Рецензии |
Обозреватель - Observer
|
Одним из важнейших событий 2005 г. стал выход в свет монографии “Внешняя политика ФРГ от Адэнауэра до Шрёдера”, посвященной внешней политике одного из ведущих партнеров Российской Федерации на международной арене – Германии. Появлению этой работы мы обязаны двум известным российским ученым Павлову Н.В и Новикову А.А. Это – первая отечественная попытка дать масштабную картину международной активности современной ФРГ и эволюции ее внешней политики после Второй мировой войны. Авторы старались не только раскрыть содержание главных составляющих внешней политики ФРГ, политическую практику и концептуальные установки правящих партий, но и показать особенности внешнеполитического курса того или иного правительства Федеративной Республики Германии, которые во многом зависели и зависят от самой личности главы исполнительной власти страны. Новая структура мира, а также качественные изменения, которые претерпела ФРГ после объединения, не могли не сказаться и на ее внешнеполитическом курсе, что не осталось без внимания со стороны российских дипломатических, политических, и научных кругов. Знание перспектив реализации на международной арене национальных интересов других государств позволяет, в свою очередь, уточнить границы и возможности реализации собственных национально-государственных интересов, что особенно важно в нынешнем взаимосвязанном и взаимозависимом глобализирующемся мире. На протяжении столетий российско-германские отношения в самом широком понимании были одним из важнейших элементов европейской безопасности. От их состояния многое зависело в Европе и в эпоху “концерта европейских держав”, и в биполярном мировом устройстве после Второй мировой войны. Масштабные всесторонние связи между двумя государствами отвечали и отвечают интересам их развития. Но в новое тысячелетие мир входит принципиально иным, что требует осмысления германского фактора во внешней политике России с точки зрения перспектив получения реальной выгоды для обеих сторон. С ликвидацией военно-блокового противостояния в конце прошлого столетия мир вступил в качественно новый этап своего развития. Его главной отличительной чертой стало резкое увеличение финансово-экономической и информационной составляющей в дипломатии и в международных отношениях в целом. Место и роль государства в современной мировой политике определяются теперь не количеством, а качеством имеющихся у него вооружений и, в первую очередь, уровнем экономического развития, конкурентоспособностью на мировых рынках, степенью интегрированности в мировую экономику и общемировое информационное пространство. Именно эти параметры в наибольшей степени присущи современной Германии – основному торгово-экономическому партнеру Российской Федерации и второму по значимости после США центральному государству Евразии в диалоге по вопросам обеспечения европейской и международной безопасности. 15 лет назад мир пребывал в эйфории: “перестройка” и “новое мышление” по-горбачевски пошатнули основы коммунизма, разрушили систему “реального социализма”, положили конец планетарной военно-блоковой конфронтации и привели в движение мощные объединительные процессы на территории двух германских государств. И немцам, и русским казалось, что с превращением советско-германских отношений в самостоятельную величину европейской политики обе нации вступают в новую, светлую эпоху всестороннего сотрудничества и “стратегического партнерства”. Распространению этого мифа в немалой степени способствовали как интенсивные дружественные контакты между канцлером ФРГ Г.Колем и президентом СССР М.С.Горбачевым, так и масштабная финансово-экономическая помощь Советскому Союзу со стороны Бонна в знак благодарности за содействие в деле объединения ФРГ и ГДР. Факт остается фактом: ни с одной страной Европы, и тем более мира, у России не было такой богатой совместной истории, как с Германией. Марио Дедерихс, автор известной в ФРГ книги “Общая история: немцы и русские”, писал: “На протяжении более чем тысячи лет русские и немцы узнавали друг друга, любили и ненавидели, дружили и воевали друг с другом. Образ ли врага или пример для подражания – история этих отношений оставила у этих народов глубокие следы. А то, что между ними происходило на широких просторах от Эльбы до Волги, никогда не оставляло мир равнодушным”. Именно поэтому нам так интересен опыт Германии, в том числе и внешнеполитический, – во многом пример для подражания в решении социально-экономических проблем в эпоху глобализации и интернационализации мирохозяйственных связей. Появлению данной работы способствовал еще и тот факт, что в отечественной научной литературе пока еще не было масштабных комплексных исследований, посвященных всей истории внешней политики ФРГ. Фрагментарность и избирательность советских исследований, посвященных Федеративной Республике, к сожалению, не удалось преодолеть и современным российским международникам, историкам, политологам и экономистам. После 1945 г. Германия поначалу полностью исчезла из мировой политики как самостоятельный актер и как самостоятельное национальное государство, образованное в 1871 г. Вторая