Статьи
Обозреватель - Observer

 РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ:
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В.Блищенко,
кандидат юридических наук

        Историческое развитие человечества позволило исследователям в XX в. говорить о формировании планетарной системы международных отношений. В 90-х годах XX столетия ряд теоретиков международных отношений все больше настаивали на необходимости разграничения общих и частных вопросов систем международных отношений, мотивируя это нарастанием тенденций к глобализации, с одной стороны, и регионализации, с другой.

        К концу XX в. возникла определенная отрасль знаний - регионоведение как комплексная дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования социально-экономической системы регионов мира с учетом их особенностей, а также их места и роли в международных отношениях. Изучение региональных конфликтов является важнейшим аспектом регионоведения.

        Хотя интеграция в различных регионах мира приобретает все больший вес, превращаясь в существенный фактор мирового развития, военной безопасности, политической стабильности, миротворчества, но не могут не вызывать тревогу тенденции иного порядка, провоцирующие обострение противоречий, разобщение и конфликты. Конфликты - не новые явления.

        Российский исследователь П.А.Цыганков пишет: "… процессы международного сотрудничества всегда включают в себя конфликтное измерение, и наоборот - всякий конфликт предполагает ту или иную долю сотрудничества его участников"1.

        Поэтому в контексте конфликта "мир, ограниченная и тотальная война взаимосвязаны. Дружественные, союзнические отношения и сотрудничество вовсе не исключают доли враждебности, а достижение мирных отношений может трансформироваться в причины военных действий"2.

        Изучением, прогнозированием, предотвращением конфликтов занимается особая отрасль знаний - конфликтология.

        К началу XX в. были заложены основы современной конфликтологии.

        Однако появление современной конфликтологии относится скорее к 60-м годам XX в.: новый всплеск конфликтов, размах национально-освободительного движения, деколонизация, антивоенное движение в мире на фоне ядерного противостояния СССР и США, наконец, Карибский кризис 1962 г., поставивший мир на грань ядерной катастрофы, - вызвали к жизни потребность в теоретическом осмыслении новых проблем конфликтов и в поиске способов, новых технологий их разрешения.

        Современная конфликтология как ответ на новые вызовы, как особая наука на стыке социологии, истории и политологии возникла из синтеза нескольких, точнее, трех, теорий: 

  • "позитивно-функционального конфликта" (автор - американский социолог Л.Козер),
  • "конфликтной модели общества" (автор - немецкий политолог и политический деятель Р.Дарендорф, ныне признанный лидер мирового научного направления конфликтолгии)
  • "общей теории конфликтов" (автор - американский социолог и экономист К.Боулдинг). 
        Все они отличались в формулировании основных положений современной концепции социального конфликта, но оказались едины в одном: конфликты - это объективная реальность общественного бытия и покончить с ними невозможно. Однако научиться их предвидеть и управлять ими - это чрезвычайно важная и актуальная для человечества задача.

        Несмотря на многочисленные попытки исследователей, создать общую теорию конфликтов или единую схему типологии конфликтов, пока это сделать не удалось. Не существует и общей теории международных конфликтов.

        Есть множество определений конфликта. Наибольшей известностью за рубежом пользуется определение, данное Л.Козером, который считает конфликтом борьбу за ценности и претензии на определенный социальный статус; власть; недостаточные для всех материальные и духовные блага; борьбу, в которой целями состоящих в конфликте сторон являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

        Следует подчеркнуть, что в широком смысле термин "конфликт" включает и конфликтные отношения, и конфликтные действия, а также кризис и вооруженный конфликт.

        Конфликту обычно предшествует кризис, который характеризуется резким ухудшением отношений, быстрым, лавинообразным развитием событий, плохой их управляемостью.

        В мировой науке нет единой "теории кризиса". Многие исследователи склонны рассматривать любой международный кризис как уникальное явление, для которого нет общих законов и универсальных схем, приложимым к ним.

        Кризис - это та фаза конфликта, которая характеризуется резким повышением интенсивности конфликтных действий со стороны одного или более участников. Он содержит угрозу трансформации конфликтных отношений в конфронтацию, чреватую новыми кризисами и войной.

