Экономика
Обозреватель - Observer

 ПРОБЛЕМЫ ОПК


Виталий Везиров,
директор ВИМИ,
кандидат технических наук
Олег Лисов,
начальник сектора ВИМ


Как наглядно доказывает зарубежный и отечественный опыт осуществления экономических реформ, на данном этапе для России особое и существенное значение имеют быстрые, правильные и организованные шаги по созданию в стране крупных системообразующих интегрированных экономических структур. По заявлению секретаря Комиссии по реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса РФ (2002-2006 гг.)" Азрета Беккиева, "существующие формы - акционерные общества устарели и не удовлетворяют современным требованиям. На смену им идут новые экономические образования - холдинги и финансово-промышленные группы".
 

Оргструктуры ОПК требуют изменения

Анализ российской действительности, последние 10-15 лет разрушительных реформ, вынужденного простоя, неразберихи и разворовывания народного достояния показывает, что в промышленности и сельском хозяйстве произошло глубокое устаревание основных фондов (ОФ), всех без исключения предприятий, без обновления которых невозможно дальнейшее продвижение вперед. Обновить эти фонды не в состоянии ни существующие сейчас государственные, ни коммерческие структуры. Такие изменения смогут осуществить только крупные финансово-промышленные группы (ФПГ) или холдинги, которые в состоянии аккумулировать значительные финансовые, банковские и промышленные средства и вложить их в обновление основных фондов. Такова логика движения вперед.

Сейчас же для экономики нашей страны характерно широкое распространение и использование устаревших технологий, доля которых, по имеющимся оценкам, превышает 80% используемого технологического потенциала, что является основной причиной, нерационального использования ресурсов, выпуска устаревшей продукции низкого качества при высокой себестоимости и соответственно цене. При этом, почти отсутствует государственная поддержка (государственный протекционизм) и селективная технологическая политика. По некоторым оценкам экспертов, сегодня по совокупному оборонному потенциалу США ушли вперед на 10-15 лет. Для устранения всего этого требуется принятие специальных приоритетных программ развития ОПК (оборонно-промышленного комплекса) и жесточайший контроль их выполнения.

В этих условиях необходимо, правильно оценивая значение и роль организованного крупного промышленно-финансового капитала, находить надежные и эффективные пути создания таких уникальных экономических структур и вовлекать их в экономику страны.

Однако при их создании необходимо заранее определить роль, значение, место и условия существования таких крупнейших олигархических образований. По мнению экспертов, главная их задача - работа в интересах российского народного хозяйства, организация, развитие и укрепление ее научно-технического и технологического потенциала. При этом, необходимо следить и не допустить попыток руководителей таких объединений, а такие действия обязательно возникнут, сращивания этого капитала с государственным аппаратом, что неизбежно может привести к экономическому краху не только этих образований, но и самого государства. История знает много таких примеров.

Сейчас, особенно в последние годы, наступают другие времена, отличные от предыдущего десятилетия. Необходимы новые, более эффективные механизмы интеграции промышленного и финансового капитала, основанные на создании лидирующих групп организаций и предприятий, способных преодолеть межотраслевую разобщенность и создать условия взаимовыгодного для всех участников таких образований производства жизненно необходимых товаров, начиная от сырья и полуфабрикатов до конечного продукта высокого качества, способных конкурировать с импортными товарами. Тогда каждый производитель - участник группы будет постоянно заботиться о качестве своего товара, ибо от этого будет зависеть качество конечного продукта и соответственно будет распределятся прибыль.

Мировой опыт преодоления кризисных ситуаций свидетельствует о том, что лидерами экономики должны стать отраслевые и межотраслевые ФПГ и холдинги. 

В последние годы в России задача установления отраслевых приоритетов решается бессистемно и охватывает множество застойных и весьма трудных проблем. Решить здесь сразу все проблемы невозможно, поэтому нужно начинать с главного базиса и немедленно приступить к обновлению ОФ в добывающей промышленности, машиностроении (включая продовольственное), АПК и ТЭК. В российской экономике совершенно незначительное внимание уделяется научно-технологическому развитию страны, включая подготовку кадров-технологов и ликвидацию отставания в оснащении народного хозяйства отечественной информационно-вычислительной техникой (ИВТ). Разработанная в свое время по инициативе Академии технологических наук РФ и Промышленно-финансовой корпорации "Технология - Индустрия" Концепция научно-технологического развития регионов и сохранения технологического потенциала России на 1995-1997 гг. была не реализована в должной мере и не стала государственным документом. И совершенно удручающий факт - Россия вышла на первое место в мире по вывозу за рубеж национального интеллекта (свыше 200 тыс. ученых и специалистов), в том числе по ОПК - около 70%. Средний возраст работающих на предприятиях ОПК превышает 50 лет, а в науке - 60 лет.

