Внутренняя политика
Обозреватель - Observer



 РОССИЯ БУДЕТ ВЕЛИКОЙ И БОГАТОЙ. КОГДА...?

Р.Луговец,
кандидат юридических наук,
полковник в отставке

 

       Нынешнее Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации в ряду других посланий занимает особое место и имеет особый характер. Будучи первым программным документом второго срока правления, здесь как бы подводится итог четырехлетней работы Президента. Одновременно определяется стратегический курс деятельности Правительства до 2008 г. Кроме того, в Послании представлено видение будущих итогов на перспективу, до 2010 г.
       Таким образом, в этом документе отражается не только то, что и как сделано, но и то, что предстоит сделать не только В.Путину, но и его будущему преемнику.
       Какое наследство останется тому, кого изберет народ третьим Президентом России?
       Какой практический след в истории государства Российского оставит В.Путин?
       Далеко не праздные вопросы для автора Послания.

       Ключевой тезис Послания - свободная страна свободных людей и удвоенный к 2010 г. ВВП страны - такова стратегическая цель, которую поставил перед собой, правительством и российским народом Президент России. "В предыдущих посланиях, - заявил он, - внимание, как правило, уделялось крупным социально-экономическим задачам в общем плане. Считаю, сегодня необходимо отступить от этой традиции и сконцентрироваться на задачах, затрагивающих практически каждого гражданина, каждую российскую семью". Обращаясь, таким образом, к Федеральному Собранию, Президент принципиально расширяет рамки конституционного адреса Послания и предлагает свое видение будущего страны всем россиянам.

       Чтобы подчеркнуть преемственность своего политического курса В.Путин весь постсоветский период представил в Послании в виде трех исторических этапов:

       Первый этап - демонтаж прежней экономической системы, который сопровождался ломкой привычного уклада жизни граждан России, острыми политическими, социальными конфликтами и был тяжело пережит нашим обществом.

       Второй этап - расчистка "завалов", образовавшихся от разрушения "старого здания", позволившая остановить наиболее опасные тенденции в экономике и политической сфере. Причем, как поясняет В.Путин, действия федеральных властей тогда являлись скорее ответами на серьезные для нас угрозы. Конечно, можно представить в виде ответных мер и конфискацию личных вкладов населения, и расстрел Белого дома, и войну в Чечне 1994 г.… Однако это не вся правда.

       И, наконец, третий этап в развитии современного российского государства, когда появились возможности и средства решения общенациональных задач более высокими темпами, когда сформировались у государства необходимые инструменты, чтобы ставить более масштабные долгосрочные цели. С этого этапа собственно начинается второй срок президентства В.Путина.

       Попытка дать стройную периодизацию постсоветской эпохи, как представляется, носит умозрительный характер и содержит, на наш взгляд, сомнительную социальную нагрузку - оправдать некоторые деяния Б.Ельцина. Думается, что ежегодное Послание Федеральному Собранию Российской Федерации - не место для подобных экскурсов. Тем более что Беловежский сговор и последующий развал Советского Союза вряд ли являлись "демонтажем" прежней экономической системы. Демонтаж, как известно, это всегда хорошо продуманное и подготовленное плановое мероприятие, сущность которого к упомянутым событиям и, вообще, к эпохе правления Б.Ельцина никак не применима. В противном случае - это насмешка над отечественной историей и реалиями последующей криминальной приватизации общенародного достояния страны, неспровоцированного дефолта и появления миллионов нищих граждан в одной из богатейших стран планеты. Тем не менее, высказанная в Послании точка зрения имеет право на существование.

       Говоря о правлении Б.Ельцина, В.Путин, кроме того, сказал что, действуя в условиях разрушенной экономики и утраченных позиций на мировых рынках, Россия тогда была вынуждена одновременно и восстанавливать государственность, и создавать новую рыночную экономику, и защищать целостность страны, и отстаивать демократические завоевания народа в борьбе с международным терроризмом.

       Все сказанное было бы правильно, но, в его высказываниях о работе в условиях разрушенной экономики отсутствует указание на главных организаторов этого разрушения, не упомянуты и прорабы постсоветской перестройки.

       Он упускает из виду, что от приватизации 145 тысяч (!) государственных предприятий бюджет России получил всего 9,7 млрд. долл. Столько же долларов наши туристы оставили за границей в прошлом году.

