Социальные проблемы
Обозреватель - Observer


 
 

Взгляд на проблему наркомании в России

ПРОБЛЕМЫ НАРКОМАНИИ В РОССИИ


Ю.МАЩЕНКО
В России проблема наркотиков пока еще числится явлением чужеродным и нерусским. И говоря о проблеме наркотиков, хотелось бы вспомнить об алкоголе. Считается, что наш народ имет порок - бесшабашное, безудержное пьянство. Общее убеждение в этой "традиции русского пьянства" укрепилось как "доказанный" исторический факт.

Однако эта удобная "пьяная" версия нашей истории плохо вяжется со множеством обстоятельств и факторов, в первую очередь, с каноническими традициями Православия. Позиция Церкви здесь четко выражена словом апостола Павла: "Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд" (Ефес. Y,18).

Известно, что в Древней Руси пьянства не было: ее население не выращивало виноград, и вино для Причастного Таинства завозилось из Византии. Проблема же пьянства возникла много позже, во времена появления польского термина "водка". Сохранилась история церковного "Собора о кабаках" (1652 г.), на котором Святейший патриарх Никон выступил против внедренной еще царем Иваном IV (Грозным) государственной монополии на право кабацкой торговли "хлебным вином", то есть против спаивания православного населения с упованием на легкое пополнение царской казны.

Как социальная язва, русское пьянство возникло совсем недавно: одновременно с "развитием капитализма" и явлением "призрака коммунизма" - во второй половине XIX в. и начале XX в. Это проявлялось, прежде всего, в окраинных бедных кварталах Санкт-Петербурга. Число подзаборных трактирных пропойц и сезонных рабочих, приезжих крестьян, бездомных и нищих росло так стремительно, как умножается сегодня число наркоманов в городских лабиринтах. В сословном русском обществе говорили о пьянстве, как о нищем бунтарстве, форме народного нигилизма, проявлении безбожия, преступности и т. п. Именно в эту пору газетные хроники, пьесы, романы, лубочные карикатуры и нравоучительные рассказы положили начало истории обязательной и беспредельной "традиции" русского пьянства.

Однако не все знают, что была и другая история этой проблемы. Русское общество сопротивлялось пьянству сознательно и зрело. Появились организации и движения в духе нравственного воспитания благотворительности, православные братства и общества в поддержку традиций благочестия и народной трезвости. Членство в этих движениях порой исчислялось десятками тысяч; строились храмы, приюты, больницы и библиотеки. 

    Так, Александро-Невское братство трезвости лишь в Петербургском своем отделении, имевшем около 70 тыс. членов, построило Воскресенскую церковь, здание церковной школы, приют и многое другое. Немалые суммы для этих строительств жертвовал и император Николай II. И все это давало свои результаты. К 1913 г. уровень пьянства заметно убавился.
Учреждение запретов в отношении наркотиков совпало с явлением бездуховности, свойственным XX в.. Оно именуется греческим термином "апостасия", что означает - отступничество от исповедания Веры, религиозно-нравственного образа жизни и Закона Божия. Это слово как нельзя лучше отражает сущность нашей потребительской и безбожной цивилизации.

Тысячу лет из истории государства этот запрет был единственным. Каких-то специальных законов или указов о наркотиках в нашей истории не было вплоть до XX в.

О пристрастии к наркотикам в Российском государстве нет каких-либо важных свидетельств ни в летописях, ни в сказаниях. Но это вовсе не означает, что наши предки наркосодержащих растений не знали.

Известны традиционные направления русского экспорта. Наряду с медом, пушниной, льном и прочим шла торговля пенькой, конопляным маслом, джутом, канатами - продуктами весьма наркогенной культуры из семейства Cannabis, т.е. конопли.

Наиболее яркой оказалась судьба мака. То, что сказано русским народом о маке, никогда не являлось наркоманским жаргоном.

Дурманными свойствами этих привычных растений русское население не очень-то интересовалось. Гашиш и кальян, как и древние старцы в чалмах с сотней жен, постоянно курящие опиум, почему-то тоже не оказались предметом влияния и подражания в русском народе. Конечно, бывали отдельные случаи самодурства помещиков, дегустировавших эти вещества. Но каких-либо конкретных свидетельств зависимости или пристрастий история нам не оставила.

Во врачебной практике, особенно во время военных действий, конечно же, не обходились без наркотиков (опиума и его производных). Но способы их применения всецело зависели от условий, а также талантов врачей и аптекарей. Приготовлялись все виды настоя: опий с водкою и отвары из стенок коробочек мака, опий высушенный, мази и капли.

