Статьи |
Обозреватель - Observer
|
ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ВТО Зарубежный опыт и задачи России
И.Комаров,
доктор экономических наук, А. Максимов, заслуженный метеоролог РФ, С. Ходкин, кандидат географических наук Вопрос о вступлении
России в ВТО активно обсуждается на всех уровнях политической и экономической
жизни страны. Для многих отраслей экономики являются очевидными плюсы и
минусы вступления. Однако остается практически в стороне важнейший вопрос
о проблемах природоохранного комплекса, с которыми столкнется Россия после
вступления в ВТО.
Защита национальных интересов Создание и укрепление национального потенциала, необходимого для решения проблем социально- экономического развития и охраны окружающей среды, тесно связанных с развитием международной торговли, по определению компетентных международных организаций (ЮНЕП, ЮНКТАД**), представляет собой формирование и реализацию национальной политики, основными задачами которой являются:
Это следующие меры:
Неравные стартовые условия стран Результаты исследований
ЮНЕП, ЮНКТАД и ВТО подтверждают вывод об огромном отставании стран “третьего
мира” от развитых стран в их возможности эффективно (без ущерба национальным
интересам) участвовать в международных торговых отношениях, которые бы
способствовали устойчивому развитию и не разрушали окружающую среду.
1. Для многих стран является неприемлемым то, что после принятия условий ГАТС вода попадает под классификацию экономического товара.Например, основным выводом проведенных Экономической комиссией ООН для стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛА) исследований в сфере ЭТУ стал вывод о необходимости, прежде чем осуществлять либерализацию торговли, создать и укрепить национальный потенциал в этой области. Опыт развитых стран Проблемы создания
и укрепления национального потенциала как необходимого условия защиты интересов
развивающихся стран и стран с переходной экономикой в системе “торговля
– окружающая среда – развитие” становятся все более приоритетными в текущем
десятилетии. Их особенностью стала активизация мирового информационного
сообщества в решении этих проблем.
Возглавляет это направление Европейское агентство по охране окружающей среды (ЕАООС), которое осуществляет координацию и руководство сотрудничеством стран-членов ЕС. В рамках этой деятельности обеспечиваются потоки экологических данных, информации и знаний, необходимых для решения ключевых задач в природоохранной и социально-экономической областях. Все это рассматривается как элемент решения общих задач устойчивого развития. Информация используется для выявления тенденций и прогнозирования ситуации в указанных областях, позволяя странам ЕС и его структурам формулировать более эффективную экологическую и социально-экономическую политику, в том числе и в области международной торговли. Более того, ЕАООС активно внедряет современные информационные и коммуникационные технологии для обеспечения свободного доступа гражданского общества к экологическим данным, информации и знаниям. Принцип свободного доступа к экологической информации закреплен специальной директивой Европейского совета № 90\313\ЕЕС, которая получила дальнейшее развитие в 5-й Программе действий ЕС и ряде конкретных проектов. Одним из них является проект по созданию Сети информационных центров по окружающей среде в Европе (EELNET). Работа ЕАООС позволяет получать доступ к экологическим данным, информации и знаниям в нужное время и в желаемом формате. Для этого разрабатываются геоинформационные системы (ГИС), создаются национальные порталы, основанные на сети Интернет. Ведутся разработки, направленные на обеспечение потребителей информацией и результатами специализированных исследований по окружающей среде и развитию. Одной из активно разрабатываемых ЕС информационных систем является Европейская сеть экологической информации и наблюдений (ЕИОНЕТ). Сеть предназначена для обеспечения высококачественными данными, информацией и специализированными знаниями, необходимыми для оценки состояния и изменений окружающей среды в регионе ЕС под воздействием деятельности человека, что позволяет принимать квалифицированные