Военно-политические проблемы
Обозреватель - Observer



НПРО США ПРОТИВ
РОССИИ И КИТАЯ


Акценты ядерной доктрины США


В.Симаков,
кандидат военных наук

В наступившем веке США намерены перейти в обеспечении своей безопасности от политики ядерного сдерживания к политике планируемого сдерживания, в которой кроме ударной ядерной составляющей существенную роль будут играть неядерная составляющая ударных сил и стратегические оборонительные силы, представленные национальной системой противоракетной обороны (НПРО) и сильными оборонительными силами общего назначения.

В основе политики ядерного сдерживания лежали мощные ракетно-ядерные потенциалы противостоящих сторон: СССР и США при действующих по Договору по ПРО 1972 г. ограничениях на создание противоракетной обороны территории каждой из стран.

К 80-м годам прошлого века ядерные потенциалы обеих сторон были доведены до десятков тысяч ядерных боеголовок.

Осознав чрезмерность сдерживающего ядерного потенциала, СССР и США на договорной основе стали сокращать свои ядерные силы, сохраняя при этом в неприкосновенности Договор 1972 г. об ограничении противоракетной обороны как несущий элемент международной системы стратегической стабильности и взаимной безопасности.

После окончания холодной войны и распада СССР у России, как правопреемницы великой мировой державы, остался лишь один весомый аргумент ее величия - это мощные ракетно-ядерные силы. Все остальные атрибуты великой державы - экономическая мощь, сильные вооруженные силы, научный и технологический потенциал и ряд других, были частично или полностью утеряны в результате проводимых новым руководством страны либерально-демократических реформ. Стратегические ядерные силы России снижают свою былую мощь за счет сокращения числа носителей и боеголовок по Договорам СНВ-1 и СНВ-2 и опережающего списания их из-за окончания технических сроков эксплуатации.

Замена устаревших ракет на новые "Тополь-М" из-за ограниченности финансовых ресурсов идет крайне медленно. По прогнозам специалистов, к 2007 г. у России может остаться не более 1500 боеготовых ядерных зарядов на всех видах носителей. Конечно, и такой ядерный потенциал мог бы решать задачу ядерного сдерживания в полном объеме, если бы действовали ограничения на стратегическую противоракетную оборону.

Однако США в одностороннем порядке объявили о выходе из Договора по ПРО 1972 г. и приняли решение о развертывании системы ПРО территории США от атаки межконтинентальных баллистических ракет. Руководство США утверждает, что система ПРО будет противодействовать ракетам, стартующим с территории стран с авторитарными режимами (Северная Корея, Ирак, Иран).

Специалисты в области ракетной техники считают, что в условиях режима международного контроля за распространением ракет и ракетных технологий (РКРТ) создание МБР в этих странах в обозримом будущем проблематично. Эти страны не имеют технологической и материальной базы для их создания. Кроме того, руководство любой страны осознает всю силу ответного возмездия со стороны США. При существующей у США системе предупреждения о ракетном нападении и высокой боеготовности стратегических ядерных сил физическое существование правительства страны-агрессора продлится не более десятков минут. Вряд ли в мире найдется хотя бы одно правительство, которое по своей воле захочет в одночасье стать смертником-камикадзе вместе со своим народом.

О том, что США именно так поступят с агрессором, вряд ли у кого вызывает сомнение после силовых акций американцев в Югославии и в Афганистане. Руководство этих стран не угрожало США, а лишь не нравилось демократическому сообществу во главе с США и подозревалось одно в геноциде, а другое - в пособничестве международному терроризму.

Выходя из Договора по ПРО, США надеются получить стратегические преимущества в технологической и военной областях, используя свои технические и финансовые возможности. Заветная мечта США - обеспечить для своей территории абсолютную защиту от ракетно-ядерного удара.

Для осуществления этой мечты в свое время была задумана стратегическая оборонная инициатива (СОИ). Однако тогда к руководству США пришло понимание, что эффективно отразить массированный ракетно-ядерный удар с применением многозарядных боевых блоков индивидуального наведения, оснащенных комплексом средств преодоления ПРО (КСП, ПРО), при современных достижениях науки и техники нереально. И ради призрачной мечты не стоит втягивать мир в новую гонку вооружений.

В настоящее время условия для отражения массированного налета с помощью территориальной ПРО существенно упростились. Самые мощные после СЯС США ракетно-ядерные силы России будут иметь к 2012 г. не более 1500 боевых блоков, в основном на моноблочных носителях с ограниченными средствами преодоления ПРО. Все тяжелые ракеты с многозарядными боевыми блоками и индивидуального наведения и оснащенные мощными КСП ПРО будут ликвидированы.

