Внутренняя политика
Обозреватель - Observer



 ВЛАСТЬ И ПАТРИОТИЗМ:
ТРАДИЦИИ, ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ


Владимир Павленко,
кандидат политических наук

 

Распад СССР, явившийся результатом системного кризиса, поразившего советское общество во второй половине 80-х - начале 90-х годов, коснулся всех сфер его жизни, в том числе идеологической.

Дефицит консолидирующих идей, обусловленный доминированием центробежных тенденций и усиленный банкротством коммунистической идеологии, особенно остро ощущался в условиях становления новой российской государственности. Кроме того, он был дополнительно усилен откровенным космополитизмом ельцинского режима, а также волюнтаристской попыткой разработки на этой основе новой "национальной идеи", предпринятой в целях смягчения противоречий между национально-государственными интересами Российской Федерации и прозападным курсом ее руководства. В этих условиях, а также в обстановке девальвации традиционных морально-нравственных и духовных ценностей, кризиса естественных носителей патриотизма - государства и его институтов, прежде всего армии, патриотическая идея временно утратила доминирующий характер. На протяжении практически всех 90-х годов общественное обсуждение проблем патриотизма сводилось к его личностному восприятию как категории, обозначающей эмоциональное отношение (любовь) к Родине, выраженную готовностью служить ей и защищать от врагов. Патриотизм, по сути, был выведен не только из идеологического, политического, и государственного, но и из традиционного морально-нравственного и ценностного контекста.

С приходом к руководству страной В.В.Путина ситуация начала меняться. Был предпринят ряд шагов по преодолению раскола и объединению российского общества; началось постепенное восстановление связи исторических времен, разрыв которых в XX в. происходил дважды - в 1917 и в 1991 гг. Оказанная этому курсу массовая общественная поддержка позволяет говорить о постепенном возвращении патриотизму естественной и органично присущей ему интегрирующей роли в формировании общественного сознания.

Доминирование национально-государственных интересов, а также подчинение им всей внутренней и внешней политики создают условия для возрождения национального самосознания, консолидации общества и преодоления не только идеологических, но и корпоративно-групповых противоречий, что составляет главный итог деятельности В.В.Путина во время первого президентского срока.

 Истоки, условия и итоги патриотической
трансформации коммунистического режима

Патриотическая трансформация современного российского режима, опирающаяся на общественные настроения, выраженные итогами парламентских и президентских выборов 2003-2004 гг., имеет глубокие исторические корни и тесно связана с особенностями взаимодействия трех тенденций в патриотизме: помимо упомянутой личностной, себя проявляют социально-групповая и государственная.

В отличие от социально-групповой тенденции, обусловленной обособлением конкурирующих друг с другом интересов: классовых, корпоративных, групповых и пр., государственная обеспечивает их подчинение задачам, которые поддерживаются всем обществом или большей его частью.

Российский опыт XX в. убедительно доказал: доминирование социально-групповой тенденции, выраженной противоборствующими классами и отстаивающими их интересы партиями, как правило, ставящими их выше общенациональных (государственных), приводит к углублению противоречий и расколу общества.

Разрастание раскола общества до масштаба крупных социальных (и других) конфликтов становится причиной системных кризисов, связанных с революциями и распадом единой государственности. В этих случаях страна неизменно терпит серьезное поражение и в своем историческом развитии отбрасывается на десятилетия назад. Преобладание же государственной тенденции, напротив, всегда отмечалось преодолением распада, воссозданием и укреплением единого централизованного государства. Верх при этом берут интеграционные настроения; в обществе происходит консолидация вокруг общенациональных интересов, а также выражающей их власти, обеспечивающая преодоление самых сложных и опасных кризисов.

За примерами далеко ходить не нужно.

В России конца XIX - начала XX веков консолидирующая, государственно-православная концепция патриотизма, выраженная формулой С.С.Уварова: "Православие, самодержавие, народность", встречала растущее противодействие систем взглядов, разделявших народ по национальным, классовым и иным признакам.