Приведем несколько примеров. Государственное регулирование капиталовложений и отраслевых приоритетов оказалось однобоким, в результате чего совокупная стоимость активов компании "Газпром" превысила 120 млрд. долл. (более чем в три раза больше доходной части всего российского бюджета на 1995 г.), а АПК ищет дополнительные средства для того, чтобы свести концы с концами в уборочных и заготовительных кампаниях. А всем известно, что природные богатства являются народным достоянием.

Государство практически не в состоянии регулировать и цены на сельскохозяйственную продукцию, объясняя это рыночными отношениями. 

В этой связи представляет интерес новое явление в нашей экономике - проникновение ФПГ в сельское хозяйство. В результате неправильного обособленного акционирования отдельных звеньев сельскохозяйственного производства произошло разрушение замкнутого производственного цикла, и сельский производитель оказался в большой зависимости от диктата цен смежников: например, для животноводства - кормопоставщиков и переработчиков мясной продукции. Очень своевременной в связи с этим оказалась инициатива Минсельхоза РФ, которая оказала содействие АОЗТ "Новгородское мясо" с полным циклом производства, переработки и реализации животноводческой продукции.

Государственный протекционизм в области фермерского движения "почти отсутствует". Фермерское хозяйство нового типа в Центральном регионе России могло бы прокормить основными продуктами питания с площади 2 га не только семью фермера, но и 20 горожан. Но фермер по-прежнему не может вырваться из тисков правового вакуума. 

Совершенно ненормальное положение сложилось и в производстве минеральных удобрений, несмотря на то, что еще в 1975 г. СССР по их производству вышел на первое место в мире. Если в 1985 г. наше сельское хозяйство получало 74% производимых в России удобрений, то в 1994 г. только около 20%, а в 2001 г. - не более 8%.

Большая часть произведенных удобрений продается за границу, а наше сельское хозяйство закупает эти удобрения за рубежом.

Можно было бы приводить массу других примеров, свидетельствующих об однобоком, неправильном и бессистемном подходе Правительства РФ к проблеме государственного протекционизма и экономического регулирования.
 

Нормативно-правовое поле создания ФПГ и холдингов

Создание ФПГ в России официально началось с принятия Указа Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2096, которым утверждалось "Положение о ФПГ и порядке их создания". В Указе сказано, что ФПГ признается как зарегистрированная группа предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединений капиталов на условиях, предусмотренных этим Указом.

Основными условиями создания ФПГ являются:

    - индивидуальный характер формирования ФПГ на основе единой нормативно-правовой базы;

    - многообразие образования ФПГ, в том числе и из числа казенных государственных предприятий, которые объединяются директивным путем;

    - использование различных форм объединения капиталов (промышленного, финансового, торгового и банковского);

    - создание групп, возможно, на базе технологических кооперационно связанных предприятий, выпускающих сложную наукоемкую продукцию, обеспеченную спросом и конкурентоспособностью на внешнем и внутреннем рынках;

    - обязательное образование не менее 3-х ФПГ на одном отраслевом (региональном) товарном рынке или наличие на нем конкурентов по соответствующим видам продукции (за исключением производства вооружения, стратегических видов сырья и материалов);

    - государственная поддержка создания и функционирования ФПГ, инвестиционные программы которых отвечают приоритетам социально-экономической политики.

Транснациональные ФПГ могут создаваться совместно с другими странами СНГ, в том числе и с юридическими лицами этих государств.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1994 г. № 508 был утвержден "Порядок проведения экспертизы проектов создания ФПГ, представляемых для утверждения Правительства или для подписания указа Президентом." Организацию экспертизы осуществляет рабочий орган - Экспертный совет, который был создан постановлением Правительства РФ от 28 марта 1994 г. № 240.

Все официально создаваемые ФПГ должны быть внесены в государственный Реестр ФПГ, Положение о порядке ведения которого было утверждено постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994 г. № 707. Оно предусматривает выдачу ФПГ специального Свидетельства, которое действует неограниченное время, является документом строгой отчетности и является официальным паспортом группы.

Постановлением Правительства РФ от 16 января 1995 г. № 48, утверждена "Программа содействия формированию финансово-промышленных групп." Необходимость такого документа диктовалась высокой значимостью и приоритетностью преобразования в экономике на основе интеграции финансового и промышленного капитала, масштабами и сложностью в деятельности по созданию саморазвивающихся новых организационно-экономических структур, ориентированных на обновление научно-технического и экспортного потенциала российской промышленности и совместной деятельности предприятий различных форм собственности.

