Статьи |
Обозреватель - Observer
|
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ С.Иванова, доктор философских наук, профессор (Ставропольский государственный университет)
Значительное
количество этнических конфликтов на территории Российской Федерации с момента
её возникновения как суверенного государства в 1991 г. было обусловлено
как политическими, так и экономическими причинами. Пробуждающееся национальное
самосознание представителей этносов, имеющих этническую родину на территории
России, во многом обусловливает рост социальной, политической активности
людей и радикальный перелом в массовом сознании различных этнических групп,
стремящихся опереться на свои культурно-исторические корни, утвердить свою
национальную идентичность.
Например, государство ранжирует этнические группы с точки зрения их лояльности и заслуженных вознаграждений. Другой вариант: одна этническая культура включает нормы и ценности, легко вписывающиеся в механизмы капиталистической рыночной экономики, а вторая, неся на себе заметные черты докапиталистической общинной архаики, оказывается в противоречии с идеологией потребления в процессе развития капиталистических отношений. В результате этнические общности с разной культурой оказываются в разных нишах рыночного пространства. Помимо этого, можно отметить, что многие этносы оказываются внизу этносоциальной и этноэкономической пирамиды не в силу политического или культурного фактора, а потому, что они занимают регионы с крайне неблагоприятными климатическими условиями, бедными почвами и т.п. Нередко этносоциальная стратификация является результатом совпадения традиционного ареала проживания и хозяйствования этнической общности и аграрных или урбанизированных областей. Иначе говоря, одна этническая группа оказывается в социоэкономической пирамиде выше другой (по престижу, уровню образования, уровню жизни и условиям труда и жизни, уровню доступа к благам модернизации, материальным ресурсам и их распределению) не в силу предоставления привилегий первой и дискриминации второй, а просто в силу конкретных исторических и географических условий. Причиной низкого статуса, таким образом, является не этнос как таковой, а совершенно иные факторы. Этническое же неравенство носит сугубо производный характер. Таким образом, стратификация есть форма конкуренции, в которой, более сильные этнические группы ограничивают доступ зависимых групп к социальным ресурсам, включая богатство, власть, и привилегии. Более сильные группы стратифицируют социальные возможности и ресурсы, такие как рабочие места, доступ к образованию, политической власти, и т.д., резервируя лучшее для себя и лишая возможностей более слабых конкурентов для того, чтобы понизить их положение в пределах существующей структуры возможностей. В общем, не лишённым оснований представляется предположение о том, что этническое соперничество и конкуренция являются одними из основных причин социальных изменений. Этнические отношения в обществе обычно бывают или иерархические, или параллельные. По мнению американского исследователя Д.Хоровица, этнические группы или ранжируются в системе этнической стратификации или не ранжируются вовсе1. В случае параллельных групп неравенство проявляется в незначительной степени, каждая группа представляет собой отдельное и цельное сообщество. В случае наличия этногрупповой иерархии доступ к богатству, власти и привилегиям в известной мере определяется этнической принадлежностью. Теоретики конфликта утверждают, что социальные изменения приносят усиление борьбы и межгруппового соперничества, непрерывно восстанавливая этнические границы и этническое сознание и делая их постоянным фактором. Традиционное общество характеризовалось незначительными масштабами производства, базировалось на простом разделении труда, и отличалось чёткой этнической стратификацией и жёсткой кастовой системой; социальная мобильность была фактически невозможна для иерархически подчинённых этнических групп. С появлением индустриального капитализма, полного разделения труда и больших возможностей этнические отношения приобретают черты конкурентных. Это соперничество сопровождается укреплением этнических предубеждений и распространением этнических конфликтов. Поскольку представители различных этнических групп открыто конкурируют в современном обществе, этническая враждебность усиливается, в то время как существующая стратификация предотвращает постоянный конфликт. Социальные изменения принесли с собой этногрупповую конкуренцию, а отнюдь не ассимиляцию или социальную унификацию. В целом можно согласиться с Ньюманом в том, что нормативный акцент на успехе и социальной мобильности предрасполагает представителей различных социальных и этнических групп к тому, чтобы рассматривать друг друга как конкурентов, что, несомненно, повышает возможность конфликта2. Этнический конфликт может быть выражен через обычные каналы или даже выйти за их пределы. В первом случае это будет конфликт, готовый к консенсусу, во втором конфликт с проекцией консенсуса. Использование законности и легальных способов конкуренции характеризует первый вариант, в то время как посягательства на собственность и людей иллюстрируют второй3. Чем значительнее неравенство в богатстве и ресурсах между двумя этническими группами, тем более вероятно, что ущемлённая группа примет участие во втором типе конфликта. Ущемлённая группа обычно не имеет постоянного доступа к социальным каналам для легального выражения своего недовольства социальной структурой и иерархией возможностей, и даже если такой доступ был возможен, ощущавшаяся на протяжении нескольких поколений социальная депривация группы, вероятно, станет побуждающим мотивом для отклонения большинства социальных норм, включая возможности легального проявления своего социального недовольства. Таким же