Статьи
Обозреватель - Observer

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНФЛИКТОВ
В ЗАМКНУТЫХ КОЛЛЕКТИВАХ


Ю.Бойко,
доктор медицинских наук, кандидат юридических наук, 
профессор (Дипломатическая Академия МИД России)
В.Лебедев,
доктор психологических наук, 
кандидат медицинских наук, профессор

          В своей профессиональной деятельности сотрудники посольств, консульств и дипломатических миссий образуют так называемые “малые коллективы”, в которых его члены находятся в состоянии вынужденного общения при фактическом постоянстве состава.
          Такая “замкнутая на себя” группа, хотя и подчиняется общим законам развития малых коллективов, но имеет целый ряд особенностей, связанных, прежде всего, со значительной групповой изоляцией, которая, как доказано многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, очень быстро (в течение 2–3 мес.) приводит к нарастанию в коллективе межличностной напряженности, приводящей к внутренней враждебности и появлению в коллективе значительного числа “отверженных” и “изолированных”, что неминуемо приводит к конфликтным ситуациям.
          Это положение усугубляется сложностью структуры взаимоотношений в дипломатии: при жесткой иерархической подчиненности и однозначно определенной формальной организации в дипломатических коллективах существует значительное число неформальных лидеров, многие из которых имеют официальные полномочия, большинство сотрудников обладают высоким уровнем образования и профессиональной подготовки, что делает их яркими индивидуальностями, далеко не всегда толерантными к чужой точке зрения и умеющими работать в команде. В такой ситуации действия руководителя при конфликте становится крайне важными, так как неправильное его поведение или недооценка значимости происходящего могут привести к выходу ситуации из-под контроля с самыми непредсказуемыми последствиями.
          Конфликт – это столкновение противоположных интересов на почве соперничества при отсутствии взаимопонимания, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Это, безусловно, чрезвычайно сложное и противоречивое явление, имеющее как позитивную, так и негативную составляющие. Поэтому целью руководителя малого коллектива должно быть не только разрешение конфликтной ситуации, а перевод её из негативной в позитивную плоскость, управление конфликтом и использование его для выполнения коллективом поставленных задач.
          Конфликт состоит из объекта, участников, конфликтной ситуации и инцидента.
          Объект конфликта – это социальное явление, вызвавшее данную конфликтную ситуацию. Он может быть материальным и психологическим. Объект всегда значим для участников конфликта, хотя эта значимость может быть крайне субъективной и далеко не всегда обусловленной рабочей ситуацией.
          Участники конфликта – это лица, группы лиц и даже целые структурные подразделения. Каждый из участников претендует на единоличное манипулирование объектом. Наличие объекта и участников конфликта формируют конфликтную ситуацию.
          Однако наличие конфликтной ситуации не предусматривает автоматического возникновение конфликта. То есть конфликт может быть только потенциальным и при благоприятном развитии событий и грамотных действиях руководителя не реализоваться. Для того чтобы конфликт перешел в реальную плоскость, необходим инцидент, то есть определенные действия одного из участников, направленные на объект и ущемляющие интересы другой стороны (или других сторон). При этом представления участников конфликта о себе, противоположной стороне, объекте и условиях конфликта, как правило, далеки от объективности и носят “идеальный” характер. Эти представления получили название “образов конфликтной ситуации”. То есть конфликтное поведение определяется не реальностью конфликта, а образами конфликтной ситуации как субъективной оценкой участниками сложившейся ситуации.
          Конфликт в любом коллективе подчиняется общим закономерностям. Оптимальной схемой анализа конфликта и управления им является “сетка Томаса”.
          Для анализа конфликта им была применена двухмерная модель:

