Экономика
Обозреватель - Observer

 ПОСЛЕСЛОВИЕ К АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ*


Юрий Чернов,
кандидат экономических наук

 МВФ и ЕС назначили России высокую "цену" за вступление в ВТО


За годы реформ Россия реально вошла в новую эру хронической, перманентной инфляции. Глубоко укоренившаяся, обладающая определенной инерцией инфляция для отечественной экономики в целом новое явление, которое, как показывает практика, трудно поддается государственному регулированию. В силу одной только этой причины необходимо на государственном уровне разрабатывать антиинфляционную стратегию с целью минимизировать потери от инфляции. Но главная ее цель - не допустить, чтобы наблюдаемый в настоящее время устойчивый экономический рост выродился бы в инфляционное развитие, которое обострит социальное неравенство, нанося ущерб наиболее бедным слоям общества.

У инфляции есть множество отрицательных последствий. Но наиболее разрушительный ее эффект и в то же время в наименьшей степени осознаваемый, заключается в том, что в ближайшей перспективе инфляция порождает широкомасштабную безработицу. Другими словами, недоиспользование рабочей силы в итоге приводит к потерям потенциального возможного национального дохода. К сожалению, в обществе еще не созрело понимание того, что корни инфляции глубоко лежат как в социальных и политических конфликтах, так и в ошибках правительства в управлении экономикой.

По нашему мнению, инфляция должна быть понята как результирующее выражение открытых и скрытых конфликтов как между различными социальными слоями, так и между конкурирующими экономическими группировками. Она возникает и расширяется из-за того, что конфликты из-за распределения национального дохода провоцируют раскручивание инфляционной спирали, когда экономические субъекты за счет индексации зарплаты пытаются восстановить прежнее распределение доходов, которое было нарушено изменением относительных цен. В нынешних дискуссиях об инфляционных процессах, как нам представляется, вносит сумятицу постоянное неправильное употребление самого термина "инфляция", что требует определить подлинный и мнимый ее смысл.

В своем первоначальном и подлинном значении инфляция - это избыточное увеличение в экономике количества денег, приводящее к росту цен. Однако, рост цен, вызванный, к примеру, нехваткой продуктов питания из-за неурожая, не есть инфляция. Неправильно было бы назвать инфляцией и рост цен из-за нехватки нефти и других энергоносителей, повлекшей за собой абсолютное снижение уровня потребления, если только упомянутая нехватка нефти не была предлогом для дальнейшего увеличения в экономике денежной массы. Таким образом, инфляция представляет собой сложное динамическое явление, имеющее многосторонние обратные экономические связи. Только сейчас мы приходим к пониманию того, что глубинные социальные конфликты и скрытые политические силы играют решающую роль в возникновении и развитии инфляционных процессов в отечественной экономике, сопровождающихся не только экономическими, но и морально-этическими издержками. И как показало время, российское правительство играет здесь не последнюю роль. Связано это с тем, что инфляция - это не просто экономическое понятие, а явление, имеющее свое социальное измерение и свою экономическую философию. Видимо поэтому известный экономист, нобелевский лауреат П.Самуэльсон как-то афористически сказал: "история экономики это история инфляций".

Современное состояние общественно-политической жизни России заставляет усомниться в искренности намерений правительства приостановить инфляцию и решить амбициозную задачу удвоения ВВП и снижения числа бедных в два раза на ближайшие 10 лет, когда одновременно с этой задачей правительство уже другой рукой (в лице Минэкономразвития) проектирует существенное повышение цен на энергоносители без необходимых на то оснований.

В соответствии с планом правительства цены на газ в 2005 г. поднимутся на 20%, в 2006 г. - на 11%, а в 2007 г. на 8%, что приведет к повышению реальных цен в 2007 г. по отношению к ценам 2004 г. на 16%.

Соответственно возрастут цены на электричество.

Согласно расчетам, именно рост тарифов естественных монополий в последние годы дает исходный импульс инфляции, предопределяя почти четверть от общего роста цен.

