НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ РОССИИ
С.Иванова,
доктор философских наук, профессор
(Ставропольский государственный университет)
Национальная
идея – феномен хорошо известный в истории практически всех стран и вполне
закономерный. По сути, любая национальная идея представляет собой емкую,
но в тоже время предельно сжатую формулу, из которой развертывается базовая
идеологическая концепция, настраивающая и определяющая жизнь государства,
общества, граждан на длительную перспективу. Ее жизнеспособность определяется
соответствием интересов развития государства вектору развития мирового
сообщества в целом. Но самое главное, и в этом ключ к пониманию сути общенациональной
идеи, – она должна жить в сердце человека с его повседневными житейскими
проблемами, служить для него ориентиром в исканиях, утверждать его в достижениях
и быть спасительной соломинкой в безнадежных ситуациях.
В последние
10 лет истории нашей страны заметно усилился интерес ко всему, что составляет
основу национального единства. В современной культуре России актуализируется
проблема использования идеи как механизма, консолидирующего общество для
разрешения назревших проблем. Развернувшиеся в России преобразования остро
ставят перед обществом задачу выработки консолидирующей национально-государственной
идеологии.
Процесс “деидеологизации”
общества, о котором говорилось в годы “перестройки”, опирался, по существу,
на ложное понимание идеологии, сводя ее к политической идеологии, к “иллюзорному
сознанию”, подчиняющему себе всю духовную жизнь общества и игнорирующему
ее законы, ее преемственность по отношению к культурным национальным традициям.
Рассматривая понятие “национальная идея”, прежде всего, как систему идей
и ценностных принципов, отметим, что одним из ценностных центров ее должен
быть именно патриотизм, являющийся одним из главных механизмов осуществления
преемственности между поколениями в культурном развитии.
Представление
о национальной идее как феномене в “новой России” стало очевидным после
целой череды “вызовов”, предъявленных стране историей. Распад СССР, стремительная
утрата государственной мощи и былых ценностных ориентиров при отсутствии
общих представлений о судьбе страны, пагубно повлияли на самые значимые
сферы – политическую, геополитическую, экономическую, социальную, культурную.
“Россия – в
тисках комплексного кризиса... Россия расколота по вертикали и горизонтали”,
“в сложном и противоречивом облике России нельзя не заметить определенного
несоответствия между “душой” и “телом”1 – так характеризуют
большинство исследователей сегодняшнее состояние страны.
Российский “раскол”
многолик, его причины лежат подчас далеко за пределами современности. В
первую очередь требует исследования комплекс проблем, которые в совокупности
можно определить как “вызов” внутренний – оказались разрушенными привычные
ниши социального бытия. Это вызвало пересмотр ценностей и потерю устойчивой
социокультурной идентичности миллионами людей, возросла социальная поляризация
современного российского общества.
До настоящего
времени стоящая у власти политическая, экономическая и интеллектуальная
элита так и не смогла выработать четкие и понятные всем гражданам страны
духовно-идеологические ориентиры того пути, по которому необходимо двигаться
обществу. На “поиск” национальной идеи стали возлагаться порой даже излишне
смелые надежды по улучшению социального климата и стабилизации кризисных
явлений. Возник прецедент, когда самые разные субъекты национального процесса
заявили о своей заинтересованности в обсуждении данной темы, что и привело
к активизации общественных и политических дискуссий, посвященных поиску
национальной идеи. Последнее обстоятельство особенно важно, так как указывает,
во-первых, на основания для возможного национального согласия, во-вторых,
позволяет общественным структурам встать наравне с государственными при
управлении жизнью страны, и, в-третьих, подводит к пониманию основных черт
общественного согласия по наиболее важным для страны проблемам.
Прежде всего,
попытки персонифицировать национальную идею пред- приняли отечественные
политики. С начала 90-х годов приверженность всему “национальному” стала
непременной составляющей успешной политической карьеры. Интерес к этой
теме проявляли в равной степени, как действующая власть, так и оппозиция
(и “официальная”, и “маргинальная”).