политические решения по природоохранным и связанным с ними вопросам как на национальном уровне, так и уровне ЕС, а также контролировать эффективность принимаемых мер в различных областях экономики и социальной сферы, включая торговлю. Кроме Европейского агентства по охране окружающей среды, в систему ЕИОНЕТ входят ряд специально созданных Европейских тематических центров (ЕТЦ), а также сеть, включающая 900 экспертов экологических информационных организаций в странах-членах ЕС. Для обеспечения функционирования ЕИОНЕТ в каждой стране специально созданы Национальные выделенные центры (НВЦ), а также Национальные справочные центры (НСЦ). Руководство ЕС, оценивая деятельность ЕАООС, подчеркивает, что главной задачей Агентства должно стать повышение эффективности политики ЕС в решении различных экологических проблем. Функционирование сетей, таких как ЕИОНЕТ, было бы невозможным без их обеспечения исходными данными о состоянии природной среды в регионе ЕС. Система обеспечения информацией базируется на созданной в течение многих лет мощной технической инфраструктуре, в развитие которой вкладывались и продолжают вкладываться огромные средства. Об этом свидетельствуют, в частности, многочисленные программы и проекты, реализуемые в странах и регионах ЕС. Особое внимание уделяется внедрению современных средств наблюдений, оценки, прогноза и предотвращения стихийных бедствий в регионе ЕС. Например, весьма интересны следующие проекты:
Так, 6-я рамочная программа ЕС как одну из важнейших поставила задачу реструктуризации Европейского исследовательского пространства. Для этого выполняется ряд проектов, таких как GEANT (создание мощной высокоскоростной коммуникационной сети для всех исследователей в регионе ЕС). К ним также относится проект GRID (создание высокопроизводительной системы для развертывания улучшенной инфраструктуры GRID). В 1999 г. ЕС, реализуя намерение об обеспечении своего лидерства в нарождающемся “Информационном обществе”, начал осуществление долгосрочной исследовательской и практической программы: “Технологии информационного общества” (IST). Она включает четыре технологических приоритета:
Устранение разрыва между развитыми странами
Постоянное совершенствование
потенциала стран ЕС, США и Японии, предоставляет им огромные преимущества
перед остальными странами мира. Эти преимущества позволяют развитым странам
еще более укреплять ключевые позиции на мировом рынке ЭТУ, устанавливать
выгодные для себя и чаще ущербные для развивающихся стран политические
и экономические условия при решении проблем в системе “международная торговля
– окружающая среда – развитие.”
1. Направленность на тотальный характер приватизации в “третьем мире” в отличие от западных стран. В Германии, США, Японии основная часть инфраструктуры в секторе водоснабжения находится в руках государства. США, проводя переговоры в рамках ВТО о либерализации торговли ЭТУ, действуют осторожно и избирательно. Они отказываются предоставлять иностранным поставщикам услуг право осуществлять инвестиции или получать доходы в отраслях, являющихся монополией государства. Это, прежде всего, относится к водоснабжению и распределению водных ресурсов. Представители США, обосновывая такую позицию, считают неприемлемыми для своей страны положения ГАТС для либерализации и приватизации этих видов деятельности. 2. Для развивающихся стран является показательной критическая реакция ряда этих стран на результаты состоявшейся в Гонконге 6-й министерской конференции стран-членов ВТО (декабрь 2005 г.). Они подвергли резкой критике политику богатых стран и ключевых финансовых институтов (МБРР, МВФ, ВТО и т.