Националисты, например, рассматривали патриотизм через призму национального начала, подчеркивая стержневую роль русского народа в формировании единой государственности, но при этом, как правило, игнорировали многонациональный характер государства, отраженный, в том числе в религиозном опыте самого русского народа.

Космополитические концепции - леволиберальные (например, кадетская) и социал-демократические (особенно большевистская) - впадали в противоположную крайность: по сути, отрицая ценность суверенной российской государственности. Они противопоставляли личностный патриотизм государственному, связанному с историческими и духовными традициями и сформировавшемуся на их основе образу жизни.

В целом ряде трудов, прежде всего у Л.А.Тихомирова, Н.А.Бердяева и о. С.Булгакова, убедительно доказывалось, что генезис связанных с ними революционных идеологий был обусловлен стремлением либо заменить православие новыми системами ценностей, основанными на тех или иных универсалистских ("общечеловеческих") идеологиях, либо (как произошло в 90-х годах) навязать их российскому обществу сверху*.

Опровергая "общечеловеческий" универсализм политических форм, другой известный религиозный философ И.А.Ильин указывал, что каждому народу причитается своя, индивидуальная государственная форма и своя конституция, соответствующая ему и только ему2.

Пришедшие к власти в Октябре 1917 г. большевики, с одной стороны, отрицали патриотизм, рассматривая его препятствием на пути к "мировой революции" и созданию безнациональной, безгосударственной общности, растворяющей в себе традиционные основы российского общества, прежде всего русского народа. Духовные институты православия и других традиционных конфессий противопоставлялись классовым интересам пролетариата; религиозное мировоззрение рассматривалось частью буржуазной идеологии, а взгляд на него отражал крайне поверхностные, вульгарно-материалистические представления об окружающей действительности.

С другой стороны, советская власть, вопреки марксистскому тезису об "отмирании" государства, не только сохранила, но и усилила его роль. Противопоставив советский, "социалистический" патриотизм русскому, "буржуазно-националистическому", она, пусть и вынужденно, под воздействием внешних обстоятельств, постепенно, шаг за шагом, стала связывать его не с "мировой революцией", а с построением социализма в отдельно взятой стране, то есть, с государственным строительством. Обусловленное этим восстановление единой государственности (пусть и в форме СССР как прообраза будущей "всемирной республики Советов") побудило многих известных мыслителей и политиков русского зарубежья - от Бердяева, Лосского и обанкротившегося в своих властных амбициях П.Н.Милюкова до евразийцев, "сменовеховцев" и даже генерала А.И.Деникина - усмотреть в этом признак перерождения советской власти и ее трансформации из космополитической в национально-государственную. Актуальность этого процесса, подтверждаемая современными тенденциями, связанными с президентством В.В. Путина, переводит интерес к нему в плоскость не только науки, но и практической политики.

Освещая эту тему, необходимо отметить, что патриотическая трансформация советской власти осуществлялась под воздействием целого ряда факторов - от обстановки в стране и в мире до идейно-политической борьбы и формируемой под ее воздействием расстановки сил в самой правящей партии. В связи с этим движение к патриотизму было сложным, волнообразным, изобиловало противоречиями и возвратами, став более или менее последовательным лишь в ходе нарастания угрозы внешней (гитлеровской) агрессии и особенно с ее началом.

Но нас интересует даже не это, а сам процесс или, как принято сейчас выражаться, технология государственно-патриотического поворота, пути и способы его осуществления. Главное условие: полное и окончательное разочарование партийно-государственного руководства СССР в перспективах "мировой революции", в том, что Запад (в данном случае, его пролетарии) "нам помогут". Такая надежда сохранялась на протяжении всего непродолжительного правления В.И.Ленина, вплоть до провала так называемого "германского Октября" - восстания, поднятого в 1923 г. немецкой компартией в тесном взаимодействии (включая военно-политическое) с Москвой. Вплоть до этого момента "прозрение" большевистских лидеров в сфере государственного строительства носило эпизодический характер, а "генеральная линия" совершала многочисленные зигзаги, нередко противопоставлявшие партийную идеологию партийной же программе, а стратегию - тактике**.

