Экономика
Обозреватель - Observer



 ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
И БИЗНЕСА*


Концессии как одна из форм
партнерства в ЖКХ

И.Бородычева,
аспирант Российской академии
государственной службы

 

       По мере перехода к рыночной экономике в нашей стране начала складываться новая институциональная структура хозяйства, осуществляются кардинальные изменения в системе экономических отношений государства и частного сектора. За последние годы существенно сократился в экономике государственный сектор, а функции управления важнейшими объектами жизнеобеспечения стали постепенно передаваться частному бизнесу. Эйфория первых лет реформирования отношений государства и частного сектора - рейганомика, тэтчеризм (80-90-е годы), шоковая терапия в нашей стране (90-е годы) постепенно сменилась трезвыми оценками возникших трудностей.

       В современном понимании хозяйственное партнерство государства и частного сектора представляет собой институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом для реализации общественно значимых проектов во всех сферах экономики.

       Система партнерских отношений между государственным и частным секторами является одним из основополагающих элементов теории смешанной экономики. Необходимость ее создания вытекает из двух постулатов либеральной концепции развития:

       - соответствия между формированием институтов частной собственности и процессом ускорения экономического роста;

       - более высокой производительности и эффективности экономики, основанной на частной собственности в сравнении с хозяйством, базирующимся на государственной собственности и прямом государственном управлении.

       Согласно либеральной концепции, экономический эффект от партнерства государственного и частного секторов состоит в том, что общество должно получать более качественные товары и высокий уровень обслуживания при сокращении издержек.

       Существует множество классификаций разновидностей, форм, типов и видов партнерств государства и бизнеса в хозяйственной сфере. В качестве критериев отнесения к той или иной структурной группе обычно выступают отношения собственности (владение, пользование, степень зависимости от государства, в первую очередь, в вопросах финансирования и разделения рисков и другие параметры). К основным видам партнерства следует отнести систему контрактных отношений, соглашения о разделе продукции, арендные отношения, лизинг, совместные предприятия. Во всех вышеперечисленных формах государство активно вмешивается в текущую инвестиционную, производственную и административно-хозяйственную деятельность сотрудничающих фирм, а в партнерствах - в форме участия в капитале - государство присутствует постоянно.

       Большой исторический опыт в области партнерств государства и частного сектора, развитая и сравнительно легко адаптируемая институциональная среда позволили развитым странам довольно эффективно начать в 90-х годах отработку новых механизмов партнерства, обеспечивающих увеличение значения частного сектора в развитии производств, традиционно находившихся в государственной собственности.

Концессионные отношения

       Концессионная форма управления как элемент управления активами государства является одной из главных форм управления предприятиями в современных условиях.

       Концессионные соглашения являются контрактной формой. Основное отличие от административных контрактов в том, что концессионер привносит в производство свои собственные активы. Он несет инвестиционный и коммерческий риски в оговоренных в концессионном договоре пределах в течение длительного периода.

       Кроме того, по соглашениям о разделе продукции партнеру государства принадлежит только часть произведенной продукции, а в концессиях концессионер является собственником всей выпущенной продукции. Даже если согласно концессионному договору государство получает часть налогов и других платежей, например, концессионных, в натуральном виде, то это не раздел продукции, а только замена одной формы расчетов другой, более удобной и устраивающей обе договаривающиеся стороны.

       В концессиях вся произведенная продукция принадлежит концессионеру на правах собственности.

       Концессия в большинстве случаев предполагает аренду, но не сводится к ней. Концессия распространяет свое действие только на объекты публичного права: государственную и муниципальную собственность, природные ресурсы, публичные службы и виды деятельности, на которые имеется государственная монополия.

       Следует также отметить огромное преимущество концессионных отношений перед приватизацией государственной собственности.

       При приватизации государство изолируется от экономической деятельности. При концессионировании государство передает частному бизнесу часть экономических, организационных, управленческих функций в отношении государственных объектов или права владения государственной собственностью на строго определенное время и согласованных концедентом и концессионером условиях.

       При концессионных отношениях государство сохраняет определенную хозяйственную активность. Его деятельность рассматривается как проявление государственного вмешательства и контроля за экономическими процессами.

       В экономической практике западных стран концессии часто трактуются в расширенном смысле как полу-приватизационная форма разгосударствления (semi-privatization).

