|
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
МОДЕРНИЗАЦИЯ
РОССИИ
О.Рыжов,
доктор философских наук, профессор
|
Монографическое
исследование А.В.Матюхина “Пути и теории политической модернизации в России.
Сравнительный анализ консервативных и анархистских подходов” представляется
весьма интересной и, несомненно, актуальной научной работой. В ней методом
компаративного анализа отражены позиции представителей диаметрально противоположных
идеологических направлений в России XIX – начала XX в. анархического и
консервативно-монархического. В этом и несомненное новаторство работы –
до сих пор анализ отечественных теорий политической модернизации подобным
образом не проводился в научной литературе.
Учитывая традиционность
“раскола” российской политики, а также особенности исторического развития
страны, характеризующиеся чередованием революционных и консервативных тенденций,
обращение автора к полярным политическим доктринам является правомерным.
В монографии
справедливо отмечается, что в сегодняшней ситуации краха западной либерально-рыночной
модели модернизации и определенного идеологического тупика, в котором оказалась
Россия, появляется настоятельная необходимость творческого обращения к
классическому опыту самого широкого спектра социально-политических теорий,
рожденных на отечественной почве – от крайне левых, радикально-революционных
(анархисты), до крайне правых – консервативно-теократических (монархисты).
Сама этимология понятий an-archia (греческое – безвластие) и mon-archia
(греч. – единовластие) подталкивает к подобному сравнительному анализу.
Крайние идеологические подходы высвечивают наиболее отчетливо основополагающие
принципы радикально-противостоящих позиций, дают более четкое представление
обо всем прост- ранстве политического центра и позволяют искать “золотую
середину”.
И анархистам,
и монархистам в России не очень повезло с “исторической славой”. Например,
представление об анархизме у современного человека является во многом искаженным
вследствие многолетнего и идеологизированного формирования ассоциативного
ряда “анархия – хаос – разрушение – произвол” в советском (и даже в досоветском)
и постсоветском обществоведении и масс-культуре. Образ анархиста как удалого
маргинала, промышляющего грабежами, прочно осел в массовом сознании. А
за монархистами, по той же причине идеологизированности подходов, закрепились
такие ярлыки, как “ретрограды”, “мракобесы”, “обскуранты”, “черносотенцы”,
“антисемиты” и т.д. К сожалению, подобная терминология в отношении анархистов
и монархистов-консерваторов имеет место до сих пор в научной, околонаучной
и учебной литературе, не говоря уже о современной публицистике, журналистике,
художественной литературе, кинематографе и т.д.
В своей работе
автор, отходя от поверхностных и популистских трактовок, показывает, что
и анархизм, и монархизм – это уникальные, достаточно цельные и системные
идейно-политические течения русской общественной мысли, имеющие свою концептуально-философскую
базу, социально-политическую программатику, свои модели модернизации.
Действительно,
и анархистский, и консервативно-монархический проекты в России были модернизационными,
ориентированными на воплощение применительно к “современности”, к новым
реалиям, в которых оказался мир, и, прежде всего – западный мир либерально-демократической
и рыночной цивилизации. Этим реалиям необходимо было найти адекватный ответ,
предложить свои модели социально-политической жизни и развития России.
В отличие от коммунистического и либерального проектов, анархистский и
консервативный модернизационные проекты не были реализованы в XX в. Тем
интереснее посмотреть на возможные идеологические альтернативы.
В работе проводится
сравнительный анализ этатистских и антиэтатистских теорий, выявляется различие
полярных идеологических подходов к проблеме места и роли человека в социальной
жизни, к специфике интерпретаций таких понятий, как “свобода”, “власть”,
“общество”, “государство”, “революция”, “реформы” и т.д. В контексте компаративистики
исследуются формы, принципы и методы социальной и политической организации
общества, анализируются теории государственного управления и самоуправления,
концепции федерализма и имперского централизма, а также экономические программы
анархистов и монархистов.
Особый интерес
представляет сравнение революционной и консервативно-эволюционной модели
модернизации. На основе анархистской теории раскрыта сущность радикально-революционного
варианта модернизации, выявлены его конкретные параметры, показаны противоречия
между “личным” и “общим”, между морально-нравственным обоснованием революционных
программ и реальными, насильственными способами их реализации. Проанализирована
сущность консервативной модели модернизации в монархизме, показана актуальность
и значение методологии эволюционно-консервативных, “не катастрофических”
российских реформ.
В тоже время,
в монографии отмечается необходимость формирования в современной России
новой идеологии общественного развития на основе привлечения всего богатейшего
отечественного опыта социально-политической и философской мысли.
Несомненно,
что сегодня поиск оптимальной модели общественного развития предполагает
“конструктивный синтез” всего позитивного и жизнеспособного, что наработано,
“выстрадано” в отечественной социально-политической науке и практике. Можно
согласится с автором, что в современной России успешная политическая модернизация
не возможна на основе какой-либо моноидеологии, все равно “правой” или
“левой”. Идейно-теоретические основания, на которые плодотворно сможет
опираться российское общество в своем развитии, должны быть многоуровневыми,
ориентированными на решение целого комплекса социальных, политических,
экономических, культурных, экологических проблем.
Работа имеет
важное значение для современной методологии проведения сравнительных исследований
на материале различных социально-политических доктрин. Она тем самым вносит
значительный вклад в становление компаративистики как отрасли отечественной
политической науки. Необходимо также отметить, что монографическое исследование
А.В.Матюхина базируется на солидной теоретической основе, с привлечением
основных трудов классиков анархизма и монархизма: М.А.Бакунина, П.А.Кропоткина,
А.А.Карелина, Я.И.Новомирского, М.И.Корн, Г.П.Максимова, А.А.Борового,
Л.А.Тихомирова, М.Н.Каткова, К.П.Победоносцева, И.С.Аксакова, А.И.Кошелева,
К.Н.Леонтьева, В.Н.Мещерского, В.И.Черняева Б.Н.Чичерина, Д.А.Хомякова
и др.
Кроме того,
в целях системной, комплексной реконструкции консервативно-монархической
и анархистской доктрин в монографии используются труды многих неизвестных
или малоизвестных авторов: А.Атабекяна, А.Белецкого, В.Волина, братьев
Гординых, О.Виконта, М.Дубинского, П.Казанского, П.Логанова, П.Семенова,
А.Тышко, Л.Черного, В.Ярмонкина и др.
Представляется
интересным также сочетание социологического и политологического аспектов
проблем, соотношение исторических и современных подходов. Обобщенные автором
теоретические и исторические материалы придают работе аргументированный
и системный характер.
Данное монографическое
исследование, несомненно, заинтересует политологов, историков, философов,
научных работников, преподавателей ВУЗов, а так же широкий круг читателей,
неравнодушных как к истории, так и к будущему России.
А.В.
Матюхин.
Пути и теории политической модернизации в России.
Сравнительный анализ консервативных и анархистских подходов.
М.: Изд-во УРАО, 2005. 204 с.
|