочную программу действий в информационной среде мирового сообщества, согласованную по целям, задачам, условиям, месту, времени, средствам и ресурсам. Реализовывать данную стратегию должны специальные информационно-психологические структуры при различных органах государственного управления России: Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, Совете Безопасности РФ.

Информационно-психологическое бюро (ИПБ) должно будет взаимодействовать со СМИ. Это обусловлено тем, что именно СМИ фактически формируют общественное мнение путем доведения информационного сообщения и своего комментария до аудитории.

Целью работы ИПБ со СМИ является создание устойчивой положительной репутации российской дипломатии в глазах мировой общественности.

Основными направлениями работы со СМИ являются:

1. Оперативное распространение достоверной, полной и объективной информации о деятельности российских военнослужащих в районе вооруженного конфликта.

2. Подготовка и распространение в СМИ готовых информационных, справочных и разъяснительных материалов в интересах целенаправленного продвижения в СМИ информации, в которой заинтересованы федеральные власти и силовые структуры.

3. Оценка общественной реакции на деятельность федеральных властей и силовых ведомств России в районе вооруженного конфликта на основе анализа публикаций СМИ и выработка предложений по темам, характеру и содержанию информации, которую целесообразно разместить в СМИ.

4. Организация стратегического и оперативного взаимодействия со СМИ на основе поддержания постоянных деловых и доброжелательных отношений с представителями СМИ.

Основными формами взаимодействия со средствами массовой информации являются:

1. Организация пресс-конференций, брифингов, интервью и информационных встреч федерального руководства и представителей силовых ведомств с представителями СМИ.

2. Распространение в СМИ официальных сообщений в форме пресс-релизов.

3. Подготовка и распространение в СМИ информационных печатных, аудио-, видео- и фотоматериалов о деятельности российских военных, органов государственного управления в районе вооруженного конфликта.

4. Поддержание постоянных рабочих контактов с главными редакторами, журналистами газет и журналов, руководителями телерадиокомпаний и информационных агентств.

5. Анализ, обобщение и оценка публикаций, затрагивающих интересы федеральных и силовых структур в районе вооруженного конфликта.

6. Предоставление отечественным и зарубежным СМИ, наиболее лояльно относящимся к российской государственной политике, эксклюзивной информации по темам, которые еще не освещались в прессе.

7. Обеспечение защиты прав и законных интересов представителей федеральных структур в районе вооруженного конфликта в случаях появления в СМИ клеветнических материалов.

Необходимо отметить, что подобные формы и методы работы со СМИ можно применять и в дипломатической службе при работе посольств в условиях чрезвычайных ситуаций. 

Изменения в последние годы международной обстановки и окончание "холодной войны" не означает того, что исчезла острота региональных и местных конфликтов. Во многих странах отмечается небывалый рост терроризма, враждебных актов против иностранных представительств и граждан.

Причинами возникновения чрезвычайных ситуаций для работы посольства в той или иной стране могут быть:

1. Сложные моменты в отношениях со страной пребывания, недовольство ее правящих кругов политикой нашего правительства, его позицией по региональным и международным проблемам, особенно по вопросам, затрагивающим интересы страны пребывания.

2. Обострение внутриполитической обстановки в стране пребывания, социальные и этнические конфликты, политические перевороты, военные мятежи.

3. Локальные войны и вооруженные конфликты, в том числе в государствах, сопредельных со страной пребывания.

4. Стихийные бедствия, эпидемии, крупные аварии и катастрофы в стране пребывания или соседних государствах.

В нашей стране уже давно сложился и был сформулирован в указаниях и инструкциях целый комплекс мер по обеспечению готовности к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.

Принципиальные положения на этот счет были определены в Указе Президента РФ от 2 ноября 1994 г. "О мерах в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для деятельности загранучреждений РФ и российских граждан, находящихся за рубежом". Во исполнение Указа было принято Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1994 г. "О комплексе мер по обеспечению эвакуации из зарубежных стран в случае возникновения чрезвычайных ситуаций".

Правительство РФ обязало послов заблаговременно разрабатывать планы действий посольств и иных представительств на случай возникновения ЧС. В связи с ростом напряженности в стране пребывания и вокруг нее возрастают требования к информационно-аналитической работе посольства. Оперативная информация посольства должна содержать предложения МИД об отношении к возникшим событиям, о возможных политических и дипломатических шагах нашего государства. В числе таких шагов должны быть инициативы по снижению напряженности, предотвращению кризиса или урегулированию обострившейся ситуации. Часто от посольства также требуются соображения о позиции, которую целесообразно занять в случае обсуждения происходящих событий в Совете Безопасности ООН или на другом международном форуме.

