Рецензии
Обозреватель - Observer

ПОЛИТИЧЕСКАЯ 
МОДЕРНИЗАЦИЯ 
РОССИИ



 
 
 
 

О.Рыжов,
доктор философских наук, профессор

          Монографическое исследование А.В.Матюхина “Пути и теории политической модернизации в России. Сравнительный анализ консервативных и анархистских подходов” представляется весьма интересной и, несомненно, актуальной научной работой. В ней методом компаративного анализа отражены позиции представителей диаметрально противоположных идеологических направлений в России XIX – начала XX в. анархического и консервативно-монархического. В этом и несомненное новаторство работы – до сих пор анализ отечественных теорий политической модернизации подобным образом не проводился в научной литературе.
          Учитывая традиционность “раскола” российской политики, а также особенности исторического развития страны, характеризующиеся чередованием революционных и консервативных тенденций, обращение автора к полярным политическим доктринам является правомерным.
          В монографии справедливо отмечается, что в сегодняшней ситуации краха западной либерально-рыночной модели модернизации и определенного идеологического тупика, в котором оказалась Россия, появляется настоятельная необходимость творческого обращения к классическому опыту самого широкого спектра социально-политических теорий, рожденных на отечественной почве – от крайне левых, радикально-революционных (анархисты), до крайне правых – консервативно-теократических (монархисты). Сама этимология понятий an-archia (греческое – безвластие) и mon-archia (греч. – единовластие) подталкивает к подобному сравнительному анализу. Крайние идеологические подходы высвечивают наиболее отчетливо основополагающие принципы радикально-противостоящих позиций, дают более четкое представление обо всем прост- ранстве политического центра и позволяют искать “золотую середину”.
          И анархистам, и монархистам в России не очень повезло с “исторической славой”. Например, представление об анархизме у современного человека является во многом искаженным вследствие многолетнего и идеологизированного формирования ассоциативного ряда “анархия – хаос – разрушение – произвол” в советском (и даже в досоветском) и постсоветском обществоведении и масс-культуре. Образ анархиста как удалого маргинала, промышляющего грабежами, прочно осел в массовом сознании. А за монархистами, по той же причине идеологизированности подходов, закрепились такие ярлыки, как “ретрограды”, “мракобесы”, “обскуранты”, “черносотенцы”, “антисемиты” и т.д. К сожалению, подобная терминология в отношении анархистов и монархистов-консерваторов имеет место до сих пор в научной, околонаучной и учебной литературе, не говоря уже о современной публицистике, журналистике, художественной литературе, кинематографе и т.д.
          В своей работе автор, отходя от поверхностных и популистских трактовок, показывает, что и анархизм, и монархизм – это уникальные, достаточно цельные и системные идейно-политические течения русской общественной мысли, имеющие свою концептуально-философскую базу, социально-политическую программатику, свои модели модернизации.
          Действительно, и анархистский, и консервативно-монархический проекты в России были модернизационными, ориентированными на воплощение применительно к “современности”, к новым реалиям, в которых оказался мир, и, прежде всего – западный мир либерально-демократической и рыночной цивилизации. Этим реалиям необходимо было найти адекватный ответ, предложить свои модели социально-политической жизни и развития России. В отличие от коммунистического и либерального проектов, анархистский и консервативный модернизационные проекты не были реализованы в XX в. Тем интереснее посмотреть на возможные идеологические альтернативы.
          В работе проводится сравнительный анализ этатистских и антиэтатистских теорий, выявляется различие полярных идеологических подходов к проблеме места и роли человека в социальной жизни, к специфике интерпретаций таких понятий, как “свобода”, “власть”, “общество”, “государство”, “революция”, “реформы” и т.д. В контексте компаративистики исследуются формы, принципы и методы социальной и политической организации общества, анализируются теории государственного управления и самоуправления, концепции федерализма и имперского централизма, а также экономические программы анархистов и монархистов.
          Особый интерес представляет сравнение революционной и консервативно-эволюционной модели модернизации. На основе анархистской теории раскрыта сущность радикально-революционного варианта модернизации, выявлены его конкретные параметры, показаны противоречия между “личным” и “общим”, между морально-нравственным обоснованием революционных программ и реальными, насильственными способами их реализации. Проанализирована сущность консервативной модели модернизации в монархизме, показана актуальность и значение методологии эволюционно-консервативных, “не катастрофических” российских реформ.
          В тоже время, в монографии отмечается необходимость формирования в современной России новой идеологии общественного развития на основе привлечения всего богатейшего отечественного опыта социально-политической и философской мысли.
          Несомненно, что сегодня поиск оптимальной модели общественного развития предполагает “конструктивный синтез” всего позитивного и жизнеспособного, что наработано, “выстрадано” в отечественной социально-политической науке и практике. Можно согласится с автором, что в современной России успешная политическая модернизация не возможна на основе какой-либо моноидеологии, все равно “правой” или “левой”. Идейно-теоретические основания, на которые плодотворно сможет опираться российское общество в своем развитии, должны быть многоуровневыми, ориентированными на решение целого комплекса социальных, политических, экономических, культурных, экологических проблем.
          Работа имеет важное значение для современной методологии проведения сравнительных исследований на материале различных социально-политических доктрин. Она тем самым вносит значительный вклад в становление компаративистики как отрасли отечественной политической науки. Необходимо также отметить, что монографическое исследование А.В.Матюхина базируется на солидной теоретической основе, с привлечением основных трудов классиков анархизма и монархизма: М.А.Бакунина, П.А.Кропоткина, А.А.Карелина, Я.И.Новомирского, М.И.Корн, Г.П.Максимова, А.А.Борового, Л.А.Тихомирова, М.Н.Каткова, К.П.Победоносцева, И.С.Аксакова, А.И.Кошелева, К.Н.Леонтьева, В.Н.Мещерского, В.И.Черняева Б.Н.Чичерина, Д.А.Хомякова и др.
          Кроме того, в целях системной, комплексной реконструкции консервативно-монархической и анархистской доктрин в монографии используются труды многих неизвестных или малоизвестных авторов: А.Атабекяна, А.Белецкого, В.Волина, братьев Гординых, О.Виконта, М.Дубинского, П.Казанского, П.Логанова, П.Семенова, А.Тышко, Л.Черного, В.Ярмонкина и др.
          Представляется интересным также сочетание социологического и политологического аспектов проблем, соотношение исторических и современных подходов. Обобщенные автором теоретические и исторические материалы придают работе аргументированный и системный характер.
          Данное монографическое исследование, несомненно, заинтересует политологов, историков, философов, научных работников, преподавателей ВУЗов, а так же широкий круг читателей, неравнодушных как к истории, так и к будущему России.
 

         А.В. Матюхин.
Пути и теории политической модернизации в России. 
Сравнительный анализ консервативных и анархистских подходов. 
М.: Изд-во УРАО, 2005. 204 с.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]