Рецензии
Обозреватель - Observer

 

ПОЛЕЗНАЯ И НУЖНАЯ КНИГА ДЛЯ АВТОМОБИЛИСТОВ,
ЭКОЛОГОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ РОССИИ
 

Б.Маринюк, 
доктор технических наук, профессор


        “Этиловый спирт в моторном топливе” – справочное пособие из серии “Производство и оборот денатурированной спиртосодержащей продукции” под редакцией профессора В.В.Макарова.

        Выхлопные газы миллионов автомобилей отравляют атмосферу городов и сельской местности угарным газом, оксидами азота, сажей, оксидами серы и углекислотой. Только в Москве и Московской области вредные выбро- сы от автотранспорта составляют 3200 тыс. т в год. На долю загрязнений воздуха в Москве от  автотранспорта приходится  почти 90%.

        Переход на экологически чистое топливо – водород или электричество – перспектива далекая, так как водород дорог, взрывоопасен и труднотранспортабелен, а электрические аккумуляторы тяжелы и отношение их веса к запасам энергии делает электромобили малорентабельными.

        В качестве меры, которая не снижает полностью, но в значительной степени уменьшает количество вредных компонентов в выхлопных газах, является применение в качестве топлива  или его компонента этилового спирта.

        Спиртосодержащее топливо в США названо газохолом, у нас в России – бензанолом.

        При сгорании в двигателях спиртосодержащего топлива в выхлопе резко сокращается содержание угарного газа (почти вдвое), окислов азота, сажи и неметановых углеводородов.

        В книге приведены результаты исследований спиртосодержащих топлив, влияние спирта на антидетонационные свойства, фазовую стабильность, коррозионные свойства, токсичность и эксплуатационные характеристики топлива.

        Авторы книги указывают, что применение спиртосодержащего топлива немного дороже, чем традиционного товарного бензина, но с позиции экологии – безусловно выгодно. В книге приведен такой пример: в США литр газохола дороже литра обычного бензина на 3 цента. Но благодаря этим трем центам удалось предотвратить попадание в атмосферу 500 тыс. т загрязнений!

        В книге приведены сведения о производстве спирта, предназначенного в качестве добавки к топливу, так называемого,  топливного этанола. Выпуск этого сорта спирта ежегодно увеличивается и в крупных странах, и в маленьких: Финляндии, Нидерландах и даже в Папуа-Новой Гвинеи, где спирт получают из маниока, саго и мелассы. Лишь наша громадная Россия пока в раздумье: надо ли тратить спирт на производство бензанола или по-прежнему чадить бензином – благо нефти у нас пока очень много.

        В книге приведены два важных аргумента в пользу применения спиртосодержащего бензина. Первый из них – улучшение качества бензина за счет октанового числа. При добавлении 5% спирта, бензин А-92 превращается в бензин А-95, а при добавлении спирта и дополнительных присадок, низкокачественный бензин А-80 превращается в А-92 и даже А-95.

        Второй аргумент состоит в том, что применяя спирт, получаемый из возобновляемого сырья (картофеля, зерна, свеклы), мы экономим невозобновляемое сырье – нефть, мировые запасы которой быстро истощаются.

        Авторы указывают, что при использовании спирта, получаемого из растительного сырья, как моторное топливо, мы практически тратим лишь неисчерпаемую солнечную энергию, которая накапливается растениями и, превращенная  в спирт, крутит двигатели. Сумма тепла и углекислого газа,  которые накапливаются растениями при фотосинтезе и тепла и углекислого газа, выделяющихся при сгорании спирта, равна нулю. То есть, ни тепловой, ни химический баланс Земли не нарушаются.

        Во всех странах мира, включая даже постсоветские республики, например, Украину и страны Прибалтики, государства финансируют работы по внедрению спиртосодержащего моторного топлива (за счет сокращения налогов или прямого финансирования исследований и технологий). Лишь в России, где авторам книги удалось даже добиться выпуска ГОСТ на бензанол, такие работы являются результатом деятельности частных фирм и отдельных ученых.

        Выход рецензируемой книги должен привлечь внимание руководителей России к топливному этанолу, этанолсодержащим топливам и изменить их отношение к существующим проблемам.

        Вторая половина книги посвящена информации фирм-производителей автомашин о требованиях, предъявляемых к топливу. Тут и Форд, и Дженерал моторс, и главнейшие фирмы Японии – производители автомобилей.

        Надо отметить, что наш Волжский автозавод  (ВАЗ) испытал спиртованные топлива на отечественных автомашинах и “благословил” применение бензина с 5% добавкой спирта.

   

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]