д.) по либерализации и приватизации воды, которая насаждается в развивающихся странах. Эта политика сводится к следующему: “Единственный путь избежать глобальной нехватки воды, которая сейчас имеется в ряде регионов, а вскоре охватит весь мир, заключается в том, чтобы приватизировать воду, превратить ее в товар, выставить этот товар на открытый рынок для продажи по наивысшей цене, и подчинить эту торговлю правилам, по которым торгуют обувью”. Для реализации этой политики предполагается, что “любое правительство страны–члена ВТО должно предоставить зарубежным инвесторам права, равные правам национальных инвесторов, прежде всего, тех, кто находится под управлением государства или общества. Для этого необходимо пересмотреть существующее законодательство с тем, чтобы удовлетворить вышеназванное условие”. Считая неприемлемым такой подход, его оппоненты приводят примеры неэффективности и узкокорыстных устремлений западных ТНК, которые являются реальными хозяевами мирового рынка ЭТУ. Их деятельность приводит к усугублению ключевых для стран проблем в этой области, прежде всего, проблемы водоснабжения и санитарии. Опыт работы ТНК в таких странах, как Южная Африка, Боливия, Аргентина и других ведет к экономическим потерям, установлению неприемлемого платного водообеспечения (особенно для бедных), увеличению неравенства в доступе к чистой воде и средствам ее очистки, коррупции в водохозяйственной деятельности, увеличению зависимости бедных стран от богатых и т.д. 3. Обращается особое внимание на опасность координации и объединения усилий богатых стран (например, стран ЕС), ТНК и международных финансовых институтов в навязывании приватизации и подходов ГАТС в торговле ЭТУ. ЕС, принимая активное участие в переговорах в рамках ВТО по торговле ЭТУ и подчеркивая лидирующую мировую роль европейских ТНК в решении проблем водоснабжения, заявляет, что он ставит главной целью на переговорах по этому вопросу – “добиться устранения барьеров, которые поставлены перед европейскими операторами на рынках третьих стран”. При этом ЕС настаивает на включении в рамки ГАТС соглашений по открытию странами рынков питьевой воды и на неограниченном доступе на эти рынки (и других прав) для западноевропейских ТНК. Указанная позиция ЕС вырабатывалась в тесном взаимодействии с ТНК-гигантами в сфере ЭТУ: Vivendi, Suez, RWE и другими. Принятие странами предложений ЕС приведет к утрате прав национальных органов власти в вопросах водообеспечения, включая контроль цен на ЭТУ. В частности, потому, что одно из требований ЕС заключается в том, чтобы в соответствии с положениями ГАТС, для ТНК в стране были созданы “условия, не более обременительные, чем это необходимо”. Итак, деятельность международных финансовых институтов является элементом политики Запада по установлению контроля ТНК в водном секторе развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Особенностью современной национальной водной политики практически всех развивающихся стран является их полная зависимость в решении водохозяйственных проблем от международных финансовых институтов и других западных доноров. Во многих странах такая помощь (займы) являются единственным источником средств для поддержания функционирования водного сектора. Например, МВФ, давая согласие на облегчение долгового бремени развивающихся стран, требует от них приватизации водного сектора. Что касается Всемирного Банка (и многочисленных других банков-доноров), то они не дают кредиты развивающимся странам, если те отказываются рассматривать воду как товар. При этом принятая Всемирным Банком в 2003 г. стратегия в секторе водных ресурсов исходит из того, что страны, чтобы быть клиентами Банка, должны:
1. Мозамбик – ему списана часть внешнего долга только после согласия приватизировать систему водоснабжения Мапуту и разрешить участие частного сектора в управлении водным сектором страны; 2. Парагваю Всемирный Банк отказал в займе в 46 млн. долл. (1999 г.), так как правительство не приватизировало свой водный сектор; 3. Всемирный Банк (2001 г.) предоставил Гане заем в 110 млн. долл. после того, как правительство страны выполнило его условие – подняло тарифы на воду на 95%, что закрыло доступ к чистой питьевой воде огромного числа граждан страны. Реализация указанных требований в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, с одной стороны, ущемляет интересы беднейшей части населения, а с другой – создает благоприятные условия для проникновения ТНК западных стран на рынки ЭТУ в странах “третьего мира”. Этот процесс в значительной мере облегчается тем, что в этих странах фактически отсутствует необходимый потенциал для конкуренции с западными ТНК в водохозяйственном секторе. О неприемлемости такой политики для развивающихся стран и для стран с переходной экономикой свидетельствуют авторитетные международные исследования, в частности, ЮНЕП, ЮНКТАД, ЭКЛА, и т.