Наши интервью
Обозреватель - Observer


 

ОСТОРОЖНО! МИНЫ


Интервью с заместителем Руководителя Дирекции миротворческих и антиминных программ Международного фонда духовного единства российских народов Г.Меховым

Г.В.МЕХОВ родился в 1939 г. в Ленинграде. После окончания с отличием Высшего общевойскового командного училища им. С.М.Кирова он прошел традиционный для армейского офицера путь: командир взвода, роты в МВО, батальона в Заполярье. Отличная защита дипломной работы в Академии им. М.В.Фрунзе и служба при штабе При ВО. Затем Академия Генерального штаба и почти два десятилетия в Штабе Объединенных Вооруженных Сил Варшавского Договора. С прекращением его деятельности он продолжает службу в Главной инспекции ВС СССР, а с развалом Советского Союза - в Генеральном штабе ВС РФ, где и завершил 40-летнюю службу в должности Заместителя начальника военно-научного управления ЦВСИ (Центр военно-стратегических исследований) ГШ.

В 1993-1994 гг. - загранкомандировка в качестве консультанта по вопросам военной экономики и военной стратегии в ВС Сирии. В настоящее время, работая в области Гражданской обороны, продолжает активно заниматься научно-общественной деятельностью: является секретарем Совета ветеранов ОВС (Объединенные Вооруженные Силы) Варшавского Договора, заместителем руководителя Дирекции миротворческих и антиминных программ Международного фонда духовного единства российских народов.

Член-корреспондент МАЭН (Международная Академия энерго-информационных наук). 

Наша общественность очень мало информирована о минной проблеме, необходимости и путях ее решения.

Так в чем же суть минной проблемы?

Мины классифицируются в зависимости от их предназначения и способов применения.

Я остановлюсь на проблеме противопехотных мин (ППМ) как наиболее антигуманном образце минного оружия. Именно противопехотные мины различной модификации нашли широкое применение перед началом и во время Второй мировой войны, а также в горячих точках планеты, где проходили и продолжают, к сожалению, иметь место вооруженные конфликты. Окончание "холодной войны" не оправдало ожидание народов: 24 локальные войны и вооруженных конфликта только за последнее десятилетие, около 6 млн. потерянных человеческих жизней, расползание терроризма - и это далеко не полный перечень несчастий, с которыми мы вступаем в XXI в.

Опыт миротворческих операций, проводимых под эгидой ООН, также подтверждает широкое применение в них противопехотных мин и значительные потери от них. Причем страдает главным образом гражданское население. 

    По подсчетам ряда международных организаций, мины ежемесячно убивают или калечат более 2 тыс. чел., до 80% которых являются гражданскими лицами.

    Согласно последним данным ООН, общее число установленных мин оценивается примерно в 60-70 млн. По данным некоторых других международных организаций, число мин, установленных на территории 64 государств мира, достигает 110 млн. Значительное число мин - страшное наследство Второй мировой войны.

    К тому же необходимо учитывать и наличие огромных складских запасов мин. По различным оценкам всего на складах в мире хранится не менее 250 млн. ППМ (в т.ч. Китай - свыше 100 млн., Россия - около 60 млн., США - 11 млн.). Запасы мин имеются в 108 странах, некоторые из которых уже приступили к планомерному уничтожению своих минных запасов, среди них Италия, Великобритания, Испания, Франция, Украина и др.

Какова реакция мирового сообщества на опасность, исходящую от минного оружия?

В течение продолжительного времени ряд международных общественных и правительственных организаций ставил вопрос о запрете наземных мин. Наиболее активно этот вопрос обсуждался в рамках конференции по разоружению (КР) и по линии ООН. Трудно переоценить вклад в решение минной проблемы Международного комитета Красного Креста (МККК), Движения "Врачи за мир без границ" и некоторых других организаций.