Общеизвестно
обращение президента Б.Ельцина к интеллигенции с призывом выработать современный
вариант “идеи для России”.
В свою очередь,
о приверженности национальной идее в самых разных ее трактовках высказывались
и представители коммунистов2, и правые демократы3,
и радикально настроенные патриоты4.
Кроме того,
героическая трактовка “национального” (отечественной истории, в том числе
современной) стала гарантией успеха художественного произведения. Представление
“русского” и “российского” в художественных образах раскрыло иные, по сравнению
со сферой политической практики, стороны этой темы – придало ей, вместе
с эмоциональной окраской, установку на сопереживание, соучастие, единение.
Достигалось это также различными способами – через обращение к историческим
событиям разной давности или акцентирование проблем современности, через
ставку на драматический или комический эффект от изображаемого, через обращение
к патриотическим эмоциям зрителя. Основой сюжетных ходов были коллизии
“внутри” русского быта, русского характера, а также характеристика национальных
черт по контрасту за счет введения некого “инородного тела” – представителя
другой страны, ментальности, культуры.
Многообразие
социокультурных контекстов, в которых функционирует идея, ее значительная
роль в национальном процессе породили в научном мире стремление установить
современные “параметры”, выработать критерии оценки этого феномена и включить
его по возможности в актуальный контекст.
Конечно, названные
процессы не могли не затронуть СМИ, чьи интегративные потенции превышают
возможности не только науки, но также политики и искусства. Представители
этих сфер активно используют средства массовой коммуникации для более мобильного
и действенного влияния на общественность. В ряде СМИ национальная идея
явилась не только более понятной для актуального прочтения, но и приобрела
достаточно регулярный режим общественного функционирования, оказавшись
включенной в повседневный информационный поток.
Таким образом,
в современной России тема “национального” стала непременной составляющей
мнений и настроений самых широких общественных слоев, нации в целом. В
ее формировании участвуют важнейшие сферы национальной жизни – политика,
искусство, наука, СМИ, Интернет, где перекрещиваются и интегрируются интересы
и ожидания членов различных социально-политических структур. Эти аспекты
социокультурного взаимодействия, включающие социальное управление, социальную
коммуникацию, социальное отражение, составляют сущность процесса духовного
производства. А именно: воссоздания мировоззренческих критериев, существенных
для функционирования общественного сознания в определенной исторической
форме. Следует отметить, что этим параметрам соответствуют не только произведения
философов, политиков, журналистов, но и иные формы общественной жизни –
публичные политические выступления, художественная и публицистическая литература,
кинематографические произведения и т.д. Иначе говоря, то, что можно отнести
к продуктам духовного производства, связанным с генерированием социально
значимых смыслов, ценностных установок, идей.
В рассматриваемом
плане важно учитывать, что первая составляющая понятия – “национальная”
– определяет его сущностные основания, вторая – “идея” (“цель, замысел,
смысл, отражающий предполагаемый результат деятельности”) – функциональное
наполнение. Понятие “идея” тесно связано понятием “идеал”. То есть “национальная
идея” есть система базовых идеалов базовой национальной культуры, которая,
благодаря продуцированию данных идеалов, представляет собой соответствующую
социокультурную целостность. В связи с рассмотрением основных концепций
идеалов культуры, сложившихся в различных философско-культурологических
направлениях, необходимо вновь обратиться к пониманию культуры как идеалообразующей
стороне жизни людей. Создание идеалов и поклонение самым ценным из них
свойственно как отдельному индивиду, так и социальной группе, социуму в
целом.
Идея призвана
мобилизовывать и нацию, и её отдельного представителя. В духовной
сфере национальная идея создает и поддерживает определенную “картину мира”;
создает и поддерживает определенную “картину нации”; осуществляет трансляцию
тезауруса культуры; создает и поддерживает у представителей нации чувство
психологического “комфорта” и защищенности.
Могут быть выделены
три параметра национальной идеи в соответствии с ее функциями.
Во-первых, это
осознание своей общенациональной идентификации. Национальная идея утверждается
как синоним патриотической идеи и закрепляется в массовой психологии.
