Внутренняя политика |
Обозреватель - Observer
|
РОССИЙСКИЙ ПАТРИОТИЗМ СЕГОДНЯ
Анатолий Исаков,
профессор Среди духовных качеств любого современного государства, в том числе России, патриотизм занимает доминирующие положение, а беззаветная любовь граждан к своей Родине, государству, народу, его историческим достижениям лежит в основе политических и экономических успехов общества. Для России патриотизм в современных условиях имеет особое значение. Однако его воспитание, носящее всегда конкретно-исторический характер, осложняется сегодня многими обстоятельствами, и прежде всего тем, что, с одной стороны, значительная часть общества, в том числе молодежь, стала негативно относиться к понятиям гражданского долга, ответственности за судьбу Отечества, а с другой - лжепатриотическими лозунгами различного рода сепаратистов, экстремистов и националистов. Отсюда возникает ряд проблем мировоззренческого
и организационного плана.
Современное понятие патриотизма Для правильного понимания задач укрепления патриотического начала в обществе целесообразно рассмотреть само понятие "патриотизм". Это тем более важно, что значительная часть российского общества часто даже не задумывается всерьез о сущности и содержании патриотизма как общественного явления. В толковом словаре В. Даля патриотизм трактуется как "любовь к отчизне". По его определению, патриот - это "любитель отечества, ревнитель о его благе, однолюб". В этом примерно ракурсе рассматривают патриотизм и современные энциклопедические словари, связывая сознание человека с эмоциями на проявление воздействий внешней среды на малой родине (месте рождения данного индивида), его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Современная наука полагает, что понятие "патриотизм" составляет следующие элементы: отношение к судьбам своего Отечества, уважение к его истории, к своим предкам, любовь к малой и большой Родине. Патриотизм прежде всего предполагает ревностное отношение человека к конкретным каждодневным делам для улучшения политического, экономического и военного положения Отечества, его обустройства, роли в международном разделении труда, достойном развитии всех регионов государства, интересов защиты Родины. Уважение к истории государства, его предкам означает благожелательность по отношению ко всем своим соотечественникам, прежде всего землякам, являющихся гражданами данного государства, осознание единого общественного организма, его героического прошлого. Любовь к малой и большой Родине - это почитание места своего рождения и места постоянного проживания, любовь и забота о них, уважение местных традиций, преданность родной земле до конца своей жизни. Эта любовь простирается от своего дома, улицы, села, поселка, города до границ данного территориального образования ("а я тамбовский"). Следовательно, широта понимания границ своей родины, а также повседневная деятельность индивида, улучшение экономического и экологического состояния родной территории - все это определяет степень патриотизма каждого гражданина, является критерием уровня его истинного патриотического сознания. Чем шире территория, которую индивид считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к Отечеству, чем более весом его вклад в его благополучие и процветание, тем больший патриот данный человек, тем выше его патриотизм. Патриотизм - составная часть русской национальной идеи, неотемлимый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как символ мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства. Исходя из этого, вполне можно согласиться
с определением патриотизма, данным российским ученым А.В.Опалевым: "Патриотизм
- это наиболее значимая ценность, присущая всем сферам жизни общества и
государства, которая является важнейшим достоянием личности, характеризующей
высший уровень ее развития, и проявляется в ее активной деятельности на
благо Родины. Патриотизм выражает любовь к своему Отечеству, сопричастность
с его историей, культурой, достижениями, составляющими духовно-нравственную
основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в беззаветном
служении своему народу, вплоть до самопожертвования".
