Наука и образование
Обозреватель - Observer

 ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ


Борис Сыченков,
полковник в отставке,
воспитанник 1 Московского
артиллерийского подготовительного училища

 

Первый император России очень ценил кадровых военных. Он относился к ним, как к людям разносторонних взглядов, глубоких знаний в различных областях и как к защитникам государственных интересов не только на поле брани, но и в любой другой области - административной, производственной, хозяйственной, дипломатической. Да куда ни поставь - офицер везде сумеет навести порядок и толково повести дело. При Петре I отслужившие свой срок офицеры и генералы нередко продолжали служить государю на мирном поприще, даже инвалидам находилась служба.

Конечно, тогда была острая нехватка в специалистах самых разных профессий, а дворянский офицерский корпус представлял собой самую образованную часть российского общества. Обучение будущих офицеров, начинавшееся с малолетства, длилось до срока призыва на действительную службу и включало в себя обширную программу теоретических и практических дисциплин.

C тех пор в России многое изменилось. Изменилось и отношение к офицерам. И напрасно. Поскольку и теперь, через три столетия после Петра, офицеры по-прежнему обладают все теми же качествами: куда ни поставь, он везде наведет порядок и толково поведет дело - хоть на посту Президента страны, хоть на каком другом.

За примерами далеко ходить не нужно. Генералы Лебедь, Руцкой, Громов стали губернаторами. Генерал армии Ю.А.Яшин в бытность начальником космодрома Плесецк стал почетным гражданином города Мирный, входящего в сферу его ответственности. Значит, он не только ракетами и спутниками занимался, но и градоначальником был и, как видно, неплохим.

Подобных примеров можно приводить еще и еще, пока у читателя не созреет вопрос: и откуда же у этих военных такие способности? Кто их всему этому научил?

Будем считать, что такой вопрос задан. Теперь постараемся пояснить этот феномен, поскольку он напрямую связан с современными проблемами.

Ученые считают, что в условиях глобализации "приоритетным источником стабильного процветания нации является интеллектуальный потенциал нации". "Не только новая общественная элита, но и главный социальный слой … будут формироваться за счет высокообразованных, высоконравственных и творчески активных личностей".

"Развитие творческих способностей личностей - новое перспективное направление развития экономического потенциала общества и государства. Творческая личность в современных условиях все более становится основой благополучия корпорации, общества и государства"1.

Итак, основой благополучия государства становится высокообразованная, высоконравственная и творчески активная личность. Остается только доказать, что такая личность формируется с максимальным успехом только в ходе получения военного образования и воспитания. Тогда станет понятно, что надо не бояться "человека с ружьем", а приветствовать его как спасителя России.

Но начать придется издалека.

Всем известно, что человеческий младенец в утробе матери проходит различные этапы развития: то у него появляются жабры, то хвост, то он похож на одно животное, то на другое… Становится ясно, что человек в этот 9-месячный период с огромной скоростью проходит все этапы эволюции, пока он не превратится в Homo Sapiens. 

Но вот человек родился. Однако его развитие не закончилось. На ДНК современного человека записана вся история человечества, все этапы его развития. Теперь ребенок, чтобы стать нормально развитым взрослым человеком, должен за несколько лет прожить все пройденные человечеством эпохи, которые, чем ближе к нашему времени, тем больше времени занимают в развитии ребенка.

Давайте понаблюдаем за ним. Вот он поднялся с четверенек. Вот он учится говорить. Теперь ему хочется лазать по деревьям, а вскоре - разжигать огонь. Он учится читать, писать, рисовать. Он много и разнообразно играет, а игра в войну - одно из наиболее длительных увлечений мальчиков.

Взрослым кажется, что игра - это баловство, шалости, которые следует прекращать, если они им мешают. Но в действительности детские игры - это очень и очень серьезно. На определенный возраст приходятся определенные игры, соответствующие определенным этапам исторического развития человечества. И если ребенку не будет дана возможность что-то проиграть, то это в дальнейшем приведет к его ущербности в чем-то как личности, он в чем-то окажется неполноценным.

Известно, что если ребенок в определенном природой возрасте не научится ходить, потом его научить будет почти невозможно. Если он не начал вовремя говорить, плохо дело. Другие этапы развития кажутся менее ответственными, но это только кажется из-за недостаточности наших наблюдений. 