Консолидирующую
функцию национального патриотизма, тесно переплетенного с национальной
культурой, выразил П.Новгородцев: “Каждый народ, образовавший из себя духовное
целое, имеет свою историю, свою культуру, свое призвание, носит в себе
живую силу, которая сплачивает воедино его членов… Это великая сила духовного
сплочения”5.
Во-вторых, это
обоснование предназначения и смысла существования нации.
В-третьих, это
конструирование своего национального идеала, связывающего воедино прошлое,
настоящее и будущее нации. Выполняя целеполагающую функцию, национальный
идеал определяет модель видения мироцелостности, указывает направление
и цель движения, в соответствии с которым формируется будущее нации.
Актуальной представляется
задача аккумулировать усилия всех участников национального процесса, отвечающих
за духовное производство – представителей политики, науки, искусства, участников
сети Интернет. Между тем указанные сферы реализуются в этом пространстве
различными средствами. Политика утверждает в общественном сознании определенные
идеологические ценности, что позволяет ее субъектам использовать национальную
идею в качестве способа достижения и удержания власти, для получения общественной
поддержки при реализации определенных политических задач. В сфере искусства
образ “идеального национального” рассчитан на возможность одномоментно
(в одном творческом акте) и ярко воздействовать на общественное сознание,
объединять в одном эмоционально-образном пространстве представителей различных
общественных и политических сил.
Поиск основ
национальной идеи являет собой противоречивый и многосторонний процесс,
в ходе которого идея порой настолько видоизменяется, что определить современные
черты и границы существования этого феномена становится непросто.
Так, если наука
и искусство призваны ответить на вопрос, “какие мы”, “чем отличаемся от
других”, то политику интересует скорее “что делать” и “как жить”. В первом
случае национальная идея наиболее значима как фактор национальной самоидентификации,
а во втором – национального целеполагания. Иначе говоря, эти сферы оперируют
качественно разным знанием об одном и том же объекте. Отсюда – затруднения
в современном прочтении очевидных, как кажется, мобилизационных задач и
возможностей национальной идеи.
Не случайно
большинство современных кампаний по выработке, формулированию идеи на самом
деле порождают действительную заинтересованность в ней со стороны общества,
но в результате так и не приводят к нахождению национальной идеи в том
виде, который бы удовлетворил основных участников обсуждения.
Сложность представляет
собой совмещение указанной иерархии представлений об идее. Разноуровневое
функционирование этого феномена породило массу вопросов, неопределенностей,
двусмысленностей уже на первых подступах к разговору о национальной идее
для современной России.
Разнонаправленные
тенденции – “модернизации” и “консервации” национальной идеи – лишаются
антиномичности, если представить этот феномен в историческом развитии,
в диалектике его культурных и цивилизационных составляющих. В науке известно,
по меньшей мере, несколько трактовок понятий “культура” и “цивилизация”
в самых разнообразных их соотношениях. Не вдаваясь в дискуссию, следует
отметить, что в данном случае культуру можно определить как процесс и результат
человеческой деятельности, смысл которой заключается в реализации определенных
ценностей и жизненных смыслов. Цивилизация есть, соответственно, система
средств, обеспечивающих эффективную реализацию ценностей, смыслов культуры.
Цивилизационно-культурная динамика представляет собой искомую закономерность
существования национальной идеи, в соответствии с которой выстраивается
алгоритм возрастания её значимости – во взаимодействии всех сфер национальной
жизни, участвующих в массовой коммуникации.
Однако в случае
трансляции этих категорий на массовую аудиторию, “соборность”, “всеединство”
и т.д. оказываются неизвестными национальному большинству, сложными для
восприятия и актуальной трактовки. Для успешной интеграции в общественное
сознание уровень теоретических обобщений должен трансформироваться в культуре,
искусстве, журналистике, Интернете в более простые и современные формулы
– и уже в таком виде поступить к обществу. Эти механизмы цивилизационных
трансформаций национальной идеи обеспечивают формирование адекватного историческому
времени (с его объективными социальными реалиями) и культурной потребности
– комплексного представления нации о самой себе.