мировая война коренным образом изменила лик всего мира. Центр тяжести мировой политики переместился в Вашингтон и Москву, положив конец европоцентристскому мироустройству и на долгие годы определив его двухполюсное состояние. Системный антагонизм двух главных победителей – США и СССР – не мог не вылиться в “холодную войну”, имевшую планетарный характер. Отныне две ядерные “сверхдержавы” диктовали другим странам свои правила игры, выстроив жесткую систему глобального блокового противостояния. Именно в контексте этого биполярного противостояния следует рассматривать и историю возникновения двух германских государств, и эволюцию их внешней политики до 1990 г. В 1985–1990 гг. принципиально новым и важным для ФРГ, ГДР, СССР и других заинтересованных стран стало то, что под влиянием развития международной обстановки слагаемые в понятийной паре “европейская безопасность и германский вопрос” поменялись местами. Теперь скорейшее решение германского вопроса превратилось в важнейшее условие обеспечения европейской безопасности. Создание единой Германии стало крупнейшим политическим событием нашего времени. В результате объединения двух германских государств ФРГ как субъект международного права сохранилась и расширилась, ГДР же свою правосубъектность утратила. Говоря о добровольном присоединении ГДР к ФРГ, имеется в виду многоаспектный характер этого события. Оно было значительно шире, чем просто воссоединение нации, оно входило составной частью в так называемый “германский вопрос”. При этом следует отметить, что объединение произошло не “железом и кровью”, а мирным путем, не в ходе борьбы за передел мира, а в результате доброй воли и согласия всех заинтересованных сторон. В послевоенной истории Европы объединение ФРГ и ГДР явилось, по существу, первым примером решения крупнейших и сложнейших международных проблем (в том числе территориальных) без конфронтации, в духе доверия, взаимопонимания и сотрудничества. Объединение Германии в корне изменило ее внутриполитические основы. На фоне возросшего экономического и политического потенциала ФРГ для немецких академических и политических кругов одной из самых актуальных задач стало определение новой роли и места Федеративной Республики в системе международных координат. Новое постбиполярное устройство мира вынудило немецкую правящую элиту начать пересмотр роли и места страны на международной арене, переориентацию ее внешней политики, исходя из реального политического и экономического веса ФРГ. Структура исследования построена по принципу: от канцлера к канцлеру. На взгляд авторов, это наиболее оправданное построение, поскольку дает возможность прочувствовать все нюансы и особенности подходов каждого главы правительства к внешней политике в определенных исторических условиях. Канцлер – ключевая фигура политической жизни Федеративной Республики Германии. Чтобы достичь этого поста, приходится пройти долгий и трудный путь, приложить неимоверные усилия и победить своих соперников в изнурительной борьбе. Поэтому авторы попытались воссоздать основные вехи биографии всех канцлеров и министров иностранных дел ФРГ – людей, от которых непосредственно зависит формирование внешнеполитического курса, а также дать по мере возможности характеристику их личных качеств, дабы читатель смог понять, в какой степени та или иная политическая фигура определяла и определяет лицо государства на соответствующем этапе исторического развития. Авторы также включили в свое исследование раздел, посвященный механизму и правовым основам формирования внешней политики страны, и хронологию германской внешней политики после Второй мировой войны вплоть до наших дней. 22 ноября 2005 г. стало этапным днем в истории послевоенной Германии. Впервые канцлером Федеративной Республики стала женщина, более того, представительница блока ХДС/ХСС, где процессы эмансипации, по сравнению с левым партийным флангом, начались относительно недавно, и плюс ко всему уроженка и воспитанница социалистической ГДР. Как оценить те перемены, которые переживает современная Германия? Куда движется “великая держава поневоле” и “мягкий гегемон” Европы? Состав нового правительства и первые шаги А.Меркель как канцлера после ее встречи с Президентом В.В.Путиным позволяют сделать вывод о преемственности внутри- и внешнеполитического курса “большой коалиции”, который, наконец, начал находить положительный отклик у населения. Согласно опросам общественного мнения, проведенным 30 ноября 2005 г., поддержка блока ХДС/ХСС со стороны граждан ФРГ выросла до 35%, а канцлера до 41%. 6% опрошенных поставили А.Меркель оценку “отлично”, 35% – “хорошо” и 39% – “удовлетворительно”. Таким образом, куда идет Германия, понятно. Она хочет добиться серьезного прорыва в области экономики, чтобы стабилизировать внутриполитическую ситуацию. Она хочет добиться прорыва в экономике, чтобы вновь занять достойное место среди ведущих промышленно-развитых держав мира, уравновесить европейскую и атлантическую опору внешнего курса ФРГ наряду со стратегическим партнерством с Россией, чтобы лозунг “Модель – Германия” вновь гордо зазвучал в мировой политике. Павлов Н.В., Новиков А.А. |
|