Патриотизм и российское государство Перед Россией как многонациональным государством в современных условиях стоит задача выработки такого содержания патриотизма, который в наибольшей степени будет способствовать воспитанию российских патриотов XXI в., а не повторять ограниченные варианты патриотизма прошлых столетий. Идея российского патриотизма должна выйти на новый уровень трактовки и понимания. С одной стороны, российский патриотизм должен выражать интересы государства и граждан России, быть на уровне общегосударственной идеи, а с другой - выражать патриотизм всех землян, занимать доминирующие положение по отношению к любому частному патриотизму. В этом отношении русская идея патриотизма содержит на сегодняшний день ряд противоречий и необъективных суждений. Основной ее недостаток - отсутствие резкой грани между самобытностью исторического пути России и ее роли в становлении единой и многообразной мировой цивилизации. Конкретно это выглядит следующим образом. В области разработки идей патриотизма, претворении их в жизнь сегодня наблюдается определенный застой. Воспитание патриотизма в семье поставлено неудовлетворительно. Родители, зачастую занятые погоней за долларом и длинным рублем, воспитывают именно эти идеи у своих детей. Социологические опросы показывают, что в семье на первое место ставятся деньги, а на одно из последних - любовь к Родине и готовность к ее защите. К сожалению, эти идеи проникают в школу и находят там свое развитие. Патриотическое воспитание школьников почти не ведется, а в силу отсутствия в школах молодежных организаций не закрепляется в повседневной жизни. Стремление школьников "косить от армии" стало чуть ли не обычным явлением. Подобная картина наблюдается в средних и высших учебных заведениях страны. Правда, в большинстве из них существуют перспективные и годовые планы воспитательной работы, но очень редко встречаются в них позиции, посвященные воспитанию у молодежи патриотизма согласно Государственной программе "Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" и "Концепции военно-патриотического воспитания молодежи". Слабо отражена в них идея воспитания у молодежи чувства патриотизма, служения Отечеству в армии и на флоте. Говорить о пропаганде идей патриотизма и воспитания его в гражданах современного общества вообще не приходиться. Здесь ни руководители предприятий и учреждений, независимо от форм собственности, ни профсоюзы такой работы по сути не ведут. А расчеты на то, что работники сферы крупного и среднего бизнеса и так являются патриотами своего Отечества не оправдываются в силу низкой их сознательности и стремления реализовать свои капиталы не в России, а за рубежом, подчас растранжиривая миллиарды на личную прихоть, а не на благо России. Нынешние официальные молодежные организации типа "Молодежного Единства" и "Идущих вместе" взяли от прежнего комсомола самое плохое - скуку, формализм, заорганизованность и просто не могут унаследствовать его положительных сторон: ни тебе героической истории патриотизма, ни борьбы за становление организации, ни пропаганды героизма и мужества молодежи. Несколько лучше поставлена работа по патриотическому воспитанию молодежи в "Союзе коммунистической молодежи России". Но и здесь на сегодняшний день много проблем. Склонность молодежи к радикализму и оппозиции приводит часто к тому, что она ищет выход в стихийных выступлениях, часто далеких от идей патриотизма (выступления национал-большивиков и др.). Плохо обстоит дело с пропагандой идей патриотизма в СМИ. Если в них и промелькнет порой какой-либо материал на патриотическую тему, то зачастую в извращенном виде. Здесь, безусловно, сказывается отсутствие гражданской позиции у руководителей телевидения, газет и журналов, а также низкая профессиональная культура самих журналистов, гражданский облик которых часто далек от позиций истинного патриотизма. Наша литература и искусство также далеки от идей патриотизма. Они часто забывают о том, что патриотизм представляет собой высшее нравственное чувство гражданина. Многим поэтам, писателям, драматургам, художникам потребительское отношение к стране не позволяет показать такие стороны личности россиянина, как совесть, внутренние эмоциональные переживания и ценностные установки, в том числе патриотизм. А отсюда появление на свет в течение последних 10-12 лет слабых в нравственном отношении книг, пьес, кино- и видеофильмов, художественных полотен, падение уровня выразительных средств, в том числе русского языка, до уровня лексики "зоны". В чем же причина современного состояния разработки идей патриотизма в России и патриотического воспитания в частности? Прежде всего налицо причины объективного характера. Патриотизм, его идеи