Названные составляющие
идеи действуют и взаимодействуют на двух уровнях: больших социальных общностей,
и
межличностных контактов – соответственно, через надындивидуальную систему
знаний, передающихся из поколения в поколение, и через обмен информацией
между людьми одного поколения. Так формирование национальных приоритетов
предстает в синхроническом (одномоментном) и диахроническом (эволюционном)
измерениях. Осуществляя синхронное описание цивилизационно-культурного
существования национальной идеи, возможно сделать шаг к диахроническому
представлению об этом явлении, и, следовательно, к пониманию исторических
закономерностей, его обусловивших.
Культурная составляющая
национальной идеи обеспечивает “стабильность и “индивидуальность” в качестве
определенного содержания исторического прогресса, аккумулятора исторического
опыта”. Это своего рода национальный “неприкосновенный запас”, откуда под
влиянием необходимости в модернизации национальной жизни, нация может черпать
материал для мобилизации.
Общенациональная
идея – необходимый элемент для формирования достаточно определенных мировоззренческих,
социокультурных и прочих установок. Это делает подчас некорректным употребление
классического термина “русская идея” (он уместен в случае воссоздания исторической
ретроспективы, описания взглядов теоретиков и т.д.). Но как отразить содержание
идеи – основы совместного существования национального единства в определенное
время, на определенной территории, в условиях определенной общественной
организации?
По замечанию
С.Клишиной, “идет бойкий обмен знаками – демократия, рынок, держава, Великая
Россия, патриотизм – знаки гуляют туда-сюда, не признавая границ”6.
Новая палитра
смыслов стимулировала терминологическое творчество для оптимизации формы
и содержания идеи. Начальный период определения основных “за” и “против”
дискуссии о национальной идее в современной России отразил в своей семантике
термин “русский вопрос”.
Характерная
цитата: “Общеизвестно сегодня, что одной из самых “болевых сфер” нашей
общественной жизни является так называемый русский вопрос... Идейные искания
в этой области способны дать потрясающий, взрывной эффект”7.
Еще одна распространенная
терминологическая вариация – “русская национальная идея”.
Контекст ее
употребления связан со стремлением декларировать русский народ как связующий
(центральный) элемент национального единства.
“Русская национальная
идея” находится в рамках спора о том, может ли Россия существовать не как
империя или союзное государство, а государство национальное, обладающее
своим особым идентитетом среди других государств.
Это обусловило
широкое применение этого термина – от обрисовки интересов русского народа
в современной геополитике, до взглядов, выдержанных в духе шовинизма.
Термин “Идея
для России” отличается от предыдущего определенной векторной направленностью.
Есть источник, инициатор, “держатель” идеи и есть ее “потребитель”.
Этот терминологический
вариант активно использовался “Российской газетой” в период поиска национальной
идеи, последовавший за президентскими инициативами Б.Ельцина.
В действительности
же “Идея для России” в данном контексте – термин, указывающий на некое
заимствование, внешнее происхождение идеи, и потому уменьшающий ее самоценность,
создающий временный, “промежуточный” образ национального единства.
По замечанию
Э.Соловьева, в этом случае призыв к разработке национальной идеи есть не
что иное, как циничный госзаказ, который не может быть честно выполнен8.
Противоположное
понимание объединяющих современную Россию основ отражено в термине “российская
идея”. Здесь исключена составляющая, указывающая на этнические корни страны.
Сделано это, по-видимому, с целью подчеркнуть приверженность новому типу
государственности, ориентированному на западные стандарты (гражданское
общество, правовое государство), где вопрос национальной идентичности решается
не по этническому, а по государственно-правовому принципу.
Каждая из описанных
терминологических вариаций далеко не исчерпывает предмета и создает необходимость
различного рода оговорок и уточнений при использовании. Терминологические
затруднения являются, с одной стороны, объективным следствием сложности
и новизны для нашего общества самой темы, а с другой – нельзя не отметить
присутствие определенной (и вполне осознаваемой авторами) идеологической
подоплеки в выборе того или иного варианта словоупотребления.