       Одновременно по величине разрыва доходов между богатыми и бедными Россия оказалась, как известно, на одном из первых мест в мире в опасной зоне социального конфликта.

       Далее, в Послании почему-то ничего не было сказано о трудностях и препятствиях, возникших в процессе разрушения экономики страны, которые нам еще предстоит преодолеть. Ведь использованные методы приватизации и ее последствия в виде намеренного занижения цены активов приватизированных объектов, а также возникшая сверхконцентрация частной собственности, особенно в сырьевых отраслях промышленности, создали серьезные препятствия на пути формирования сбалансированной конкурентной экономики.

       Одновременно наши "естественные преимущества" в виде мощнейшего передового инженерного и научного корпуса, плодородных земель, огромного транспортного потенциала международного значения (не только и не столько железные дороги!), ноу-хау двойных технологий, передовые научные школы в большинстве своем оказались невостребованными и фактически деградировали. Имевшая место реальная возможность планомерного системного прорыва страны в условия XXI в. оказалась упущена.

       Достаточно напомнить, что в 1990 г. из десяти известных тогда технологий будущего века Советский Союз обладал восемью.

       Более того, как показывает анализ состояния дел, появление в стране нового "эффективного" собственника фактически не изменило рентного характера советской экономики. Она и сегодня по-прежнему носит рентный характер. А неконтролируемые "рентные доходы" новых собственников стали мощнейшим источником масштабной системной коррупции госаппарата, ничем не мотивированного огромного разрыва в уровнях доходов россиян, породили массовое неприятие итогов приватизации и сформировали в обществе устойчивое и, в целом, оправданное недоверие практически ко всем ветвям власти.

       Для объективной характеристики современного состояния дел в экономике страны обо всем этом нельзя не сказать. Тем более, что феномен российского "олигархического капитализма", кроме того, явился фактически непреодолимым препятствием на пути развития национальной банковской системы, кредита, рынков инвестиций для нарождающегося нового предпринимательства, мелкого и среднего бизнеса.

       Маловероятно, чтобы Президент не был в должной мере информирован обо всех этих и других трудностях, препятствующих поступательному развитию отечественной экономики. И если он в курсе всех этих масштабных государственных проблем, то возникает вопрос - почему Президент умалчивает об этом в своем обращении к российскому народу?

       В этой связи позволительно напомнить, что период разрушения советской экономики все еще продолжается. Распродажа общенародной, подчеркнем - не государственной, а общенародной собственности в частные руки все еще не закончена. Лакомые ее объекты пока ожидают нового "более эффективного" собственника.

       Хотелось бы особо подчеркнуть, что этот "орешек" оказался настолько жизнеспособным, что даже дефолт 1998 г. выдержал. Более того, практически все олигархи, как и самый крупный олигарх - нынешнее государство, продолжают жировать на созданных в советское время основных мощностях промышленности.

       На первой встрече премьер-министра М.Фрадкова с сенаторами он заявил, что российская экономика по-прежнему носит сырьевой характер и строится на "созданных предшествующими поколениями инфраструктуре и основных фондах". В этой связи премьер считает, что если сырьевая направленность экономики сохранится, то не удастся ни удвоить ВВП, ни решить другие насущные социальные и экономические проблемы. Так что экономические достижения нынешнего государства пока носят в большей мере виртуальный характер и мало касаются практических итогов фундаментального свойства.

       Задача удвоения ВВП за десять лет действительно является масштабной проблемой развития национальной экономики и в этой связи обязательно предполагает наличие соответствующего инструмента стратегического планирования. Поэтому без создания самостоятельного Центра стратегического управления социально эффективным развитием России успешное решение этой задачи в предлагаемые Президентом сроки маловероятно.

       Хорошо высказался известный экономист - академик Д.С.Львов в открытом эфире программы "Свобода слова", заявив, что главное отличие послания В.Путина от аналогичного послания президента США Дж.Буша заключается в том, что последнее подготовлено независимыми учеными, а у нас в России пока почему-то не принято с Наукой даже консультироваться.

       Характеризуя итоги развития экономики страны за период первого срока своего руководства, В.Путин сказал, что за это время нам удалось компенсировать всего лишь около 40% утраченного в постсоветский период экономического потенциала страны. Тем не менее, за этот период реальные доходы населения увеличились в полтора раза. Президент подчеркнул - реальные доходы, видимо, имея в виду неподдающиеся пока государственному контролю теневые доходы россиян. На треть, говорил он, уменьшилось число людей с доходами ниже прожиточного минимума.