Второе условие: формирование однопартийного режима и разгром внутрипартийной оппозиции, позволившие большевистскому руководству (сначала Ленину, а затем И.В.Сталину) путем сложного тактического маневрирования взять, удержать, укрепить и консолидировать власть, монополизировав пресловутую "генеральную линию" и превратив ее в инструмент реализации собственных представлений о государственном строительстве.

Небольшое отступление. В одном из итоговых трудов своей жизни Л.Д.Троцкий обвинил Сталина в ситуативности мышления и отсутствии стратегии, подмененной, по его мнению, тактикой. А также в политическом "плагиате", под которым подразумевался наиболее "крутой" из всех разворотов сталинской политики, предпринятый в 1928 г., после разгрома так называемой "левой" оппозиции и фактического "перехвата" вслед за этим основных идей выдвинутой ею под руководством Троцкого "Платформы 46-ти" - индустриализации, коллективизации, пятилеток и пр.3.

Справедливы ли эти обвинения?

Внешне да, потому, что доминирование тактики над стратегией, унаследованное от ленинской эпохи, инерционно сохранялось вплоть до второй половины 20-х годов. Потому также, что перечисленные идеи действительно позаимствованы из троцкистской "платформы", в борьбе с которой Сталин, вплоть до "переломного" 1928 г., опирался на "правое" крыло (будущий "правый уклон") в лице связки Бухарина с Рыковым.

На деле же предъявленные Сталину обвинения состоятельными признать трудно.

Во-первых, потому, что сама "Платформа 46-ти" базировалась на фундаменте партийной программы, которую оппозиционеры рассматривали как альтернативу НЭП.

Во-вторых, реализация ключевых положений "платформы" была соединена не с троцкистской (а, точнее, марксистской) теорией "перманентной революции", а с укоренившимся в 1924 г. курсом на строительство социализма в отдельно взятой стране, который сам Троцкий заклеймил как "противоречащий программе партии" и идеям "международной революции", призвав при этом "освободить экономику из оков частной собственности и (sic!) национального государства"4.

В-третьих (что представляется особенно важным), проведение преобразований в условиях жесткого оппозиционного противодействия невозможно - аксиома, большинством российских "реформаторов" - от Троцкого до Ельцина, к сожалению, так и не усвоенная. Поэтому разгром оппозиции - сначала "левой" с опорой на "правую", а затем "правой" при помощи курса, предусмотренного "левой" "Платформой 46-ти" - следует рассматривать через призму именно стратегической, а отнюдь не тактической линии Сталина, а если еще точнее, то в качестве ее центрального звена. (Особняком стоит борьба с попытками последующего внесистемного объединения "левых" и "правых" оппозиционеров и их стремлением заручиться поддержкой внешних сил для "силовой" смены власти, ставшая одним из "спусковых механизмов" массовых репрессий, применявшихся сталинским режимом в 1934-1938 гг.***).

Таким образом, по мере разгрома оппозиции Сталиным формируется особый тип стратегии, основанной на синтезе классовой коммунистической идеологии с задачами, осуществляемыми в общенациональном масштабе (что и было отмечено Бердяевым и другими мыслителями русского зарубежья как пример патриотической трансформации большевистской власти). Противоречия между руководящей идеологией и жизнью, неизбежно возникавшие на всех этапах осуществления этой стратегии, Сталин, не в пример своим оппонентам (а также преемникам), в большинстве случаев разрешал в пользу жизни. (Наглядные примеры: фактическая реабилитация имперской государственной и военной символики, роспуск Коминтерна, расширение диалога с Русской Православной Церковью).