Несложно заметить,
что во всех выделенных выше концептах культурного дискурса современной
России (“державническая”, “националистическая”, “демократическая” и т.д.
идеи) действуют, по большому счету, два смысловых подуровня. Во-первых,
формирование и утверждение национальной идеи связывается с таким сугубо
рациональным понятием, как “политический успех”, и, во-вторых, с представлением
об “исторической миссии” страны, народа, нации и т.д.
Существует и
тематический аспект, который объединяет все составляющие национальной идеи,
зачастую выступая решающим аргументом в любом публицистическом споре. Это
“ментальная” тематическая составляющая национальной идеи. Тема трактуется
широко: от социальной природы ментальной составляющей идеи до порой необъяснимого,
“судьбоносного” влияния ментальности на жизнь национального единства и
его представителей (“феномен Родины”). Н.Бердяев замечал, что в результате
всех исторических и психологических исследований остается неразложимый
и неуловимый остаток, в котором заключена вся тайна национальной индивидуальности.
Ментальная сторона существования национальной идеи является основанием
для духовной крепости нации, веры в будущее Родины и человечества в целом.
Это особенно существенно, когда социально-экономическая ситуация не внушает
достаточного оптимизма.
Отвечающая реалиям
сегодняшнего дня и обращенная в будущее, национальная идея, вместе с тем,
основывается на многовековой истории России, на ее культурных традициях,
отражая в себе многообразие этнической и конфессиональной характеристик
нашей страны, усложненную национально-государственным принципом формирования
части субъектов Федерации.
Общенациональная
идея – необходимый элемент для формирования достаточно определенных мировоззренческих,
социокультурных и прочих установок. Противоположное понимание объединяющих
современную Россию основ отражено в термине “российская идея”. Здесь исключена
составляющая, указывающая на этнические корни страны. Сделано это, по-видимому,
с целью подчеркнуть приверженность новому типу государственности, ориентированному
на западные стандарты (гражданское общество, правовое государство), где
вопрос национальной идентичности решается не по этническому, а по государственно-правовому
принципу.
В настоящее
время, на наш взгляд, можно говорить, по крайней мере, о двух смыслах понятия
“национальная идея”.
В широком смысле,
это понятие может быть рассмотрено как синоним национальной (общероссийской,
общегражданской) идеологии, то есть в качестве системы идей и ценностных
принципов, лежащих в основе консолидации и развития российского общества.
В узком смысле,
под национальной идеей можно понимать систему представлений, связанных
с ценностными установками в области межэтнических отношений, этнической
идентичности.
Общенациональная
же идея должна быть сдерживающим реальные и возможные центробежные тенденции
началом. В силу этого, она должна быть равноудалена как от национальной
и конфессиональной конкретики, так и от политических доктрин. Особенность
всех национальных или общенациональных идей – их обращенность в будущее,
помноженная на миф об историческом (или божественном) предопределении нации,
обеспечивающих долгое существование самой идеи, если, конечно, правильно
выбраны цели движения и средства их достижения. В полной мере относится
это и к России.
Можно предположить,
что национальная идея пройдет в своем формировании ряд этапов. Национальную
идею не нужно искать, но ее необходимо осмыслить и адаптировать к современным
социокультурным реалиям. Регулирующая роль государства, особенно в лице
президента, здесь неоспорима.
На первом этапе
следует сосредоточиться на роли общенациональной идеи в формировании и
развитии гражданского и патриотического сознания россиян.
Быть гражданином,
значит не только ассоциировать себя с новой территорией, на которой находится
новая Россия, с живущими на ней народами, с культурой и историей, важна
трансформация патриотизма и гражданственности в разряд высших ценностей
и реальная готовность эти ценности отстаивать.
На втором этапе
неизбежно выкристаллизовывается общероссийский настрой на осознание себя
гражданами великой страны, которую необходимо строить своими руками уже
в этом поколении. И можно констатировать, что ориентация на преобладающие
социокультурные ценности, социальные ожидания и предпочтения может исполнить
роль объединительной идеи, позволяющей без особой их политизации сконцентрировать
усилия людей, общества и государства на их достижении.
