Статьи
Обозреватель - Observer

 

РАЗВИТИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА
В РОССИИ*
 

 С.Панасенко,
кандидат экономических наук

(Северо-Кавказский государственный технический университет)



          Важное место в формировании структурно-организационных элементов социально-ориентированной рыночной экономики, обеспечении взаимопонимания и взаимодействия в российском обществе занимают некоммерческие организации (НКО). Их деятельность является необходимым условием и составной частью экономического и социального прогресса, необходимой предпосылкой, обеспечивающей его непрерывность, экономический рост, занятость населения, рациональное использование свободного времени и определённый уровень качества жизни населения.
          Спектр некоммерческих организаций в соответствии с российским законодательством** весьма широк. На настоящий момент перечень некоммерческих организаций включает более 20 организационно-правовых форм НКО, составляющих в совокупности российский некоммерческий сектор.
          Среди них: учреждения, ассоциации, союзы, торгово-промышленные палаты, некоммерческие партнёрства, автономные некоммерческие организации, фонды, потребительские кооперативы, общественные организации, нотариальные палаты, коллегии адвокатов, государственные корпорации и другие.
          В РФ в настоящее время на долю НКО приходится более 16,2% от общего количества российских организаций, около 34 млн. россиян связаны с некоммерческим сектором, будучи либо сотрудниками, либо клиентами (адресатами помощи). Это почти четверть населения страны.
          В зависимости от того или иного критерия классификации всю совокупность некоммерческих организаций можно подразделить на отдельные виды. Укажем основные критерии и соответствующие им виды НКО.
          Во-первых, форма собственности. Здесь можно выделить государственные (муниципальные) и негосударственные (частные) НКО.
          Деятельность и управление государственными (муниципальными) НКО и негосударственными НКО в сфере создания и реализации общественных благ и услуг сильно отличается между собой.
          Во-вторых, права собственности.
          В этом случае некоммерческие организации подразделяются на:

  • организации, в отношении которых учредители имеют право собственности или иное вещное право. К их числу относятся организации, финансируемые учредителями;
  • организации, в отношении которых их учредители, участники, члены не имеют имущественных прав. Это общественные и религиозные организации (объединения), фонды, торгово-промышленные палаты, автономные некоммерческие организации;
  • организации, в отношении которых их участники имеют обязательные права. Это, прежде всего, некоммерческие партнерства, потребительские кооперативы, учреждения, ассоциации и союзы.
          В-третьих, от состава участников.
          Тогда некоммерческие организации подразделяются на:
  • организации, имеющие членство. К ним относятся потребительские кооперативы, объединения юридических лиц, общественные и религиозные объединения, некоммерческие партнерства, торгово-промышленные палаты;
  • организации, не имеющие членства. Это, прежде всего, фонды и автономные некоммерческие организации.
          В-четвёртых, по составу учредительных документов.
          В этом случае некоммерческие организации можно разделить на:
  • некоммерческие организации, действующие на основании учредительного договора и устава. К ним относятся ассоциации и союзы;
  • организации, строящие свою деятельность только на основании устава. Это общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, некоммерческие партнерства, потребительские кооперативы, автономные некоммерческие организации, торгово-промышленные палаты и товарищества собственников жилья.
          В-пятых, по характеру управления.
          В данном случае некоммерческие организации можно классифицировать на “совместные” и “независимые”.
          В “совместных” НКО управление осуществляется непосредственно участниками организации, которые одновременно являются и спонсорами. К ним относятся различного рода ассоциации, союзы, палаты, клубы и т.д. Управление ведется на выборной основе.
          В “независимых” – функции управления возлагаются на самостоятельные органы (Совет директоров). К данному виду НКО относятся учреждения, фонды, автономные некоммерческие организации и др.
          В то же время в практической жизни часто встречаются промежуточные формы управления НКО.
          Таким образом, многообразие некоммерческих организаций отображает разнородность некоммерческого сектора экономики страны. В то же время можно указать несколько характеристик, свойственных всем некоммерческим организациям и отличающих их от коммерческих.
          Среди этих общих отличительных характеристик НКО следует отметить: не материальность и социальная значимость уставных целей; запрет на распределение прибыли между участниками; жёсткое законодательное регламентирование механизма управления; производство некоммерческого продукта как основного результата деятельности; трудности мотивации труда (рис. 1).
 
