Экономика |
Обозреватель - Observer
|
РОССИЯ ВСТУПАЕТ В ВТО
Три варианта. Какой эффективнее?
Елена Ведута,
доктор экономических наук, профессор Правила ВТО требуют прозрачности и предсказуемости действий участников рынка, которые сегодня отсутствуют в российской экономике, но очень ей необходимы. Уже в этом смысле принципиальное решение руководства России о вступлении в ВТО можно оценить положительно. Однако существует множество концепций формирования переговорной позиции российской делегации. Классификаций этих концепций может быть сколь угодно много, но их коренное отличие состоит в видении будущего России. Это и определяет, в конечном счете, сроки и условия вступления в ВТО, алгоритм переговоров и приведения законодательства РФ в соответствие с нормами и правилами ВТО, положительные и отрицательные оценки последствий вступления. В зависимости от видения будущего России
можно выделить 3 основных похода к определению сроков и правил вступления
России в ВТО.
Быстрая либерализация национальной экономики Одним из условий вступления России в ВТО является отказ государства от поддержки своих производителей, означающей применение демпинга по отношению к другим странам. Страны-члены ВТО требуют от России снизить импортные тарифы на поставки в страну автомобилей, гражданских самолетов, сельскохозяйственной и другой продукции. Другое ключевое направление - облегчение приобретения юридическими и физическими лицами других стран контрольных пакетов акций финансовых, телекоммуникационных, энергетических предприятий России. Приверженцы быстрой либерализации и полной открытости национальной экономики (И.Хакамада и др.) считают, что вступление в ВТО позволит ликвидировать власть отечественной бюрократии. По мнению экспертов США и ЕС, краткосрочные потери России от большей либерализации движения товаров, услуг и капиталов будут компенсированы выгодой в долгосрочном плане от притока инвестиций. Еще большей либерализации экономики России потребовал Е.Серов, руководитель аналитического центра ИЭПП. Критикуя аграрную политику США и ЕС за солидные субсидии сельскому хозяйству, он предложил России вступить в Кернскую группу (Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Аргентина) и ликвидировать прямую государственную поддержку аграрного сектора. О большей либерализации настаивает и Китай, требуя снять ограничения на въезд иностранной рабочей силы. Быстрая либерализация национальной экономики с надеждой на долгосрочные выгоды России в результате вступления в ВТО без соответствующего экономического обоснования, по сути, означает хаос в принятии решений, что противоречит требованиям ВТО - прозрачности и предсказуемости действий участников рынка. Уравнение внешних и внутренних тарифов на электроэнергию и газ (без проведения необходимых расчетов), хаотический поток товаров и услуг членов ВТО на российский рынок даст дополнительный импульс всем уже имеющимся негативным тенденциям развития российской экономики. В России будут свертываться неконкурентоспособные производства, усиливаться сырьевая ориентация и отток инвестиций, расти безработица и обнищание населения, снижаться реальная платежеспособность национальной валюты. Обещанная бюрократией США, ЕС и АТР
масса выгод России из-за притока инвестиций, решения антидемпинговых проблем,
отмена поправки Джексона-Вэника и др. не смогут сдержать ускоренный развал
российской экономики. В их распоряжении появится дополнительный механизм
- ВТО, позволяющий удешевлять рабочую силу России за счет массовых увольнений
работников с неконкурентоспособных производств и, следовательно, удешевлять
выкачиваемое российское сырье для развития своих стран. При таком сценарии
можно согласиться с критиками быстрого вступления в ВТО, требующих государственную
поддержку неконкурентоспособных, но необходимых для равновесного развития
российской экономики отраслей.