Первые шаги
в этом направлении сделаны, государство формирует новую официальную идеологию.
Ее отличительными особенностями с самого начала стали:
-
отказ от официального антикоммунизма;
-
изменение отношения к идеологическому и символическому наследию советского
прошлого (отказ от его сегрегации и удерживания на периферии);
-
более сдержанные и прохладные отношения с либерально-западнической субкультурой
внутри страны;
-
дистанцированное отношение к Западу;
-
более тесные связи с Русской Православной Церковью.
Контролируя доступ
в публичную сферу, государство поддерживает определенный баланс между субкультурами,
ограничивая или, наоборот, расширяя возможности общественной репрезентации
(предъявления себя обществу через публичную сферу) связанных с ними символов
и ценностей.
Проводя избирательную
политику, государство наделяет официальным статусом ценности и символы
субкультур, конкурирующих между собой в обществе.
Прежде всего,
получают статус официальных настроения и ценности, которые к настоящему
времени стали “консенсусными” или близки к таковым. Это, прежде всего:
само государство и его производные, среди которых центральное место занимают
идея порядка, моральная реабилитация силы и жесткости, в случае, если они
обращены на общественно санкционированного “врага”; рыночная система и
частная собственность, но в формате, ограниченном расширенным присутствием
государства.
Другими словами,
официализируются ценности, по своему происхождению связанные с двумя противоположными
идеологическими полюсами и стоящими за ними субкультурами. В то же время,
получив статус официальных, эти ценности видоизменяются таким образом,
чтобы стать совместимыми друг с другом. Либеральные и “традиционно-советские”
ценности деидеологизируются. Из либеральных ценностей убираются компоненты
и символы, наиболее раздражающие массовое сознание и “государственническую”
правящую группу.
Центральное
место в новой идеологеме, объединяющей технократизированную версию либеральных
ценностей и деидеологизированную версию “традиционно-советских” ценностей,
занимает государство: только его присутствие позволяет ценностям, восходящим
к двум полярным субкультурам, уживаться друг с другом в новой официальной
идеологии. Новая идеологическая роль государства стала прямым порождением
“антимодернизационных” тенденций в массовом сознании в 1998–2002 гг. Но
из всего комплекса антимодернизационных настроений государство выбирает
и подвергает официализации конкретные ключевые компоненты – “советскую
ностальгию”, патриотизм и новое, “дистанцированное” отношение к Западу,
который более не признается “высшим авторитетом”. По отношению к другим
составляющим антимодернизационного психологического комплекса (прежде всего,
этноцентризму, неотрадиционализму и идее “особого пути”) официализация
не применяется.
Таким образом,
современная национальная доктрина предполагает формирование гражданского
полиэтносоциального общества, обеспечивающего историческую перспективу
и преемственность российской государственности. Национальная идея современной
России – это, с одной стороны, реальность, которая вырастает из мироощущения
разных людей, транслируется политической и интеллектуальной элитой; с другой
– это, в какой-то мере, сознательно конструируемая реальность.
Примечания
1 Межуев
В.М. О национальной идее // Вопросы философии. 1997. № 12. С. 11.
2 Зюганов
Г.А. Современная русская идея и государство. М.: “РАУ–Корпорация”, 1995.
С. 12–35.
3 Новодворская
В.И. По ту сторону отчаяния. М.: Новости, 1993.
4 Дугин
А.Г. Абсолютная Родина. М.: АРКТОГЕЯ центр, 1999.
5 Николаев
С. Г. Как создается национальная идея // Свободная мысль. 1997. № 6. С.
74.
6 Клишина
С. Русская идея в состоянии невесомости // Московские новости. 1997. №
3.
7 Васильцов
С. Коммунисты и русский вопрос // Советская Россия. 1997. 27 марта.
8 Соловьев
Э. Почему русская национальная идея до сих пор не овладела массами? //
Московские новости. 1997. .№ 12.
|