 

Рис. 1. Отличительные характеристики некоммерческих организаций

          На последнем пункте хотелось бы остановиться особо (это имеет большое значение для определения настоящей и будущей потребности в эффективном управлении НКО) и отметить, что некоммерческий сектор представляет собой необходимую, но специфическую часть экономики страны. Это определяется следующими положениями.
          С одной стороны, некоммерческие организации платят налоги; являются работодателями (в настоящее время ими предоставлено свыше 2 млн. рабочих мест)1; могут производить различные товары и услуги и реализовать их на рынке, а с другой – НКО действуют в основном в тех отраслях (образование, здравоохранение, культура, искусство и т.д.), в которых производятся общественные блага и услуги, характеризующиеся высоким уровнем затрат и низкими доходами (или даже отсутствием доходов). Коммерческие организации не заинтересованы в деятельности в подобных отраслях из-за их неэффективности, поэтому в современной экономике удовлетворение общественных потребностей возлагается именно на НКО. Именно в этом заключается специфичность некоммерческого сектора как необходимой части экономики.
          Но этим его роль и значение не ограничивается, так как деятельность НКО является ещё и фактором развития экономики.
          Это определяется тем, что, производя товары и услуги, некоммерческий сектор насыщает рынок и создаёт инфраструктуру услуг для небогатой части общества. Оказывая помощь наименее защищённой части общества, тем самым снижает уровень бедности и увеличивает количество потенциальных покупателей для бизнеса и налогоплательщиков для государства.
          Кроме этого, некоммерческий сектор предлагает не только новых клиентов, но и новые идеи (негосударственное образование, медицинское обслуживание, деятельность психологических служб и т.д.).
          Как фактор развития экономики, некоммерческий сектор снимает часть забот о социальных проблемах с государства, уменьшает его затраты, что логично ведёт к уменьшению налогового бремени и экономическому подъему.
          Он лоббирует экономические интересы и способствует решению многих экономических проблем с помощью объединений, ассоциаций, союзов (например, посредством Ассоциации фермерских хозяйств, Ассоциации российских банков, Российской Ассоциации малых предприятий и т.д.).
          Деятельность НКО оказывает всё большее влияние на формирование социально-экономической политики на местном, региональном, национальном и даже на мировом уровнях.
          Влияние на развитие экономики определяется также тем, что НКО являются предметом отечественных и иностранных инвестиций, получая гранты, благотворительную помощь, членские взносы и т.д.; некоторые НКО (например, фонды) сосредотачивают большие финансовые ресурсы и распределяют их между различными субъектами (например, субъектами малого предпринимательства).
          Деятельность НКО сопровождается усилением конкуренции за получение финансов, заказов, грантов, участием в различных конкурсах, что, в свою очередь, ведёт к повышению качества товаров и услуг и их ассортимента. Кроме этого, их деятельность (особенно различных ассоциаций и союзов) способствует интенсивному накапливанию и обмену информацией об имеющихся социально-экономических проблемах и путях их решения, распространению отечественного и зарубежного опыта.
          В ближайшей перспективе повышение роли и масштабов деятельности НКО в экономике будет определяться расширением сферы услуг, повышением внимания к экологическим проблемам, повышением уровня жизни населения и т.д.
          В то же время, предпосылки повышения роли и значения некоммерческих организаций имеют не только экономический характер. В современных условиях всю их совокупность можно разделить на отдельные группы (табл. 1).

          Итак, функционирование некоммерческих организаций в социально ориентированной экономике является общеэкономической закономерностью, при этом НКО являются и частью экономики, и важным фактором её развития.
          Со временем эволюционная роль, значение и масштабы деятельности НКО будут увеличиваться с возрастанием необходимости в эффективном управлении некоммерческим сектором экономики.
          При многообразии некоммерческих организаций имеется ряд специфических характеристик, общих для всех НКО, отличающих их от коммерческих организаций. Данные характеристики обуславливают и специфические механизмы управления некоммерческими организациями и его совершенствования.
          В этих условиях требуется либо разработка новых, либо адаптация имеющихся технологий управления в соответствии с современными тенденциями развития некоммерческого сектора. При этом следует учитывать, например, ограничительный характер использования в стране зарубежного опыта.
          В первую очередь, значительно различаются названия и границы, которые имеет сектор, называемый в России “некоммерческим”.
          Так, в США – это “третий сектор” (сектор неправительственных, негосударственных НКО”) или “освобождённый от налогов”,

