Штрихи к портрету
Обозреватель - Observer

 ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ


Встречи с Рудольфом Керером



 

Тамара Толчанова,
заслуженный работник культуры РСФСР

 
Дорогой, Рудольф Рихардович!
На днях я прослушал сделанную Вами для грампластинки запись моей сонаты. Я всегда знал Вас как прекрасного, исключительного по масштабу дарования артиста и любил Вашу мощную и вдохновенную игру.

Слушая запись, я испытал те счастливые и, к сожалению, чрезвычайно редкие минуты, когда автор слышит свое сочинение так, как он его себе мысленно представляет. Я бы мог много Вам написать по поводу Вашей замечательной игры, ее размаха и силы внутреннего напряжения и огня, если бы не боялся показаться нескромным, ибо речь идет о моей музыке.

Поверьте, Вы доставили мне минуты истинной радости, особенно дорогой мне в настоящее время.

Крепко жму Вашу руку. Г.Свиридов
20 декабря 1971 года.

Мне случайно попало в руки письмо композитора Георгия Васильевича Свиридова, адресованное пианисту Р.Р.Кереру. Композитора, к сожалению, нет в живых, а с пианистом мне посчастливилось не так давно встретиться на его юбилейном вечере, посвященном 75-летию со дня рождения, где он подарил мне свою фотографию.

Передо мной фото пожилого, но не старого мужчины с тонкими чертами лица и удивительно молодыми живыми глазами. А мне вспомнилась первая встреча с этим замечательным человеком.

Август 1961 г. В курортный поселок Кисловодск приехал на гастроли Московский государственный оркестр симфонической музыки. В программу открытия гастролей включен Первый концерт для фортепьяно с оркестром П.И.Чайковского. Солист - Лауреат конкурса пианистов Рудольф Керер.

Накануне концерта, рано утром, в мой кабинет филармонии раздается нерешительный стук в дверь.

- Войдите.

Передо мной - высокий молодой мужчина с красивыми тонкими чертами лица, вьющейся шевелюрой темных волос и удивительно живыми карими глазами.

- Здравствуйте, моя фамилия Керер.

Посетитель положил на стол документы на концертные выступления. Меня удивило, что лауреат конкурса сам занимается чисто административными вопросами. Обычно эту функцию исполняет администратор или сопровождающий исполнителя.

- Скажите, Вы один приехали?

- Да, а что? - удивился исполнитель.

Я проводила гостя в гостиницу при филармонии. А минут через 15 пианист вновь появился в моем кабинете.

- Могу ли я ознакомиться с инструментом, на котором завтра буду играть?

- А Вы позавтракали, отдохнули с дороги?

- Спасибо, я перекусил в вагоне.

Мне хотелось сказать, что помещение, где инструмент, еще закрыто, т.к. рано, но я пошла к дежурному на пост, взяла ключи от помещения и проводила посетителя.

Пианист быстро пробежал несколько раз пальцами по клавишам. Я поняла, рояль "стонал", а не "пел".

- Сегодня же будет настройщик, все будет в порядке, - успокаивала я.

- А можно я сам настрою инструмент? - В руках у пианиста появился камертон.

Впервые я увидела, что пианист, лауреат конкурса, не высказав претензий, сам настраивает инструмент. Более двух часов Рудольф Рихардович настраивал рояль, пока не привел в порядок.

На следующий день концерт прошел блестяще. Кисловодская публика (зал на 1000 мест был переполнен) услышала впервые пианиста Керера, и он покорил ее. Меня поразила скромность, застенчивость, выдержка этого талантливого человека.

Так состоялось наше первое знакомство.

В дальнейшем Керер неоднократно приезжал на Кавказские Минеральные Воды. Я многое узнала о его жизни.

В 1923 г. в Тбилиси в семье масте-ра музыкальных инструментов родился первенец, одаренный мальчик. С 6 лет он начал учиться игре на фортепьяно у лучших педагогов города. Когда ему исполнилось 12 лет, был объявлен конкурс "вундеркиндов". Керер одержал победу и был принят в группу одаренных детей при Тбилисской консерватории. Учился успешно и, как исключение за особые способности и исполнительские данные, ему разрешили концертные выступления. Казалось, жизнь складывалась успешно. Но 18 октября 1941 г. все рухнуло.

Его с матерью и братом отправили в ссылку в далекий Казахстан, в глухой поселок Пахтаран. Какое они совершили преступление? Их вина в том, что они родились немцами по национальности. А на страну вероломно напали немцы-фашисты.

В этом глухом поселке на положении ссыльного прошло 13 лет жизни. Каждый месяц в течение 13 лет приходилось являться в милицию на "отметку". В поселке не было возможности учиться музыке. И Керер поступает заочно учиться на физико-математическое отделение Чимкентского педагогического института. Ему как заочнику-отличнику разрешили один раз в год выезжать на сдачу экзаменов.

Закончив заочно институт, получив диплом преподавателя, он стал учителем в местной школе.

Но музыка, музыка навсегда поселилась в его душе. Не имея инструмента, он сделал деревянные клавиши и репетировал, "играл" на "инструменте", не издававшем звуков. Так он подготовился к поступлению в консерваторию и прошел по конкурсу, но не на первый, а сразу был принят на третий курс Ташкентской консерватории. Это уникальный случай в музыкальной жизни.

В 1961 г. был объявлен очередной Всесоюзный конкурс молодых исполнителей. Возраст был определен от 18 до 32 лет. Кереру шел 38-й. "Но ужасно хотелось испытать силы, и я рискнул заявить об участии в конкурсе. Решил состязаться с молодыми талантами, такими, как Валерий Карамышев", - с улыбкой говорил Рудольф Рихардович.