Существенный сдвиг в отношении к запрещению противопехотных мер произошел в середине 90-х гг. Определенный прогресс был достигнут на Конференции 1995-1996 гг. по рассмотрению действия Конвенции 1981 г. о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Конвенция по ООВ). Эта Конвенция является единственным пока действующим договором, запрещающим использование "мин-ловушек и других устройств" (Протокол II). На Конференции по ООВ подчеркивались масштабы проблемы и необходимость запрещения конкретных видов оружия. Важнейшим итогом Конференции явилось принятие на ее итоговом заседании в мае 1996 г. дополненного варианта Протокола II, в котором были заменены и усилены основные положения первоначального Протокола и введены дополнительные ограничения на использование, производство и передачу ППМ. Несмотря на достигнутый прогресс, даже уточненный Протокол II имел серьезные недостатки и многими государствами не был поддержан.

Однако наибольшего успеха в борьбе с минной опасностью достиг так называемый "Оттавский процесс" - инициатива, выдвинутая правительством Канады в октябре 1996 г. и энергично поддержанная неправительственными организациями (НПО), проводившими международную кампанию за запрещение противопехотных мин (МКЗПМ).

Кульминацией Оттавского процесса стало согласование (сентябрь 1997 г., Осло) и последующее принятие в декабре 1997 г. (Оттава) Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (Конвенция по ППМ).

К 1 января 2000 г. Конвенцию по ППМ подписали более 135 стран, большая часть из них ратифицировали ее. Около 50 стран пока не подписали Конвенцию, среди них постоянные члены СБ ООН США, Китай и Россия, хотя сама идея получила их полную поддержку. Причины различны, но о них отдельный разговор. 

Какова роль минного оружия в обеспечении безопасности нашей страны и каковы негативные последствия применения мин во Второй мировой войне?

Если кратно рассмотреть историю данного вопроса относительно России, то следует отметить, что минное оружие вообще и противопехотные мины в частности с момента их появления на вооружении всегда считались важной составляющей оснащенности войск (сил). Они нашли широкое применение как для непосредственного прикрытия своих войск, так и для нанесения потерь живой силе и технике противника в целях срыва (задержки) его наступления, прикрытия госграницы, осуществления диверсионных действий в тылу противника и решения ряда других задач.

Создание больших запасов мин и разнообразных средств их установки соответствовало геополитическим особенностям СССР, являлось подтверждением оборонительного характера его военной доктрины и военно-стратегических концепций. Во многом это сохранилось и в отношении России и ее союзников по СНГ.

Наиболее широко минное оружие использовалось в предвоенные годы и в ходе Великой Отечественной войны, причем обеими противоборствующими сторонами.

Масштабы применения мин подтверждаются тем, что с момента окончания войны и до 1970 г. проводились работы по сплошному разминированию территории Советского Союза. На огромной территории свыше 400 тыс. кв. км было обнаружено и уничтожено более 70 млн. взрывоопасных предметов. Эта работа продолжается и в настоящее время. Ежегодно обезвреживается до 100 тыс. взрывоопасных предметов. В основном эта работа выполняется подвижными группами разминирования, создаваемыми на базе военных округов и укомплектованными опытными саперами. Только в 1999 г. этими группами выполнено более 2,3 тыс. разовых заявок и уничтожено около 120 тыс. взрывоопасных предметов.

До сих пор в ряде районов, где проходили боевые действия, местные жители обнаруживают большое число неразорвавшихся боеприпасов, в том числе и мин. 

    Так, например, в Смоленской области ежегодно население (без привлечения специализированных предприятий и подразделений МЧС и МО РФ) находит и передает в военные комиссариаты около 3,5 тыс. единиц боеприпасов.

    Однако самодеятельность населения зачастую не решает проблему, а порой и усложняет ее. Ежегодно происходят подрывы людей, техники и животных. Так, за 1998-1999 гг. произошло 24 подрыва, при этом погибло более 30 чел., свыше 50 чел. ранено, среди них, что особенно трагично, много детей. Одним из последних печальных примеров - гибель двух пограничников в сентябре 2000 г. от взрыва мины времен Второй мировой войны в районе российско-норвежской границы.

Нередки случаи использования найденных боеприпасов в криминальных целях.