        В многих случаях вслед за кризисом развивается вооруженный конфликт. Но кризис не обязательно перерастает в военной столкновение.

        Хронологически структуру кризиса можно представить в виде ряда фаз.

        В первой фазе происходит обострение конфликта интересов и выдвижение на первый план одного или нескольких наиболее острых вопросов.

        Во второй фазе одна из сторон "бросает вызов", считая себя "в нетерпимой ситуации".

        В третьей фазе кризис может переходить в фазу открытой конфронтации.

        Завершение кризиса возможно двумя путями: кризис переходит в войну либо идет ослабление напряженности, и кризис разрешается на политико-дипломатическом уровне.

        До сих пор нет точного определения "международного конфликта".

        В Уставе ООН, например, для квалификации конфликтных отношений используются понятие "спор" и "ситуация".

        Понятие "международная ситуация", которая может привести к осложнениям между государствами, вызвать спор между ними, развиться в кризис и угрожать поддержанию международного мира и безопасности, в Уставе ООН не определяется, как не определяется и понятие "спор".

        По масштабам и остроте конфликты делятся на микро-, макро- и мегаконфликты, а в зависимости от форм и средств, которые используют стороны конфликта, - на мирные и вооруженные.

        Масштаб конфликта, его определение важны с точки зрения установления границ конфликта, для определения адекватности усилий, принимаемых для его разблокирования.

        В зависимости от масштабов конфликты подразделяются на генерализованные, то есть такие, которые могут перерасти в мировые, и в которые втянуто большое число стран, а также региональные, субрегиональные и ограниченные конфликты (по количеству участвующих сторон).

        Понятие международного конфликта может быть применено не только к конфликту между государствами, но и между любыми социальными общностями, взаимодействующими в системе или подсистемах международных отношений, то есть к конфликтным отношениям между различными субъектами международного права.

        Что касается вооруженных конфликтов, то к ним относятся: 

  • во-первых, международные конфликты,
  • во вторых - внутренние (для отдельной страны) конфликты, способные перерасти в перевороты, восстания, гражданские войны. Четкой грани между указанными выше вооруженными конфликтами не существует. 
        Международный вооруженный конфликт представляет собой вооруженное столкновение различных субъектов международного права (государств, их союзов, национально-освободительных движений и т.д.). Его главным признаком является выход конфликта за национальные границы отдельного государства.

        Вооруженный конфликт немеждународного характера (внутренний конфликт) - это вооруженное столкновение антиправительственных организованных вооруженных сил с вооруженными силами правительства (армия, внутренние войска, жандармерия, полиция, милиция и т.д.), происходящее на территории одного государства.

        В современных международных отношениях нередко наблюдается так называемая интернационализация внутренних конфликтов, чреватая их перерастанием в международный конфликт.

        Проблема классификации конфликтов является узловой в конфликтологии. Однако не существует единого мнения по критериям (основаниям) классификации конфликтов. Наиболее часто используются типологии, в основу которых положены критерии субъектности (межгосударственные, межнациональные, межконфессиональные, расовые), количества участников (двусторонние, многосторонние), объекта (предмета) спора, сферы конфликта (экономической, политической, национальной, религиозной), его географии (локальные, региональные, глобальные конфликты), степени опасности для всеобщего мира, а также критерии причинности. Однопричинных (моноказуальных) конфликтов значительно меньше тех, в которых переплетается множество причин.

        Анализ структуры конфликта обычно начинается с определения участников конфликта (его субъектов). Это важно, поскольку подчас за спиной "кукол", выступающих на авансцену, могут действовать кукловоды, то есть настоящие "игроки".

        При рассмотрении споров, конфликтных ситуаций всегда необходимо найти ответ на вопрос, кому нужен (выгоден) тот или иной конфликт и почему?

        По степени вовлеченности в конфликт можно выделить три типа субъектов конфликта: 

            1. Прямые участники конфликта.

            2. Косвенные участники*.

            3. "Третьи" силы, заинтересованные в конфликте, направляющие со стороны его развитие или выступающие посредниками. 

        При выявлении характеристик участников конфликта необходимо также провести их сопоставление по уровню потенциала.