       Трактовок понятия "концессия" в современной отечественной и зарубежной научной литературе и нормативных документах множество, в первую очередь, благодаря многоаспектности концессионных отношений и, как следствие - отражением в каждом из определений лишь отдельных сторон.

       В странах ЕС, где модели управления государственным имуществом близки и концессионное законодательство насчитывает более чем вековую историю, имеются существенные различия в трактовке понятия. Это отмечается, в частности, в новых правилах Общего рынка, принятых Еврокомиссией (декабрь 1999 г.). В соответствии с директивой ЕС 93/37/ЕЕС дано определение концессии как "акта передачи общественной властью находящихся в ее собственности объектов инфраструктуры или других общественных служб третьей стороне для осуществления управления ими при условии принятия последней на себя предпринимательского риска и обязанностей по эксплуатации оборудования"1.

       Различия в трактовке понятия "концессия" в разных странах определяются несколькими факторами: законодательными традициями отдельных стран, правовой природы концессий, уровнем развития хозяйственного права, степенью ориентированности закона о концессиях на привлечение зарубежных инвестиций.

       В общем контексте под концессией понимается система отношений, при которой государство или муниципальное образование (концедент) для достижения общественно значимых целей передают концессионеру - физическому или юридическому лицу - право осуществлять (как правило, на договорной основе) некоторые из своих функций по владению, пользованию, а при определенных условиях и распоряжению государственной и, соответственно, муниципальной собственностью в течение срока действия концессионного договора.

       В более утилитарном смысле концессия представляет собой передачу концессионеру объекта государственной (муниципальной) собственности для строительства, модернизации, реконструкции, эксплуатации, управления, обслуживания и т.д. на определенных, закрепленных в договоре условиях и в соответствии с концессионным законодательством.

       Отношения, в которые вступают концессионер и концедент, имеют множество измерений, действуют постоянно и могут принимать самый различный оборот в продолжение концессии.

       В период либерализации экономики концессионный механизм стал важным инструментом экономической политики государства более чем в 120 странах мира. В этих странах концессии признаны как один из главных инструментов институциональных реформ в отраслях производственной инфраструктуры: транспортной, ЖКХ, электроэнергетике, недропользовании и других.

       Из зарубежного опыта можно сказать, что концессии раньше находили применение преимущественно в недропользовании, но в 90-е годы в концессию стали передаваться и иные объекты государственной собственности. Особую и возрастающую роль эта форма хозяйствования начинает играть в отраслях производственной инфраструктуры, составляющих основу систем жизнеобеспечения экономики и общества, традиционно находившихся в государственной собственности: электроэнергетике, водном транспорте, коммунальном хозяйстве, магистральной транспортировке газа и нефти и т.п. Распространение концессий на новые сферы и совершенствование их хозяйственного механизма - главная характерная черта развития концессий в настоящее время.

       Другая особенность современных концессий заключается в существенном расширении географических границ их использования.

       Концессии представляют собой во многих случаях успешный вариант преодоления противоречия между свободным рынком и прямым государственным управлением в условиях перехода от централизованной экономики к рыночной. В отечественной практике переход от централизованной экономики к рыночной был осуществлен за счет приватизации. На Западе пошли не по пути приватизации государственной собственности, а по пути ее передачи в частные руки на основе концессионных соглашений. Механизм концессий является целостным, универсальным с точки зрения предмета концессии, позволяет решать многие стоящие перед государством экономические проблемы, в первую очередь, поиска альтернативных бюджетным источникам инвестиционных ресурсов и повышения эффективности управления.

       Специфика концессионных проектов и их нацеленность на долгосрочное владение и пользование государственной и муниципальной собственностью определяют характерные особенности концессионных отношений:

       - наибольшую свободу частного предпринимательства в сравнении с другими формами партнерства государства и частного сектора;

       - возвратность и платность предмета концессии;

       - разделение и перераспределение рисков между концедентом, концессионером и инвесторами;

       - выработку особых схем минимизации рисков в рамках проектного финансирования на различных стадиях инвестиционного и эксплуатационного периодов;

       - регулирующую роль государства, регламентированную концессионным законодательством и договором концессии.

       Создание в развитых странах новых партнерств государства и частного сектора, в том числе в концессионной форме, происходит эволюционно без резких изменений в отношениях собственности.