Третье условие государственно-патриотического поворота: объективная необходимость консолидации советского общества, обусловленная:

    - разработкой и осуществлением общенационального проекта, глобального по своему значению и масштабам;

    - напряжением всех сил нации и государства в ходе подготовки и отражения гитлеровской агрессии;

    - сверхдержавным статусом СССР в послевоенные годы и связанной с этим "холодной войной".

Особняком стоит четвертое условие (точнее, фактор): последовательное реформирования политической системы (к сожалению, при Сталине так и не завершенное). Конечной его целью, как следует из исторических источников, являлось перераспределение властных полномочий в пользу исполнительной вертикали, возглавляемой Советом Министров СССР, обусловленное сохранением внутренней угрозы для социально-политической стабильности, исходившей, по меткому выражению д.и.н. Ю.Н.Жукова, от "…всепроникающего влияния партии, ...переродившейся в партию бюрократии, готовую с легкостью менять вождей и принципы ради сохранения монополии на власть"****. И, добавим, не способную, в силу интернациональных приоритетов своей идеологии, служить опорой национальным интересам, обреченную на воспроизводство различных "уклонов" и оппозиций, прежде всего левацких (троцкистских).

Как следует из проведенного анализа, именно сохранение партией определяющего влияния на формирование внутренней и внешней политики в постсталинскую эпоху явилось главной причиной национальной катастрофы 90-х годов, когда КПСС, точнее, ее руководящее крыло в лице Горбачева - Яковлева - Ельцина, по сути, выступило могильщиком единой государственности, отбросив страну в прошлое на несколько десятилетий.

Что касается идеологического фундамента этого развала, то он, как свидетельствуют исторические документы, был заложен еще в хрущевскую эпоху, в подготовленной "на скорую руку", в пылу борьбы за власть третьей партийной программе (1961 г.), затмившей по своему авантюризму даже ленинскую вторую. Речь идет не только о безответственном обещании построить коммунизм к 1980 г., лишившем страну идейно-политических основ заложенного при Сталине национального модернизационного проекта, обеспечившего создание ракетно-ядерного щита и прорыв в космос. Но и о фактическом принятии на вооружение, под ширмой "борьбы с культом личности" и "восстановления ленинских норм партийной жизни", теории "перманентной революции", проявившей себя в актуализации идей классовой борьбы путем переноса ее на международную арену, что привело к дискредитации СССР в глазах международной, в том числе левой общественности, а также в фактическом возобновлении "раскулачивания" деревни.

Главное: включение в идеологическое противостояние с Западом (как, кстати, и горбачевская "перестройка") происходило на заведомо невыгодных для СССР условиях: не под национальными (государственными), а под интернациональными лозунгами, открывавшими дорогу универсализации и глобализации мировой политики. (Не случайно, что большинство теорий, появившихся на Западе в годы "холодной войны", апеллировали именно к конвергенции двух систем и формированию на их основе глобального, модернизированного, "постиндустриального" и, главное, вненационального общества).

 Современный опыт

Какое отношение имеет все это к исторической эпохе, переживаемой сегодня постсоветской Россией?

Самое прямое.

Чтобы убедиться в этом, вернемся к вышеупомянутым технологиям государственно-патриотического поворота и посмотрим на них с позиций современной эпохи.

Итак, первое: освобождение российской власти от иллюзий по поводу возможной помощи и поддержки Запада, которые питали (и по сей день питают) современных либеральных революционеров в еще большей степени, нежели их коммунистических предшественников в далекие 20-е годы.

Начавшись еще при Ельцине, этот процесс получил продолжение после 2000 г.: не случайно опора на собственные силы, стремление к конкурентоспособности России, укрепления ее международной субъектности, а также к интеграции постсоветского геополитического пространства стали лейтмотивом практически всех публичных выступлений президента - от ежегодных посланий до международных саммитов, выступлений перед дипломатами и телемостов с населением.

