Наука и образование
Обозреватель - Observer



 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ


Виктор Лаптев,
кандидат исторических наук,
профессор
проректор Дипакадемии МИД России
по учебной работе

 


Российская система высшего профессионального образования претерпевает определенную трансформацию, обусловленную характером проводимых реформ. Изменились потребности по объему, структуре и качеству выпускаемых специалистов. Значительное влияние на формирование новых подходов в сфере образования оказывает зарубежный опыт. В процессе преобразований всей системы высшего профессионального образования происходит развитие и ведомственных вузов, которым необходимо оперативно реагировать на общую конъюнктуру рынка образовательных услуг и на специфику ведомственного заказа.

От редакции

2003-2004 учебный год стал этапным периодом в жизни Академии, когда при подготовке и проведении аттестации и государственной аккредитации ее основных образовательных программ был накоплен и обработан большой массив информации, достаточной для всестороннего осмысления и анализа проблем развития нашего учебного заведения.

Дипакадемия, как и все высшие учебные заведения в современных условиях, должна постоянно корректировать свое положение в системе координат, одной из которых являются взаимоотношения с Учредителем, определяющим ситуацию с государственным заказом, а следовательно, - и с половиной бюджета Академии. Другой составляющей является положение в образовательном пространстве, где формируются критерии и стандарты, складывается табель о рангах на рынке образовательных услуг, разворачивается конкуренция и за абитуриента, и за выпускника. Третий ориентир - это экономика вуза, вынужденная реагировать на все более рыночные отношения в сфере образования, в том числе в системе высшего профессионального образования.

К настоящему времени в Академии сложились основные, ориентированные на реальные потребности рынка направления ее деятельности.

Это, во-первых, блок образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации дипломатических работников, кадров международников федеральных и региональных уровней государственной власти и управления.

Это направление активно развивается и приобретает более прикладной характер, ориентируясь на конкретные запросы заказчиков, и включает программы: Высшие дипломатические курсы, подготовка кадров для работы в международных организациях, 6-месячные курсы профессиональной переподготовки дипломатических работников комплекс краткосрочных курсов повышения квалификации.

С учетом объективных тенденций в сфере высшего профессионального образования, Академии следует серьезно специализироваться в части: повышения квалификации и профессиональной переподготовки дипломатических работников, госслужащих и представителей негосударственного сектора, занятых в сфере международных связей.

Повышение эффективности управления учебным процессом в этой сфере требует дальнейшего совершенствования организационной структуры факультета повышения квалификации.

Вторым системообразующим направлением деятельности Академии стали сокращенные программы высшего профессионального образования по специальностям Международные отношения и Мировая экономика.

Выпускники Академии (в 2003 г. - 252 чел.) востребованы на рынке труда, в том числе в МИД.

Так, например, в 2003 г. на работу в МИД были приняты 23 наших выпускника, из числа не работавших ранее в министерстве.

Важно отметить, что в Академии сформировалось видение перспективы развития программ ВПО, сделан акцент на усиление компонентов профессиональной и специальной подготовки, определены специализации. Закрепление выработанных решений в учебных планах позволит на стабильной и долговременной основе совершенствовать качественную и содержательную сторону учебных программ.

Значительное место в образовательных программах Академии занимает направление языковой подготовки.

Особенностями языковой школы Академии являются опыт и методики обучения в сокращенные сроки, которые нарабатывались в течение десятилетий.

До 60-65% выпускников по результатам 2-годичного обучения выходят на оперативный и до 15% на профессиональный уровень владения основным иностранным языком.

В целях сохранения и консолидации потенциала Академии в этой весьма востребованной области целесообразно рассмотреть вопрос о создании факультета языковой подготовки.

Актуально создание магистратуры по направлению Международные отношения (рекомендовано Коллегией МИД, 1998 г.). Компактная и профессионально ориентированная магистерская программа способна привлечь отечественный и зарубежный контингент.

Важно, чтобы Академия активно конкурировала на рынке образовательных услуг, предлагая различные программы обучения. Это будет способствовать поддержанию должного качества учебного процесса в целом.

Необходимо расширить практику договорных форм обучения в отношении второго высшего образования, языковой подготовки, магистратуры, краткосрочных форм повышения квалификации. Это позволит Академии привлекать дополнительные средства для целей развития, оплаты труда высококвалифицированных специалистов.

Академия располагает возможностями активизации своей деятельности в этом направлении.

Ключевым аспектом конкурентоспособности образовательных программ становится качество обучения, его ориентация на конкретного заказчика. Задаваемый уровень подготовки выпускника, его востребованность рынком труда должны определять содержание и цели организационной, учебной и научной работы коллектива. При этом лекционные и практические занятия, подготовка учебно-методической литературы, материально-техническая база должны быть эффективны по критерию "затраты - качество", "затраты - результат", а деятельность Академии должна быть развернута на обеспечение оптимальных условий для качественного обучения.

Успех любого вуза определяет преподаватель, которого удается либо вырастить, либо привлечь, вывести на необходимый профессиональный уровень, а затем удержать. Причем, по сути, а не по признаку наличия трудовой книжки в отделе кадров. Поэтому высокие критерии подбора преподавательского состава, если мы хотим двигаться вперед, должны обеспечиваться адекватной системой стимулов. Следует учитывать объективные пределы педагогической нагрузки, превышать которые бессмысленно, поскольку за этим неизбежно следует снижение качества труда. Таким образом, проблема статуса профессорско-преподавательского состава, материального обеспечения его деятельности является ключевой для поступательного развития Академии.

Очевидно также, что вопрос качества подготовки в Академии, ее развития в определяющей степени будет зависеть от решения задачи формирования экономически обоснованных, сбалансированных образовательных программ, обеспечения экономической эффективности учебного заведения в целом.

Дипломатическая академия располагает потенциалом развития. Целенаправленное совершенствование и реорганизация ее деятельности на базе накопленного опыта могут вывести Академию на современный уровень образовательной деятельности в интересах Учредителя и коллектива.


center>
[ СОДЕРЖАНИЕ