В то же время американцы считают, что курс России в долговременной перспективе не может быть очерчен со всей определенностью и поэтому вызывает озабоченность.

Следовательно, развертывая территориальную ПРО, США стремятся получить односторонние преимущества и тем самым нарушить создаваемую мировым сообществом с большим трудом в течение многих лет международную стабильность.

Трагические события 11 сентября прошлого года в Нью-Йорке показали, что основная угроза для мирных жителей США и других стран исходит от международного терроризма, а не от стран "оси зла" (Северная Корея, Ирак, Иран). Реальные же истоки международного терроризма находятся там, где имеют место конфликтные ситуации и внутренняя нестабильность, неурегулированность межгосударственных и межнациональных отношений, экономическая отсталость. Да и реализация этих угроз, приводящая к гибели сотен и тысяч людей, намного дешевле, чем разработка и создание оружия массового поражения и средств его доставки к цели, а сроки планирования и исполнения террористических актов несопоставимы со временем и затратами на создание МБР и ядерного оружия.

Противодействовать же террористам-смертникам, недостатка в которых у международного терроризма нет, весьма сложно.

Следовательно, американская система ПРО предназначается не для поражения "виртуальных МБР стран, входящих в "ось зла", а реальных МБР России и Китая. Об этом с некоторыми оговорками прописано в докладе о новой ядерной доктрине США, представленной Министром обороны США конгрессу в январе 2002 г.

В новой ядерной доктрине США большое внимание уделяется неядерным наступательным силам нового поколения, которые дополнят ядерную составляющую и которые будут играть определяющую роль в неядерной фазе конфликта. На них возлагаются задачи по поражению мобильных и перемещаемых целей, обнаружение и распознавание сильно защищенных и скрытых тяжелых целей, поражение удаленных подвижных целей в любых погодных условиях, точное поражение целей одним боеприпасом. Из перечисленных возможностей неядерной составляющей ударных сил следует, что она предназначена, прежде всего, для разоружающего удара по ядерным ударным силам и системам боевого управления потенциального противника в неядерной фазе конфликта.

При этом договоренностей об ограничении неядерных ударных сил США нет, в то время как Россия и европейские страны являются участниками Договора об ограничении обычных вооружений в Европе (ДОВСЕ). Таким образом, массированное применение обычных высокоточных ударных средств по ядерным средствам противника существенным образом может ослабить ответный ядерный удар возмездия.

При таком сценарии развития конфликтной ситуации национальная система противоракетной обороны территории США сможет отразить ослабленный ответный удар. Конечно, вероятность реализации такого сценария ничтожна, однако и американцы в своей ядерной доктрине не исключают возможность значительного ухудшения отношений с Россией в будущем. А учитывая ковбойские подходы к участию Америки в разрешении конфликтных ситуаций в других странах, наше военное планирование тоже должно учитывать возможность ухудшения отношений с США и с учетом этого строить свою оборонительную стратегию. Политическое и военное руководство США считает, что создание эффективной национальной противоракетной обороны - тот последний блок в здание американской мечты всемирного могущества и неприкосновенности своей страны от военного нападения.

Следует учитывать, что реализация этой мечты подкреплена экономическими возможностями. За счет устойчивого развития экономики в последние годы США накопили определенные финансовые резервы. С другой стороны, американский ВПК считает, что в последние годы он недополучил из этих накоплений. Поэтому планируемые на развертывание НПРО 60 млрд. долл. являются хорошим допингом для ВПК. Вложив эти значительные деньги на разработку и создание через НПРО новых прорывных технологий XXI в., Америка планирует еще больше укрепить лидирующую роль США в научно-техническом прогрессе и, прежде всего, в военно-технической области.

Трагические события 11 сентября 2001 г. подтвердили предупреждения России об угрозах мировому сообществу со стороны международного терроризма. Мир вступил в эпоху новых вызовов мировой цивилизации. Видимо, настало время, когда все передовые демократические страны должны направить ресурсы мирового сообщества, прежде всего для борьбы с этим злом, для предотвращения террористических актов.

Необходимо укрепить режим контроля за распространением ракетных и ядерных технологий путем создания международной системы мониторинга и противодействия незаконному распространению. Для повышения эффективности этого режима нужно привлечь к этой деятельности национальные информационные системы, необходимо поставить под надежный международный контроль все финансовые потоки подозрительных организаций и отдельных лиц, покровительствующих терроризму.

При этом из этой деятельности необходимо исключить политическую составляющую и применение двойных стандартов, когда выявленные террористы представляют одно государство, а вина возлагается на другое. Террор не имеет национальности и государственности. Это общемировое зло, и бороться с ним надо всем миром.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]