Внешняя политика
Обозреватель - Observer


 

ОРИЕНТИРЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ


Л.КЛЕПАЦКИЙ,
генеральный консул России в Мюнхене
На исходе XX в. Россия обрела новую Концепцию внешней политики - она утверждена Президентом РФ чуть более года назад. И это не дань моде (смена веков), а необходимость иметь внешнеполитические ориентиры, адаптированные к историческим реалиям конца нынешнего и начала нового столетия.

Сохраняя преемственность с предыдущей Концепцией внешней политики (1993 г.), новая отличается от нее качественно: по структуре, характеристике международной ситуации и выводам. 

    Ряд содержащихся в прежнем документе оценок не отвечают изменившимся реалиям. Некоторые его положения реализованы. К тому же за истекший после 1993 г. период Россия стала членом ряда международных организаций, в частности, Совета Европы, АТЭС; подписала соглашения о сотрудничестве с Евросоюзом, НАТО; развивала контакты с АСЕАН, его региональным форумом и безопасности (АРФ); вошла в клуб наиболее развитых стран, содействуя тем самым его превращению из "семерки" в "группу восьми".
Можно перечислить и еще ряд крупных изменений, которые по-новому высвечивают роль России в международных делах, масштабно расширяют горизонты ее внешнеполитической деятельности. 

I


Речь не шла и не идет о кардинальном пересмотре внешнеполитического курса страны. Новая Концепция обобщает опыт прошедших лет, содержит оправдавшие себя позиции и целеустановки и, естественно, очерчивает новые задачи.

Следует также напомнить, что в начале 2000 г. была принята новая редакция Концепции национальной безопасности страны и Концепция внешней политики является ее конкретизацией во внешнеполитической области.

Отличительной ее чертой является ориентация внешнеполитической деятельности на решение внутренних проблем страны. И хотя эта установка носит традиционный характер, тем не менее в каждый исторический период она имеет свою специфику. Неслучайно поэтому заявлено в документе о том, что высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. Это положение конкретизируется в целом ряде разделов Концепции.

    В частности, в разделе, посвященном правам человека в системе международных отношений, поставлена задача "защищать права и интересы российских граждан и соотечественников за рубежом на основе международного права и действующих двусторонних соглашений. Российская Федерация будет добиваться адекватного обеспечения прав и свобод соотечественников в государствах, где они постоянно проживают, поддерживать и развивать всесторонние связи с ними и их организациями".

    Нас действительно не может не беспокоить положение этнических россиян в большинстве республик бывшего СССР. Особое внимание защите прав и интересов этнических россиян за рубежом уделяется в странах СНГ и Балтии. Именно здесь сосредоточена их основная масса. Работа на этом направлении ведется с использованием механизмов СНГ, а также международных организаций. Хотя в законодательных актах новых независимых государств провозглашается равенство граждан независимо от национальности и языка, на практике приоритет отдается представителям титульной нации, нередки случаи кадровой дискриминации, а также неадекватное представительство в органах власти различных уровней. Болезненно воспринимается этническими россиянами вытеснение русского языка из общественной и государственной жизни, включая культуру, образование, СМИ. Несмотря на то, что ряд вопросов в этих областях удалось решить, все еще имеется много проблем в области соблюдения прав и интересов наших соотечественников, и поэтому российской диаспоре за рубежом необходимо уделять постоянное внимание.

Другой отличительной чертой новой Концепции, имеющей большое внутреннее значение, является ориентация на проведение активной экономической дипломатии. Главное здесь - содействие развитию национальной экономики, которая является составной частью мировой экономики и в немалой степени испытывает на себе ее позитивное или негативное воздействие.

Состояние мировых рынков, будь то в области финансов, капитала или топливно-сырьевых ресурсов, так или иначе сказывается и на нашей экономике. Финансовый кризис 1998 г. еще раз высветил проблему рисков при дальнейшей интеграции России в мировую экономику. Поэтому ставится задача их минимализации под углом обеспечения экономической безопасности страны.

Одновременно важной составной частью экономической дипломатии является формирование благоприятных для нашей страны внешних условий для развития экономики; содействие расширению отечественного экспорта, а также российскому предпринимательству за рубежом; поддержка его интересов на внешних рынках и противодействие дискриминации наших производителей и экспортеров. При этом российские субъекты внешнеэкономической деятельности должны, в свою очередь, строго соблюдать соответствующее законодательство - как отечественное, так и международное.

Одно из важнейших направлений экономической дипломатии - работа по привлечению иностранных инвестиций в Россию, прежде всего, в приоритетные сферы российской экономики. 

Даже это неполное перечисление задач в области экономических отношений показывает многогранность деятельности на указанном направлении. При этом учитывается, что их решение проходит в условиях глобализации. Эта новейшая тенденция в современных международных отношениях оказывает все более сильное влияние на поведение национальных экономик и имеет свои позитивные и негативные стороны. И те, и другие должны быть приняты во внимание в процессе интеграции нашей экономики в мирохозяйственные связи. 