Завершая разговор о последствиях войны, следует подчеркнуть необходимость выработки комплексного решения с привлечением всех заинтересованных правительственных и неправительственных организаций. Международный фонд духовного единства российских народов поддерживает идею завершения разработки и ускорения принятия федеральной программы "Уничтожение взрывоопасных предметов на территории Российской Федерации, бывшей ареной боевых действий в период Великой Отечественной войны". Реализация этой программы позволит поставить последнюю точку в трагических последствиях прошлой войны и бросить все силы на ликвидацию минной опасности, к сожалению, вновь возникшей в современных условиях. 

Теперь о современности. Каковы масштабы применения мин в ходе конфликтов на территории СССР до 90-х годов?

Прежде всего, напрашивается естественный вопрос: откуда берется большое количество мин и почему они оказались в руках у бандформирований?

Придется вспомнить послевоенный период. Именно тогда, в силу геостратегических, а порой и политических условий, большая часть минных запасов складывалась вблизи границы СССР. Это существенно уменьшало время подвоза мин к местам предполагавшихся боевых действий в случае агрессии. Как правило, все эти склады располагались на территории союзных республик (Украины, Молдавии, Грузии, Азербайджана, в Средней Азии), т.е. на возможных направлениях продвижения вероятного противника. Естественно учитывался исторический опыт борьбы с агрессором.

Номенклатура мин, хранящихся на складах, соответствовала сложившимся к тому времени взглядам на возможный характер войны в целом и боевых действий в этих регионах и включала в себя как противотанковые, так и противопехотные мины.

Учитывая, что планировалось прикрывать весьма значительную протяженность фронта - многие сотни километров - потребность в минах была велика. И несмотря на наличие больших запасов, все-таки ощущалась нехватка мин даже для прикрытия наиболее опасных направлений. Поэтому производство мин и создание запасов продолжались вплоть до 1991 г., т.е. до момента распада СССР и образования целого ряда независимых государств.

Таким образом, большие запасы мин оказались за пределами России, и она практически утратила контроль за их использованием. А в нашем распоряжении остались сравнительно небольшие запасы мин, хранившиеся на складах в глубине страны. Значительная часть этих запасов состояла из устаревших и недостаточно эффективных образцов. Заводы-производители также по большей части оказались за пределами России, а сохранившиеся предприятия по ряду технологических трудностей и других общеизвестных причин не могли компенсировать потерю производственных мощностей.

В СССР достаточно большое количество мин, главным образом противопехотных, поставлялось за рубеж, прежде всего, в Азию, Африку и Латинскую Америку. К сожалению, эти мины применялись без каких-либо ограничений и зачастую беспорядочно.

Наши союзники по Варшавскому Договору пополняли свои минные запасы также за счет Советского Союза, и после развала блока эти запасы вышли из-под нашего контроля.

Последствия достаточно быстро сказались в ходе последующих вооруженных конфликтов во многих регионах мира и на постсоветском пространстве.

Из тех 24 вооруженных конфликтов, о которых я упомянул в начале интервью, более четверти приходится на постсоветское пространство.

Во всех конфликтах использовались мины. Но по массовости их применения и количеству жертв от них, особенно среди гражданского населения, в первую очередь, следует отметить Чечню, Таджикистан, грузино-абхазский конфликт и Приднестровье.

Можно выделить особенности применения мин, характерные для перечисленных конфликтов:

  • во-первых, массовое и, как правило, бесконтрольное применение мин неправительственными формированиями;
  • во-вторых, широкое применение самодельных взрывных устройств, фугасов и мин-ловушек с использованием артиллерийских и авиационных боеприпасов;
  • в-третьих, ведение бандформированиями, главным образом, "дорожной войны", т.е. установка взрывоопасных предметов преимущественно на коммуникациях, используемых войсками;
  • в-четвертых, варварское минирование гражданских объектов и сельскохозяйственных угодий с использованием мин-ловушек и мин-сюрпризов, запрещенных Протоколом II, приводящее к жертвам среди мирных жителей и выведению из оборота значительных площадей хозяйственного предназначения.
Минная война в Чечне развязана бандформированиями, и только они повинны в ничем не оправданных жертвах среди мирных жителей, в том числе детей.

Федеральными войсками в 1994-1996 гг. (в первой чеченской войне) мины применялись только для прикрытия позиций войск, базовых районов и блокпостов. Как и положено, составлялись точные карты (схемы) минных полей.