Например, приходит пора "разжигать огонь". Родители начинают прятать спички, опасаясь пожара. Что делать ребенку? Хорошо, если родители возьмут его с собой в лес, на речку, где он поможет отцу развести костер, чтобы сварить уху, посмотреть сквозь летящее кверху пламя на ночные звезды… Раньше сельские ребятишки пасли ночью лошадей и разжигали в поле костер, городские - собирались на пионерский костер. И кто может сказать, чем обернется для нынешнего поколения детишек, не имеющих возможности выехать за город, пропуск такого важного этапа? 

Но вот гены ребенка начинают "считывать" информацию о жизни человечества в начале новой эры, в средние века. Если в прежние времена войны (межплеменная война, увод в рабство, завоевание новых земель и т.п.) были постоянными спутниками жизни человека, то эпоха викингов, средневековых рыцарей и сейчас окружена ореолом романтики, бесшабашной удали, бесстрашия в бою…

И мальчики играют в войну. Они должны эмоционально прожить эту эпоху, чтобы вступить, наконец, по "генным часам" в нынешний XXI в. И тогда гены начнут уже не "считывать", а записывать информацию о той жизни, которую проживет ставший уже взрослым молодой человек, чтобы "рассказать" об этой жизни его потомкам.

Итак, войны занимали самый длительный период в развитии человечества. Поэтому "игра в войну" для мальчиков (у девочек во время войны, как правило, были другие заботы) должна длиться довольно длительный период. Очень хорошо, если с участием взрослых. Но это участие не должно проявляться во вседозволенности, в потакании капризам, сюсюканьи. Взрослые нужны ребенку как партнеры и учителя, которые все знают и умеют. Они должны помогать ребенку создавать обстановку, атмосферу той эпохи, в которой он в данное время живет, помогать ему усваивать множество вещей, его мозг в это время стремительно развивается.

Вот некоторые наблюдения за развитием подростка и его реакцией на некоторые методы воспитания, записанные замечательным педагогом Василием Александровичем Сухомлинским2.

"В детстве закладывается человеческий корень. Ни одной человеческой черточки природа не отшлифовывает - она только закладывает, а отшлифовывать нам - родителям, педагогам, обществу".

"Ремень и тумак убивают в детском сердце тонкость и чувственность, утверждают примитивные инстинкты, растлевают человека, одурманивая его ядом лжи, подхалимства. Дети, воспитанные ремнем, делаются бездушными, бессердечными людьми".

"Ни в детстве, ни тем более в годы отрочества и ранней юности не должно быть "чистого отдыха", … в скуке грубеет душа".

"Опыт глубоко убедил меня в том, что если в отрочестве преобладают однообразные, грубые движения, в которых большое физическое напряжение - единственное условие успеха, - это накладывает отпечаток не только на физическое, но и на умственное, эмоциональное, эстетическое развитие человека: он не только неуклюж и неловок - ему недоступны тонкие оттенки мысли и чувства".

"Подросток, мозг которого не развивался формированием абстрактных понятий, словно останавливается в умственном развитии: не понимает реальной основы обобщений, речь его косноязычна, воображение убогое, рукам недоступны сложные, утонченные трудовые движения".

Древние мудрецы утверждают, что развитие ребенка в полноценного человека длится 21 год и проходит три периода по семь лет каждый. Индийская народная пословица выразила эту мудрость одной емкой и образной фразой: до семи лет обращайся с ребенком, как с царем, после семи - как со слугой, а после четырнадцати - как с другом.

Обратите внимание на период от семи до четырнадцати лет: обращаться, как со слугой. Это как раз тот период, когда от вседозволенности мальчик вступает в период строгости и ограничений. И этот период обязательно должен быть таким, как бы матери не стремились этого избежать. Поэтому для ребенка будет лучше, если эти годы он проведет вне семьи, сократив контакты с родными до разумного минимума. Так воспитывают детей ламы Тибета. Так в современном Китае в буддистских монастырях воспитывается большое число мальчиков, в основном дети военных, постигая в аскетической строгости тайны древних военных единоборств. Это именно то воспитание, которое европейцы называют спартанским. Теперь представьте себе, что спартанское воспитание заменено компьютерными играми. Пока никто не может сказать, каковы будут последствия этого новомодного и все более распространяющегося явления. Но "компьютерное детство" обязательно проявится очень тяжелыми последствиями. Да, компьютеры надо осваивать. Но детство нельзя ни торопить, ни затягивать. Всему свое время.

