Статьи
Обозреватель - Observer



 ПРЕДЛОЖЕНИЯ В НОВУЮ РЕДАКЦИЮ
КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

В.Захаров,
генерал-майор
В.Круглов,
полковник
 

        В связи с решением Президента Российской Федерации В.В.Путина о разработке новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации (возможно, она будет названа Стратегией национальной безопасности) хотелось бы высказать некоторые соображения и предложения. Они касаются общих положений новой Концепции - системной сущности, содержания и структуры национальной безопасности.

        Прежде всего необходимо уточнить определение национальной безопасности.

        В действующей Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24, сказано, что "под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации".

        Представляется, что такое определение по содержанию и структуре является неполным. При рассмотрении и, тем более, обеспечении национальной безопасности ограничиваться безопасностью только народа, видимо, недостаточно. Безопасность народа может быть обеспечена и на меньшей территории, например, если все граждане будут проживать на территории от Смоленска до Волги… Поэтому надо защищать и территорию, причем всю, занимаемую населением в данный момент. Далее, безопасность народа и территории обеспечивается определенной системой безопасности, главным (системообразующим) элементом которой является государство. Следовательно, государство тоже необходимо защищать.

        Кстати, полученные недавно результаты фундаментальных исследований показали, что полный анализ какого-либо объекта, явления или процесса должен содержать анализ 3, 5, 8… аспектов его сущности*. При этом, если брать три аспекта, два из них - явные, а третий - скрытый и совершенно иной.

        Классическим примером является Святая Троица - Отец, Сын и Святой Дух(!). (Хотя в упрощенной логике напрашивается - …и Мать).

        Так и национальная безопасность: люди, территория - это материальные аспекты, а государство - нечто другое и отличное, что не потрогаешь, но это то, что связывает воедино народ и территорию, устанавливает правила жизни народа на суверенной территории.

        Вот почему, на наш взгляд, можно предложить следующие дефиниции национальной безопасности и выделенных выше ее составных частей.

        Итак, национальная безопасность Российской Федерации это безопасность ее многонационального народа, территории и государства.

        В свою очередь, безопасность народа - это защищенность его материальных, духовных и интеллектуальных ценностей и потребностей (интересов), необходимых для его гармоничного развития. (Налицо триединая сущность!).

        Можно дать и более развернутое определение: Безопасность народа - защищенность его материальных, духовных и интеллектуальных ценностей и потребностей (интересов) в ресурсах, технологиях, коммуникациях, информации, нравственных идеалах и во взаимоотношениях с другими народами, необходимых для его гармоничного развития.

        Безопасность народа как исторически сложившейся общности людей определяется безопасностью его индивидуумов - личностей и создаваемых ими в процессе жизнедеятельности социальных групп (социумов) - общества и системообразующих связей, объединяющих индивидуумы и социумы. (Вновь триада!).

        Следовательно, безопасность народа обеспечивается безопасностью следующих трех основных компонентов:

        1. Безопасность личности (личная безопасность) - защищенность ее здоровья, жизни, собственности, прав и свобод и возможностей для гармоничного развития.

        Она включает в себя физическую (биологическую), духовную и психологическую безопасность.

        2. Безопасность общества (общественная безопасность) - защищенность потребностей (интересов) общества в гармоничном развитии.

        Общественная безопасность включает в себя:

  • политическую безопасность (защищенность политических партий);
  • этническую безопасность (безопасность этнических групп);
  • конфессиональную безопасность (защищенность представителей конфессий);
  • корпоративно-производственную безопасность (защищенность социальных групп по видам деятельности) и др.

        3. Организационная безопасность - безопасность структурных системных связей, образующих народ, как защищенность:

  • экономики (экономическая безопасность, финансовая, продовольственная и ресурсная безопасность);
  • языка и менталитета (информационная безопасность, включая лингвистическую и идеологическую безопасность соответственно);
  • культуры (культурная безопасность);
  • общепринятых правил (норм) поведения и взаимоотношений (правовая безопасность).