        Во-первых, необходимо определить, к какому рангу международно-политической иерархии принадлежат участники - великая держава, региональный лидер, национально-освободительное движение и т.д.

        Во-вторых, необходимо сравнить их по степени экономического, политического, военного и социокультурного развития.

        В-третьих, следует установить различия в историческом опыте и опыте использования современных международно-правовых и международно-политических механизмов и инструментов.

        Современная конфликтология уделяет большое внимание понятию "сила" субъекта конфликта, под которой понимается его экономико-географическое положение (население, наличие минеральных, водных, энергетических или иных ресурсов, промышленный, военный или технологический потенциал и т.д.), исторический опыт, особенности национального характера, устойчивость государственного строя, наличие серьезных внутренних конфликтов, национальный характер; качество дипломатии, моральный дух общества, способность властей добиваться поддержки своей политики со стороны общественного мнения.

        "Сила" означает потенциальную способность субъекта конфликта добиться реализации своих целей.

        В международном конфликте сила одного из участников неотделима от слабости другого.

        Наличие пары "сильный - слабый" характерно для любого конфликта. При этом время от времени они могут меняться местами, никогда не превращаясь ни в абсолютно сильного, ни в абсолютно слабого. 

        Сила слабого, обычно, состоит в отстаивании своего морального превосходства над противником. Это помогает, проиграв, восстановить силы и попытаться взять реванш.

        Анализ характеристик участников является непременным условием определения характера самого конфликта.

        Различие качеств участников может непосредственно влиять на протекание конфликта и его основные характеристики.

        Например, конфликт между великими державами выглядит иначе, чем конфликт между великой державой и менее сильным государством (подобный конфликту между Великобританией и Аргентиной 1982 г. из-за Фолклендских островов).

        Исключительно важно выявить и подлинные интересы и цели участников конфликта. Неудача в урегулировании конфликта часто связана именно с тем, что интересы и цели участников конфликта изначально были неправильно или не полностью определены.

        Позиции участников конфликта различаются в зависимости от того, как они формулируют свои интересы. Позиция выглядит жесткой, если ее формулируют в виде требований, не допускающих вариантов. Она может быть мягкой (гибкой), если допускает компромиссные решения.

        Конфликт не бывает статичным, он постоянно развивается. По мере его развития могут меняться не только его участники, но и сам предмет спора.

        Для более успешного разрешения конфликта большое значение имеет определение предмета конфликта и причин его возникновения.

        Вместо слов "причина" часто используют термины "источник конфликта", "природа конфликта", "корни конфликта".

        Понятие "интересы" чаще используется для характеристики устремлений сторон, а понятие "позиция" - для обозначения того, как эти интересы формулируются.

        Источниками конфликта могут быть: антагонизм ценностных систем участников конфликта; стремление участников создать "желаемое будущее" или избежать "нежелательного будущего" как в международных отношениях в целом, так и в отношениях с оппонентом; стремление к приобретению дополнительных ресурсов (финансовых, людских, территориальных, материальных - например, таких как энергоресурсы). Часто причиной международного конфликта является стремление разрешить внутренние трудности за счет поиска и преследования "внешнего врага", якобы виновного во внутренних проблемах.

        Другими словами, речь идет о конфликтообразующих факторах.

        Некоторые отечественные авторы выделяют три типа причин, ведущих к конфликту: 

  • условия, усиливающие или поощряющие несовместимость ценностных различий; 
  • агрессивные установки, прямо ведущие к конфликтному поведению; 
  • психологические процессы, влекущие за собой уверенность в несовместимости различий3
        В ходе анализа исключительно важна мотивация конфликта.

        Проблему мотивации конфликта в международных отношениях принято связывать с вопросом об объектах конфликта, выяснения проблем, которые стоят в центре внимания противоборствующих сторон.

        Например, К.Холсти в работе "Мир и война" указывает, что вопросы, которые стояли в центре конфликтов 1945-1989 гг., то есть после второй мировой войны и до окончания "холодной войны", можно подразделить по степени потенциальной "генерации конфликта".

