Рецензии
Обозреватель - Observer

НОВЫЕ ИДЕИ И СОВРЕМЕННЫЙ ВЫЗОВ
ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ МИРА



 

Т.Булыгина,
доктор исторических наук, профессор

         В издательстве Ставропольского государственного университета (СГУ) вышла книга “Социальное времяведение. Философский взгляд на проблему формирования общеевропейского пространства высшего образования”.
          Авторы книги доктор философских наук, профессор В.И.Каширин и кандидат философских наук О.В.Каширина, представляя оригинальную авторскую теорию социального времяведения, в качестве стратегической цели функционирования этой теории ставят создание путей гуманизации науки и учебного процесса. При этом они подчеркивают, что процесс гуманизации высшей школы должен быть условием вхождения России в общеевропейское пространство высшего образования.
          В Послесловии ученые выражают надежду, что их идеи о социальном времяведении будут востребованы современным российским социумом. Как работников высшей школы их волнует судьба гуманитарного образования в мире и России. Они прекрасно осознают, что механический возврат старой системы высшего образования в современных условиях глобализации невозможен. Однако и современное состояние гуманитарного знания в европейском и отечественном образовательном пространстве оставляет желать лучшего. Поэтому В.И.Каширин и О.В.Каширина предлагают собственное научное решение задачи повышения статуса гуманитарного знания в высшей школе.
          По мысли исследователей, которые отталкиваются от представлений В.И.Вернадского о науковедении, временное измерение является фундаментальной категорией науки и может определяться термином “времяведение”. В объяснении сущности времяведения авторы используют собственную трактовку социального времени. Они впервые рассматривают социальное время как форму существования социального самосознания человека. Она вбирает в себя диалектику геологического времени неживой природы, триалектику биологического времени живой материи и развивается в диалектическо-триалектическом взаимодействии энергии коллективно-пространственной горизонтали (цивилизационного выбора) и синергии индивидуально-временной вертикали (информационного отбора) в цивилизационном времени субъекта.
          На основе этих рассуждений философы рассматривают социальное времяведение как область знания, которая охватывает энергию человеческой культуры и механизм действия антропного принципа на планете Земля. В связи с этим, социальное времяведение может служить укреплению связи между теорией и практикой, философией и наукой, между естественными, техническими и гуманитарными науками, между личностью и обществом, между государствами и цивилизациями на основе создания единого, всем понятного языка, не только в лингвистическом, но и в научно-философском смысле.
          В монографии В.И.Каширин и О.В.Каширина в качестве основного тезиса формулируют идею о приоритетности социального времяведения в учебном процессе.
          Их аргументация основана на сравнительном анализе природы социального пространства и социального времени. Любое социальное пространство (структура-состояние), в том числе и образовательное, обладает лишь субстанциональной (пассивной) первичностью, а функциональная (деятельностная) первичность принадлежит социальному времени (структуре-процессу).
          Применение данного теоретического построения к процессу высшего образования убеждает читателей в том, что социальное времяведение должно стать стержневой основой этого процесса. Более того, авторы видят и формы реализации социального времяведения как в профессиональном самосознании любой учебной дисциплины, так и в виде специального гуманитарного цикла “Основы социального времяведения”.
          Импонирует, что ученые, рассматривая мировую науку как контекст, особое место уделяют характеристике русского периода в учении о времени. Это позволяет им прийти к выводу о том, что у российской науки и образования есть тот багаж, с которым она может равноправно войти в общеевропейское пространство высшей школы. В частности, речь в монографии идет о приоритетности гуманизации науки и образования в российском обществе.
          Именно это обстоятельство позволяет России оговаривать условия вхождения отечественной высшей школы в Болонский процесс. Главным среди этих условий может быть только общее понимание того, что Европе, как и всему миру, нужен не просто компетентностный подход, но гуманитарно-компетентностный. Это вполне соответствует идеям русского космизма, сторонниками которого являются авторы монографии.
          Один из продолжателей идей космизма, академик Н.Н.Моисеев писал: “Как бы ни были сложны естественнонаучные проблемы, они все-таки бесконечно проще проблем гуманитарных, проблем познания самого человека, мотивов его поведения… Тонкая, ювелирная согласованность человеческого поведения с требованиями окружающей среды – характерная особенность наступающей эпохи. Она требует нового миропонимания, новой нравственности и, в конечном итоге, нового духовного мира”1 .
          Для достижения общеевропейским высшим образованием гуманитарно-компетентностого уровня, надо, по мысли философов, чтобы социальное времяведение, основываясь на синтезном мышлении, стало гуманитарной составляющей высшего образования всей Европы, ориентированной на цивилизационные и общечеловеческие ценности. Для этого авторы предлагают организовать обязательную учебную дисциплину “Основы социального времяведения” и создать единый Международный учебник для университетов и отраслевых вузов по социальному времяведению.