       Сегодня в России насчитывается около 30 (!) млн. таких людей. Это весьма показательная цифра. Поражает ее величина. Фактически население целого среднеевропейского государства находится за чертой бедности в XXI в. в цивилизованной стране. Причем большинство бедных - это образованные и трудоспособные люди, способные сами себя содержать. В этом, пожалуй, сегодня заключается главная боль и обида нынешних поколений граждан России, не только построивших советскую империю, отстоявших ее свободу и освободивших Европу от коричневой чумы, но и не допустивших уничтожения земной цивилизации в ядерном пекле весьма вероятного вооруженного конфликта в 60-е годы прошлого столетия.

       Надо особо подчеркнуть, что с морально-этической и политической точек зрения современного человечества это наипозорнейшая (!) проблема нынешней власти в России. Тем не менее сегодня проблема бедности еще более усугубляется "административными играми" высших чиновников страны, публично разыгрывающих весьма болезненную для незащищенного слоя россиян карту выбора льгот или денежной компенсации стоимостью в 170 млрд. руб. Трудно представить столь циничное и беспардонное телевизионное шоу, в которое преднамеренно втянуты высшие чиновники страны, где-нибудь в развитой стране.

       Президент же просто констатирует, что "по важнейшим показателям здоровья Россия пока уступает многим странам. Так, продолжительность жизни у нас на 12 лет ниже, чем в США, на 8 лет ниже, чем в Польше, на 5 лет ниже, чем в Китае. Детская смертность - в полтора-два раза выше, чем в развитых странах", но "наша экономика развивалась в целом неплохими темпами".

       Одновременно, считает Президент, "нам пока не удалось "догнать самих себя" образца 89-го года". Другими словами, он полагает, что качество нынешней жизни россиян сопоставимо с уровнем нашей жизни пятнадцатилетней давности.

       Этим все сказано.

       По большому-то счету, ведь это смертный приговор всей "созидательной" деятельности нынешней власти. И, тем не менее, даже эта оценка, отбрасывающая нас на 15 лет назад, представляется нам неоправданно оптимистичной. Ибо покупательные возможности среднего пенсионера 2004 г. практически не сопоставимы с аналогичными возможностями пенсионера 1989 г. Всего одна цифра - на среднюю советскую пенсию можно было приобрести около пяти тонн печеного хлеба. На нынешнюю среднюю пенсию - лишь около сотни буханок.

       Еще одно сравнение. Ожидается, что вскоре граждане бывшей второй в мире авиационной державы будут летать на самолетах только иностранного производства. Как, к примеру, в Бангладеш или Нигерии. Ибо в прошлом году наши авиастроители выпустили всего несколько авиалайнеров, тогда как в 1989 г. мы производили до 100 отвечающих международным требованиям авиалайнеров в год. В этой связи, если самолетостроители в 2010 г. сумеют выпустить хотя бы десяток авиалайнеров, то в этой отрасли промышленности задача удвоения ВВП будет существенно перевыполнена.

       Далее. Президент считает, что "только сохранение высоких темпов развития - таких, на которые сейчас вышла Россия, - не позволит отбросить нас на "задворки" мировой экономики". Печально. Руководство страны почему-то не замечает, что мы уже почти 15 лет практически обживаем эти самые "задворки мировой экономики".

       Поэтому действительно первостепенной важности СВЕРХПРОБЛЕМА заключается не в том, что нас могут куда-то "отбросить", а в том - каким образом и как скоро, наконец, мы сможем выбраться оттуда самостоятельно. Никто не будет нам помогать в этом важнейшем для национальной безопасности России, да и для цивилизации в целом, деле. Рассчитывать мы можем только на свои внутренние силы и возможности.

       Как говорится, другого не дано!

       Не с руки Президенту "лакировать" обстановку. Ведь на реальную практическую поддержку нашего народа, а Послание по своей сути обращено именно к населению страны, можно рассчитывать лишь тогда, когда говоришь правду и называешь вещи своими именами. Ну, загнали страну в эпоху дикого капитализма. Ну, разрушили нравственные принципы взаимной выручки и коллективного участия в деле национального спасения. Ну, разворовали общенародное достояние… Так давайте открыто скажем об этом. И россияне не только поймут, но и поддержат Ваши усилия на пути реального выхода из нынешнего тяжелейшего, надо сказать, состояния. К сожалению, этого в Послании обнаружить не удалось.