Тарифная политика правительства ошибочна и входит в явное противоречие с задачей повышения производительности труда - основного источника экономического роста, так как подавляет рост энерго- и фондовооруженности труда. И в этой связи не стоит принимать за истину откровенную демагогию "главного энергетика" страны А.Чубайса, который утверждает, что ТЭК субсидирует отечественную промышленность, развращая ее даровыми ресурсами. Наукой доказано, что среди основных факторов производства в Российской Федерации трудовые ресурсы являются самым дешевым, но очень значимым фактором. И развращаются отнюдь не трудящиеся, а наши неокапиталисты, которые увеличивают свои сверхприбыли за счет неполной оплаты труда и присвоения рентных доходов от эксплуатации природных ресурсов.

В последний год эта проблема приобрела жизненно важное значение, когда трудящиеся в стремлении добиться выплаты своих заработков вынуждены идти на объявление классовых голодовок, ставя на кон свои жизни.

В обоснование своей тарифной политики правительство приводит необходимость выравнивания цен на энергоносители с мировым уровнем. Всем известно, что с середины 90-х годов этого настоятельно требовал МВФ как одно из условий либерализации экономики. Однако на деле стремление правительства к выравниванию цен на энергоносители с мировым уровнем (по подсказкам МВФ) очень напоминает борьбу за право на сверхприбыли для собственных корпораций.

Неискренность намерений правительства приостановить инфляцию можно также объяснить и тем, что правительство, накопившее в течение последних 10-15 лет огромный государственный долг, получает большую выгоду от инфляции. Связано это с тем, что номинальный национальный доход а, следовательно, и налоговые сборы растут при инфляции, размеры же государственного долга не увеличиваются. Таким способом правительство использует инфляцию, чтобы уменьшить реальную стоимость своих долгов перед населением страны.

Последний акт действий правительства, связанных с повышением цен на энергоносители, был разыгран в конце мая, когда правительство в лице Минэкономразвития РФ выразило готовность удовлетворить требования МВФ повысить цены на отечественные энергоносители до уровня мировых. Это требование было выставлено в так называемом "газовом ультиматуме" как непременное условие вступления России в ВТО. В Кремле, на саммите ЕС - Россия был подписан протокол о поддержке вступления РФ в ВТО, за что Россия к 2006 г. должна поднять цену на газ для промышленности с нынешних 27-28 долл. за тыс. куб. м до 37-42 долл., а к 2010 г. - до 49-57 долл., то есть цена на газ в РФ должна достичь уровня мировой. Самое примечательное состоит в том, что на пресс-конференции по итогам саммита Г.Греф вообще отказался дать ответ на самый главный вопрос: насколько подорожает электричество и газ для населения, а вслед за ними важнейшие виды продуктов и товаров для населения и вообще, что будет с карманом россиянина?

По сути дела с этим решением правительства инфляция в России приобретает новый характер и ей можно придать статус импортируемой инфляции именно потому, что она занесена в нашу страну извне.

В заключение нельзя не отметить, что у здравомыслящих политиков, как и у большинства населения естественный протест вызывает не только продиктованное извне повышение цен (обращающее наше преимущество относительно энергоносителей в наш недостаток), но и сама реформа взаимоотношений с МВФ и ЕС, позволяющая им выставлять свои требования в ультимативной форме (имеется в виду не только "газовый ультиматум").

И если говорить откровенно, то все это указывает на отсутствие у руководства страны подлинного национально-исторического самосознания, что в принципе не позволяет им развить самобытную философию экономического развития страны. Для оценки такого поведения правительственных экономистов вполне применима характеристика, данная в свое время действиям высокопоставленных царских чиновников нашим великим поэтом Ф.И.Тютчевым: "Иногда преступно, но всегда бесчестно быть настолько ниже своей задачи". 

Примечание

*  См.: Чернов Ю.И. Политэкономия антиинфляционной стратегии. Обозреватель-Observer. 2004. № 6. С. 72.
 
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]