  • в Бразилии – “неправительственный сектор гражданского общества”,
  • в Великобритании – “добровольческий”,
  • в Германии – “сектор ассоциаций”,
  • в Египте – “сектор гражданских структур”,
  • в Индии – “дополнительный”,
  • в Италии – “третья система”,
  • во Франции – “социальное хозяйство”,
  • в Японии – “социальные корпорации” и т.д.***.
          Во-вторых, значительны различия в истории становления и развития организаций некоммерческого сектора в РФ и за рубежом. 
          В зарубежных странах расширение их деятельности связано с эволюцией общественно-экономических условий и построением социально ориентированной рыночной экономики, для которой характерно выдвижение на первый план социальных целей государственной политики и увязка их с экономическими целями.
          В России становление некоммерческих организаций связано с кардинальными революционными изменениями политического строя, экономического уклада, форм организации общества в начале и конце XX в. По сравнению с зарубежными странами различаются налоговая политика, традиции благотворительности, добровольческого движения.
          Так, освобождение от налогов является одним из основных рычагов американской экономики. Льготы, которые получают организации, освобождённые от уплаты налогов в соответствии с налоговым законодательством США, являются мощным фактором, способствующим созданию и существованию НКО (благотворительных, образовательных, научных и религиозных учреждений).
          На развитие широко распространённых волонтёрской и благотворительной деятельности в США, как указывает Стивен Р.Блок, большое влияние оказали “протестантские традиции, городские традиции этнических меньшинств, традиции добровольных профессиональных ассоциаций, традиции организованной деятельности, традиции межорганизационных связей и традиции корпоративной философии (связанные с именами Эндрю Карнеги и Джона Рокфеллера Старшего”2.
          В РФ налоговая нагрузка коммерческих и некоммерческих организаций отличается, но не настолько, чтобы стать стимулом к развитию НКО.
          Все налоги, которые могут возникнуть в деятельности НКО в соответствии с Налоговым кодексом РФ подразделяются на две большие группы:
  • налоги, объект обложения по которым возникает вне всякой связи с наличием или отсутствием предпринимательской деятельности;
  • налоги, которые взимаются при наличии выручки и (или) предпринимательской деятельности3. В последнее время был отменен ряд налоговых льгот для НКО, что ещё больше затруднило их деятельность. Некоммерческие организации не могут иметь статуса малых предприятий и пользоваться соответствующими льготами, так как согласно ст. 3 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под малыми предприятиями понимаются только коммерческие организации.
          Таким образом, в России, в отличие от зарубежных стран, не создано благоприятных налоговых условий для развития некоммерческих организаций и для расширения ими предпринимательской деятельности, в результате чего существенно сужается экономическая база НКО, возможности для самофинансирования, ставится под вопрос их финансовая устойчивость, так как появляется нежелательная зависимость от иностранных или отечественных источников финансирования, или происходит переход на полностью непрофессиональную добровольческую деятельность.
          НКО бывают вынуждены отказаться от оказания платных услуг, при этом государство теряет недополученные налоги. Исключение составляют лишь некоторые категории НКО (организации инвалидов, религиозные организации), деятельность которых освобождается от уплаты ряда налогов.
          Традиции отечественной благотворительности были развиты к концу XIX в., но потом резко прерваны в 1917 г. В настоящее время российская благотворительность находится на этапе возрождения.
          Добровольческое (волонтёрское) движение в России также развито намного слабее, чем в зарубежных странах и альтруистические мотивы помощи российскими НКО используются незначительно (тогда как в США, например, половина жителей еженедельно затрачивает около 5 час. на неоплачиваемый труд в организациях некоммерческого сектора). В табл. 2 указаны основные сходства и различия между НКО США и России4.