В ходе вывода войск из Чечни в 1996 г. все установленные ими минные поля были сняты или уничтожены с составлением соответствующих актов.

Всего саперами за этот период было обнаружено и уничтожено 540 тыс. взрывоопасных предметов, установленных главным образом боевиками.

В ходе антитеррористической операции, проводимой в настоящее время, минно-взрывные заграждения устанавливают как федеральные силы, так и бандформирования. Ситуация усложняется тем, что экстремисты массированно используют новые средства, такие, как радиоуправляемые взрывные устройства. Специалистами инженерных войск ежесуточно обнаруживается и ликвидируется до 20 подобных устройств. Широкое применение находят фугасы, подрываемые дистанционно с помощью проводов.

Все чаще эти средства применяются комбинированно. Участились взрывы автомашин, начиненных взрывчаткой.

В отличие от первой чеченской войны сегодня минной войной (активная фаза которой началась 1 августа 2000 г.) руководят профессионалы, прошедшие специальную подготовку. К тому же в их распоряжении имеется значительное количество механических и электронных взрывателей, взрывчатых веществ и желающих подзаработать местных жителей, в том числе детей, собирающих неразорвавшиеся боеприпасы. Налажено снабжение бандформирований через Грузию и Азербайджан, как по земле, так и, очевидно, по воздуху, а также изготовление "адских машин" кустарным способом.

Наиболее минноопасными районами являются Грозный, Старые Атаги, участок железной дороги Джалка-Гудермес, направление Шали-Аргун, места дислокации воинских частей, военной и гражданской администрации. 

    Только с октября 1999 г. по сентябрь 2000 г. саперами обезврежено свыше 1740 фугасов (более 90% из числа установленных), в том числе: саперами Вооруженных Сил - 860 взрывных устройств (49%), внутренних войск - 740 (42%), специалистами МВД - 147 (9%). Огромную работу повышенной опасности выполняют саперы городских комендатур и отдельной инженерной роты разминирования из состава объединенной группировки войск (ОГВ(с)) в Чечне. Только за один месяц - август 2000 г. - инженерные войска ОГВ(с) провели 481 колонну - войсковую и центроподвоза, обнаружили и уничтожили 7107 взрывоопасных предметов, обезвредили 110 мин, проверили на наличие фугасов 135 зданий и 27 км линий электропередач1 . Надежными помощниками саперов являются специально подготовленные минно-розыскные собаки.

    К сожалению, за этот же период произошло свыше 170 подрывов, погибли 78 военнослужащих и сотрудников МВД, ранен 321 чел., выведено из строя более 50 ед. техники. Со стороны боевиков ведется самая настоящая "охота" на саперов и их надежных четвероногих помощников, ибо именно они обеспечивают жизнь частей и подразделений федеральных сил, десятков тысяч мирных жителей.

    Говоря о мирных жителях, следует отметить, что они также несут существенные потери, многие остаются инвалидами. Так, по данным представителя Чеченской республики при Президенте РФ Ш.Бено, в Чечне около 15 тыс. чел. из числа мирных жителей стали инвалидами, потеряв конечности, главным образом, в результате подрыва на минах и фугасах.

    Несмотря на то, что чисто военная фаза боевых действий против бандформирований переросла в антитеррористическую операцию, минная война продолжается, систематически унося все новые жертвы как среди федеральных войск, так и среди мирного населения.

    Кратко о других горячих точках.

    В Таджикистане мины стали широко применяться российскими войсками после расстрела моджахедами 12-й заставы Московского погранотряда в июле 1993 г. На территории Таджикистана количество установленных мин достигает 100 тыс. Наиболее насыщенными являются Тавильдарский район, Гармская долина и районы, граничащие с Афганистаном.

    Если миротворческие силы (201 МСД) и российские пограничники применяют минное оружие в строгом соответствии с нормами международного права, то противостоящая сторона - бандформирования - игнорирует все нормы и ведет полномасштабную минную войну, жертвами которой становятся и военнослужащие, и местные жители.