       Приватизация, по мнению западных экономистов, не является приоритетом в процессе либерализации экономики. В развитых странах в процессе экономической либерализации остаются те же формы собственности (частная, общественная, смешанная), которые существовали до либеральных реформ. Либерализация открыла возможность иностранному капиталу для масштабных инвестиций в эти страны в форме концессий. Предоставляя на конкурсной основе концессии иностранным компаниям, государство не теряет суверенитета над своей территорией и сохраняет контроль за концессионером.

       В практике зарубежных стран все более широкое развитие получают соглашения, заключаемые государственными и муниципальными структурами с частными фирмами на управление системами водоснабжения и канализации2.

       При заключении концессионных соглашении предполагалось, что частные компании под общественным контролем не будут злоупотреблять своим монопольным положением.

       Однако в рамках большинства концессионных соглашений за последние 10 лет этих целей добиться не удалось.

       Одной из наименее эффективных систем регулирования является британская система, где органы регулирования обладают лишь ограниченными полномочиями, чтобы потребовать раскрытия финансовой отчетности, они не могут проводить общественные слушания и не имеют особых рычагов воздействия, чтобы добиться проведения социально ответственной политики.

       Но есть и более положительные примеры.

       За последнее десятилетие транснациональные корпорации и другие стороны настоятельно рекомендовали использовать "французскую модель", в соответствии с которой частным компаниям предоставляются монопольные концессии на 30 лет. Однако, как показывает реальный опыт, такие концессии постоянно сопровождаются одними и теми же проблемами, которые необходимо устранять.

       Но есть и более положительный опыт.

       За последнее десятилетие во многих развитых и развивающихся странах произошли значительные изменения в механизме и качестве работы "портового хозяйства. Рост объемов контейнерных перевозок многократно уменьшил стоимость обработки грузов, но одновременно с этим потребовал крупных инвестиций в машины и оборудование (подъемные краны, терминалы, подъездные пути и т.д.). Строительство больших специализированных судов по доставке контейнеров, наливных и насыпных грузов создало дополнительный спрос на инвестиции в развитие портовой инфраструктуры. Для того чтобы повысить эффективность портового хозяйства, необходимо было развивать также системы связи, безопасности, повышать качество обслуживания. Все эти технологические сдвиги происходили в условиях либерализации экономики, сокращения государственного финансирования и приватизации.

       В 1990-2000 гг. только развивающихся странах, было реализовано 169 проектов по развитию портов с участием частного капитала. Суммарные инвестиции в такие проекты составили более чем 16 млрд. долл. США.

       Примерно 79% из общего числа реализованных на партнерской основе проектов представляют собой концессии: либо традиционные концессии на строительство, управление и эксплуатацию (77 проектов), либо только на строительство (56 проектов). Из числа других форм партнерства следует выделить контракты на управление без инвестиционных обязательств со стороны частного сектора (23 проекта в Таиланде, Республике Корее и других странах) и совместные предприятия (13 проектов). По стоимости концессии составили 97% всех средств, вложенных частным сектором в развитие портов3.

       Концессии в 120 странах опережают все другие формы партнерства, в том числе и совместные частно-государственные предприятия по количеству трансакций, объему привлеченных частных инвестиций и т.п.

Концессии в России

       Для России концессионная модель партнерства государства и частного сектора является исторически, экономически и социально приемлемой, соответствует менталитету нации, хозяйственному укладу и современному этапу развития страны. Элементы, параметры и составные части этого механизма формируются в России с опозданием по сравнению с экс-социалистическими странами и странами СНГ примерно на 10 лет. Россия должна, исходя из фундаментальных принципов партнерства государства и частного сектора и с опорой на свой исторический и зарубежный опыт, создавать собственные схемы и модели концессий, которые будут опираться на национальные традиции, находиться в неразрывной взаимосвязи с адекватным им государством, судебно-правовым и общественным устройством.

       Российскому государству необходимо перейти к стратегическому партнерству с частным сектором, формировать такой экономический порядок и систему отношений, которые бы обеспечивали и гарантировали будущее страны. Его силы должны быть направлены на институциональные преобразования, обеспечивающие рациональное сочетание свободной конкуренции с мерами государственного регулирования и обеспечения интересен общества и его будущих поколений. Концессии являются одним из таких инструментов.

       Дореволюционная Россия принадлежала к числу стран, имеющих наиболее богатый опыт концессионной деятельности в различных отраслях и сферах экономики.

       Строительство в стране железных дорог происходило на концессионной основе. Коммунальное хозяйство в уездных и губернских городах в XIX и начале XX в. отдавалось в концессию частным предпринимателям.