При этом аромат конопляных полей и мак не оставили в нашей истории следов наркотизма. Даже в мучениях или болезнях врачебное применение наркотиков имело меру и границы полезного смысла и осознанное отношение. И сегодня об этом необходимо помнить.

Тысячу лет в сознании народа не появлялось и тени намека на увлечение отравой. В самом сознании православного человека содержался вполне сформированный иммунитет. Сегодня, как никогда ранее, очень многим необходимы вместо поиска наслаждений и комфорта эти знания и мудрость, эта "прививка от наркомании".

Употребление наркотиков (как и когда-то алкоголя) стало фактически повсеместной проблемой. Возможно через какое-то время будут говорить, что и наркомания - наше "исконное утешение". Видимо, кто-то, как и прежде, заинтересован изъять из истории следы того мира, в котором столетиями охранялась и строилась жизнь православного человека.

Однако накануне крушения Российской империи в сознании русского общества наркомания воспринималась как что-то скандальное, экзотическое. В "высшем свете" полушепотом обсуждалось пристрастие к наркотикам князя Ф.Ф. Юсупова. В большей степени наклонность к наркотикам проявлялась в бандитских притонах. Свидетельства о наркоманах-одиночках или мальеньких группах мы находим в литературе тех лет: повести "Молох" Куприна, "Роман с кокаином" Агеева, рассказ Булгакова "Морфий". Кокаин и морфий появились в богемно-эзотерических салонах авангардистов - как атрибутика эпатажной революционности новых искусств. Традиционное православное мировоззрение русского народа не позволяло наркомании в России превратиться в общественно значимую проблему.

После 1917 г., когда государство Российское, а точнее - тысячелетний, глубинный, казавшийся нерушимым фундамент православного государства, дал страшную трещину, влияние этого единственного сдерживающего фактора было сведено к нулю.

Без православного понимания в России проблема наркотиков неразрешима - это необходимо признать очевидным. Именно в Церкви, в православных традициях и в нашей истории хранится спасительный компас, путеводитель, а лучше сказать - свеча надежды в мире ожесточившемся, падшем, где наркомания лишь знаменует физическое и духовное разложение, дегенерацию и распад.

Что же такое борьба с наркоманией? Что мы наблюдаем сегодня в стране в этой области?

Вспомним известные цифры: например, в Санкт-Петербурге, по данным спецслужб, - не менее 300 тысяч наркозависимых. Стоимость розничной распродажи наркотиков в ценах черного рынка, по скромным подсчетам, составляет 100 млн. долларов в год. Следовательно, "наркобюджет" по стране уже исчисляется миллиардами долларов. Что за силы скрываются за такими деньгами?

Известно, что сами наркотики денег не стоят. В привычном смысле наркотики - не продукт, не товар, не ценность. Себестоимость мешка героина - до смешного мала. Наркотики - это просто крючок для изъятия денег и извлечения противоправной коммерческой выгоды. И четко налаженный наркобизнес по многим признакам - финансовая пирамида. Ее основание - миллионы наркозависимых и потребителей зелья. А наркоман - это биоробот, он должен, как правило, преступным путем добывать деньги на "дозу" и таким образом погибнуть от наркотиков и болезней. И дело его - не лечиться, а приносить наркомафии деньги.

И здесь можно наблюдать самую обыкновенную хитрость, а именно - активную симуляцию. При этом методики симуляции борьбы с наркоманией зачастую, как правило, сами вполне доходны. Одна из самых простых форм такой симуляции - "профилактика наркомании".

Всем хорошо известно, как на "лечении наркомании" паразитируют колдуны, экстрасенсы, гипнотизеры, психотерапевты-мошенники… Рекламу подобной "промышленности" можно встреть в каждой газете. Не менее важен вопрос о реабилитации наркозависимых, содержащий некую тонкость. Существование разнообразных реабилитационных общин для наркоманов, как правило, означает и действие жестких, даже сектантских методик по их управлению. И это свойство тщательно маскируется. Однако СМИ активно предлагают целый список желанных помощников: речь идет о стараниях зарубежных конфессий, а чаще попросту сект.

Если вы увидели телепередачу о "Доме Марии" - не спешите, это - для наркоманов из, так сказать, католического меньшинства. Внедряется, в том числе и на бюджетные деньги, программа из США "Анонимные наркоманы". Об этом слышали многие. Но открыв оккультную книгу NA, обнаружим, что слово Бог обязательно сопровождается пояснением в скобках "как мы его понимаем". То есть в принципе можно участвовать в группах NA, оставаясь и сатанистом.