По мере развития ЧС посольство должно представлять точную информацию о ходе событий, о мерах, предпринимаемых им на месте по обеспечению защиты интересов нашего государства, его загранучреждений и граждан.

Дипломатические представительства должны заблаговременно позаботиться о прямых контактах и надежных каналах связи с компетентными властями страны пребывания. В соответствии со сложившимися во всем мире практикой и международным правом (ст. 22 Венской конвенции о дипломатических отношениях 1961 г.) власти страны пребывания обязаны принимать надлежащие меры для защиты представительства. В случае получения тревожных сигналов или возникновения угрозы для учреждений и граждан своей страны посольство должно иметь возможность срочно связаться с властями. 

В условиях ЧС возрастают требования к дипсоставу, другим сотрудникам загранучреждений. В связи с обострением обстановки руководство посольства уточняет задачи и обязанности сотрудников.

Обычно создаются рабочие группы по вопросам охраны посольства, проверки порядка в рабочих кабинетах, контактов с местными властями, подготовки эвакуации людей. В период назревания ЧС и в ходе самого кризиса устанавливается особый, с учетом складывающейся конкретной обстановки, режим работы представительства и поведения людей. Соответствующие указания и инструкции утверждаются послом. Они могут предусматривать внесение необходимых коррективов в деятельность посольства, других представительств, наших специалистов, в порядок поддержания контактов с местными властями и населением.

Руководство представительства должно регулярно информировать людей об обстановке и, особенно о новых опасных тенденциях в развитии ЧС, систематически ведя разъяснительную работу и ориентируя граждан на соблюдение повышенных мер предосторожности.

В условиях ЧС предъявляются повышенные требования и к психологической устойчивости сотрудников дипслужбы. Стратегия психологической защиты должна предотвращать нарушение внутренней устойчивости стабильности социальных объектов, вызванное влиянием различного рода негативных информационно-психологических воздейст-вий. Для реализации данной стратегии необходимо соблюдение некоторых принципов:

1. Разработка федеральной программы "Психологическая безопасность государства".

2. Анализ информации о морально-психологическом и духовно-нравственном состоянии сотрудников дипслужбы.

3. Проведение профилактических мер по предотвращению опасных информационно-психологических воздействий на психику персонала дипслужбы.

4. Контроль за ходом реализации намеченных мероприятий и коррекция действий по мере необходимости.

5. Совершенствование форм, методов и средств защиты с учетом происходящих изменений внутри социальных групп.

6. Тестирование и коррекция психического состояния персонала дипслужбы.

Такого рода работа предполагает проведение научных исследований с целью создания эффективных технологий информационного противодействия.

Многими политологами сегодня признано, что информационная сфера, являясь системообразующим фактором современного общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности государств в силу того, что сама целостность современного мира как сообщества обеспечивается в основном за счет интенсивного информационного обмена. Приостановка глобальных информационных потоков даже на короткое время способна привести к серьезным последствиям. Как отмечается в Доктрине информационной безопасности России, национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе развития технического прогресса эта зависимость будет возрастать. 

Информацию, ориентированную на формирование модели общественного сознания, следует изучать как эффективный рычаг управления государством и проведения определенного политического курса. Раннее понимание того, в каком направлении "обрабатывается" общество, позволяет прогнозировать, в каком направлении правительство этого государства намерено строить свою внешнюю либо внутреннюю политику. Информационно-пропагандистские мероприятия призваны подготовить почву для конкретных, чаще всего острых, внешнеполитических шагов. Информационное наступление в таких случаях выполняет несколько задач, главной из которых является морально-политическая подготовка общественного мнения своей страны, союзников, мировой общественности к намечающимся шагам во внешней политике.

В России постоянно приходится решать проблемы политического, экономического, социально-психологического, экологического характера. В связи с чем решение проблем безопасности любого вида, политико-правовой или интеллектуально-кадровой, требует комплексного подхода. Информационная безопасность не является в этом смысле исключением, представляя собой проблему более высокой степени сложности. Речь идет о разработке средств защиты как на техническом, так и на организационном уровне.

Одобренная Госдумой РФ в июне 2001 г. Доктрина информационной безопасности оперирует многими терминами, трактовка которых может быть произвольной, поскольку документ не снабжен соответствующим терминологическим аппаратом. Под информационной безопасностью понимается защищенность национальных интересов РФ в информационной сфере, однако "состояние защищенности" нигде не раскрывается. Многие термины: "информационная сфера", "национальная инфраструктура", "информационно-психологическое воздействие" - также дают основания для разных прочтений и толкований. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]