       И связано это было со строительством железных дорог.

       При строительстве железных дорог благодаря мобилизации на концессионной основе свободных капиталов всех слоев общества были обеспечены небывалые темпы строительства: почти 1 тыс. км в год.

       Первые крупные концессии были выданы правительством в 1859 г. фон Дервизу и ряду других предпринимателей на постройку железной дороги от Москвы до Саратова через Рязань и Моршанск с ответвлением участка на Пензу, для чего было создано несколько акционерных обществ. Уже через 2 года строительство магистрали Москва - Коломна было завершено, и линия введена в эксплуатацию.

       Проект постройки железной дороги Рязань - Саратов представляет значительный интерес и для современной российской экономики, поскольку при разработке планов этой концессии фон Дервизом предлагались различные схемы финансирования, аналоги которых могут быть использованы и в настоящее время.

       Выпущенные фон Дервизом облигации были реализованы в Германии на Берлинской и Франкфуртской биржах, хотя и за высокие комиссионные, в Англии же акции, что называется совсем "не пошли", но фон Дервизу удалось разместить их среди российских предпринимателей. В результате необходимые деньги были собраны, дорога в кратчайшие сроки построена и введена в эксплуатацию, а реальная доходность ее оказалась значительно выше ожидаемой.

       При формировании заемного капитала фон Дервиз, германские и российские банкиры и предприниматели ориентировались на 5%-ю гарантию дивидендов. Реальность же превзошла все ожидания. Как следствие, курс акций компании резко подскочил, и в России начался ажиотажный бум концессионного железнодорожного строительства.

       Концессии в железнодорожной отрасли дали толчок для развития паровозостроения, вагоностроения, металлургии, угольной и нефтяной промышленности.

       Однако отсутствие в стране хорошо подготовленной правовой, контрольно-ревизионной, технико-экономической и информационной базы предопределило последующее свертывание концессий в железнодорожной отрасли.

       В начале 20-х годов в период НЭП концессии пришли в Советский Союз.

       В результате первой мировой и гражданской войн Советская Россия оказалась в тяжелейшем экономическом положении. Промышленность и сельское хозяйство были практически разрушены. Кризис охватил все отрасли и сферы экономики страны. Начало мирного строительства и недовольство населения политикой "военного коммунизма" вынудило Советское правительство осуществить поворот и пойти на быстрое развитие рыночных отношений.

       Новая экономическая политика, провозглашенная в 1921 г. Х съездом РКП(б), представляла собой систему мероприятий, направленных на быстрое восстановление и развитие хозяйства страны. Наряду с развитием государственных предприятий создавались смешанные общества, стимулировалось появление частных, мелких фирм, разрешалась сдача в аренду частному капиталу мелких предприятий.

       Острая нехватка материальных и сырьевых ресурсов, ограниченность имеющихся в распоряжении государства капиталов и кредитных возможностей вынуждали правительство искать альтернативные, а в тот исторический период, в первую очередь, зарубежные источники финансирования промышленности. Страна была заинтересована в использовании иностранного капитала в тех отраслях, где трудно было поднять производство своими силами, например, в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности.

       Основываясь на богатом опыте концессий конца XIX - начала XX вв., в ряде отраслей и производств было отдано предпочтение концессионной форме. Тогда именно концессии являлись наиболее органичной и плодотворной формой хозяйствования во многих секторах, в первую очередь материало- и энергоемких, базовых и общественно значимых отраслях.

       В.И.Ленин в развитии концессионной деятельности видел одну из необходимых главных задач советского правительства. Он отмечал: "…если мы не сумеем провести политику концессий и привлечь иностранный капитал к концессиям, то нечего говорить о серьезных практических мероприятиях для улучшения хозяйственного положения, если отказаться от предрассудков, от местного патриотизма".

       Учитывая (пользуясь современной терминологией) катастрофически низкий инвестиционный рейтинг Советской России после гражданской войны, Ленин готов был идти на то, чтобы концессионер платил государству всего 2-3% произведенной продукции, а остальное получал в виде прибыли. Только так можно было привлечь в тогдашнюю Россию инвестиции.

       В итоге, за период 1922-1927 гг. в Советскую Россию поступило 2211 концессионных предложений, из которых 163 реализовались в соглашениях. В рамках концессий уже через два года после провозглашения НЭП в европейской части России функционировало более 3,3 тыс. промышленно-кустарных предприятий.