Однако, основным нормативным актом для ФПГ стал Федеральный закон РФ от 30 ноября 1995 № 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах". В Законе дано юридическое понятие ФПГ как совокупность юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и другие активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентной способности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Создаваться ФПГ могут по решению Правительства РФ в случаях, когда состав участников формируется только из государственных федеральных предприятий, а также учреждений и организаций, финансируемых из республиканского бюджета РФ, или по указу Президента РФ во всех других случаях.

Непосредственное отношение к деятельности ФПГ имеют также Федеральные законы от 3 февраля 1996 № 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" и от 21 декабря 2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также Указ президента РФ от 23 октября 2000 г. № 1768 "О мерах по обеспечению концентрации и рационализации оборонного производства в РФ". (В этих документах установлены дополнительные условия для создания холдингов в ОПК).

В Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", который практически был полностью обновлен последующим Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах"", усилены права акционеров, участвующих в финансово-промышленных группах и других интегрированных структурах. Новый Закон вступил в силу с 1 января 2002 г.

В дополнение к уже названным ранее нормативно-правовым актам готовилось принятие отдельного, специального Федерального закона "О холдингах", работа над которым осуществлялась в Госдуме все последние годы. Он практически был принят Думой 27 июня 2001 г. и направлен в Совет Федерации, который 20 июля 2001 г. снял его проект с обсуждения, посчитав принятие нового Закона нецелесообразным, потому что в нем повторялись многие положения уже действующих Законов. В настоящее время Правительство РФ планирует ввести основные отдельные его положения в уже существующий ФЗ "Об акционерных обществах", в соответствии с которым ранее осуществлялось, в том числе и создание интегрированных структур.

Под занавес 2002 г. был введен в действие Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161 - ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Закон определяет правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий, права и обязанности собственников, их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия. В Законе выделяются государственные (на праве хозяйственного ведения) и казенные (на праве оперативного управления) предприятия. Имущество унитарного предприятия по закону принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.
 

Современное состояние организации ФПГ и холдингов

Каково нынешнее положение с образованиями ФПГ, холдингов в российской экономике, и в первую очередь, в ее значительной и важнейшей части высокотехнологичной промышленности - ОПК РФ?

По состоянию на середину 2002 г. в составе ОПК РФ числилось 1646 различного профиля, объема и значимости предприятий и организаций, из них 982 акционерных общества и 664 федеральных государственных унитарных предприятий.

Однако специалисты Минпромнауки России считают, что акционерные общества - являются устаревшей экономической формой на смену которой, и в первую очередь в ОПК, должны прийти системообразующие интегрированные экономические структуры - ФПГ и холдинги.

После выхода в свет Указа Президента РФ в 1993 г. № 2096 и появления целого пакета нормативно-правовых актов по этому вопросу наметился быстрый рост числа ФПГ, причем в каждой появляющейся группе увеличивалось как число участвующих в них предприятий, так и финансовых групп (табл. 1).

Таблица 1

 
Год
Число
ФПГ
предприятий
филиалов
1993
1
20
1
1995
27
273
51
1996
46
710
95
1997
72
967
154
2002
12 только в ОПК
~<600
около140
2006
планируется около 34
только в ОПК
~<800
около 160
К 1998 г. в официально зарегистрированных ФПГ было занято 4 млн. чел. из 18 млн. работающих в российской промышленности.

Промышленный сектор ФПГ производил около 10% ВВП, доля государственной собственности в них нигде не превышала 10%. Из 200 крупнейших российских предприятий 143 участвовали в официальных ФПГ, а из 100 крупнейших банков в тех же группах участвовало 48.

Необходимо отменить, что по мнению многих аналитиков, число (незарегистрированных, но фактически действующих) ФПГ значительно превышало число зарегистрированных (в несколько раз), причем объединенный капитал их в десятки, иногда в сотни раз превосходит капиталы официальных образований. По расчетам, в дальнейшем ожидается создание в российской промышленности до 150 мощных ФПГ и холдингов, сопоставимых по размерам с ведущими зарубежными корпоративными объединениями.
 

Пути реформирования ОПК

Как показала жизнь, все меры предпринимаемые Правительством России в 1992-2001 гг. по экономическому реформированию ОПК не принесли каких-либо ощутимых положительных результатов. Не имея достаточных собственных финансовых средств и не используя свои механизмы влияния на рыночные реформы, государство не смогло провести в жизнь свои планы. Председатель Правительства РФ в июле 2001 г. официально признал, что "все последние годы (имеется ввиду 1992-2001 гг.) реформирование ОПК носило нерегулярный и бессистемный характер". Теперь, чтобы исправить положение, оно решило использовать свои имеющиеся все эти годы права собственности на многие предприятия и ряд других административных ресурсов. Государству срочно пришлось создавать дополнительную специальную базу нормативно-правового обеспечения будущих преобразований.