    В зоне грузино-абхазского конфликта в 1992-1993 гг., по оценкам абхазской стороны, было установлено свыше 80 тыс. мин, в основном по левому берегу реки Гумиста вблизи Сухуми и по правому берегу Ингури на территории Гальского района. Противоборствующие стороны применяли мины бессистемно, что привело к долговременному выведению из оборота обширной зоны плодородной местности. Все больший размах на территории Абхазии приобретает применение боевиками мин и самодельных взрывных устройств с дистанционным управлением с целью нанесения потерь миротворцам и местным жителям.

    В ходе вооруженного конфликта в Молдове мины использовались в основном на территории Приднестровья. Общая площадь заминированной территории превысила 70 кв. км с теми же трагическими последствиями для населения.

Приведенные примеры - только часть цепи трагических событий, происходящих в различных регионах мира. Все большее число государственных чиновников высшего ранга, политиков и общественных деятелей объединяются в стремлении остановить это безумие. Одним из важнейших направлений решения минной проблемы является гуманитарное разминирование с одновременным продвижением идеи полного запрета наземных мин для последующей ее практической реализацией. 

Какова позиция России по минной проблеме?

Следует учитывать, что Россия относится к основным странам-производителям противопехотных мин, но она искренне поддерживает стремление мирового сообщества добиться полного запрещения ППМ и готова присоединиться к Оттавской Конвенции в будущем. На данном этапе незамедлительное присоединение к Конвенции не может быть реализовано, прежде всего, с оборонной, финансовой и технической точек зрения.

В политическом плане эта Конвенция не решает всех аспектов минной проблемы. С ее подписанием, наряду с "минным" Протоколом II Женевской Конвенции 1980 г., создан еще один параллельный международно-правовой документ по ППМ. Конвенция разделила мировое сообщество на два лагеря: сторонников незамедлительного запрета ППМ и тех, кто пока еще не готов на этот шаг в силу ряда объективных причин, прежде всего - экономических. По оценкам американских военных специалистов, присоединение США к Оттавской Конвенции с учетом полного уничтожения ППМ в течение четырех лет и разработки альтернативных систем будет стоить около 30 млрд. долл. Для России сумма таких затрат составила бы около 6 млрд. долл. В современной финансово-экономической ситуации изыскать такие средства не представляется возможным. Россия относится к основным странам-производителям противопехотных мин.

Но вместе с тем, учитывая, что Россия предполагает ратификацию обновленного Протокола II с поправками, внесенными 3 мая 1996 г., проблема утилизации ППМ в настоящее время приобретает особую актуальность. Это обусловлено следующими факторами: 

  • наличием больших объемов и широкой номенклатуры хранимых запасов ППМ с истекшими сроками хранения.
  • По оценкам специалистов, в Вооруженных Силах РФ имеется более 50% ППМ со сроками хранения более 15 лет;
  • необходимостью утилизации ППМ, не отвечающих требованиям Протокола II, при этом общие финансовые затраты на выполнение работ составят более 240 млн. руб. в ценах 1998 г., а при текущих ценах эта сумма возрастет в 4-5 раз;
  • экологической опасностью и опасностью взрывов при проведении работ, связанных с транспортировкой и утилизацией ППМ с истекшими гарантийными сроками хранения, повышением уровня требований по обеспечению экологической безопасности при промышленной утилизации или уничтожении ППМ;
  • значительными (более 20 млн. руб.) ежегодными финансовыми затратами на содержание мин с истекшими гарантийными сроками хранения, недостаточными возможностями и не вполне удовлетворительным состоянием имеющихся производственно-технических мощностей по утилизации мин.
По подсчетам специалистов, для утилизации существующих запасов противопехотных мин понадобится окончательная разработка и изготовление 6-8 мобильно-модульных установок, которые можно оперативно доставлять и развертывать на арсеналах и базах хранения мин. Финансовые затраты на их изготовление составляют примерно 60 млн. руб., но указанные ассигнования в госбюджет на 2000 г. не закладывались и не планируются на ближайшую перспективу. Однако, несмотря на объективные трудности, изыскиваются все возможности для выполнения Протокола II. Нам представляется, что именно этот документ является наиболее реальным для решения минной проблемы на раннем этапе.

