Военно-политические проблемы |
Обозреватель - Observer
|
Экономическая глобализация выгодна России
О.Хлобустов
В современных условиях международный терроризм стал одной из постоянных угроз безопасности многих государств мира, включая и Россию. Как отмечается по этому поводу в Концепции национальной безопасности, международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России. В числе угроз национальной безопасности России в Концепции также назывались ослабление интеграционных процессов в Содружестве независимых государств, активизация трансграничной организованной преступности, а в числе важнейших задач указывалось на необходимость расширения взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, и в первую очередь - с государствами-участниками СНГ1. Под международным терроризмом и международной террористической деятельностью нами понимается террористическая деятельность, осуществляемая террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства или наносящая ущерб интересам более чем одного государства; гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства в случае, когда как террорист, так и жертва терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами территорий этих государств2. Меры по противодействию терроризму осуществляются как на национально-государственном, так и межгосударственном и международном уровнях. Система и конкретное содержание этих мер на национальном уровне определяется законодательством соответствующих государств. Важная роль в борьбе с терроризмом отводится Пограничным войскам ФСБ России во взаимодействии с партнерами из стран СНГ. В резолюции Совета Безопасности ООН от 28.09.2001 № 1373, являющейся важнейшим документом в области сотрудничества государств в сфере борьбы с современным терроризмом, применительно к сфере защиты госграниц компетентные органы призывались "…предотвращать передвижение террористов или террористических групп с помощью эффективного пограничного контроля и контроля за выдачей документов, удостоверяющих личность…", а также "сотрудничать, особенно в рамках двусторонних и многосторонних механизмов и соглашений, в целях предотвращения и пресечения террористических нападений и принимать меры против виновных в совершении таких актов"3. В Указе Президента РФ от 10.01. 2002 № 6 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1373 от 28 сентября 2001 г." органам государственной власти предписывалось "…принять необходимые меры в целях предотвращения совершения террористических актов, в том числе путем раннего предупреждения других государств с помощью обмена информацией... не допускать, что бы те, кто финансирует, планирует, оказывает содействие в совершении террористических актов... использовали территорию Российской Федерации в этих целях против других государств или их граждан". Пункт 4 данного Указа обязывал органы исполнительной власти, призванные вести борьбу с терроризмом - Минюст, МИД, МО, МВД, СВР, ГТК, а также ФСБ России: - "осуществлять в соответствии о международным правом и законодательством Российской Федерации обмен информацией о компетентными органами заинтересованных государств и сотрудничать с этими органами в административных и судебных вопросах; - активизировать и ускорить обмен оперативной информацией, особенно о действиях или передвижениях террористов или террористических групп (сетей), о подделанных или фальсифицированных проездных документах; о торговле оружием, взрывчатыми веществами или материалами двойного назначения; об использовании террористическими группами коммуникационных технологий, а также об угрозе, которую представляет владение террористическими группами оружием массового уничтожения"4. В целом взаимодействие стран Содружества в противодействии терроризму организуется и осуществляется как специально уполномоченными органами этих государств, так и целой системой межгосударственных институтов. Практически в выработке и принятии мер по противодействию терроризму на территории государств-участников СНГ в пределах своей компетенции принимают участие следующие органы Содружества: - Совет Глав Государств (СГГ). - Совет Глав правительств (СГП), - Межпарламентская ассамблея (МПА СНГ), - Координационный совет генеральных прокуроров (КСГП), - Совет министров внутренних дел (СМВД), - Совет руководителей органов безопасности и спецслужб (СОРЕ), - Совет командующих пограничными войсками (СКПВ), - Совет министров обороны (СМО), - межгосударственный Антитеррористический центр (АТЦ СНГ), образованный решением Совета Глав Государств СНГ 21 июня 2000 г. Регламентами деятельности указанных органов Содружества, а также заключенными межгосударственными и межведомственными соглашениями, создана правовая основа для выработки и реализации единой политики противодействия угрозам терроризма и политического экстремизма на территориях стран СНГ. 4 июня 1999 г. в Минске был подписан Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом5. 