Как же обстоят дела в России с практической реализацией программы воспитания, включающей в себя, как обязательную составляющую, раннее воинское (спартанское) воспитание?

Оказывается, ничего сверхнового изобретать в этой области не требуется. Такая система существует в России уже три столетия. В царской России это была система кадетских корпусов, где дети дворян, чья забота как служилого сословия состояла в охране государства от врагов, обучались с малых лет и до той поры, которая на современном языке называется "призывом в армию". Первый кадетский корпус возник в нашей стране в 1732 г., и до 1918 г. их было создано в общей сложности более 50. Окончивший корпус кадет мог продолжить образование не только по военной линии, но и по гражданской.

Советская власть (в Красной Армии служило немало царских офицеров с кадетским воспитанием) приняла эту систему, придав ей вид, соответствующий новым условиям. С 1936 по 1940 гг. в нищей стране на полном государственном обеспечении оказались тысячи юношей, обучающихся в средних школах (с 8 по 10 класс), как сказали бы теперь, "с военным уклоном". Это были специальные военные школы: артиллерийские, военно-морские, военно-воздушные3. Ученики, окончившие эти спецшколы, затем направлялись в военные училища или военные академии. Непригодные к военной службе делали свой выбор профессии самостоятельно.

Теперь давайте поинтересуемся, как отразилось военное воспитание на тех ребятах, которые не стали военными. У них выработался агрессивный, злобный характер? Они угрюмы и замкнуты, имеют ограниченный круг интересов?

Думаю, что достаточно будет одного-единственного примера.

Окончивший 10 классов в одной из московских артиллерийских спецшкол, Вячеслав Котеночкин был отчислен из артиллерийского училища по состоянию здоровья. И стал известнейшим режиссером-мультипликатором. О его характере, наверное, лучше всего говорят герои его многосирийного мультфильма "Ну, погоди!" (Волка он рисовал с себя). Сам же он о роли в своей жизни спецшколы написал так: "… из меня не вышел артиллерист.

Потом я всю жизнь встречал среди людей самых разных профессий бывших воспитанников спецшкол. Нас даже как-то тянет друг к другу. И ни разу не попадался мне среди бывших спецов человек, который высказал бы сожаление о том, что провел свои школьные годы в "войсках Наркомпроса". Напротив, вспоминали с большой благодарностью. И учителей своих, и весь тон, соблюдавшийся в спецшколах, и мальчишеские представления о воинской чести и воинском товариществе, и даже суровейшие дисциплинарные требования.

Спецшколы давали своим воспитанникам самое широкое образование по полной программе обычной средней школы и сверх нее. Нас там готовили не только к военной профессии. К любой другой, включая и гуманитарные, а не только технические. В спецшколах возрождались традиции русского военного образования. Ведь немалая часть русской интеллигенции - ученые, писатели, художники, музыканты - вышли из кадетских корпусов и военных училищ"4.

Сразу видно, что человек прошел нормально все этапы своего развития и роль военной спецшколы в этом - далеко не последняя. Следует подчеркнуть, что педагоги, воспитатели подбирались во все спецшколы (а их было много: 17 артиллерийских, 20 ВВС, 7 ВМФ, по 400-450 чел. в каждой) очень опытные, любящие свою профессию и, конечно, своих воспитанников. Военрук 2 Московской артспецшколы Ефим Ильич Левит спустя много лет говорил одному из своих воспитанников: "Вы знаете, что самое замечательное было в этих школах? Ребята в них шли сами, сознательно. Они были достаточно взрослыми, чтобы определить свою будущую жизнь, но они все равно оставались ребятами. Вы смотрели на себя, как на взрослых, а мы, не подавая вида, смотрели на вас, как на детей. Вы играли в военных, а мы поддерживали вашу игру".

Вот она, самая правильная позиция педагога: "мы поддерживали вашу игру".