       Треть намеченных планом ГОЭЛРО инвестиций (6 из 17 млрд. руб.) предполагалось получить за счет обращения к иностранному капиталу в форме концессий и долгосрочных кредитов.

       Концессии действовали в основном в горнорудной промышленности, машиностроении, авиастроении, на транспорте и других.

       Иностранный капитал охотно шел в российскую экономику. На его долю приходилось от одной трети до половины всех новых инвестиций в индустриализацию страны. Широкое привлечение иностранных фирм сопровождалось использованием передовых технологий и оборудования.

       21 августа 1923 г. был издан декрет об учреждении Главного Концессионного Комитета (ГКК) при СНК СССР, как основного государственного органа по вопросам концессий в стране. Одновременно были созданы также концессионные комиссии при СНК союзных республик и при торгпредствах в Берлине и Лондоне.

ЖКХ сегодня

       Степень развития коммунального хозяйства непосредственно влияет на качество жизни, здоровье и уровень благосостояние населения.

       Качество проживания в значительной мере определяется надежностью работы систем инженерного оборудования селитебных территорий - водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и т.д. Только их ритмичная и безаварийная работа может обеспечить нормальные условия проживания семей. Задача поддержания в рабочем состоянии сетей и головных сооружений инфраструктуры, обслуживающей городское население, выходит на уровень проблем национальной безопасности.

       За годы реформ в коммунальном хозяйстве износ инженерного оборудования достиг 73%; инженерных сетей - 65%; исчерпали нормативные сроки службы более 32% котлов; 28% систем, работающих под высоким давлением; 23% трубопроводов пара.

       Потери тепла при эксплуатации энергетического оборудования и систем теплоснабжения достигают 60% при норме 16%.

       Количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов выросло за последние 10 лет в 5 раз. В год в среднем происходит 200 аварий на 100 км сетей теплоснабжения4.

       В отопительном сезоне (зима 2002-2003 гг.) произошло более 1500 инцидентов и отказов в системах теплоснабжения городов и населенных пунктов. Зарегистрировано 75 чрезвычайных ситуаций и крупных аварий на объектах ЖКХ в 38 субъектах Российской Федерации, что на 21% больше, чем в 2002 г.

       Не погашается задолженность федеральных ведомств за коммунальные услуги, объем которой составляет около 5 млрд. руб. Более того, Минфином России при формировании федерального бюджета на 2003 г. затраты на коммунальные услуги министерств и ведомств определялись с учетом индексации базовых назначений, которые, как правило, ниже фактически сложившихся, что приводит к росту задолженности.

       "Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения коммунальной энергетики полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5-3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. Это еще более усугубляет нехватку ресурсов, ведет к... падению надежности... Из-за повышенного загрязнения водоисточников традиционно применяемые технологии обработки воды стали в большинстве случаев недостаточно эффективными и не всегда обеспечивают подачу населению питьевой воды, соответствующей по качеству санитарным нормам. Более 40% подаваемой в сеть воды не соответствует санитарным требованиям...

       Срочной модернизации требуют около 30% мощностей водопровода - 27,0 млн. куб. м и 16% водопроводных сетей - 73,6 тыс. км.

       Мощность очистных сооружений канализации составляет 56,1 млн. куб. м в сутки. Протяженность канализационных сетей населенных пунктов достигла 115,9 тыс. км, из которых 19,7 тыс. км (17%) нуждается в срочной замене.

       Из эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений 60% перегружены, 38% сооружений эксплуатируются 25-30 и более лет и очистные сооружения общей мощностью 23 млн. куб. м в сутки требуют срочной реконструкции. Дефицит мощностей канализационных сооружений в настоящее время достигает около 9 млн. куб м в сутки.

       Утечка и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют в среднем по России 15% (3339,2 млн. куб. м воды) от всей подачи воды в год, а в ряде городов утечки достигают 30%.

       В 2000 г. из общего количества аварий на водопроводно-канализационных сетях 53% произошли по причинам их ветхости, поэтому дальнейшее увеличение износа сетей и сооружений приведет к резкому возрастанию аварий, ущерб от которых может значительно превысить затраты на их предотвращение." 5.

       Коммунальное хозяйство страны финансируется не более, чем на 50% от уровня, который может обеспечить воспроизводство его основных фондов.