25 статей этого документа дополнительно регламентируют вопросы сотрудничества государств-участников СНГ в сфере противодействия терроризму как одной из угроз их национальной безопасности. Но это только высший уровень сотрудничества государств СНГ, реальное и конкретно-предметное наполнение которого обеспечивают межгосударственные или межведомственные программы. В частности, подготовка кадров для компетентных в сфере борьбы с терроризмом органов государств-участников СНГ осуществляется в учебных заведениях ФСБ, МВД, пограничных войск, министерства обороны России. Под эгидой АТЦ СНГ с учетом реальной оперативной обстановки в Центрально-азиатском регионе в 2001-2003 гг. проводились комплексные командно-штабные учения "Юг-антитерор". Соответствующие учения проводились также подразделениями вооруженных сил и пограничных войск стран Содружества. Осуществлялось также взаимодействие оперативных и следственных подразделений органов безопасности стран СНГ, проводились совместные оперативные мероприятия и операции, а также экстрадиция подозреваемых и обвиняемых. Согласно ст. 5 Договора о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом компетентные органы участвующих в нем государств обязуются оказывать друг другу содействие путем: - обмена информацией; - выполнения запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий; - разработки и принятия согласованных мер для предупреждения, выявления, пресечения или расследования актов терроризма и взаимоуведомления об этих мерах; - принятия мер для предотвращения и пресечения на своей территории подготовки к совершению актов терроризма на территории другой Стороны; - оказания содействия в оценке состояния системы физической защиты объектов повышенной технологической и экологической опасности, разработке и реализации мер для совершенствования этой системы; - обмена нормативными правовыми актами и материалами о практике их применения; - направления по согласованию между заинтересованными Сторонами специальных антитеррористических формирований для оказания практической помощи в пресечении актов терроризма и в борьбе с их последствиями; - обмена опытом предупреждения и борьбы с террористическими актами, включая проведение стажировок, семинаров, консультаций и научно-практических конференций; - подготовки и повышения квалификации сотрудников; - совместного, по согласованию Сторон, финансирования и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке систем и средств физической защиты объектов повышенной технологической и экологической опасности; - осуществления на договорной основе поставок специальных средств, техники и оборудования для обеспечения антитеррористической деятельности. Отметим также, что этот Договор в 2000-2001 гг. вступил в силу для Армении, Казахстана, Киргизии, Молдавии и Таджикистана. РФ Договор еще не ратифицирован. Итогом накопленного опыта сотрудничества в сфере борьбы с преступностью стало принятие 21 июня 2000 г. Советом Глав Государств СНГ специальной Программы по борьбе с международным терроризмом на период до 2003 г.6 Распоряжением Правительства РФ от 21.11.2000 № 1643-р был утвержден План мероприятий по реализации Программы государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г. В преамбуле этого документа подчеркивалось, что "при рассмотрении вопросов сотрудничества в борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма в рамках ООН и других международных организаций, а также с государствами, не являющимися участниками СНГ, исходить из целесообразности выработки и соблюдения согласованных подходов в свете указанной Программы". Документ конкретизировал ряд позиций межгосударственной программы СНГ по борьбе с терроризмом. В частности, им предусматривалось рассмотрение вопроса о создании из представителей заинтересованных органов государств-участников СНГ научно-координационного совета государств-участников СНГ по исследованию актуальных проблем борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма (Пункт 14). Решение о создании научно-консультативного совета (НКС АТЦ) при АТЦ СНГ было принято на 12 заседании СОРБ в июне 2002 г., на котором также было утверждено Положение о НКС, а в ноябре того года в Москве было проведено его первое заседание. Контроль за ходом выполнения Плана мероприятий по реализации программы государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма был возложен на ФСБ России и установлены единые для всех ведомств сроки (20 января и 20 июня), представления соисполнителями отчетов о выполнении плановых позиций. В октябре 2003 г. на заседании Совета Глав Государств СНГ в г. Кишиневе была принята очередная Программа государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период 2004-2005 гг. Кроме, так сказать, высшего уровня сотрудничества в рамках СНГ в целом, может существовать и региональное сотрудничество. Так, например, осознание реальной угрозы, исходящей от распространения терроризма и религиозно-политического экстремизма в регионе, особенно связанного с деятельностью ранее названного "Международного фронта джихада" (МФД) привело к заключению руководством Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Казахстана 21.04.2000 договора о совместных действиях по борьбе с политическим и