Внешняя политика
Обозреватель - Observer


 

НА ПУТИ К САММИТУ
ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ


В.ГАВРИЛОВ,
заместитель руководителя департамента
Минэкономразвития России
С позиций сегодняшнего дня значение Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.) и принятых на ней соглашений и документов трудно переоценить. Большинство современных подходов к решению глобальных проблем базируется на этих документах. В то же время прогресс в реализации принятых странами обязательств можно оценить как совершенно недостаточный.

К числу невыполненных обещаний и обязательств можно отнести следующие важные положения: 

  • Стабилизация в 2000 г. выбросов парниковых газов на уровне 1990 г., однако фактически в большинстве стран произошел их рост; например, только в США выбросы CO2 увеличились на 11,5% с 1990 по 1998 г.
  • Увеличение объема официальной помощи странам - членам ОЭСР для развития до 0,7% ВВП. Фактически же на эти цели расходуется всего 0,3%, обязательства выполнили лишь отдельные страны - в том числе Дания, Норвегия.
  • Поиск решения проблемы долгового бремени развивающихся стран, содействие передаче технологий. Очевидно, что нет даже реалистических подходов к решению этих проблем.
К сожалению, перечисление нереализованных взятых на себя обязательств и намерений многими странами в РИО можно продолжать.

Представляется, что вопросы выполнения обязательств должны занять одно из центральных мест в повестке дня саммита. В этой связи особую тревогу вызывают недавние заявления администрации США об отказе выполнять свои обязательства по защите климатической системы Земли, и даже о выходе из Киотского протокола. Предпринимаемые в одностороннем порядке, такие действия неизбежно подорвут доверие партнеров по переговорам и ослабят, или даже разрушат, фундамент, на котором стоит Повестка дня на XXI в. Разрушить Киотский протокол легко, сделать взамен что-то другое - трудно. США нужно подумать о том, как в него вернуться.

В нашей стране за последнее время сделано достаточно много на пути прогресса к устойчивому развитию. Разработаны и одобрены Правительством "Основные направления развития государства на долгосрочную перспективу", основанные на принципах устойчивого развития. Подготовлена для утверждения Президентом Российской Федерации "Стратегия социально-экономического развития России на период до 2010 года". В рамках этих документов нашими приоритетами являются: 

  • интенсивное и энергоэффективное развитие экономики, дебюрократизация и структурная реформа, интеграция в мировое экономическое пространство;
  • реформа социальной сферы, ориентированная на существенное повышение уровня жизни населения и ликвидацию бедности;
  • становление новых федерально-региональных отношений;
  • обеспечение прав человека, повышение роли гражданского общества, расширение участия общественности в процессе принятия решений;
  • стабилизация экологической обстановки в условиях роста промышленного производства.
Предварительные итоги 2000 г.:
  • рост ВВП на 7,6%;
  • рост объема промышленного производства на 9,2%;
  • реальные располагаемые денежные доходы населения за 2000 г. составили, по оценке, 109,6%;
  • реальная заработная плата - 123% к уровню января - декабря предшествующего года;
  • достигнута стабилизация валовой антропогенной нагрузки на окружающую среду примерно на уровне 1999 г.
Правительство РФ также разработало новую энергетическую стратегию на период до 2020 г., которая обеспечит устойчивое развитие энергетического сектора при существенном снижении удельных нагрузок на окружающую среду.

Все эти факты свидетельствуют о появлении признаков "устойчивости" развития страны, хотя, следует признать, что на этом пути у нас еще много нерешенных проблем.

Несмотря на проблемы переходного периода, Россия выполняет базовые обязательства, принятые в Рио, и является одним из крупнейших на планете "экологических доноров", предоставляющих мировому сообществу глобальные услуги по сохранению общепланетарных экологических и природных ресурсов, таких, как климат, биоразнообразие, запасы пресной воды, водно-болотные угодья, особо охраняемые территории, леса.

Мы считаем, что проблема справедливого распределения экономического бремени по сохранению биосферы Земли должна быть в центре обсуждения на Всемирном саммите по устойчивому развитию 2002 г. Растет понимание актуальности постановки вопроса об "экологических" донорах и реципиентах в противовес традиционному разделению на страны, оказывающие финансовую помощь, и страны, ее получающие.

У России есть основания ставить проблему именно таким образом.

На территории страны сосредоточены 25% ресурсов пресной воды. Бореальные леса России ежегодно поглощают более 200 млн. т углерода из атмосферы, для сравнения - превышение суммарных выбросов США углерода-эквивалента по отношению к периоду 1990 г. составляют примерно такой же объем. Выбросы парниковых газов России сокращены по сравнению с 1990 г. более чем на 25%. Площадь заповедников и других федеральных особо охраняемых природных территорий увеличилась с 1992 г. более, чем в 1,7 раза, и соизмерима с площадью такой страны, как Франция. В 1999 г. в России был принят закон, предусматривающий строгий режим охраны природы региона озера Байкал, предусматривающий жестокое ограничение хозяйственной деятельности. Такой шаг федерального правительства, обусловленный стремлением сохранить для будущих поколений важный объект мирового наследия, неизбежно приводит к значительному снижению конкурентоспособности производства в этом регионе из-за высоких природоохранных издержек.

В подобной ситуации находятся многие страны Южной Америки, Африки, Азии.

Назрела необходимость создания международных финансовых механизмов, обеспечивающих компенсацию затрат или упущенной выгоды стран - "экологических доноров" в связи с сохранением глобальных экологических и природных ресурсов.

***

На предстоящем саммите "Рио+10" необходимо рассмотреть новые проблемы, возникающие в связи с глобализацией, и выработать механизмы равноправной и справедливой интеграции развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировые экономические процессы. В этом контексте мы поддерживает постановку вопроса об "экологизации" международных торговых отношений и деятельности Всемирной торговой организации. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]