Следует заметить, что вожди Советского государства направляли своих сыновей учиться именно в спецшколы и подготовительные военные училища (о которых речь пойдет ниже). Их воспитанниками были, например, Василий Сталин, Степан Микоян, Тимур Фрунзе, Юрий Каганович.

Чем при этом руководствовались их отцы? Наверное тем же, чем и царствующие особы дома Романовых, направлявшие своих детей в кадетские корпуса.

Например, единственный сын Николая II Алексей, хотя и не был пригоден для военной службы вследствие гемофилии, должен был пройти курс обучения и воспитания в Морском корпусе.

Вот как писал об этом несбывшемся событии один из воспитателей этого корпуса Владимир Владимирович фон Берг: "Я в продолжение 16 лет прослужил в Морском корпусе в Петербурге и в Севастополе, начав воспитательную деятельность еще в мичманском чине…

Вот я в Севастополе - командир роты Его Высочества. В этой роте должен был воспитываться Наследник Цесаревич - апогей мечты всякого воспитателя! И вдруг - грянула революция… Закрыли любимый корпус. Разлетелась золотая мечта"5.

В 1946 г. артиллерийские и военно-морские спецшколы были переподчинены Министерству обороны (тогда оно называлось Министерством Вооруженных Сил) и стали называться артиллерийскими подготовительными училищами и, соответственно, подготовительными училищами ВМФ. Первых было создано десять, вторых - пять, по 500 чел. в каждом училище. Одним из важных отличий подготовительных училищ от спецшкол стали интернаты. Воспитанники теперь жили не дома, как раньше спецшкольники, а находились на казарменном положении, бывая дома только в выходные, праздники и каникулы при хорошей дисциплине и успеваемости (как раньше кадеты).

Интересно, как реагировали сами воспитанники на такое ограничение свободы. Вот одно из воспоминаний из рукописи Отто Васильевича Шума, воспитанника Киевского артиллерийского подготовительного училища:

"Кому-то может показаться, что такие жесткие условия жизни полностью лишают молодых ребят свободы. Однако среди нас мало кто так считал. Поистине, свобода есть осознанная необходимость. Большинство из нас это чувствовали интуитивно, и такая жизнь многим из нас даже нравилась, хотя и не всем. Некоторые товарищи тяготились существовавшими ограничениями. Но большинству скучать было некогда. Мы серьезно учились".

Внимательный читатель наверняка подметил, что упомянутые подготовительные военно-учебные заведения Советского периода имели курс обучения меньше семи лет, требуемых для "положения слуги", о котором говорилось выше. Но этими учебными заведениями военное (спартанское) воспитание не заканчивалось. 10 классов воспитанники заканчивали в 18 лет, после чего 3 года обучались в еще более строгих условиях военных училищ или 4 года - в военных академиях. Получается 6 или 7 лет, хотя временные рамки сдвинуты - не с 7 лет, а с 14.

При этом следует отметить, что их воспитание там шло не только со стороны педагогов и офицеров-воспитателей. Ребята сами строго следили за нравственной чистотой в своих рядах. Если кто-то был замечен в наушничестве, угодничестве начальству, мелком воровстве, то он получал незамедлительную и суровую реакцию всего коллектива: отказ от общения с ним, "темную" и другие меры воздействия. Если нарушение законов братства повторялось, его кровать выносили вместе с хозяином в коридор. Начальство, которое все знало и до поры не вмешивалось, теперь принимало меры - нарушитель отчислялся. Так армия защищала себя от проникновения в ее среду подлецов.

Сейчас можно услышать, что кто-то из офицеров или генералов проворовался или стал взяточником. Его, разумеется, следует судить по всей строгости закона. Но при этом не мешало бы поинтересоваться: а где учился и воспитывался этот военный чиновник? И наверняка окажется, что все военное образование он получил на военной кафедре какого-нибудь гражданского института. Тогда суду не мешало бы вынести частный вердикт, согласно которому часть вины должна быть возложена на государство, которое в целях экономии средств сократило количество военных училищ, а военно-подготовительные пришли в весьма плачевное состояние.

В 1955 г. были закрыты все подготовительные военные училища и летные спецшколы. Правда, к этому времени подготовительные училища ВМФ были превращены в Нахимовские военные училища, числом три. Теперь же осталось только одно - в Санкт-Петербурге.