Кто и как финансирует экспансию сект и "религиозных учений" - видимо, дело спецслужб.

Американская организация "Нарконон" внедрилась достаточно плотно не только в Москве. "Нарконон" - филиал известного психоконцерна Рона Хаббарда, преуспевшего во внедрении своего учения дианетики даже в государственные структуры. Во всем мире он именуется просто: сайентологическая секта. В России с этим учением можно столкнуться по-другому - за вывеской "Всероссийского общества спасения детей и подростков от наркомании" (НАН). Идеологию "Нарконона" и проповедует руководитель данного общества г-н Иванов.

В Петербурге прошла презентация книги (опять о "спасении наркоманов") уже для сторонников оккультизма восточного. Провели ее сотрудники некоего "университета" "Брахма кумарис". На том же поприще стал известен и сын писателя С.Маршака, Яков Самуилович, врач-нарколог. Платный центр (4000 долларов за курс), построенный им, конечно же, не для индусов, именуется "Кундала". И все это непременно сопровождается рекламой на ТВ.

Особо нужно сказать о секте "трясунов-пятидесятников". Данная секта формально является частью протестантской конфессии и имеет по нашим демократическим законам те же права, что и Русская Православная Церковь. Они действуют следующим образом: по ТВ пускается фильм о "христианской общине и церковном (!) центре реабилитации наркоманов". Указывается точный адрес Ленинградской области, куда и едут люди со всей страны с надеждой, порой отдавая последние средства. И попадают в секту "пятидесятников". Руководитель - С.Матевосян.

Конечно же, "честные журналисты" об этих кампаниях и религиозном "своеобразии" указанной "церкви" не говорят ни слова.

То же можно сказать о множестве различных "рок-фестивалей против наркотиков". Сама формула "рок против наркотиков" по православному разумению адекватна выражению "бес против беса".

Разумеется, подобные услуги, как и услуги сект - только лишь часть из обширнейшей области бизнеса по борьбе с наркоманией. Здесь просматривается некое очевидное правило: друг другу не мешать, а поэтому и реальных проблем не решать. Что только не симулируют на этом поприще! С удивительной регулярностью появляются презентации фондов и ассоциаций по "борьбе с наркоманией", имитируется купчая деятельность "межведомственных комиссий" и самых разных кормушек.

Проблема наркотиков весьма резко делит наше общество на две части: кого не коснулось - видят в борьбе с наркоманией "широкий спектр противонаркотических мероприятий". Прочих становится больше и больше. Этой безмолвной части нашего общества видно другое: борьба с наркоманией - либо ее имитация, либо повальные полицейские меры. Где можно увидеть плоды четкой целесообразной и взвешенной государственной политики вместо иллюзии, симуляции и обмана?

И здесь встают вопросы другого рода: кому это все выгодно? Только ли наркомафии. Если "борьба с наркоманией" - декорация, то возведенная как-то уже слишком для наркомафии масштабно и грамотно. Как масштабно и количество жертв, уже близкое к сводкам потерь на военных сражениях. Может все это действительно - просто война?

Война, где наркотики - химическое оружие, доводящее до экономического, генетического и духовного самоубийства. Где наркотики - еще один инструмент разрушения государства и нации или, попросту говоря, - еще один метод зачистки территории. И цель войны - порабощение народа и захват ресурсов; ведь наши недра, нефть, лес и золото, в отличие от наркотиков, - вполне реальные ценности. Однако самая суть войны - слишком уж явный предмет демонологии. Вот почему необходимо помнить о православном отношении к наркомании.

Проблема наркотиков не решается только лишь в рамках рационального разума, тут бесполезны эмоции, бессмысленны деньги. Все это действенно лишь при наличии духовного зрения.

Если боль выводит человека из сна, то сегодня таким образом пробуждается все наше общество. И сегодня пусть незримо, но верно мы начинаем осознавать себя как православные люди. Здесь симулировать что-то невозможно.

Но что можно сделать, попирая кресты на отеческих гробах? Как мы поступим, если и наши дети столкнуться с наркотиками? Отправим их в секту?

Здесь все мы бессильны - без Веры, без Церкви и Божией помощи. 
 

__________________

* Примечание: Статья написана по материалам Медведева Р.К. Православие и проблемы наркомании в современном мире.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]