       А как же видится в Послании стратегический курс выведения России на достойное место в современных международных условиях?

       Для этого "мы должны расти быстрее, чем остальной мир. Должны опережать другие страны и в темпах роста, и в качестве товаров и услуг, и в уровне образования, науки, культуры. Это - вопрос нашего экономического выживания". Однако, это пока лишь призывы, весьма похожие на присной памяти коммунистические агитки 20-30 годов. Как говаривал классик: "это лишь пустое сотрясение воздуха пустым звуком". Практические общенациональные задачи Президент определяет так: "удвоение за десятилетие валового внутреннего продукта, уменьшение бедности, рост благосостояния людей и модернизация армии". Как считает Президент, у нас уже появились возможности приступить, наконец, к их решению.

       Однако и здесь происходит подмена необходимой ясности. Представим себе, куда же нас приведет поставленная Президентом задача удвоения ВВП к 2010 г. Ведь удваиваться будет ВВП, сопоставимый по значимости с уровнем пятнадцатилетней давности, а это, как представляется, движение скорее назад, чем вперед. Другими словами, стратегическая установка на движение "на месте" вдохновения исполнителям такой задачи не прибавляет. Скорее наоборот - кормчий теряет авторитет и доверие у своих исполнителей.

       С другой стороны, как, например, считает И.Юргенс, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), удвоение ВВП можно устроить хоть завтра. Достаточно "отбелить" все "черные" зарплаты в стране и ВВП на душу населения сразу удвоится.

       Вместе с тем правительство знает и другой метод: при расчете макроэкономических показателей происходит повторный счет, благодаря которому создается видимость роста "общественного пирога", хотя в реалиях ничего подобного не происходит. Поэтому, утверждение господина Грефа о том, что министрам придется попотеть при выполнении этой задачи не стоит принимать всерьез, это очередное и, как представляется, не последнее его лукавство.

        У российской общественности остается, таким образом, серьезное сомнение в успешном решении задачи удвоения ВВП средствами и методами, обозначенными в Послании. Ведь по оценкам отечественных и зарубежных экспертов, для действительной модернизации нынешней экономики необходимы инвестиции в размере не менее 200 млрд. долл. в год. А это почти три годовых бюджета страны, и для их практического освоения нужен принципиально иной формат отношений со стратегическими инвесторами.

       О каком удвоении ВВП может идти в этих условиях речь?

       Таковы, в общем-то, довольно безнадежные перспективы относительно главных стратегических целей Послания Президента России 2004 г.

       Еще об одной ключевой идее Послания надо сказать. Это категория свободы, до полного осознания которой, на наш взгляд, пока еще россияне в массе своей не доросли. "Создание в России свободного общества свободных людей" В.Путин назвал самой главной и самой сложной задачей потому, что "несвободный, несамостоятельный человек не способен позаботиться ни о себе, ни о своей семье, ни о своей Родине". Более того, как считает Президент, в России "свободой не всегда дорожат, ещё реже умеют ею распорядиться". Нельзя не согласиться с Президентом в том, что проблема свободы в нашей стране - это проблема проблем. Под флагом борьбы за свободу, как потом оказалось - флагом ложным, были разрушены и Российская, и Советская империи. Но и за прошедшие 15 лет нынешнее государство, пришедшее к власти под этим же флагом, не в пример власти большевиков, не сумело создать даже элементарно необходимых материальных основ свободного общества.

       Нельзя же считать социально значимыми в этом отношении достижениями то, что в Москве проживает больше миллиардеров, чем в Нью-Йорке или, что 36 олигархов обладают четвертью экономического потенциала России. Но можно утверждать, что наше государство создано чиновниками только для чиновников и используется ради их корыстных интересов, полностью игнорируя потребности населения страны. Поэтому и сегодня самоценность свободы личности, ее осознание, приобретение и реальная защита от любых посягательств для В.Путина представляют как бы практическую основу второго срока его президентства.