В 1943 г. были созданы Суворовские военные училища (СВУ) для подготовки будущих общевойсковых командиров. Срок обучения - 7 лет, прием мальчиков 10-12 лет, имеющих образование в объеме 3-4 классов средней школы. Это уже значительно ближе к идеальному сроку начала и продолжительности воинского воспитания.

Но… 40 лет назад Никита Сергеевич взял на себя грех - количество СВУ было значительно сокращено, а главное - срок обучения уменьшился до двух лет. И до сих пор его ошибку никто не исправил. В итоге - армия трещит по швам. А стране теперь позарез потребовалась новая общественная элита из высокообразованных, высоконравственных и творчески активных личностей. Как и где эту элиту можно воспитать, читатель уже знает - в военных учебных заведениях, начиная с подготовительных. И коль скоро эту "золотую жилу" в свое время прикрыли, теперь необходимо наверстывать упущенное.

Это трудно, но возможно. Через несколько лет новая общественная элита в нашей стране появится, если:

    - возродить подготовительные военно-учебные заведения по типу кадетских корпусов. При этом, в Сухопутных войсках и ВМФ сохранить действующую систему Суворовских и Нахимовских училищ, увеличив их количество и прибавив к ним новые - в Ракетных войсках стратегического назначения и артиллерии, в Военно-воздушных силах. Для сохранения однообразия в наименованиях подготовительные военные училища РВСН и артиллерии именовать Кутузовскими, ВВС - Чкаловскими;

    - во всех упомянутых училищах ввести единый четырехлетний курс обучения (8-11 классы). Обучение в них проводить по единой программе, согласованной с Министерством обороны, с отличиями, соответствующими профилю училища. К учебно-воспитательному процессу привлечь лучших специалистов, владеющих самыми современными методами;

    - в министерствах и ведомствах военной службы (ФСБ, МВД, МЧС и др.) оставить сложившуюся систему новых кадетских корпусов с установленными этими министерствами и ведомствами сроками и программами обучения;

    - для воспитания будущих государственных служащих открыть, по аналогии со средними военно-учебными заведениями, "школы Пифагора"6, где обучение военному делу должно быть заменено спортивно-оздоровительными занятиями (воспитание силы, ловкости, смелости, стойкости к перенесению холода, голода, неудобств и т.д.), а военные науки заменить изучением философии, права, истории государственности, новейших методов обработки информации и проч.

А как же быть с теми ребятами, которые не смогут (или не захотят) учиться в этих училищах? Да, действительно, спартанское воспитание желательно дать каждому подростку, юноше, девушке. Понятно, что в полной мере это невозможно. Однако отчасти эту задачу смогут и должны решать: военная подготовка в школах, обучение в кадетских классах, проведение военно-спортивных школьных соревнований, военных игр, организация летних спортивных лагерей для молодежи, проведение туристических походов и т.п.

Практическая реализация упомянутых выше мероприятий может быть решена в течение одного-двух лет, что менее чем через десять лет позволит уменьшить, а затем и окончательно снять проблему воспитания человека, которому можно будет без опасений вручить ключи от будущего России. В период, когда процесс глобализации, ставший объективной реальностью, требует принятия неотложных мер для достижения нашей страной стабильного и достойного положения в том вечно изменяющемся и развивающемся мире, это есть то ключевое звено, ухватившись за которое мы вытянем всю цепь стоящих перед нами проблем. 

Примечания

1  Цитаты из проекта заключения на научный труд Института системного анализа Счетной палаты РФ "Россия и мир в период глобализации: долгосрочные тенденции развития" (п.п.1,120., 2.4., 2.6.).
2  В.А.Сухомлинский. Рождение гражданина, 3-е изд. М., 1979.
3  "Наша юность, любовь и память. Историко-мемуарный сборник о 1 Московском артиллерийском подготовительном училище (1946-1955 гг.)". Ч. I. История. Под общей ред. Б.П.Сыченкова. М., 2002.
4  В.М.Котеночкин. Ну, Котеночкин, погоди! М., 1999.
5  С.В.Власов. Узники Бизерты. М., 1998.
6  Э.Шюре. Великие посвященные. Изд. 2 испр. Репринтное воспроизведение издания. Калуга, 1914.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]