образом, материальный паритет среди этнических групп будет формировать установки конфликта первого типа, и конфликт в этом виде лишь подкрепит основные нормы и учреждения социума. Кроме того, этнические группы менее вероятно будут прибегать к крайним мерам в таких случаях, поскольку они не желают уничтожать общество, в котором они все, до некоторой степени, извлекают выгоду3. В целом, этнический конфликт характеризует современное общество гораздо больше, чем общество традиционное. Чем значительнее неравенство в богатстве и ресурсах, тем более вероятно то, что конфликт будет бескомпромиссным. Соперничество за богатство, власть и привилегии обычно заканчивается доминированием более сильной и богатой этнической группы над более слабыми. Фактически, таким образом конструируется этническая стратификация как форма этнической конкуренции, в которой более мощные группы ограничивают доступ более слабых групп к социальным ресурсам. Однако системы этнической стратификации могут изменяться из-за того, что богатство, власть и привилегии могут быть как приобретены, так и утрачены различными этническими группами. Этническая стратификация берёт своё начало от соперничества за богатство и привилегии, и происходит непосредственно от способности одной этнической группы доминировать над другими или от их конкуренции. По определению Дж.Грабы, этническая стратификация появляется тогда, когда этническая группа доминирует над ее конкурентами. Наряду с соперничеством и властью, третий элемент, этноцентризм как представляется, выступает достаточно важным при конструировании этнической стратификации. Так, Ноэль полагает, что “этноцентризм, соперничество и относительная власть вовлеченных групп составляют набор переменных, которые необходимы и достаточны, чтобы объяснить возникновение этнической стратификации”4. Таким образом, этническое соперничество генерируется и нарастает в процессе социальных изменений. Кроме того, именно политическая власть, а не мера потребностей определяет распределение ресурсов в современном обществе. Мощные группы ограничивают доступ более слабых групп не только к ресурсам, но также и к политической власти, и социальным привилегиям. Следовательно, этническая стратификация также развивается в процессе социальных изменений. Более сильные этнические группы модернизируются, в то время как более слабые не в состоянии сделать это, по крайней мере, до той же самой степени. Политическая власть подтверждает статус более сильной этнической группы, и позволяет предотвратить угрозы ее коллективным материальным и духовным ценностям. Однако власть может быть утрачена доминировавшей группой и с уменьшением властных полномочий, она будет, как правило, стремиться удержать свои позиции, пусть и не в полном объёме. Политическая власть определённой этнической группы базируется на её превосходящей численности (что, однако, не является абсолютно необходимым условием), на её способности удерживать контроль за распределением ресурсов и на её способности мобилизовать эти ресурсы5. Численно более крупная этническая группа имеет большие шансы занять доминирующее положение при прочих равных условиях, в первую очередь, это касается степени модернизации. Тем не менее, борьба за ресурсы зачастую бывает очень упорной. Основной элемент, позволяющий приобрести политическую власть и привилегии, – это контроль этнической группы над средствами производства или получение в распоряжение группы избыточного продукта. Если все другие условия равны, то более активное сальдо группы в итоге трансформируется в политическую власть. Ресурсы власти группы должны быть мобилизованы для того, чтобы доминировать над другими группами в системе этнической стратификации. Мобилизация властных ресурсов зависит от внутренней сплочённости группы, объёма и ликвидности её ресурсов. Иными словами, чем большую совокупность ресурсов группа имеет, тем в более широком диапазоне она может применить свою политическую власть и достигнуть или укрепить своё доминирование в государстве. В целом, основной конфликтогенный потенциал этноэкономической стратификации общества заключен не столько в ней самой, сколько в ее динамике. Резкое изменение экономической структуры общества, активное движение “вертикальных лифтов”, изменяющих статус социальных слоев общества, повышает значимость места этнопрофессиональных групп в этноэкономической стратификации общества. Быстрое повышение экономического статуса одной из этнических групп, особенно если эта группа является этническим меньшинством, воспринимается другими этническими группами как получение незаслуженных преимуществ, как результат недобросовестной конкуренции и нечестности. В обеспечении механизмов рационализации и легализации конфликтных процессов в трансформирующемся обществе одна из главных ролей принадлежит государству. Экономические отношения между гражданином и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем должны строиться на принципах социального партнерства. Государство как посредник и гарант должно обеспечивать равные возможности удовлетворения экономических интересов, понятные и стабильные правила “экономической игры” для представителей различных этнических групп. При этом имеется в виду не прямое вмешательство государства в экономику, а опосредованное влияние через формирование экономико-правового механизма согласования конкурирующих интересов. Ошибки и непоследовательность российского руководства в региональной политике могут еще больше осложнить национальные отношения и подорвать стратегическое влияние России в регионе, а дальнейший спад промышленного производства и снижение жизненного уровня населения будут препятствовать мерам по снижению этноконфликтной напряженности в регионе. Примечания 1 Horowitz
D. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley, 1985. P. 274.
|
|