существуют в обществе не изолированно, не в замкнутом пространстве. Он находиться под жестким прессом действительности, в окружении буржуазных и мелкобуржуазных идеологических течений и испытывает на себе их давление в различных формах. Оно проявляется и через государственную власть с ее огромным административным, пропагандистским и финансовым ресурсом, подкуп СМИ и через мелкобуржуазную идеологию, психологию, образ жизни. Чиновники, мелкие и средние предприниматели, "рабочая аристократия" влияют на подъемы и спады в патриотическом воспитании. На настроениях отдельных людей сказывается сегодня частичная стабилизация в стране за счет нефтедолларов и спад патриотической пропаганды. Важно отметить, что определенная часть российских ученых, специалистов в области разработки национальной идей, в том числе патриотизма, отошла от активной деятельности, плетется в хвосте событий. Объективные причины необходимо знать, анализировать, делать выводы, но наличие объективных причин не означает безразличие в распространении и воспитании идей патриотизма от олигарха до рядового труженика. Главными все же являются субъективные причины, к которым следует отнести упущения, просчеты и возможные ошибки со стороны государственных органов власти, и прежде всего работников идеологического фронта, включая руководителей прогрессивных партий и движений. Это и запоздалая реакция на вызовы времени, слабая критика антипатриотических явлений, забвение социальной природы патриотизма, исторического опыта его возникновения и развития, это и непонимание возможных влияний на идеи патриотизма рыночных отношений, когда многие патриотические идеи продаются и покупаются, то есть стали товаром, предметом купли-продажи. Одной из серьезных причин отсутствия должной оценки роли патриотизма в современных условиях является слабость теоретической разработки идей патриотизма, недостаточная их пропаганда в СМИ, установках политических партий и движений, государственной власти. Только сделав правильные выводы на
основе анализа объективных и субъективных причин, приведших к дискредитации
идей патриотизма, и понимая необходимость воспитания гражданской позиции
в обществе, можно добиться в этой области существенного перелома.
Есть ли будущее у российского патриотизма? Будущее у идей патриотизма, безусловно, есть. Но при определенных условиях. Для этого необходимо осуществить и закрепить в обществе ряд мероприятий общегосударственного масштаба. Каковы эти мероприятия? Это прежде всего создание в России должной нормативно-правовой базы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, включив в нее выдвинутые жизнью поправки к Конституции России, федеральные законы "Об обороне", "О безопасности", "Об образовании", "О школе", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и др. Кроме того, в первую очередь для силовых структур должны быть разработаны в соответствии с законами государства ведомственные нормативные акты по патриотическому воспитанию. Кроме того, в соответствии с Государственной программой Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы, Концепцией военно-патриотического воспитания молодежи, Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию России от 26 мая 2004 г. следует воссоздать и развить систему патриотического воспитания граждан от семьи до предприятий и учреждений, способную обеспечить создание и консолидацию гражданского общества, поддержание в государстве политической и экономической стабильности, единства народов Российской Федерации. С этой целью следует упорядочить деятельность всех органов государственной власти, партийных, общественных, ветеранских и молодежных организаций сверху донизу. Не должны оставаться в стороне от вопросов пропаганды идей и воспитания патриотизма у граждан России деятели науки, культуры и образования, которые должны обратить самое серьезное внимание на обоснование методов формирования современного патриотизма. Им следует критически переосмыслить и взять все лучшее из опыта патриотического воспитания граждан дореволюционной России, СССР, зарубежных стран, более активно противодействовать попыткам искажения и фальсификации истории нашей Родины, ее героического прошлого, создать новые патриотические произведения, разработать современные образовательные технологии и рекомендации в области патриотического воспитания. При этом особое внимание творческой интеллигенции должно быть обращено на более полное использование просветительских и образовательных учреждений для формирования у граждан положительного образа России, их патриотических чувств и сознания на основе общенациональной идеи (с разработкой которой в нашей стране не все обстоит благополучно), исторических ценностей, гордости