       Платежи населения в составе затрат коммунальных предприятий на производство и поставки услуг выросли в различных районах Российской Федерации с 2-3% в 1992 г. до 40-50% в 2003 г.

       Поскольку темпы роста затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг увеличивались опережающими инфляцию темпами, доля бюджетных дотаций на разницу в ценах на тепловую энергию в городских бюджетах не уменьшилась. Ситуация осложнилась крайне неблагоприятной динамикой реальных доходов населения, в связи с чем рост ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг населением происходил особенно болезненно.

       Повышение эффективности использования средств бюджета и населения, повышение ответственности коммунальных предприятий перед органами местного самоуправления и потребителями коммунальных услуг за качество обслуживания является первостепенной задачей ЖКХ.

       Действующий в коммунальной сфере хозяйственный механизм не стимулирует снижение затрат. Предприятия не имеют ни ощутимых стимулов, ни финансовых возможностей по замене необходимых объемов устаревшего оборудования и изношенных основных фондов.

       Существующая система управления и ценообразования делает практически невозможным привлечение инвестиционных ресурсов для развития отрасли. Поскольку нормативный уровень рентабельности в большинстве случаев устанавливается произвольно, то в тарифах никак не учитываются реальные потребности предприятий в основных и оборотных средствах, необходимых для финансирования инвестиций.

       Утверждение федеральных стандартов коммунальных услуг не стало основой межбюджетных отношений, не возникло общей финансовой заинтересованности в снижении коммунальных затрат и увеличении доли населения в оплате коммунальных услуг.

       Увеличение тарифов на энергоресурсы и железнодорожные перевозки без одновременного приведения в соответствие тарифов на коммунальные услуги привело к росту долгов предприятий коммунального хозяйства перед поставщиками энергоресурсов.

       В коммунальной сфере не удалось воспользоваться преимуществами развития конкурентных рынков коммунальных услуг, обеспечить эффективное управление и эксплуатацию предприятий коммунального хозяйства.

       Невыполнение бюджетом своих обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность отрасли для частных инвестиций. Между тем, опыт западных стран показывает, что большинство проектов модернизации и эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески привлекательными, имеют относительно короткие сроки окупаемости. Поэтому создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение коммунального хозяйства в долгосрочной перспективе.

       Итак, в России концессии пока не являются легитимной формой хозяйствования, так как отсутствует специальное законодательство, регулирующее концессионные отношения. В то же время России нужна собственная, разработанная на основе богатого мирового и исторического опыта, законодательно оформленная концессионная политика минимум по двум причинам. Осуществляемый в последние годы поиск путей дальнейшего разгосударствления идет крайне тяжело и непоследовательно. В условиях затянувшихся реформ электроэнергетики, железнодорожного транспорта, коммунального и жилищного хозяйства, других отраслей государство остро нуждается в новых, научно обоснованных подходах к реформированию.

       В отечественной практике водохозяйственной деятельности уже известны отдельные случаи передачи частному бизнесу прав управления водообеспечением городов, канализации городов (Тула, Оренбург, Псков, Пермь, Красноярский край) и др.

       Передачи инженерных сооружений водохозяйственного назначения в частные руки не отработана, поэтому в практике не избежать неблагоприятных последствий. В связи с этим разработка методических подходов развития партнерских отношений государства и частного сектора и привлечение на этой основе внебюджетных инвестиционных ресурсов на водохозяйственные и водоохранные мероприятия является важнейшей научной и практической задачей.

Примечания

       * Работа выполнена в рамках проекта Российского гуманитарного научного фонда № 03-02-0010а.

       1 COUNCIL DIRECTIVE 93/37/EEC of 14 June 1993 concerning the coordination of procedures for the award of public works contracts. http://www.tendersdirect.co.uk/thelaw/PPF/ecd9337.asp

       2 Комаров И. Концессии на водных ресурсах. Обозреватель. 2003. № 5. С. 74-82.

       3 Варнавский В.Г. Концессионный механизм партнерства государства и частного сектора. М., 2003.

       4 Главное контрольное управление. "О результатах проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации законодательства, регулирующего их деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства", 16.04.03. http://president.kremlin.ru/text/appears/2003/04/43268.shtml

       5 Доклад рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформирования и реструктуризации жилищно-коммунального хозяйства. 29.05.01. http://www. kremlin. ru/appears/2001/05/29/0000_30125.shtml



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]