Статьи |
Обозреватель
- Observer
|
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
– ПРОБЛЕМЫ
И.Рахматуллин
“Когда российские компании
встретятся с реальной конкуренцией, они должны знать, как действовать” Джон Коттер Интерес к информации как новому экономическому ресурсу во многом объясняется пониманием того факта, что в настоящее время именно информация является наиболее неизученным, а, следовательно, и недооцененным ресурсом современной экономики. И, возможно, именно в ней скрыты новые возможности развития общества. Существенным вопросом современного развития является проблема концентрации информационных ресурсов и знаний, поэтому высокую актуальность приобретает оценка эффективности их использования. Ответ на данный вопрос попытаемся найти в явлении инноваций. По определенbю Шумптера и Найта, “инновация представляет собой изменение функции производства или полезности”1. Это – сигналы, поступающие от зоны взаимодействия существующего знания и незнания. Эти сигналы вызывают к действию механизм разработки новых информационных ресурсов и изменения состояния всей экономической системы (что влечет за собой появление новых рисков). Таким образом, можно сделать вывод: общая глубина инноваций приводит к более резкому увеличению потребности в информации и более резкому возрастанию рисков. А с другой стороны, глубина инноваций свидетельствует об интенсивности процесса производства новых знаний. Но свидетельствует ли это об их эффективном использовании в национальном или мировом масштабе? Основным результатом производства новых знаний и информации является не только сам факт появление нового продукта, но и качественное изменение самой системы. Но при этом необходимо учитывать происходящие тектонические процессы глобализации. В качестве аргумента многие современные ученые, например Мануэль Кастельс, напоминают о том, что “глобальная экономика – это экономика, в которой национальные экономики зависят от деятельности глобализированного ядра. Последнее включает в себя финансовые рынки, международную торговлю, транснациональное производство, в определенной степени науку и технологию и соответствующие виды труда. В целом можно определить глобальную экономику как экономику, чьи основные компоненты обладают институциональной, организационной и технологической способностью действовать как общность (целостность) в реальном времени или в избранном времени в планетарном масштабе2 ”. Переход к конкретной формализации отдачи инвестиций в информационную инфраструктуру и сферу знаний в нашем представлении будет определяется тремя группами направлений: 1. Качественными изменениями в человеческом капитале; 2. Изменениями в структуре ресурсопотребления и их конечной эффективности использования; 3. Институциональными изменениями. Именно эти направления должны представлять собой качественные и количественные измерения производительной структуры экономики. Они будут выражать эффективность не просто с точки зрения комбинаций взаимозамещения отдельных ресурсов (например труда, капитала, природных ресурсов), а в значительной степени – с позиции развития общества и роста его конкурентоспособности на фоне вызовов глобализации экономики и переходу на новый качественный уровень, при котором неизбежны эффекты:
Таким образом, наиболее важными конкурентными характеристиками можно назвать количественную характеристику интеллектуальной элиты и объем используемых информационных ресурсов. Сравнительные данные по странам мира даны в табл. 1, из которой видно, что показатель образования в России является одним из самых высоких в мире. Однако, в современной системе управления знаниями значительную роль имеет концентрация знания. И в этом плане таким странам, как Индия и Китай с более чем миллиардными населением (даже, несмотря на общую невысокую долю специалистов с высшим образованием 10 и 13% соответственно) в значительной мере проще создать условия для отдельного слоя интеллектуальной элиты. Таким образом, демографический и экономический уровень позволяет сосуществование в одной системе и дешевой организованной рабочей силы и высокой концентрации интеллектуального и научного потенциала, что в принципе позволяет достигать значительных результатов (табл. 2). В чем причина того, что Россия начав старт современного экономического развития в 90-х годах (а мы имели старт с гораздо более выгодной позиции) так активно сдает свои позиции? Необходимо отметить, что итоговая конкурентоспособность для России все больше и больше упирается в проблематику конфликта качества человеческого капитала (высокий потенциал которого был накоплен во времена СССР) и состояния современной экономической системы. Интересно мнение В.