       И последнее. Одна из самых серьезных практических проблем Послания Президента заключается в том, что, как это не покажется странным, реакция присутствующих в зале, СМИ, ученых, политиков, населения страны показала - практических исполнителей, боевых и творческих соратников у В.Путина фактически не усматривается.

       Все поют дифирамбы Посланию Президента и ни одной конструктивной мысли о том, как практически реализовать столь масштабные стратегические цели.

       К примеру, премьер-министр - главный исполнитель и организатор реализации Послания, на следующий день в прямом эфире предложил министрам провести в ближайшее время по этому поводу совещание.

       Но ведь у каждого министра, надо полагать, имеется не одна федеральная программа действий на текущий год, ограниченный объем выделенных ему под эту программу ресурсов, имеются некоторые приоритеты в работе и т.д. Все это требует переосмысления в свете идей Послания. Надо вносить какие-то коррективы, уточнения. Надо, наконец, просто подумать о том, как увязать новые решения с решениями коллег по работе… Можно предполагать, что все уже сделано. Тогда зачем проводить по этому вопросу новое совещание кабинета министров?

        Работая над комментарием, думалось, что и депутаты, и госчиновники сегодня, как правило, в упор не видят простого человека. Отгородившись от него бумагами, режимом учреждений, тонированными стеклами, мигалками и спецномерами представительских авто (на что государство расходует в год до 1,5 млрд. долл. бюджетных средств) они не хотят осознать элементарных бытовых нужд и забот простого человека. Наши "великие" экономисты и демократы, одетые в костюмы от Версаче и дорогие модные галстуки, вершат судьбы российского народа, никак не озаботясь судьбой конкретного человека.

       Надо признать, что и это, к сожалению, тоже не вся правда. Оказалось, что исполнительная и законодательная власти практически не хотят видеть и понимать Президента с его ежегодным Посланием. Им как-то комфортнее, когда Президент их не замечает, и они его не видят.

       Это понятно. В наследство от Б.Ельцина вместе с президентской властью В.Путин получил и его команду, из мягкого плена которой до сих пор не может выбраться. Но тогда нужно сделать так, чтобы команда чаще замечала его присутствие и более реально ощущала соответствующее волевое воздействие.

       Чтобы чиновник ответственно относился к своему делу, поменьше играл в "административные игры", больше вникал в суть решаемых проблем и вопросов, заинтересованно относился к нуждам своих сограждан, его служебная деятельность должна не только хорошо оплачиваться, но и быть открытой для общественного гражданского контроля и служебного контроля с позиции высшего звена власти. Сегодня российский чиновник настолько непроницаем, что в упор не хочет видеть ни гражданина России, ни ее Президента. Нужно просто прекратить порочную советскую практику превращения ответственного чиновника в техническое звено передачи информации по прямой от начальника и обратной от подчиненных связи. Надо сделать так, чтобы он лично работал с этой информацией.

       Помнится, во времена великой депрессии тогдашний президент США Ф.Д. Рузвельт в борьбе с коррупцией и бездеятельностью своих чиновников попытался сделать прозрачными результаты работы своего правительства, как и чиновников администрации любого штата для всех граждан США. Для этого он предложил каждому американцу приобрести крупномасштабную карту страны, чтобы при еженедельном радиообщении президента с нацией предметно видеть на ней что, где, когда начато строительством, что сделано, как и в каком объеме, когда завершено, где, что и кто помешали успешной работе и т.д. В этой связи каждый губернатор, каждый чиновник, вынужден был докладывать тоже по громкой связи о том, почему допущены сбои на его объекте, кто виноват и какие меры приняты, чтобы исправить положение дел. Таким образом, каждый американец, каждый житель даже самого удаленного уголка страны оказался фактическим соучастником деятельности органов исполнительной власти и стал сопричастным практически к каждому значимому событию в стране. Такой радиомост так взбодрил чиновника, что некоторые из них, судя по качеству жизни в США, до сих пор заснуть не могут.

        Это было в 30-е годы прошлого столетия. Сегодня работу любого ответственного чиновника можно организовать настолько прозрачно, что про взятки и иные левые "приключения" он даже вспоминать перестанет. Поймет, что всякое "левое" себе дороже быть может. Если, конечно, не превращать общественный контроль в теле-шоу из кабинета Президента, премьера, губернатора. Видимость открытости вроде бы и есть, а по сути издевательство над здравым смыслом, - одна на всё говорящая голова.