Переходный период с государственной поддержкой отечественного бизнеса В соответствии с нормами ВТО отечественной бюрократии придется ограничить свою власть в установлении таможенных барьеров для иностранных предприятий. Однако при снижении импортных тарифов такие отрасли, как легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство, химическая, автомобильная, авиастрои- тельная и электронная промышленность, ЖКХ, розничная торговля могут быть уничтожены. Постоянный рост тарифов на продукцию естественных монополий не позволит выпускать в этих отраслях конкурентоспособную продукцию и услуги без государственной поддержки. Поскольку все российские товаропроизводители, кроме сырьевиков, не смогут конкурировать с США, ЕС и АТР, использующими скрытые формы поддержки своих корпораций, отечественные бизнесмены резко выступают против быстрого вступления в ВТО. Они требуют переходный период для приведения законодательства РФ в соответствие с нормами ВТО и подготовки управленческих кадров, эффективно работающих в новых условиях, в течение которого осуществляется государственная поддержка неконкурентоспособной продукции. К мнению товаропроизводителей присоединяются отечественные банки. Они считают, что открытие финансовых границ не позволит им обеспечить поддержку секторам реальной экономики и усилит зависимость России от иностранных капиталов, что ставит под удар экономическую безопасность государства. Поэтому они требуют длительный переходный период, в течение которого вводятся ограничения для иностранных банков. Как правило, идеологи длительного переходного
периода с государственной поддержкой отечественного бизнеса (С.Глазьев
и др.) критикуют правительство в связи с отсутствием у них представлений
о будущем России и системных оценок последствий ее вступления в ВТО. Однако
в этом можно упрекнуть их самих. Не имея модели будущего России и, следовательно,
алгоритма переходного периода, в основе государственной поддержки тех или
иных отраслей будет по-прежнему лежать лоббирование, что представляет собой
разновидность хаоса. Защита от конкурирующего импорта с постоянным предоставлением
правительственных субсидий - это бесперспективный путь в сторону протекционизма,
ведущего к снижению реальной платежеспособности национальной валюты и,
в конечном счете, к хаотической либерализации или автаркии с нищим населением.
Переходный период на базе стратегического планирования экономики Для всего прошлого века характерно циклическое развитие мировой экономики по фазам "инфляция - дефляция", предполагающим значительную экспансию или сжатие денежной массы и, следовательно, отсутствие автоматических механизмов, восстанавливающих равновесие. Такой порядок усиливает власть производителей-монополистов в установлении цен на рынке, что противоречит основному принципу функционирования системы ВТО - свободной конкуренции, когда стратегии производителей зависят от предпочтений конечных потребителей. В современных условиях глобализации реализация принципов функционирования ВТО - свободной конкуренции, "прозрачности" и "предсказуемости" правил торговли невозможна без стратегического планирования с применением динамической системы межсекторного баланса (МСБ), выражающего экономические взаимосвязи государств, блоков, транснациональных корпораций. Имитационное моделирование механизма свободной торговли в динамическом МСБ позволяет рассчитать варианты долгосрочных планов устойчивого развития экономики за счет эффективного использования ресурсов в национальном и мировом масштабах. Каждому плану соответствует своя система цен производителей. Расчет этих цен на базе динамического МСБ облегчит устранение барьеров, возникающих в ходе переговоров, по вопросам установления таможенных тарифов и тарифов на продукцию естественных монополий. Кроме того, координация на основе модели стратегий отечественного бизнеса, ориентирующего на рыночные цены конечных потребителей, поможет государству определить эффективную инвестиционную политику в условиях конкурентной мировой экономики, предоставляющей конечным потребителям более широкий выбор и более низкие цены. Единственным количественным ограничением объема импорта останется объем экспорта, учитывающий необходимые выплаты по внешней задолженности. Отказ от этого ограничения требует переходного периода, в течение которого будет налажено стратегическое планирование рыночной экономики в мировом масштабе. Подход к развитию России на основе стратегического планирования позволяет разработать систему условий ее вступления в ВТО как в национальных интересах, так и в интересах сохранения глобальной стратегической стабильности. Разработка этой системы будет способствовать реализации Декларации Министров, принятой в апреле 1994 г. на встрече в Марракеше, об усилении вклада ВТО в координацию экономической политики во всем мире для обеспечения открытой и честной конкуренции бизнесменов стран-членов ВТО. Примечание Статья подготовлена при поддержке
РГНФ (грант № 01-02-00065а).
|
|