В первую очередь, в федеральной собственности были закреплены 51% акций оборонных предприятий, что позволит государству обеспечивать себе право оказывать решающее влияние на деятельность всех корпоративных объединений, связанных с выполнением заказов в интересах укрепления национальной безопасности.

С этой же целью большинство федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) ОПК в 2002-2003 гг. будут преобразованы в открытые АО, 100% акций которых будут закреплены в федеральной собственности.

Кроме этого, вводится в оборот целый комплекс нормативных документов.

11 октября 2001 г. Правительство РФ принимает Постановление № 713 ""О федеральной целевой программе "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)"" (разработка проекта началась в мае того же года). Общий объем финансирования этой программы определен в 35,69 млрд. руб., из них 14,78 млрд. руб. из федерального бюджета и 14, 78 млрд. руб. из внебюджетных источников. На 2002 г. согласно Федеральному закону № 194 - ФЗ от 3 декабря 2001 г. было выделено 2 млрд. 735 млн. 420 тыс. руб., на 2003 г. - на эти же цели выделено 2 млрд. 542 млн. 100 тыс. руб.

30 декабря того же года Президент РФ утверждает "Основы политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу" - документ, который является официальной концепцией развития ОПК как важнейшей части высокотехнологической промышленности России.

"Нам необходима обоснованная интеграция ОПК в рыночную инфраструктуру, повышение его экономической привлекательности, ...качественного повышения его эффективности и конкурентоспособности на основе последовательного и качественного внедрения рыночных институтов. Другого пути здесь нет. Но в этом интересы нашей национальной безопасности и интересы развития экономики страны в целом…" - так определил задачу Президент РФ.

Таким образом, на ближайшее десятилетие функционирование ОПК будет определяться в основном тремя нормативно-правовыми актами, а именно:

    - "Основами политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу";

    - Федеральной целевой программой "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)";

    - "Государственной программой вооружения на период до 2010" (ГПВ- 2010), которую Президент РФ сильно раскритиковал и поставил задачу Правительству РФ разработать новую программу и утвердить ее.

Большинство мероприятий по реализации положений, изложенных в "Основах политики Российской Федерации в области развития ОПК на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" планируется выполнить в рамках ФЦП "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)", основными целями которой "… являются формирование нового облика ОПК путем его целенаправленного реформирования в соответствии с задачами военного строительства с учетом основных параметров "Государственной программы вооружения на период до 2010 годы", прогнозных оценок военно-технического сотрудничества и необходимости поддержания на требуемом уроне мобилизационных мощностей, а также создание условий для обеспечения устойчивого развития ОПК, разработки и производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения".

Реформирование и развитие военно-промышленного комплекса РФ планируется проводить в два этапа:

На первом этапе (2002-2004 гг.) предполагается окончательно сформировать структуры, находящиеся на завершающем этапе создания, которые ориентированы на производство конкретного конечного продукта, согласно Программе вооружений всего в этот период планируется создать более 34 интегрированных структур, в которые войдут важнейшие оборонные предприятия страны. Среди них - фирмы "Камов", "Бронетанковая техника", "Высокоточное оружие", "Концерн ПВО" и другие.

На втором этапе (2005-2006 гг.) планируется создать крупные, глубоко интегрированные структуры (холдинги), такие как "МИГ - Туполев - Камов" и "Сухой - Ильюшин - Миль" и ряд других.

Параллельно с созданием интегрированных структур будет проводиться реформирование (реструктуризация) отдельных, не вошедших в их состав предприятий ОПК, направленное на обеспечение устойчивой работы в условиях рыночной системы хозяйствования. Реформирование неинтегрируемых предприятий будет осуществляться за счет их внутренней реорганизации.

Государственное участие в реформировании и развитии ОПК будет осуществляться не только в форме бюджетного финансирования определенной части расходов, но и за счет решения вопросов по передаче в доверительное управление головным компаниям интегрированных структур, закрепленных в федеральной собственности пакетов акций предприятий и организаций, входящих в состав этих структур.

Привлечение иностранных инвестиций Программой не предусматривается, несмотря на то, что создаваемые концерны будут многопрофильными и будут заниматься производством как военной, так и гражданской техники.

Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 517 образована Комиссия по реализации ФЦП "Реформирование и развитие ОПК (2002-2006 гг.)", утверждены Положение о ней и состав, куда, в частности, входят генеральные директоры всех пяти российских оборонных агентств и начальник вооружения ВС РФ. Председателем Комиссии является Министр промышленности, науки и технологии.

На очереди рассматриваемых Комиссией проблем стоит вопрос о создании нормативной базы реформирования ОПК, регламентирующей создание контролируемых государством холдингов, дальнейшее акционирование и приватизация предприятий ОПК и ряд других мероприятий в соответствии с Программой. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]