        На первое место по численности в качестве "генераторов конфликта" Холсти ставит следующие факторы:

        1. Характер политического режима в стране, вовлеченной в конфликт.

        2. Создание нового государства как политической единицы в мире.

        3. Поддержание и/или сохранение суверенитета государства.

        4. Территориальные вопросы.

        5. Вопросы выживания государства и соответствующего политического режима.

        6. Контроль за "стратегической территорией".

        7. Национальное объединение или "консолидация нации".

        8. Защита или поддержка военно-политического союзника.

        9. Защита экономических и торговых интересов.

        10. Религиозно-этнические причины.

        11. Борьба за религиозную гегемонию и др. 4.

        В последние десятилетия происходило снижение доли тех факторов в международных конфликтах, которые связаны с обладанием территории и ресурсами соперников, защитой торговых интересов и навигации. Это связано с изменившимися условиями в международных отношениях, изменившимся характером функционирования мирового хозяйства и мировой политики, появлением новых рычагов и механизмов достижения внешнеполитических целей.

        Когда речь идет о региональном конфликте, имеется в виду конфликт между двумя или более государствами, затрагивающий обстановку в конкретном регионе и зачастую проходящий с прямым или косвенным участием великих держав, или с вовлечением военно-политических объединений международного характера.

        Региональные конфликты после второй мировой войны и в период биполярности порой приводили к опасным международно-политическим кризисам и вооруженной борьбе с серьезными последствиями. Почти в каждом таком конфликте, помимо непосредственно конфликтующих сторон, в той или иной форме просматривалось участие сверхдержав, которые использовали их в своем военно-политическом противостоянии. СССР и США в период биполярности широко использовали конфронтацию "по третьим странам" в регионах. Так было во время войн в Корее, в Индокитае, Афганистане и др. Однако при этом они пытались держать конфликты под контролем, чтобы противостояние на периферии, в регионах не переросло в глобальную войну. Другими словами, супердержавы - СССР и США - осуществляли, по существу, действия по снижению напряженности в регионах, чтобы избежать глобального столкновения.

        Некоторые конфликты времен "холодной войны" оказались устойчивыми, затягивались на годы и десятилетия. Другие, затихнув на время, вспыхивали с новой силой. Они развивались в разных частях света, нередко одновременно, сохраняя между собой определенную взаимосвязь.

        Иногда конфликты перебрасывались с континента на континент, и на международной арене создавалась целая цепь конфликтных звеньев, в которую было вовлечено большое количество государств и "третьих" заинтересованных сторон.

        Региональные конфликты времен "холодной войны" во многом отличались друг от друга по природе и типам, содержанию и структуре, конкретному ходу и конечному результату развития.

        За внешней несхожестью во всех этих конфликтах просматривалась общая основа: они возникли как прямое или косвенное выражение главного противоречия биполярной модели. Это как бы сцепляло региональные конфликты послевоенного периода, возникавшие в разное время и в разных точках планеты, в единое целое, в некую систему. Эти региональные конфликты, возникнув однажды, в свою очередь играли существенную роль в системе международных отношений, влияя на ход развития не только в соответствующих регионах, но и международных отношений в целом.

        Практика показала, что региональный конфликт может превратиться в длительный, развивающийся по восходящей, достигающий опасных фаз развития. Он может привести к возрастанию масштабов применения оружия, в том числе оружия массового уничтожения (ОМУ), что способно порождать угрозу глобализации конфликта, втягивания в него ядерных держав. Региональный конфликт усиливает напряженность в международных отношениях.

        После окончания "холодной войны", развала Советского Союза и крушения биполярной международной системы количество локальных и региональных конфликтов значительно увеличилось. Об этом говорят данные одного из ведущих международных центров, занимающихся анализом конфликтов, - Стокгольмского международного института исследования проблем мира (СИПРИ). В мире распространились новые типы конфликтов, вызванных ростом децентрализаванного политического насилия, агрессивного национализма, международной организованной преступности и т.д. Региональные конфликты, в которых внутреннее противоборство переплетается с межгосударственными столкновениями, особенно характерны для зоны развивающихся стран.

        Особая опасность современных региональных конфликтов связана со все большей доступностью новейших видов ОМУ.