  • по вертикали выражена степень напористости при защите собственных интересов; 
  • по горизонтали – степень склонности к кооперации и внимание к интересам оппонентов.
          В соответствии с этими характеристиками, К.Томас выделяет следующие пять основных способов управления конфликтами:
          1. Соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересов противоположной стороны;
          2. Приспособление как принесение в жертву собственных интересов ради интересов противоположной стороны;
          3. Компромисс;
          4. Избегание (уклонение) как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
          5. Сотрудничество как создание альтернативы, удовлетворяющей обе стороны, за счет взаимных уступок участников конфликта.
          В предложенной классификации нет однозначно плохих или однозначно хороших способов управления конфликтами, многое зависит от конкретной ситуации, от конкретных участников и от конкретной проблемы. Но при этом, у каждого подхода есть определенные закономерности, которые проявляются во всех случаях:
  • при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха;
  • при соревновании, приспособлении и компромиссе либо один оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо оба участника конфликта проигрывают, так как идут на уступки, которые не разрешают конфликтную ситуацию, а лишь сглаживают ее остроту;
  • сотрудничество – единственный выигрышный способ для всех сторон, так они пытаются выйти на принципиально новый, конструктивный уровень решения проблемы.
          Соревнование предполагает активные действия и самобытный, самостоятельный путь выхода. Наиболее эффективен этот способ в условиях:
  • когда исход очень важен для вас;
  • когда вы обладаете достаточным авторитетом и властью;
  • когда вы находитесь в критической ситуации, которая требует быстрого, даже мгновенного реагирования;
  • когда у вас нет иного выбора;
  • когда вы не можете дать понять группе людей, что находитесь в тупике, тогда как кто-то должен повести их за собой.
          Избегание (уклонение) эффективно в условиях:
  • когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас;
  • когда вы чувствуете свою неправоту и правоту другого, к тому же если он обладает большей властью;
  • когда вы общаетесь со сложным собеседником;
  • когда вы пытаетесь принять решение, но не знаете, что предпринять;
  • когда у вас недостаточно информации по проблеме;
  • когда велика напряженность и нужно ее сбросить;
  • когда вам нужно выиграть время.
          Приспособление эффективно в условиях:
  • когда вы чувствуете, что, немного уступая, вы теряете мало;
  • когда надо смягчить ситуацию;
  • когда вы понимаете, что итог намного важнее для другого, чем для вас;
  • когда правота не на вашей стороне.
          Компромисс наиболее эффективен в условиях:
  • когда у участников конфликта одинаковая власть, и они имеют взаимоисключающие интересы;
  • когда требуется быстрое или временное решение;
  • когда другие подходы оказались неэффективными;
  • когда компромисс позволяет сохранить взаимоотношения.
          Сотрудничество, в отличие от компромисса, достигается на более глубоком уровне и требует гораздо больше времени и активного участия в разрешении конфликта. Этот стиль наиболее эффективен в условиях, когда:
  • решение проблемы очень важно для обеих сторон;
  • у вас тесные и длительные взаимоотношения;
  • у вас есть время поработать над проблемой;
  • обе стороны имеют одинаковую власть или хотят проигнорировать различия в обладании реальной властью.
          В любом конфликте существуют, как правило, три пути его разрешения:
  • самый легкий, но не всегда реальный – изменить себя или изменить свое отношение к проблеме;
  • самый трудный, а поэтому и практически нереальный – изменить оппонента, его мнение, повлиять на него в нужном нам направлении;
  • самый оптимальный и реальный: найти взаимоприемлемый вариант решения проблемы и бороться за его реализацию.
          Возможные пути разрешения конфликта заключаются в поиске ответов на вопросы:
 