          Результаты сравнительного анализа показывают, несмотря на то, что некоммерческий сектор в России – сравнительно молодой развивающийся сектор, но можно отметить высокие темпы роста количества НКО, повышение их роли и значения в экономике, политике, экологии, международной жизни. 
          Так, количество НКО в 1987–1988 гг. составляло всего 30–40 организаций.
          На 1 января 1999 г. (по данным Госкомстата) было зарегистрировано уже 163,9 тыс., а с учётом государственных и муниципальных НКО – 432,9 тыс.1.
          На 1 января 2000 г. в России было 485 тыс. НКО, из них на долю общественных и религиозных приходилось более 144 тыс. (29,7%), потребительских обществ и учреждений потребкооперации – более 74 тыс. (15,3%), фондов – свыше 17 тыс. (3,5%), 43,2% – на долю государственных и муниципальных учреждений и около 40 тыс. (8,3%) на другие виды организаций. На 01.01.2004 г., по данным Государственной счётной палаты РФ, общая численность НКО в экономике России составила около 600 тыс. организаций, из них 503 тыс., или 80,8% учитываются в секторной структуре экономики как некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства.
          Стоимость продукции и услуг этих НКО  составила 143,2 млрд. руб., или 1% ВВП. 
          Для сравнения:

  • в США в середине 90-х годов общее количество НКО составляло более 1 млн. (при 18 млн. организаций и фирм, зарегистрированных во всех секторах);
  • в Великобритании их число превышало 250 тыс.;
  • в Германии – около 65 тыс. или почти по одной организации на каждую тысячу населения страны.
          Количество занятых в некоммерческом секторе составляет: 7 млн. чел. в США, 1,4 млн. чел. во Франции, Германии и Великобритании, а в среднем это составляет 3,4% рабочей силы, начиная с 1% в  Венгрии и до 7% в США.
          В деятельность же НКО России вовлечено около 3 млн. чел.
          Сохраняется тенденция изменения структурного состава НКО в стране. Так, отмечается снижение числа государственных и муниципальных организаций и одновременный рост удельного веса общественных и религиозных организаций, ассоциаций, фондов, жилищных кооперативов и других форм НКО. Это связано с результатами приватизации, ростом социально-экономической активности и трансформацией потребностей населения страны.
          Кроме того, главными тенденциями развития некоммерческого сектора России являются не только количественные и структурные изменения, но и значительные качественные преобразования. Так, первые годы развития некоммерческого сектора (1991–1994 гг.), характеризовались бурным ростом числа НКО и их хаотической, в основном непрофессиональной деятельностью, претендующей на общероссийский или даже международный уровень.
          Этот период характеризовался “относительной слабостью НКО и недостаточной степенью воздействия на общественное мнение и социально-экономические процессы, наличием значительного числа “мерцающих” некоммерческих организаций,  представляющих в основном их руководителей, а не реальное дело или структуру, что влекло быстрое саморазрушение таких структур”2 .
          1995–1996 гг. резко изменили ситуацию в третьем секторе: два самых главных финансовых источника (отечественные пожертвования частного бизнеса и иностранные гранты) стали значительно уменьшать свои объёмы.
          Эта ситуация соответствовала той, которая складывалась в 80-е годы в США2 .
          Как в Америке (после 1981 г. при резком сокращении бюджета Р.Рейганом, а затем и объёмов финансирования НКО), так и в 1995–1996 гг. в России некоммерческие организации столкнулись с необходимостью перемен и приобретением опыта выживания.
          Это заставило НКО пересмотреть свою роль в экономике (именно в экономике, а не в политике), создать собственную работающую инфраструктуру (свои библиотеки, СМИ, учебные центры, открытые базы данных и т.д.), выработать стратегию взаимоотношений с государством и частным бизнесом и особое внимание обратить на профессиональное управление.
          Другими словами, в 1995 и 1996 гг. в российском некоммерческом секторе начался “процесс кристаллизации”. Наряду с растущей дифференциацией НКО по формам и видам деятельности, стали появляться центры поддержки (ресурс-центры), информационные службы, учебные курсы и семинары, газеты и журналы, делались попытки объединения, активно обсуждалась роль некоммерческого сектора в развитии общества и зарубежный опыт по управлению НКО.
          В октябре 2000 г. в Москве состоялась Первая Национальная конференция НКО России. В ней приняли участие более 250 представителей НКО из 60 российских регионов и около 100 представителей государственных структур, международных фондов и агентств, средств массовой информации. Проводятся региональные, городские конференции (одна из последних – “Перспективы и тенденции развития негосударственного некоммерческого сектора в регионе” – 25 мая 2006 г. в Ростове-на-Дону по инициативе Южного регионального центра вузовских образовательных программ и Ростовского государственного университета).
          На этих конференциях, встречах, круглых столах среди многих вопросов (роль НКО в обществе; НКО как катализатор гражданской активности; проблемы благотворительности; участия НКО в законотворческой деятельности) все чаще обсуждаются проблемы менеджмента НКО, профессионализма в некоммерческой деятельности.
          Именно эти вопросы стали главной характеристикой современного периода развития российского некоммерческого сектора и с большой долей вероятности можно предположить, что в ближайшие несколько лет эта основная тенденция (профессионализации некоммерческого сектора) будет усиливаться.
          Это положение подтверждается следующим:
  • появление ряда специальных обучающих курсов в высших учебных заведениях;
  • введение специализаций по подготовке кадров для НКО;
  • повышение уровня качества межсекторного взаимодействия (между бизнесом, органами власти и НКО); 
  • рост количества различных курсов и тренингов, числа профессиональных специалистов по файндрайзингу, PR, бухгалтерскому учету в НКО и т.д.
          Еще одна важная тенденция – переориентация на новые методы государственного регулирования в отраслях, в которых сосредоточена деятельность НКО (наука, образование, здравоохранение и т.д.).
          Это означает учет:
  • усиления стратегической составляющей (например, новых подходов к демографической политике, озвученных Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию в мае 2006 г.);
  • содержания и хода выполнения национальных проектов;
  • усиления роли и значения конкурсного финансирования;
  • осуществления целого ряда пилотных проектов и т.д.
          Указанные тенденции позволяют сформулировать следующие выводы: в России становление некоммерческих организаций связано с кардинальными изменениями политического строя, экономического уклада, форм организации общества в начале и конце XX в.; сильно различаются (по сравнению с зарубежными странами) налоговая политика, традиции благотворительности, добровольческого движения; некоммерческий сектор в стране – это сравнительно молодой сектор, его развитие происходит в сложных условиях; в настоящее время в некоммерческом секторе наблюдаются не только количественные и структурные изменения, но и значительные качественные преобразования; развивается инфраструктура некоммерческого сектора; значительно усиливается стремление к повышению профессионального уровня работников НКО, к использованию новых или адаптированных технологий управления в современных условиях.
          Таким образом, при разработке стратегий развития организаций некоммерческого сектора на ближайшую и долгосрочную перспективу необходимо в полной мере учитывать влияние продолжающихся реформ и их целевых ориентиров; специфику условий жизнедеятельности российских НКО; совершенствовать методологические аспекты их управленческой деятельности.