          В монографии представлена авторская концепция, структура и принципы такого учебника. Исследователи рассматривают курс “Основы социального времяведения” как обязательную учебную дисциплину для технических и естественнонаучных специальностей и рекомендуют его изучение студентам, аспирантам и преподавателям по социальной и русской философии, организаторам науки и образования, наконец, специалистам по Болонскому процессу.
          Курс может включить в себя в интегрированном виде не только гуманитарные и философские науки, но и отразить профессиональное самосознание естественных и технических наук. 
          Исходя из своего педагогического, социального и научного опыта, ученые предлагают план дальнейшей разработки этой учебной дисциплины. Они предлагают выделить в ней пять разделов: 
          1. Дидактика социального времяведения, 
          2. Гипотеза о метавремени культуры,
          3. Концепция культуры времени,
          4. Философский диагноз времени,
          5. Профессиональное самосознание науки.
          Хорошей экспериментальной площадкой для введения учебного курса по социальному времяведению ученые называют либо один из ставропольских технических вузов, либо естественно-научные (негуманитарные) специальности классического университета, каким является СГУ.
          Наряду с учебником по “Основам социального времяведения” В.И.Каширин и О.В.Каширина предлагают создать учебник по “Профессиональному самосознанию науки”.
          На наш взгляд, предложение о введении и учебно-методическом обеспечении такой интегративной дисциплины в виде эксперимента привлекает, с одной стороны, своей взвешенностью и осторожностью. Ибо экспериментальный опыт поможет выявить эффективность и просчеты предлагаемого курса, а с другой – как научная идея, это предложение плодотворно в условиях нарастания информационных потоков в мире.
          В книге как раз и осуществляется поиск структурирования этого растущего в геометрической прогрессии потока информации, что, несомненно, связано с необходимостью структурирования времени. Проблема времени наиболее остро стоит в образовании, которое, как и общество, страдает дефицитом гуманизма. Совершенно очевидно, что, простое увеличение количества гуманитарных дисциплин, а также времени их изучения, то есть использование экстенсивных средств эту проблему не решает. В этих условиях интенсификация учебного процесса возможна, по мнению авторов, только через структурирование информации. Структурирование философско-гуманитарной информации может быть осуществлено при помощи преподавания “Основ социального времяведения”, а создание структурных форм естественно-научного знания – при помощи профессионального самосознания науки, которое философы рассматривают как метаобразование.
          Как показал эксперимент по муниципальному самоуправлению, проведенный на Ставрополье, подобный опыт способствовал росту авторитета края в общероссийских рамках.
          Можно согласиться с авторами книги, что удачно проведенный эксперимент по интенсификации учебного процесса в вузах даст возможность региону одному из первых войти в общеевропейское пространство со своим гуманитарно-компетентностным подходом к высшему образованию.
          Создание международных учебников способно сблизить российское и общеевропейское образовательное пространство-время.
          Сегодня, когда состоялся указ Президента РФ о создании Ростовского национального университета, привлекательна идея об организации эксперимента в этом инновационном образовательном комплексе.
          Содержание эксперимента авторы исследования видят не только в создании учебной дисциплины и обеспечении ее учебниками, но и в создании в вузах-полигонах эксперимента кафедр социального времяведения. Они предлагают со временем передать вновь созданным кафедрам функции координатора в преподавании гуманитарных циклов для технических и естественных специальностей с тем, чтобы учебный процесс был приведен в соответствие с международной практикой.
          Вместе с тем, ученые полагают, что их идеи позволят организаторам и управленцам российской системы высшего образования провести работу с коллегами европейских стран для признания отечественного опыта интеграции гуманитарного знания. Ускорение и глобализация социальной практики заставляет понять предупреждение философов об опасности риска запоздать при ответе на вызов времени.
          Текст монографии привлекает и своей открытостью для продолжения разговора в профессиональной и широкой общественной среде, и озабоченным, искренним тоном неравнодушных к проблемам нашего образования и будущего России ученых-педагогов.
          Внимательное прочтение монографии позволяет говорить только о первых шагах на пути разработки нового научного направления, которым является социальное времяведение. Ключевые тезисы авторов носят пока постановочный характер и требуют дальнейшего обсуждения широким кругом гуманитариев: философами, историками, социологами, культурологами, педагогами. Только заинтересованный диалог ученых и практиков вдохнет в идею, предлагаемую ставропольскими учеными, ту жизнь, о которой мечтают авторы монографии.
 
 
Каширин В.И., Каширина О.В.
Социальное времяведение. Философский взгляд на проблему
формирования общеевропейского пространства высшего образования.
Ставрополь, 2006. 112 с.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]