  • Что бы я сделал для разрешения конфликта?
  • Что мог бы сделать для этого партнер?
  • Каковы общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта?
          При этом вам следует:
  • проявить внимание и доброжелательность к собеседнику;
  • проявить терпимость к особенностям партнера, показать свое искреннее сочувствие;
  • быть сдержанным, контролировать свои движения, речь, мимику;
  • попытаться понять, что именно привело человека в его нынешнее состояние, каковы его явные или скрытые мотивы;
  • дать собеседнику полностью выговориться, внимательно выслушать его; хороший эффект дает техника прямого повтора, интерпретации или обобщения услышанного – тем самым человеку дают понять, что его услышали;
  • отвлечь внимание партнера от болезненного вопроса хотя бы на короткое время, при этом могут быть использованы любые приемы – от просьбы пересесть на другое место, позвонить, записать что-то до высказывания какой-нибудь нелепой мысли, шутки;
  • подчеркнуть общность ваших интересов, целей, задач;
  • высказывать собеседнику не готовые оценки и мнения, а свои чувства, вызываемые его словами; это заставит вашего партнера отвечать вам не односложно, а развернуто, мотивировано, с пояснением своей позиции;
  • прежде чем отвечать на критику, замечания, упреки, нужно четко уяснить, что конкретно имеется в виду; вы должны быть уверены, что правильно все поняли.
          Хотя в каждом отдельном случае причина конфликта совершенно конкретна, все конфликты имеют сходную основу: фактическое положение дел находится в противоречии с ожиданиями людей. Если это так, то можно наметить два стратегических пути разрешения конфликта: либо перестроить реальность под ожидания оппонентов, либо попытаться изменить отношение оппонентов к существующему положению дел.
          В практике управления конфликтом чаще всего нужно действовать одновременно по обоим направлениям.
          1. Создайте атмосферу сотрудничества.
          С момента первой встречи конфликтующих сторон и затем в начале каждой последующей встречи стоит провести несколько минут в неофициальной беседе.
          2. Стремитесь к ясности общения.
          Подготовьте к переговорам необходимую информацию. С самого начала договоритесь о терминологии, чтобы исключить разное понимание одних и тех же слов.
          3. Признайте наличие конфликта.
          Как ни странно, это бывает труднее всего.
          4. Договоритесь о процедуре.
          Если конфликт признан и очевидно, что он быстро не решается, то вместо того, чтобы продолжать бесплодные споры, договоритесь, где, когда и как начнете совместную работу по его преодолению.
          5. Сформулируйте проблему конфликта.
          Главная задача здесь заключается в том, чтобы определить конфликт в терминах той обоюдной проблемы, которая подлежит урегулированию. Уже на этой стадии нужно подходить к ней как к “нашей” проблеме – это сразу определит дух сотрудничества.
          Обе стороны должны высказаться о ситуации. В чем они видят конфликт. Какие чувства у них это вызывает, и в особенности – как каждый оценивает свой вклад в конфликтную ситуацию.
          Не менее важно выяснить также и то, что каждая из сторон не видит и не признает, то есть выяснить соответствие “образов конфликтной ситуации” всех участников конфликта реальному положению дел. 
          Зачастую причина конфликта заключается в недостаточной информированности участников, получении ими умышленно или случайно искаженной информации. В этом случае достаточно бывает введения их в курс реального положения дел, чтобы снять конфликтную ситуацию.
          Необходимо, насколько это возможно, отстраниться от скрытых интересов и личных амбиций. С этой целью необходимо сосредоточиться на конкретных действиях, потребностях сторон и спорных предметах, стремясь не переходить на личности. Вряд ли стоит обсуждать побуждения людей или обнаруживать в поведении личные мотивы.
          6. Исследуйте возможные варианты решения.
          7. Добейтесь соглашения.
          Здесь нужно обсудить и дать оценку высказанным предложениям, а затем выбрать наиболее приемлемое. Естественно, оно должно учитывать требования обеих сторон, то есть быть соглашением.
          Иногда бывает достаточно одной встречи и самого факта обсуждения, чтобы уладить разногласия. В других случаях, когда предмет более важен и сложен, может потребоваться несколько этапов переговоров.
          8. Установите крайний срок решения.
          Если не поставить строго определенный срок, переговоры по конфликту могут тянуться очень долго. Когда же поставлен временной предел, стороны будут строить работу, исходя из него. Важно только, чтобы эти сроки были согласованы и приняты всеми участниками конфликта.
          9. Воплощайте план в жизнь.
          Желательно приступить к мерам по урегулированию конфликта как можно скорее после заключения соглашения. Отсрочки могут вызвать сомнения и подозрения сторон друг к другу.
          10. Оцените принятое решение.
          При разработке самого удачного соглашения по урегулированию конфликта могут остаться обделенные или обиженные.
          Руководитель малого коллектива в условиях его групповой изоляции, кроме выполнения своих основных обязанностей, вынужден разрешать возникающие в ходе работы конфликтные ситуации, быть судьей и посредником при их разборе. 
          Для успешного перевода неуправляемого негативного конфликта в управляемый позитивный, руководитель, кроме рассмотренных выше действий, должен предпринять следующие шаги:
          1. Проанализировать конфликт.
          При этом следует помнить, что чем раньше руководитель вмешивается в конфликтную ситуацию, тем выше шансы на позитивное разрешение конфликта. По данным С.И.Самыгина и Л.Д.Столяренко, если руководитель вмешивается в конфликт в начальной фазе, то он разрешается на 92%, в то время как при вхождении в конфликт на конечной его стадии – на 2%.
          2. Обязательным условием является открытая декларация собственного нейтралитета и беспристрастности к участникам конфликта, подчеркивание первостепенной значимости интересов дела, а не личностных амбиций.
          3. Необходимо добиться максимального сокращения объекта конфликта и числа претензий сторон.
          4. Руководитель не должен высказывать какие-либо претензии или как-то ущемлять инициатора конфликта. Во всяком случае, до его разрешения.
          5. Необходимо определить наиболее эффективный метод управления и разрешения конкретного конфликта.
          В ходе реализации этого метода необходимо предложить сторонам несколько собственных вариантов решения проблем.
          Методы разрешения конфликта могут быть прямыми (когда стороны непосредственно общаются друг с другом в присутствии руководителя) и косвенными (когда участники конфликта общаются с руководителем индивидуально, а для разрешения конфликта привлекаются третьи лица, пользующиеся авторитетом в коллективе). Если конфликт не удается разрешить или перевести в конструктивное русло, сделать управляемым, то руководитель обязан прибегать к санкциям. Причем диапазон таких санкций может быть весьма широк – от устных замечаний до административных взысканий и кадровых перестановок.
          Учитывая специфику рассматриваемых учреждений (дипломатических служб, торговых представительств, общественных некоммерческих организаций за рубежом и т.д.), необходимо отметить, что в любых конфликтных ситуациях внутри коллектива руководитель вынужден принимать самостоятельные решения по их урегулированию или, при возможности, советоваться с вышестоящими инстанциями, а с учетом специфики работы руководителю не целесообразно обращаться за помощью к третьим лицам – психологам, конфликтологам и т.д. Поэтому знание основных закономерностей развития конфликтной ситуации и способов перевода неуправляемого конфликта в управляемый, а негативного – в позитивный для руководителей подобных служб имеет столь большое значение.
 
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]