        Далее, безопасность территории - это защищенность территории страны от отторжения, захвата враждебными силами или другими странами (территориальная целостность страны - обеспечивается посредством военной безопасности) и экологического отчуждения и отмирания (экологическая безопасность).

        Наконец, безопасность государства (государственная безопасность) - защищенность интересов государства и государственных институтов власти и управления при выполнении ими конституционных функций.

        Государственная безопасность является важным фактором обеспечения государственного суверенитета.

        Очень важным, но не проработанным вопросом является вопрос оценки состояния национальной безопасности.

        Хотелось бы в связи с этим остановиться на возможных подходах к решению этой проблемы.

        С начала - о показателях и критериях национальной безопасности.

        На наш взгляд, в качестве показателей национальной безопасности целесообразно использовать:

        1. Спектр (количество групп и видов в каждой группе) угроз национальной безопасности и определение коэффициентов их опасности (весовых коэффициентов). Исходными данными для этого являются вышеизложенные теоретические положения и методы экспертного опроса и анализа иерархий.

        2. Количество угроз, их интенсивность, острота (сила) проявления и динамика изменений.

        3. Обобщенный показатель национальной безопасности как синтез частных показателей.

        Обобщенного показателя может и не быть. Возможно комплексное использование нескольких показателей (лучше, помня о триаде, - не более 3-х!).

        Критерии национальной безопасности выбираются на основе анализа и оценки шкалы показателей. Критериальные значения показателей могут быть определены при комплексном использовании методов экспертного опроса. В результате национальную безопасность можно будет оценить качественно: например, "высокая", "достаточная", "удовлетворительная" и т.д., или в альтернативной форме - "удовлетворительная" ("достаточная") или "неудовлетворительная" ("недостаточная").

        Теперь о подходах к оценке национальной безопасности.

        При решении подобных задач различают индуктивный и дедуктивный подходы.

        Индуктивный (применительно к рассматриваемому вопросу - ведомственный) подход заключается в следующем: по возможности максимизировать значение показателя безопасности по каждому ее виду в условиях ресурсных ограничений и, таким образом, получить определенный (в некотором смысле - "слепой") уровень национальной безопасности.

        В этом случае практически нельзя оценить уровень национальной безопасности, так как не учитываются весовые коэффициенты, а ресурсы ведомствам выделяются "на глазок".

        Такой подход практикуется в настоящее время, причем не только без количественного, но и без качественного оценивания.

        Дедуктивный (в нашем случае - уже государственный) подход предполагает следующее.

        Исходя из требуемого уровня национальной безопасности (требуемого значения ее обобщенного показателя или требуемых значений выбранных базовых показателей) задаются уровни безопасности (значения коэффициентов) по каждому виду безопасности с учетом весовых коэффициентов.

        По такому же принципу распределяются и ресурсы.

        Ясно, что значения весовых коэффициентов значимости того или другого вида безопасности будут изменяться в зависимости от военно-политической обстановки в мире, внутреннего состояния государства и других факторов.

        С учетом финансовых, демографических и других ресурсных ограничений может быть решена задача оптимального распределения ресурсов в конкретных условиях или на прогнозируемый период. Однако при любых условиях распределение ресурсов на национальную безопасность по ее видам в стратегическом плане должно подчиняться правилу "золотой пропорции" (62% средств - на текущие расходы, 38% - вложения в перспективные разработки и резерв). В противном случае - возможны провалы в тех областях безопасности, которые в настоящий момент не кажутся важными.

        На основе дедуктивного подхода и с использованием предложенных показателей и известных общенаучных методов оценивания могут быть разработаны как методика оценки национальной безопасности в целом, так и частные методики оценки любого вида безопасности.

Примечания

       * Эти числа представляют собой ряд Фибоначчи, когда последующий член ряда равен сумме двух предыдущих.


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]