д. Западные специалисты при подготовке фундаментального исследования: “Финансирование воды для всех” (так называемый “Доклад Камдессю”, 2003 г.), при всей его апологетике ключевой роли ТНК в развитии водного сектора в странах мира, вынуждены были признать, что внедрение рыночных методов в водном секторе стран, не имеющих опыта в этой области, является длительным и трудным процессом”. Также они признали, что не во всех странах приватизация и либерализация торговли ЭТУ дает позитивные результаты. Сохранению преимуществ развитых стран в большой мере способствует доступ к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) для решения указанных проблем. Эта пропасть не позволяет менее развитым странам эффективно участвовать в международной торговле ЭТУ. Значительно снижается их конкурентоспособность на мировом рынке, что проявляется в следующем:
– Страны, отстающие в сфере ИКТ, лишаются возможности торговать ЭТУ в режиме онлайн (например, продажа программного обеспечения в сфере ЭТУ, предоставление через Интернет финансовых услуг и т.д.). И хотя некоторые развивающиеся страны достигли определенных успехов в этой области (например, Индия), потенциал развитых стран в обеспечении этих услуг, в частности обработка цифровых данных, несоизмеримо выше, что дает им возможность отвлекать часть таких операций от развивающихся стран. – Долгосрочный успех, которого добиваются компании развитых стран и сами страны в международной торговле ЭТУ, в значительной мере определяется умением создавать хороший имидж. Интернет облегчает распространение информации о фирменных наименованиях, особенно с применением экомаркировки товаров. Это способствует увеличению доли рынка. Могут ли развивающиеся страны преодолеть разрыв в потенциале, необходимом для достижения целей устойчивого развития? К сожалению, нет оснований для оптимизма в этой области. Возможно, точный ответ на этот вопрос сформулировал профессор Ф.Радмахер, Директор НИИ обработки прикладных знаний (Германия), на Международной конференции по применению средств телекоммуникаций для устойчивого развития (Мюнхен, июнь 1999 г.). Он подчеркнул, что устойчивое развитие может быть достигнуто только в той мере, в какой это позволит сделать мировой рынок. Таким образом, круг замкнулся. Как уже отмечено, мировой рынок ЭТУ на 85% принадлежит ТНК западных стран. Их интересам вовсе не отвечает укрепление потенциала развивающихся стран и стран с переходной экономикой, что значило бы создавать конкуренцию своему монопольному положению на мировом рынке ЭТУ. Этим и объясняется отсутствие реальной помощи “третьему миру” со стороны западных стран в создании и укреплении национального потенциала в этой области. Поэтому ключевой смысл приобретает рекомендация ЮНЕП, высказанная на семинаре ЮНЕП/ЮНКТАД по созданию потенциала в развивающихся странах в области торговли, окружающей среды и развития (Южная Африка, Кейптаун, май 2003 г.). Базируясь на выводах семинара о том, что африканские страны “проигрывают” западным странам в переговорном процессе ГАТС ВТО по торговле ЭТУ, ЮНЕП настоятельно рекомендовал опираться на национальные структуры по оценке потенциала стран Африки в секторе ЭТУ. Развивая данную рекомендацию, африканские представители подчеркивали важность такого подхода не только к оценке, но и к формированию и реализации национальной политики в этой области. Уроки зарубежного опыта Вышеизложенные
проблемы, с которыми сталкиваются разные страны мира в сфере “торговля
– окружающая среда – развитие”, исключительно актуальны и для России. Как
следует из заявлений российского руководства, принципиальное решение о
вступлении страны в ВТО – принято. Однако при его практической реализации
применительно к рассматриваемой сфере мы обязаны учитывать, что Россия
также находится в неблагоприятных стартовых условиях членства в ВТО. Это
связано как с доминированием западных представителей на рынке ЭТУ, так
и со стихийным, по сути, характером интеграции России в мировую экономику
в последние 15 лет.