Примечания

         1 НКО России: предварительные итоги // Деньги и благотворительность, 2001, № 1. С. 11.
         2 Устойчивое развитие некоммерческих организаций. Справочно-информационное пособие. М.: Центр поддержки НКО, 2000. 
С. 20, 32, 47.
         3 Гамольский П.Ю. Некоммерческие организации: бухгалтерский учёт и налогообложение в 2001 году. М.: Изд-во “Бухгалтерский учёт”, 2001. С. 93.
         4 Акции по сбору частных пожертвований: успешные модели и опыт / Сост.: Юдина М.А., Слезавин П.В., Божевская Г.Д., 
Зотова А.В. Ставрополь: ГП “Ставропольская краевая типография”, 2000.
         * Работа выполнена при финансовой поддержке Международного научного фонда экономических исследований академика Н.П.Федоренко. Проект № 2005-065.
         ** Гражданский кодекс РФ, законы РФ “О некоммерческих организациях”, “Об общественных объединениях”, 
“О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”, “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” и другие законодательные акты.
         *** В России законодательно выделяют коммерческие и некоммерческие организации, то есть два сектора: коммерческий и некоммерческий. За рубежом во многих странах выделяют три сектора – государственный, коммерческий и некоммерческий. Различаются также механизмы статистического учета и анализа. Всё это вместе взятое затрудняет международные сопоставления.

 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]