россиян за свою страну, веры в ее великое будущее, достойного места России среди государств мира. От школьника до выпускника вуза следует проводить работу по воспитанию патриотов России, сознательных граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и способностью эффективно защищать государственные интересы страны на любом участке своей деятельности. Особо должен быть поставлен вопрос о системе информационного обеспечения пропаганды идей патриотизма, где основную роль могут сыграть СМИ. Достойное место в СМИ должны найти вопросы освещения исторической и патриотической тематики, героизма и самоотверженности граждан России в мирное время и на полях сражений за честь и независимость нашей Родины. В заключении следует отметить особую роль патриотического воспитания в силовых структурах государства, прежде всего в Вооруженных Силах Российской Федерации. Здесь просматривается несколько проблем: взаимосвязь системы государственного патриотического воспитания и практика воспитательной работы в силовых структурах; создание в них единой системы воспитательной работы; подготовка офицерского корпуса по вопросам воспитания различных категорий военнослужащих; повышение эффективности самой системы их воспитания. При решении первой проблемы, видимо, следует прежде всего ориентироваться на такие общегосударственные документы, как Государственная программа Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы и Концепцию военно-патриотического воспитания молодежи, а так же на ведомственные документы по вопросам воспитательной работы, в том числе патриотической. Именно в этом случае достигается осуществление общей целевой установки всей системы воспитания военнослужащих - формирование и развитие у личного состава необходимых качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. Что касается создания в силовых структурах России единой системы воспитательной работы, включая вопросы патриотизма, то эту проблему следует понимать таким образом, что система воспитательной работы должна представлять собой объединенные согласованные усилия командиров, штабов, офицеров-воспитателей всех уровней и включать расширенный перечень субъектов воспитательной работы, в том числе государственные институты, органы местного самоуправления, СМИ, общественные и религиозные объединения, семьи и близких родственников военнослужащих. Очень важно включить в состав объектов патриотического воспитания военнослужащих и допризывную молодежь. Это позволит организовать массовую военно-патриотическую работу, осуществляемую органами местной власти и управления, военкоматами, ветеранскими и молодежными организациями, военными вузами. Говоря о проблеме подготовки офицерского корпуса по вопросам патриотического воспитания, следует подчеркнуть, что здесь еще есть много недостатков. В первую очередь требуется решить вопрос о комплектовании силовых структур достойными кадрами офицеров-командиров и воспитателей, которые были бы способны, несмотря на проблемы в материальном и моральном положении военнослужащих, воспитывать своих подчиненных высоконравственными патриотами Отечества. У современного офицера патриотизм должен быть не только его идеологией, но и методологией, овладев которой он сможет сформировать у подчиненных любовь к Родине, гордость за военную службу, готовность выполнить свой воинский долг в любой обстановке. Требуют уточнения ряд вопросов патриотического воспитания личного состава в учебных программах военно-учебных заведений. Наконец, в самое короткое время должна быть повышена эффективность всей системы воспитания личного состава в силовых структурах. Это касается как воинов-контрактников, с которыми еще не найдены все рычаги воспитательного воздействия, так и личного состава, проходящего военную службу по призыву. Эффективность в данном случае зависит от двух основных факторов:
- внутреннего состояния основных компонентов воспитательной работы - субъектов, объектов, их взаимосвязи, содержания и методов работы. Таким образом, чтобы патриотизм стал действенным оружием в руках российского государства и общества необходимо четко определиться с его понятием, определить перспективы развития патриотического воспитания. Последнее должно быть направлено не только на молодежь, но и на все социальные группы населения и осуществляться главным образом на основе индивидуального подхода, то есть в интересах каждого человека, какое бы положение в обществе он ни занимал, развитие у него индивидуально проявляемых качеств гражданина и патриота. Все субъекты патриотического воспитания
граждан должны располагать всеми необходимыми средствами и эффективно использовать
в этом деле качественно новые методы и формы своей деятельности.
|