Второе: поэтапное ограничение роли оппозиции, опять-таки, как "правой", так и "левой": провал СПС и "Яблока" на парламентских выборах, неудачи КПРФ, а также недавние события в этой партии, поставившие ее на грань раскола.

Конечно, до полного разгрома сил, стремящихся направить общественно-политическое развитие страны по принципиально иному руслу, еще далеко: Кремлю, по-видимому, предстоит достаточно сложное выяснение отношений с региональными элитами, а также внутри самого властного бюрократического аппарата, в котором, как показывает опыт сталинской эпохи, пребывание во главе государства - отнюдь не гарантия успеха.

Кроме того, весьма актуальным в условиях "управляемой демократии" остается угроза "право-левого" оппозиционного альянса и его перехода к внесистемным действиям. Тем более, что попытки такие уже предпринимались, причем, на качественно иной, по сравнению с троцкистами и бухаринцами, финансовой основе.

Но у В.В.Путина, по сравнению с И.В.Сталиным, имеется важное преимущество: не он "привязан" к партии власти, а она к нему.

Скажем откровеннее: "Единая Россия" без Президента - ноль. Не в смысле безвластия, а в том, что, лишившись, пусть и теоретически, его поддержки, не только не станет ему противодействовать, но, в отличие от ВКП(б), неминуемо развалится и разбежится.

Еще одно преимущество Путина: прагматизм современной политической жизни, в том числе партийной.

Программ и идеологий не одна, а много; выбрать можно любую, как целиком, так и фрагментарно, в зависимости от стоящих перед страной и президентом задач.

Это существенно облегчает парирование обвинений в ситуативности и отсутствии стратегии, которыми главу государства, как и в сталинские годы, щедро осыпают как справа, так и слева.

Исходя из этого, беремся утверждать, что проблемы, связанные с выполнением четвертого условия государственно-патриотического поворота - преодоления сопротивления правящей партии - перед Путиным, в отличие от Сталина, в настоящее время не стоят.

Это, как уже отмечалось, не означает, что государственный аппарат не будет сопротивляться. Но он, в отличие от советской эпохи, далеко не так организован, прежде всего идеологически: право формулировать национально-государственную идею, особенно после успешного объединения русских поместной и зарубежной православных церквей, принадлежит тому, кто приложил к этому объединению беспрецедентные личные усилия. То есть, Путину.

Зато не вызывает сомнений актуальность третьего условия: необходимости консолидации российского общества и его мобилизации на решение общенациональных модернизационных задач.

 Выводы

Российский патриотизм - сложная политическая и идеологическая конструкция, синтезирующая множество факторов: государственных, цивилизационных (великодержавных, обусловленных его наднациональным характером) и формируемая тремя основными тенденциями - личностной, социально-групповой и общегосударственной.

Взаимодействие этих тенденций определяло не только характер революционных кризисов 1917 и 1991 гг., но и пути преодоления вызванных ими последствий.

Как показал российский опыт XX в., смена фаз исторического развития, как правило, осуществляется в несколько этапов.

На первом из них происходит постепенное размывание и разложение доминирующей государственной тенденции (сначала имперской, затем советской), обусловленное нарастанием ее общего кризиса и революционным давлением со стороны набирающих силу социально-групповых интересов.

Вторым этапом следует считать собственно смену тенденций и сопутствующие ей перемены институционального характера (то есть, революционный переворот).

Третий этап, который можно назвать "термидорианским", связан с внутренней эволюцией доминирующей социально-групповой тенденции (или тенденций) и ее (их) перерождением в общегосударственную, что обусловлено непосредственным участием во власти и ответственностью за процесс государственного строительства. (В начале именно этой фазы, по мнению автора, находится современная Россия).