Керер прошел первым все три тура, единственным исполнителем, набравшим максимальную сумму в 50 баллов из 50 возможных. Это стало сенсацией.

Пресса писала: "Это взошла новая звезда - пианист зрелый и мудрый".

Сразу после оглашения результатов - перевернулась вся жизнь… к лучшему. Ректор Московской консерватории Александр Васильевич Свешников пригласил лауреата на работу в штат преподавателем фортепьянной музыки, а Московская филармония зачислила солистом-исполнителем.

В этот счастливый год Рудольф Керер приехал на гастроли в Кисловодск.

Имея огромный исполнительский репертуар, он был востребован во многих городах страны.

На вопрос, кого из композиторов он предпочитает исполнять в концерте, пианист отвечает: "Некоторые музыканты акцентируют свое внимание на произведениях очень ограниченного круга авторов. К примеру, Гленн Гульд великолепно, неподражаемо играет Баха и, на мой взгляд, плохо исполняет Брамса. И многие считают, что ему следует целиком посвятить себя Баху - это может стать эталоном прочтения наследия композитора. На мой взгляд, хороший музыкант должен играть все. Я стараюсь исполнять в концертах многих композиторов.

Когда я играю Шопена, мне кажется, он самый лучший, самый романтичный. Когда играю Шумана, думаю: нет, Шуман проникновеннее. Играю героического Баха - и пальму первенства отдаю ему. Не говоря уже о музыке Чайковского".

Шли годы. Пианист продолжал совершенствовать свой исполнительский репертуар и был востребовал не только на Родине, но и за ее пределами.

Посещая музей-квартиру В.И.Ленина в Кремле во время экскурсии, я обратила внимание на прекрасное исполнение сонаты "Аппасионата" Бетховена, звучавшее в звукозаписи.

- Кто исполнитель? - обратилась я к заведующему музея-квартиры Александру Николаевичу Шефову.

Вот что он мне сообщил.

Владимир Ильич очень любил это произведение и часто его слушал. У меня возникла мысль: пусть в гостиной, как это было при Ленине, когда он здесь жил, звучит соната "Аппасионата". Были прослушаны многие пианисты-исполнители этого произведения. Лучшим был признал Рудольф Керер. Сделана звукозапись в его исполнении и более 12 лет при проведении экскурсии исполнялась эта запись, которую Вы сейчас слушали.

Режиссером Виктором Лисаковым снят документально-художественный фильм "Ленин слушает музыку". Исполнителем сонаты на фортепьяно был снят Рудольф Рихардович.

Сейчас не сохранился музей-квартира Ленина в Кремле. Все ее экспонаты, мебель, библиотека и запись сонаты перенесены в музей Ленина в Горках.

Признание как прекрасного преподавателя фортепьянной музыки, так и солиста-исполнителя не покидало Керера 29 лет. Хотя появилось множество других имен.

Вновь хочется привести слова композитора Георгия Свиридова, написанные уже в 1983 г.:
 

Дорогой Рудольф Рихардович!


Сердечный привет и самые добрые пожелания в связи с Новым годом!
…Время идет, пианистов бездна, но Керера не видно среди них.

Г.Свиридов.
Москва, 27.12.1983 г.

Керер получил звание профессора музыки, Лауреата Государственной премии России, Народного артиста РСФСР. Его приглашают с выступлениями и на преподавательскую работу за границу. А на Родине - застой и неопределенность. Порой с трудом мог обеспечить оплату квартиры. Он по контракту дает согласие на работу за рубежом. Такое же положение сложилось и у Дмитрия Башкирова.

Керер достойно нес славу своего Отечества. Казалось бы, Родина должна гордиться своим сыном и приветствовать все приглашения. Она должна была взять в свои руки заключение контрактов, извлекая пользу и для исполнителя, и для страны. Так нет же. Р.Керера и Д.Башкирова в 1994 г. освободили от профессорских должностей Московской консерватории, и он был вынужден уехать жить за границу. Истинные патриоты, они не приняли гражданства другого государства. Они, как Шаляпин, всем своим существом оставались с Родиной.

Шаляпин до последних своих дней мечтал: "В русский театр, на русскую сцену". Но "отец всех народов" отказал великому певцу.

Керер тоже не признает "другой Родины". Свое 75-летие он отмечает в Москве. Мне посчастливилось быть на его юбилее в Зале филармонии им. Чайковского и в Большом зале Государственной консерватории. Слушатели стоя приветствовали юбиляра и радовались, что он полон творческих исполнительских сил и доброго здоровья. У меня звучат слова, сказанные юбиляром: "Счастье чувствовать себя своим и нужным на Родине".

Рудольф Рихардович неоднократно приглашается в состав жюри международных конкурсов музыкантов-исполнителей.

На вопрос: Как Вы относитесь к конкурсам? пианист отвечает:

- По-моему, они активно превращают искусство в спорт. Хотя без конкурсов молодым артистам не пробить дорогу на концертную эстраду, но, с другой стороны, конкурсы подчас губят истинные дарования. И, прежде всего, виной тому бессовестные действия многих членов жюри, озабоченных, прежде всего, тем, чтобы протолкнуть своих: они не думают о том, что ломают судьбы молодых, что талантливые музыканты, видя творящуюся несправедливость, теряют веру в себя. В Москве прошел международный музыкальный конкурс молодых исполнителей. Но среди членов жюри фамилии Керера не было.

Он очень скучает о Родине. Было время мы "разбрасывали камни", настало время "собирать камни", дорогие для России. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]