        Наряду с новыми конфликтами продолжают существовать конфликты, пережившие окончание "холодной войны", например, на Ближнем Востоке, в Афганистане, в Южной Азии и другие.

        Сегодня к числу самых жестких конфликтов относятся этнические или этнополитические, поскольку в сферу межнациональных конфликтов вмешиваются различные политические силы, используя националистические лозунги, эксплуатируя национальную идею.

        Межнациональные конфликты трудны в урегулировании. В них, как правило, сходятся много противоречий, переплетающихся в тугой узел. В конфликте стороны отождествляют себя с определенной этнической или религиозной группой, а не с обществом в целом. Многие из этих конфликтов корнями уходят в прошлое, но они оживают на противоречиях современной жизни. Многие из них имеют внутреннюю обусловленность, но одновременно несут в себе заряд серьезных международных проблем.

        Межнациональные конфликты вызревают, как правило, в обществе конфликтном, где своевременно не решаются социально-экономические, политические и национальные проблемы. В конфликтном обществе особенно остры национальные проблемы. Это и государственно-национальное неравноправие народов, и социально-экономическое неравенство регионов, и культурно-языковая ущемленность, и опасность исчезновения этнических меньшинств в результате ущерба окружающей среде или необдуманного "цивилизаторского" влияния.

        В межнациональных конфликтах здравый смысл не всегда приходит на помощь их участникам, поскольку их действия в значительной степени подчинены эмоциям. Огромную роль играет фактор исторической памяти об имевшем в прошлом геноциде или унижении национального достоинства.

        Как и во времена биполярности, сегодня существует множество вариантов классификации региональных конфликтов, критериями которых выступают причины и степень напряженности конфликтов, характер и формы их протекания. Известна также типология конфликтов, построенная на основе критерия источников их возникновения и особенностей протекания. В этом смысле выделяют конфликт интересов, конфликт ценностей и конфликт идентификации.

        Существующие типологии и классификации постоянно уточняются и дополняются, выдвигая все новые и новые критерии, но без радикальных изменений в общей картине типологии и классификации международных конфликтов.

        Подавляющее большинство исследователей по-прежнему отводят главное место в классификациях конфликтам между государствами, несмотря на многочисленные свидетельства вовлечения в международные конфликты иных субъектов международных отношений (наиболее яркий пример - появление международных террористических организаций типа Аль-Каиды).

        Есть основания полагать, что в ближайшем будущем суверенные государства будут по-прежнему сотрудничать и соперничать, исходя из своих интересов, вопреки прогнозам целого ряда исследователей вроде Р.Каплана, К.Бута, А.Минка, Р.Харвея, С.Хантингтона о новых и новых конфликтах, столкновениях между цивилизациями, о наступлении хаоса и возврате человечества в новое средневековье.

        Причиной современных региональных конфликтов нередко становится несовпадение административно-политических границ с этническими. Фактор территориальных притязаний сегодня еще достаточно силен, хотя современное международное право предлагает человечеству норму цивилизованных отношений: принцип нерушимости границ и отказ от территориальных претензий.

        Сегодня все чаще одной из причин межнациональных конфликтов в регионах выступает абсолютизация принципа права наций на самоопределение. В этом случае вступают в противоречие два важнейших принципа международного права: права наций на самоопределение и принципа территориальной целостности.

        Одной из попыток разблокирования этой сложной проблемы является работа проф. Богатурова5, который, в частности, отмечает, что принцип национального самоопределения "может и не привести к распаду крупного государства, если его экономическим фоном не будет развал хозяйства".

        Безусловная абсолютизация одного из приведенных принципов может лишь заблокировать любое практическое решение острейших проблем, затрагивающих жизнь и будущее многих тысяч людей.

        Однако, не абсолютизируя экономический фактор, можно согласиться с тем, что "экономические методы способны обеспечить, например, воспитание в среде конфликтующих народов новой политической и экономической элиты, тяготеющей к транснациональному мышлению и поэтому более склонной к взаимному компромиссу"5.

        Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что при изучении международного конфликта (в том числе и регионального международного конфликта) основными характеристиками, требующими исследования, являются пространство, то есть масштаб, конфликта; его географическое измерение; динамика развития конфликта; временная протяженность и фазы развития конфликта; интенсивность и структура конфликта (участники, их характеристики); цели сторон; мотивация конфликта; состояние международных отношений во время конфликта, а также состояние участников конфликта, то есть ситуационный контекст; восприятие участниками конфликта друг друга; стратегия и тактика; функции конфликта как для непосредственных участников, так и для всей системы международных отношений.

        Указанные характеристики тесно связаны друг с другом.

        Под пространственным измерением конфликта понимается не только роль его непосредственных участников, но и ближайших соседей. Это иногда называют "пространственной зависимостью" государств от состояния друг друга. Например, на Ближнем Востоке существование конфликтных отношений высокой интенсивности между израильтянами и палестинцами в лице Израиля и Палестинской Автономии вызывает обострение ситуации у ближайших соседей в регионе.

        Когда говорят о временном измерении конфликта, то имеют в виду его хронологическую протяженность, которая включает в себя определенные этапы, фазы конфликта.

        При изучении конфликта современные исследователи обычно рассматривают две группы факторов: структурные и процедурные. Структурные факторы (структура общества, уровень экономического развития и др.) часто называют объективными, а процедурные факторы (политика участников конфликта и третьих сторон, особенности политических деятелей, участвующих в конфликте и т.п.) - субъективными или зависимыми переменными.

        Для урегулирования конфликта и выявления оптимальных форм его разрешения необходимо проанализировать и структурные, и процедурные факторы.

        Человечество накопило большой опыт в предотвращении конфликтов и урегулировании уже существующих. Оно обладает таким серьезным инструментом, как международное право, базирующееся на безусловном уважении суверенитета, независимости, права народов на самостоятельный выбор пути развития; уважительном отношении к законным правительствам; уважении обязательств и соглашений, заключенных между государствами в полном соответствии с международным правом, требующим отказа от мышления военно-силовыми категориями, использования силовых средств или угрозы их применения.

        Именно международное право, юридически гарантирующее мирные отношения между государствами, обязанными его соблюдать, является важнейшим средством предотвращения и урегулирования международных конфликтов.

        Мирные средства, представляющие собой определенную совокупность норм современного международного права, приобретают все большее значение при решении спорных вопросов в конфликтных ситуациях. Мирные средства разрешения споров не остаются неизменными, а развиваются в зависимости от исторического времени и ситуации на международной арене. И если с давних времен и известны такие средства разрешения конфликтов, как добрые услуги и посредничество, то в XX - начале XXI в. получили развитие согласительная процедура, арбитраж, международные суды, примирительные комиссии, урегулирование конфликтов с помощью международных организаций.

        Однако наиболее эффективным средством разблокирования конфликтов считаются переговоры. Именно институт переговоров в современных международных отношениях стал основным средством устранения межгосударственных разногласий, позволяющим установить мирные отношения между участниками конфликта. 

Примечания

       1 Цыганков П.А. Международные отношения. М.: Новая школа, 1996. С. 242.
       2 Международные отношения: теории, конфликты, организации / Под ред. проф. П.А. Цыганкова. М.: Альфа-М, 2004. С. 65.
       3 Тагиров Э.Р., Тронова Л.С. Конфликты в обществе: от противостояния к согласию. Казань, 1996. С. 54-55.
       4 Holsti K. Peace and War. Armed conflict and International Order, 1945-1989. Cambridge (Mass.). NY, 1991.
       5 Богатуров А.Д., Косолапов Н.Н, Хрусталев М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М., 2002. С. 249, 250.
       *  Это страны, блоки, политические или национальные движения, которые формально не принимают участия в конфликте, но поддерживают ту или иную сторону политическими, военными (поставки оружия или посылка "добровольцев"), экономическими (финансирование, представление необходимого стратегического сырья, продовольствия, вооружений и т.д.), информационно-пропагандистскими или иными способами. Степень их вовлеченности в конфликт варьируется. Иногда косвенные участники настолько вовлекаются в конфликт, что становятся его прямыми участниками.

 
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]