       Президент много говорил о необходимости решения жилищной проблемы, совершенствовании системы здравоохранения, а также проблемах образования.

       Среди этих важных задач на первое место он вывел проблему доступности жилья. Ипотека, как это следует из Послания, должна стать одновременно и национальной идеей, и одной из опор роста экономики.

       Путин отметил несколько точек, на которые скажется развитие ипотеки: повышение мобильности населения в пределах страны, смягчение проблемы бедности, улучшение, в конце концов, демографической ситуации.

       Однако он упустил из виду, что ипотека в России пока ни по каким параметрам не сопоставима с аналогичными западными институтами. И дело не только в завышенной цене ипотечных кредитов, хотя в западных странах процентные ставки на порядок ниже. Ипотека это все равно, что пройти по минному полю. Опасность не предсказуема - промедлил с платежами - потерял квартиру. Тем более, что при средней зарплате в 150 долл. себестоимость нового квадратного метра жилья в Москве составляет 500-700 долл. Рыночная цена того же метра жилья уже зашкаливает за 1700 и выше долл.

       Трудноразрешимая конфликтная ситуация.

       Следующая задача - проблема совершенствования системы здравоохранения.

       Тема здравоохранения по числу упоминаний в Послании, наверное, может соперничать с административной реформой. Однако "воз и ныне там". Все указы и другие волевые решения власти пока остаются на бумаге. Теперь же необходимо, заявил Путин, по каждому заболеванию разработать стандарты медицинских услуг: по применяемым лекарствам, процедурам и качеству их оказания. В сфере обязательного медицинского страхования эти стандарты должны будут исполняться в каждом населенном пункте. Оплачиваться из кармана больного будет лишь дополнительная медпомощь или повышенный уровень комфорта лечения.

       В условиях, когда на здравоохранение выделяется 2% бюджета, из десяти закончивших школу только два школьника являются здоровыми, предлагаемые методы - не рациональны. Вместе с тем думается, что пока правительство и Госдума будут продолжать пользоваться своим комфортным, по сути советским здравоохранением, а в Москве будут благоденствовать правопреемники Четвертого управления Минздрава СССР - Центральная клиническая больница и Санаторно-курортная служба Администрации Президента, как и их филиалы в субъектах Федерации - проблему доступного и эффективного для простого гражданина здравоохранения решить в России не удастся. Кстати, в США из всего огромного корпуса госчиновников к государственному Военно-медицинскому госпиталю прикреплены всего два человека - президент и вице-президент США. Остальные чиновники пользуются услугами здравоохранения страны на равных основаниях с другими гражданами. Вот это демократия самой богатой страны и свобода выбора в практическом исполнении. Почему бы и нам не взять в пример себе этот заморский опыт?

       Задача совершенствования образования и науки, конечно же должна занимать приоритетное место в Послании Президента. Однако без должной оценки ее нынешнего состояния эта проблема представляется очередным лукавством. Постсоветской власти наука мешала осуществлять разграбление страны. Руководство страны эту науку просто не замечало. В то же время развитые страны продолжали наращивать усилия в развитии своего научного потенциала, понимая, что Наука - это самый надежный локомотив исторического развития. К примеру, Ж.Алферов, после вручения ему Нобелевской премии в 2000 г., посетил в Стокгольме ряд университетов, в которых не был уже 14 лет. Он не узнал их. На месте прежних учебных заведений выросли целые научные городки с многочисленными лабораториями, оснащенными прекрасным научным оборудованием и приборами, в которых, кстати, нередко можно услышать русскую речь. Состояние отечественной науки сегодня несопоставимо с ее зарубежным аналогом.

       В конце своего выступления, говоря о возможностях и необходимости достижения поставленных целей, В.Путин заявил, что рассчитывает на конструктивное сотрудничество всех ветвей и уровней власти, на поддержку и солидарность всех граждан России, на их веру в свои силы и успехи нашей страны.

       Думается, что упомянутые выше замечания не снижают практической значимости этого документа, в котором представлена в целом конструктивная программа действий не только на второй срок его правления, но и стратегический крупномасштабный замысел на многие годы вперед. Хотелось бы надеяться на то, что правительству и Государственной Думе удастся выполнить установки Президента с наименьшими издержками.

       Ответственное отношение к выполнению установок Послания Президента будет способствовать дальнейшему развитию России.



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]