Российская сторона строго соблюдает мораторий на экспорт ППМ, не оснащенных механизмами самоликвидации и не обнаруживаемых миноискателями. В 1997 г. указом Президента РФ действие моратория было продлено еще на пять лет.

Полностью прекращено производство фугасных ППМ, которые являются основными источниками жертв среди мирного населения. В 1998-1999 гг. в стране силами войск и предприятий промышленности дополнительно к плановым объемам уничтожено и утилизировано около 850 тыс. ППМ.

В Вооруженных Силах РФ:

  • разработана программа НИОКР по модернизации ППМ, не отвечающих требованиям Протокола II;
  • разрабатываются мобильные установки для утилизации кассетных мин;
  • расширяется участие России в международных программах по гуманитарному разминированию;
  • оказывается безвозмездная помощь странам СНГ и Европы (БиГ, Югославии) по разминированию их территорий.
Только в Боснии нами разминировано около 15 тыс. ВОП, в Косово - около 23 тыс., в Таджикистане - 17 тыс. В зоне грузино-абхазского конфликта проверено на наличие ВОП более 300 км дорог, 1000 кв. км местности, при этом обнаружено и уничтожено более 23 тыс. боеприпасов.

Вот далеко не полный перечень мер, предпринятых Россией по решению минной проблемы. Все это исходит не только из военных интересов страны, а базируется на реальном экономическом положении государства, научном потенциале и уровне развития технологий.

Если говорить о роли минного оружия в обеспечении национальной безопасности или, иными словами, в решении задач, определенных нашей военной доктриной оборонительной направленности, то в условиях предстоящего сокращения Вооруженных Сил именно минное оружие - может в определенной степени компенсировать возможные издержки военной реформы.

Это в полной мере относится и к обеспечению безопасности наших границ. При этом нужно учитывать решение Совета Безопасности от 29 ноября 2000 г. о сокращении общей численности Пограничной службы на 15 тыс. военнослужащих. Как отметил Президент РФ В.В. Путин, новый облик Государственной границы должен надежно обеспечить российские интересы, защиту и охрану рубежей России. 

Какова роль неправительственных организаций России в решении минной проблемы?

В России есть ряд неправительственных организаций, занимающихся минной проблемой. Среди них можно отметить: 

  • специализированное предприятие ЮНИЭКСПЛ (взрывные работы и разминирование);
  • Международный общественный фонд поддержки инвалидов и ветеранов инженерных войск "Бастион";
  • фонд поддержки военных реформ и ряд других. Трудно переоценить вклад, вносимый участниками движения "Врачи без границ". 

  • В рамках международного фонда духовного единства российских народов создана Дирекция миротворческих и антиминных программ (директор - капитан I ранга запаса М.М.Ермолаев). Мы видим свои задачи в продвижении идей международной кампании за запрет ППМ в России и на пространстве СНГ, а также в разъяснении западной общественности реальных возможностей России в решении минной проблемы и значения минного оружия для обороны с учетом геополитического положения, обширности территории и большой протяженности ее границ.

    Мы планируем проведение независимых исследований по всему спектру проблем ППМ, в частности, эта работа предусматривается и в рамках международной инициативы "Land-meine Monitor". Соответствующая заявка сделана (руководитель - генерал-майор запаса Г.В.Мехов).

    Вместе с тем сложность задач, связанных с разминированием и утилизацией мин, а также проведением НИОКР и производством мин, строго соответствующих Протоколу II и другим международным договорам, которые подписала (ратифицировала) Россия, равно как и контроль за их распространением и использованием, оказание комплексной помощи жертвам ППМ и их реабилитация требуют создания единого антиминного центра РФ с единым банком данных по минной проблематике. Такой центр мог бы стать базовым центром координации ключевых антиминных программ в России.

    Мы, безусловно, приветствуем создание такого центра на базе МЧС России и готовы к тесному сотрудничеству в этом вопросе. 

    Спасибо за интервью.

    Беседовал Ю.Новиков

    _________________

    1 НВО. 2000. № 38.

    [ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]