Рецензия
Обозреватель - Observer


 

Баренцево море в геопространстве России


А.Немчук,
кандидат политических наук
 Большинство политиков и исследователей соглашаются с тем, что мир вступил в эпоху глобализации. При этом остаются дискуссионными как само понятие "глобализация", так и оценки причин, связанных с нею трансформаций. Одна из точек зрения сводится к тому, что глобализация объявляется следствием снижения в первую очередь затрат на коммуникации и транспортировку. В свете этого Россия, с учетом занимаемой нашей страной территории, становится тем геополитическим и геоэкономическим пространством, которое необходимо рассматривать как ключевое для международных транспортных потоков. И реализация транзитного потенциала России становится задачей, продиктованной необходимостью упрочения ее позиций в мировой экономической и политической системах.

Рецензируемая монография посвящена анализу геополитических и геоэкономических возможностей уникальной транспортной артерии России - Северного морского пути (СМП). Протяженность этой трассы доходит почти до трех тысяч морских миль, а в зимний и весенний периоды может увеличиваться еще на 800 миль за счет ледовых участков Баренцева и Берингова морей. Использование СМП для сообщения между тихоокеанскими и атлантическими портами мировых морских держав гораздо выигрышнее маршрутов, проходящих через Суэцкий или Панамский каналы.

За многовековую историю освоения СМП был накоплен огромный опыт не только осуществления непосредственно транспортных функций, но и решения вопросов экономического и культурного развития народов Крайнего Севера и повышения оборонного потенциала России. И этот опыт особенно ценен в современных условиях, когда Россия потеряла контроль над портами Балтийского и Черного морей и над железнодорожными терминалами, которые обслуживали ее международный товарооборот.

Все это привело к тому, что район Баренцева моря занял центральное место на геополитической карте. Не случайно этот коммуникационный перекресток сейчас все чаще сравнивают со Средиземноморьем, связавшем в прошлом наиболее развитые регионы мира. В конце XX в. эта роль перешла к Баренцеву морю, которое стало местом пересечения важнейших транспортных маршрутов.

Основное внимание авторы монографии уделяют поиску путей возрождения российских арктических регионов. Основой этого может стать Арктическая транспортная система, которая включает Северный морской путь, комплекс транспортных средств морского и речного флота, трубопроводного, железнодорожного и автомобильного транспорта и береговой инфраструктуры.

Концептуальные основы функционирования Арктической транспортной системы исследователи видят в проекте, предложенном академиком Н.Н.Моисеевым "Русский Полярный путь". В нем речь идет о цивилизационном возрождении всего евразийского Севера. А это подразумевает, что его промышленные, транспортные проблемы должны будут решаться без отрыва от проблем экологических и этнических. И не только. Полярный путь не может быть единственной транспортной дорогой России. Предполагается, что ей необходимо усиливать свое влияние и на южном направлении, там, где когда-то проходил "Великий шелковый путь".

Многие политики на Западе, признавая значимую роль России в современном мире, считают, что она должна оставаться его ресурсной кладовой, но такое положение на самом деле низводит ее на уровень третьего мира. Повышение же экономической, а применительно к рассматриваемому в монографии Северному региону, транспортной активности нашей страны свяжет Россию с развитыми государствами Востока и Запада.

Если посмотреть на карту Арктики, то Севморпуть легко представить как транспортный мост, простирающийся над Северным полярным кругом и опирающийся на порты в устьях великих русских рек: Лены, Енисея, Оби, Печоры, Северной Двины. Этот гигантский мост - уникальное сотрудничество природы и человека. Но только от человека зависит сохранение этого сотрудничества и рациональное использование его возможностей. 

Синцов А.Г., Южилин В.А. Россия: геополитический
транзит. М. "Интердиалект +". 2001. 184 с. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]