И.Данилова-Данильяна: “Наша болезнь – не экономическая, экономика – только симптом. Не уверен в том, что нужные средства сразу покажут прирост “критерия успешности”, если он будет узкоэкономическим. “Динамика изменения”, если это долгосрочная динамика, в значительной степени находится вне узко понимаемой экономической сферы, а в широко понимаемой не действуют экономические критерии”4 . Одной из причин этого конфликта служит фактор доверия (точнее сказать его отсутствия), который индицирует стоимость и эффективность управления экономической системой. Как утверждает А.Н.Шохин, “очень важно в увязке со структурными институциональными реформами посмотреть и развести во времени задачи чисто экономической динамики и задачи, связанные с базовыми изменениями, которые позволят выйти на устойчивый рост. А вот здесь как раз интересны процессы психологического свойства – доверие экономических агентов к проводимой политике”5. Потому при рассмотрении информационного доверия следует говорить как о системной характеристике состояния взаимодействия в обществе, способного стимулировать синергию* различного масштаба, что в значительной степени влияет на национальную конкурентоспособность. Это влияние отражается и на эффективности использования ресурсов (в том числе и информационного ресурса, знаний которые накапливаются, но реально не используются), и на издержках входа и присутствия на рынке. Труд, капитал, информация (как системные ресурсы) могут быть в определенной степени взаимозаменяемы. Предельная норма замещения характеризует норму, по которой предприятие, отрасль промышленности могут замещать один ресурс другим в производстве, то есть речь идет о технологической взаимозаменяемости ресурсов. С другой стороны, крайне важно учитывать фактор технологичных сдвигов и готовности каждого из задействуемых ресурсов к ним. Потому результат для России очевиден – доля знаний и информации в конечной продукции просто мизерна (табл. 3).
Согласно В.С.Милову, для России очень низкая эффективность использования ресурсов всех типов в целом в экономике является фактором, серьезно подрывающем конкурентоспособность6 . Более того, задача ее повышения практически невозможна без создания механизмов их совместного и адекватного управления в обществе. Следовательно, расстановка государственных приоритетов будет попыткой заглянуть за границы очевидного факта – необходимости корректив в системе взаимодействия в обществе. Сейчас много говорят о необходимости четкого формулирования отраслевой политики, что позволит увеличить возможности экономики к адаптации. Вот мнение Dani Rodnik: “Анализ отраслевой политики должен быть сосредоточен не на ее исходах – они ex ante вообще неизвестны – но на правильном построении процесса внедрения этой политики. Необходимо создавать такую среду, в которой агенты частного и государственного секторов вместе решали бы проблемы производственной сферы, в которой одна сторона была бы осведомлена о возможностях и ограничениях другой, а не выяснять, является ли адекватным инструментом отраслевой политики прямое кредитование или субсидирование R&D (НИР – Авт.), следует ли поддерживать сталелитейную промышленность или индустрию программного обеспечения. Таким образом, отраслевую политику следует рассматривать как исследовательский процесс, в ходе которого компании и правительство узнают об основных затратах и возможностях и вовлекаются в стратегическое взаимодействие”7 . Следовательно, от характера взаимодействия будет зависеть и конечная востребованность совместных информационных ресурсов и знаний, представляющих собой не только качественную оценку степени их необходимости пользователям, но и уровень определенного взаимного доверия. А в глобальном масштабе востребованность характеризует корректность поставленных задач и методов их решения в экономике и конечную экономическую эффективность. Следует подробнее рассмотреть проблему оценки эффективности. Одно из классических определений гласит – “Экономическая эффективность – результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости”8. Однако современное представление на экономическую эффективность не просто раскрывает связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и результатом этого производства (где, чем больше количество продукта производится в единицу времени, тем выше эффективность экономики). Более актуальным становится явление изменения качественного со- стояния отдельных элементов