Четвертый этап, вступить в который стране еще предстоит, состоит в дальнейшем укреплении государственной тенденции и ее трансформации в цивилизационную, признаками которого следует считать:

    - идеологическое оформление государственной политики, основу которой должен составить синтез социальных и национальных идей и ценностей;

    - дальнейшее укрепление властной вертикали, когда применение конституционного принципа разделения властей будет корректироваться в направлении более близкого российской традиции разделения функций единой и внутренне целостной власти;

    - углубление общественной консолидации вокруг целей и задач модернизации, а также тесно связанное с этим смягчение и преодоление разрушительных последствий межпартийной и внутривластной борьбы 90-х - начала 2000-х годов.



 * * *

Таковыми, с точки зрения исторической ретроспективы, а также доминирующих современных тенденций представляются условия и факторы успешного завершения осуществляемого федеральной властью государственно-патриотического поворота.



Примечания

*  Н.О.Лосский, уделивший данному явлению большое внимание, называл его "формальной религиозностью"1.
1  Тихомиров Л.А. Демократия либеральная и социальная. М., 1896; Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: "Наука", 1990; Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции). Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции (1909). Свердловск, Уральский университет. 1991. С. 26-68; Лосский Н.О. Характер русского народа. В 2-х кн. Кн. 1. Л.: "Ключ", 1990. С. 17.
2  Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. В 2-х томах. Т. 2. М., 1992. С. 42.
**  Именно так, к примеру, случилось с аграрным вопросом: принятый на вооружение РКП(б) эсеровский лозунг "социализации" земли в корне противоречил ранее провозглашенному большевистскому - "конфискации" и "национализации". А от первого упоминания о возможности совмещения социалистических преобразований с национально-государственным строительством (1915 г.) партия вновь скатилась к откровенно левацкой программе (1919 г.), основанной на идеях "мировой революции" и "военного коммунизма", подтвержденных под влиянием эйфории от успехов в гражданской войне спустя год решениями IX съезда.
3  Троцкий Л.Д. Преданная революция. М., 1991. С. 22, 33.
4  Указ. соч. С. 52, 155, 242.
***  Ни в советские времена, ни в современных условиях не было предпринято даже формальной попытки разобраться в подлинных причинах столь острого внутриполитического противостояния: все сводилось к обсуждению (и осуждению) личных качеств Сталина и его "окружения". Между тем, даже поверхностное знакомство с протоколами судебных процессов 30-х годов существенно корректирует представления о реальной степени виновности их фигурантов, большинство которых (прежде всего, Бухарин) принадлежало к наиболее ортодоксальному космополитическому крылу так называемой ленинской "партийной гвардии". (См., например: Протокол допроса подсудимого Н.И.Бухарина. 6-7 марта 1938 г. // www. geocities.com \ CapitolHil \ Parliament \ 7345 \ stalin \ 16-5. htm).
****  Речь идет: 1) Об отказе от производственного (советского) принципа формирования представительной власти в пользу территориального, зафиксированного Конституцией 1936 г.; 2) О постановке XVIII конференцией ВКП(б) кадрового вопроса, предполагавшего выдвижение на руководящие должности беспартийных специалистов (выполнение было сорвано началом Великой Отечественной войны) "О задачах партийных организаций в области промышленности и транспорта". Резолюция XVIII конференции ВКП(б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1983, Т. 7. С. 201; 3) О неудавшейся (по не выясненным до сих пор причинам) попытке проведения через январский (1944 г.) пленум ЦК еще более радикального проекта постановления "Об улучшении государственных органов на местах". Жуков Ю.Н. Сталин не нуждался в партии власти // Политический журнал. 2004. № 15. 26 апреля. С. 76-78; 4) О малоизвестной в официальной партийной историографии неудачной попытке Сталина сложить с себя партийное лидерство и полностью сосредоточиться на руководстве Советом Министров, предпринятой за год до смерти на XIX съезде.



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]