1. Осуществление комплексной оценки торговой политики страны;При комплексной оценке торговой политики страны одной из ключевых задач является анализ и разработка предложений по улучшению законодательной базы в сфере: “торговля – окружающая среда – развитие”. Неблагополучное положение в России в этой области можно проиллюстрировать многими примерами, в частности: Огромный ущерб наносится общегосударственным интересам страны, в том числе ее окружающей среде, из-за отсутствия закона, устанавливающего научно-обоснованные объемы отчислений на охрану природы при добыче и транспортировке нефтегазовых ресурсов на континентальном шельфе страны. Законы, принятые в других странах, вплоть до мелочей регламентируют такие работы, устанавливая значительные отчисления (от 10 до 30% и даже больше от стоимости “нефтяного проекта”) на охрану природы при морской нефтегазодобыче. В России фактические отчисления на эти цели несравненно меньше. Проект такого закона уже более 6 лет “пылится” в Государственной Думе РФ, по-видимому, потому, что затрагивает чувствительные аспекты нефтяного бизнеса. На фоне острого кризиса мирового рыболовства, одним из последствий которого является все большая эксплуатация зарубежными компаниями морских рыбных ресурсов России, в стране не предпринимаются необходимые меры по защите национальных интересов в этой области. Уже в многие годы Госдума России не может принять ФЗ “О рыболовстве и охране водных биоресурсов”. Следствие – абсолютно недостаточные функции государства в регулировании рыболовства. Удручающе выглядит сравнение этих функций, например, в России и Норвегии. Оно свидетельствует о фактическом устранении Российского государства из этой сферы, в то время как Норвегия осуществляет жесткий государственный контроль рыболовства1. Негативные для страны последствия могут иметь многочисленные проекты Евросоюза в России в рамках программы ТАСИС. Анализ этих проектов в природоохранном и водохозяйственном секторе свидетельствует о том, что их главными целями является не оказание помощи России, а сбор разнообразной информации. В свете проводимой западными странами политики сохранения и укрепления преимуществ на рынке ЭТУ в “третьих странах” такой характер и результаты проектов ТАСИС невыгодны России, поскольку направлены, в частности, на создание преимуществ зарубежным конкурентам, особенно в виду ее предстоящего вступления в ВТО. Кроме того, для России невыгодно и то, что 80–90% средств, выделяемых ЕС на реализацию проектов ТАСИС, расходуются на оплату услуг западных экспертов. ЕС жестко контролирует выполнение этого требования, равно как и требования о том, чтобы не допускать ученых и специалистов из России для выполнения исследований и необходимых работ в экологическом секторе западноевропейских стран. В стране не осуществляется анализ эффективности как проектов ТАСИС, так и другой иностранной “помощи” по многочисленным природоохранным проектам (счет идет на миллиарды долларов в течение последних 10–15 лет). Другим важным направлением анализа должна быть оценка последствий вступления России в ВТО с точки зрения защиты национальных интересов в сфере ЭТУ. В рамках анализа должны быть, в частности, рассмотрены позитивные и негативные для страны аспекты требований ГАТС/ВТО в отношении либерализации торговли ЭТУ. В этой связи заслуживает особого внимания опыт других стран по увязыванию либерализации с реальным инвестиционным процессом в этой области. Также необходимо тщательно изучить зарубежный опыт в отношении приватизации сферы ЭТУ, особенно водного сектора, с учетом специфики российских условий, связанных с ролью государственного сектора в торговле ЭТУ. При оценке законодательных аспектов вступления России в ВТО, необходимо рассмотреть вопросы:
Интересам России отвечало бы проведения в системе ООН глобального исследования по проблеме “потребления и производства”, включенной в качестве одного из ключевых пунктов в План действий по итогам Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (август 2002 г.). Важность исследования связана со все увеличивающимся потреблением развитыми странами невозобновляемых природных и энергетических ресурсов при возрастающей роли России в удовлетворении этих нужд. Результаты исследования могли бы выявить пути решения проблемы “устойчивого потребления и производства”, удовлетворяющие природоохранным требованиям на национальном, региональном и глобальном уровнях. Рассмотренный опыт других стран подчеркивает важность для России третьего компонента национальной Программы – необходимость внедрения в стране накопленных в мире знаний и технологий в области ЭТУ. Необходимо создание на местном, региональном, национальном и международном уровнях информационных сетей по всему комплексу вопросов проблематики международной торговли, окружающей среды и развития. Применительно к торговле такие сети должны создавать, накапливать и обеспечивать рассмотрение: знаний, информации, технологий и средств коммуникации, относящиеся к международной торговле ЭТУ, вопросов защиты прав интеллектуальной собственности, инвестиций и правительственных закупок, аспектов конкуренции, и т.д. Указанные сети информации будут иметь огромное значение при решении, например, проблем поиска и освоения международных рынков для ЭТУ (не возобновляемые сырьевые ресурсы, хлопок, лес, в перспективе – питьевая вода, экологическая экспертиза, и т.д.). Реализация предложенных мер по укреплению потенциала страны будет способствовать решению таких важных задач, как:
1 Иванов
И.В. Система управления рыбными ресурсами Норвегии // Вестник МГТУ. Мурманск,
2001. Т. 4. № 2.
|
|