экономики (увеличение доли знания, усложнения конечных технологий), в конечном итоге доли мирового рынка высокотехнологичной продукции. Экономику будущего будут определять не те страны, которые производят больше чугуна и стали, а те, кто производят наиболее технологичные товары (табл. 4). К сожалению, статистических данных, свидетельствующих о технологичности продукции российского экспорта нет, однако отметим, что для нашей экономики основными видами по прежнему остается низкотехнологичная продукция: минеральное сырьё древесина и целлюлозо-бумажные изделия, металлы и драгоценные камни, сельскохозяйственное сырье, текстиль – в совокупности более 84% по итогам 2003 г. Еще один момент – необходимо учитывать стоимость и затраты времени на формирование соответствующих ожиданиям пользователей информационных ресурсов и знаний. Пока нет четкого представления обо всех тех компромиссах, на которые приходится идти и пользователям информационных ресурсов и знаний, и их создателям, что в итоге сказывается на результате. Потому проблема низкой эффективности использования информации и знаний будет еще долгие годы одной из наиболее трудных для современной экономики России. Согласно мнению Алфимова М.Ф., “в структуре расходов на науку в России расходы на обеспечение информацией являются далеко не приоритетными!”10 . Он приводит следующие цифры – в целом Россия расходует в год на подписку научной литературы (из бюджетных и внебюджетных источников) примерно 11 млн. долл. США (данные 2003 г.). Для сравнения: – Польша и Швеция расходуют на эти цели в год по 25–26 млн., – Индия – 54 млн., – Великобритания – 116 млн., – Китай – 120 млн. Затраты на приобретение литературы среднего американского университета составляют свыше 5 млн. долл. в год. Аналогична ситуация и в крупном и среднем бизнесе. Во многом это вызвано еще и той причиной, что работа современных производственных ресурсов спроектирована и продолжает действовать с тех пор, когда рисков и угроз вызванных реальной конкуренцией на внутреннем и внешних рынках для российских предприятий просто не было. А возникшие проблемы решались (и продолжают решаться) в основном за счет интенсивной рекламы и административных рычагов (для России весьма характерна динамика резкого опережающего роста рынка рекламы по сравнению с рынком инноваций). Профессор стратегии и информационного менеджмента в Институте развития менеджмента в Швейцарии Дональда А. Марчанда считает, что: “Управление информацией является более сложной задачей, чем просто решение технических проблем. Почему? Потому что эффективность управления информацией зависит от людей, например, от того, как они используют имеющуюся информацию и системы, как обмениваются знаниями друг с другом в организации, насколько сильны у них мотивы, побуждающие к использованию информации для создания ценностей в интересах компании”11 . По этой причине эффективность будет также зависеть от преобразований в структуре менеджмента на конкретных предприятиях, то есть следует говорить о долгосрочной отдаче, поскольку они будут иметь во многом эволюционную природу развития. Та же дыра, которая представляет собой технологическое и инновационное отставание (решение которой систематически откладывалось “на завтра”) расширяется с каждым днем. В итоге, реально можем столкнуться с такой перспективой: российская интеллектуальная элита будет обеспечивать знаниями технологическое превосходство зарубежные экономики при том, что собственная промышленность будет неспособна использовать передовые идеи и знания (по мнению экспертов компании IDC12 , рост американского рынка технологических услуг в ближайшей перспективе будет обеспечиваться индийскими, китайскими и российскими специалистами). Здесь и предстает реальная пропасть между индустриальным и постиндустриальным миром.
Попытаться преодолеть эту пропасть – значит реально заглянуть в завтрашний
день. И тогда представление об управлении информационными ресурсами и знаниями
с точки зрения эффективного взаимодействия бизнеса (в первую очередь промышленного
и финансового секторов) и государства позволит принципиально изменить взгляд
на традиционную индустриальную экономику и новых путях ее развития в направлении
информационного общества, основанного на факторе общего доверия. И это
во многом будет способствовать реализации тезиса современности для государства
– стимулировании спроса на знания, что определит наше общее направление
движения в будущее.
Примечания 1Уэстон Дж.
Концепция и теория прибыли: новый взгляд на проблему. http://gallery.economicus.ru
|
|