религиозным экстремизмом, сепаратизмом и терроризмом и об образовании регионального антитеррористического центра. В сентябре 2001 г. в связи с резким обострением оперативной обстановки в Центральноазиатском регионе была образована оперативная группа АТЦ СНГ, дислоцирующаяся в г. Бишкек (Кыргызстан), призванная в реальном масштабе времени отслеживать происходящие изменения в оперативной обстановке в регионе и информировать о них как руководство соответствующих государств и органов безопасности, так и руководство межгосударственного АТЦ государств-участников СНГ. Учитывая, что пограничная служба ФСБ России выступает в пределах собственной компетенции субъектом международного сотрудничества, полезным для эффективной организации этой работы может стать разработка типовых рекомендаций для ее подразделений и должностных лиц. Например, подобные методические рекомендации "Организация участия органов внутренних дел в международном сотрудничестве" были подготовлены Управлением международного сотрудничества МВД России7. Данный документ имеет следующие разделы: - правовая база участия органов внутренних дел в международном сотрудничестве; - содержание работы штабных подразделений по участию в международном сотрудничестве: - организация и обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами зарубежных государств и международными организациями: - координация международных связей и содействие в их осуществлении; - участие в разработке проектов международных договоров по вопросам, входящим в компетенцию органов внутренних дел; - контроль за выполнением органами внутренних дел международных обязательств; - сбор и распространение информации о зарубежном опыте; - организация загранкомандировок и приема иностранных делегаций: - протокольное обеспечение мероприятий в области международного сотрудничества: - консультирование по вопросам участия в международном сотрудничестве. Кроме того, 2 декабря 1999 г. Россия, Казахстан, Китайская Народная Республика, Киргизия и Таджикистан, позднее объединившиеся в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), заявили о своем намерении сотрудничать в области борьбы с терроризмом, политическим экстремизмом и сепаратизмом. А 7 июля 2002 г. участвующими в ШОС государствами было подписано соглашение о создании Региональной антитеррористической структуры (РАТС) co штаб-квартирой в г. Бишкек (Республика Кыргызстан). Данное соглашение, в частности, регламентирует порядок работы РАТС8. Касаясь вопроса о совершенствования подготовки кадров по борьбе с терроризмом, представляется важным ознакомление слушателей и курсантов учебных заведений ФСБ России с международными рекомендациями по борьбе с преступностью, в том числе и терроризмом, а именно: - Меры по борьбе с терроризмом (утверждены резолюцией Генассамблеи ООН 15.04.2002); - Реагирование на глобальные угрозы и вызовы (резолюция ГА ООН от 16.12.2002); - Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15.12.2000; - Террористическая преступная деятельность (Рекомендации VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями); - Руководство по сотрудничеству в борьбе с терроризмом Генерального секретариата Интерпола 1998 г.; - Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001; - Соглашение между государствами-членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре от 7.07.2002; - Специальные рекомендации ФАТФ по борьбе с финансированием терроризма от 31.10.2001.9 Накопленный органами безопасности и спецслужбами государств СНГ опыт противодействия внутреннему и международному терроризму, равно как и вопросы организации сотрудничества в этой сфере, в свою очередь, должны стать предметом специального научного анализа и рассмотрения. Особенно учитывая тот факт, что в борьбе с терроризмом принимают участие также подразделения Министерств внутренних дел, обороны, прокуратуры и некоторые другие государственные органы государств СНГ.
1 Концепция национальной безопасности РФ (в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000 № 24). Собрание законодательства Российской Федерации. М. 2000. № 2. С. 170.
2 Словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. М. 2003. С. 29.
3 Законодательное обеспечение борьбы с терроризмом. Сб. документов и материалов. М. 2003. С.152-153.
4 Собрание законодательства Российской Федерации. М. 2002. № 2. С. 137.
5 Содружество: Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. Минск. 1999. № 2(32); Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве. Сб. документов. Вып. 3. М. 2000. С. 142-151.
6 Собрание законодательства Российской Федерации. М. 2001. № 48. С 4726.
7 Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве. Сб. документов. Вып. 1. С. 428-437.
8 Международно-правовые основы борьбы с терроризмом. Сб. документов. М. 2003. С. 258-267.
9 Международно-правовые основы борьбы с терроризмом. Сб. документов. М. 2003. С. 21-24, 78-115, 128-135, 157-164, 248-268, 315-317; Международный терроризм: истоки и противодействие / Материалы международной научно-практической конференции 18-19 апреля 2001 г. СПб. 2001. С. 256-259. |
|