II


Не оправдались надежды на автоматический приход на смену биполярному миру широкого партнерства в интересах международной стабильности. В Концепции содержится в связи с этим реальная оценка сегодняшней фазы трансформации международных отношений и на этой основе сформулированы целеустановки при решении глобальных и региональных проблем. Россия не собирается быть пассивным наблюдателем динамичных перемен, характерных для современного мира. Россия намерена быть их активным и инициативным участником, оказывая весомое влияние на формирование нового мироустройства.

При этом наша страна выступает за формирование многополюсной системы международных отношений. Это ее твердая позиция. Имеются достаточно весомые аргументы в пользу того, что многополюсная основа мироустройства отвечает национальным интересам России, ее международной безопасности. Подобная ориентация совпадает с интересами подавляющего числа государств-членов мирового сообщества. В их числе не только Китай, Индия, но и Евросоюз, который также не приемлет гегемонизма в мировых делах, ставит перед собой цель стать полноценным субъектом не только в мировой торговле, но и в мировых финансах и мировой политике. Было бы серьезным упрощением сводить проблему утверждения нового мироустройства к "анти" против кого-то. Ни одна страна, ни группа государств не в состоянии справиться с новыми вызовами, угрозами и рисками XXI в. Необходимы координация и сложение усилий всех государств, широкое партнерство между ними. И это отвечает многополюсности, отражающей многоликость современного мира, разнообразие его интересов. В этой связи стоит обратить внимание на то, что в Концепции зафиксирован еще один важный принципиальный момент в позиции России: попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений создают угрозу произвольного вмешательства во внутренние дела.

Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений. На сессии Генеральной Ассамблеи ООН (сентябрь 2000 г.) министр иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванов дал развернутую характеристику стратегической стабильности в мире во всех ее измерениях. Она призвана обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных областях. Россия решительно выступает против принижения роли ООН и ее Совета безопасности в мировых делах, полагая, что именно эта Организация должна оставаться центром регулирования международных отношений в XXI столетии. Она имеет для этого необходимый потенциал. Российская сторона внесла конкретные предложения по совершенствованию ООН, наращиванию ее миротворческих ресурсов. Прошедший в начале сентября 2000 г. саммит "Тысячелетия" подтвердил правильность линии нашей страны на укрепление ООН.

Проблема укрепления международной безопасности многогранна - здесь и урегулирование конфликтов, и предотвращение гонки вооружений, и повышение роли региональных организаций и т. д. Внешнеполитическая линия России выстраивается в отношении их решения в соответствии с национальными интересами страны. 

III


Новая Концепция внешней политики дает четкие представления о региональных приоритетах нашей страны. Вряд ли кто будет оспаривать, что одним из основных являются отношения России с государствами-участниками СНГ. Ставка делается на развитие добрососедства и стратегического партнерства с ними. При этом никому Россия не будет навязываться - "насильно мил не будешь". Отношения будут строиться в увязке с принципом встречной открытости этих государств к сотрудничеству с РФ, готовность учета ее интересов, разумеется, и в области обеспечения прав этнических россиян.

Значительное место в документе занимает одно из традиционных направлений нашей внешней политики - европейское. Обеспечение безопасности через механизмы ОБСЕ дополняется взаимодействием с Евросоюзом (на его долю приходится около 35% внешней торговли РФ, а со вступлением в ЕС ряда стран Центральной и Восточной Европы - будет еще больше, порядка 50-55%). Обе стороны понимают весомость своего сотрудничества, в том числе и для Европы в целом. Поэтому российская сторона нацелена на полновесную реализацию Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (1994 г.), Стратегии развития отношений РФ с Евросоюзом (1999 г.).

Россия открыта для конструктивного взаимодействия с НАТО, увязывает его с выполнением Альянсом ключевых положений Основополагающего Акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности. Россия подтверждает свое негативное отношение к расширению НАТО. В целом линия России в отношении этого военно-политического блока будет вестись на основе учета интересов сторон.

В документе подтверждается, что развитие отношений и сотрудничества с США по широкому кругу проблем является одним из важных приоритетов нашей внешней политики. Несмотря на наличие ряда принципиальных разногласий, база для такого взаимодействия имеется. Сотрудничество с США оценивается как мощный фактор международной безопасности.

Включение в число важнейших приоритетов отношений с Азией подчеркивает евразийское положение России. Развитие сотрудничества с азиатскими государствами, их региональными организациями отвечает интересам международной безопасности страны, интеграции ее экономики в мирохозяйственные структуры. В отличие от европейского, где накоплен значительный опыт сотрудничества, в Азии многое еще только нащупывается, да и ситуация в этом регионе по ряду параметров качественно отличается от положения в Европе. Потенциальные возможности азиатского континента огромны. На их использование ориентируется развитие отношений с Китаем, Индией, Японией, другими азиатскими странами.

Большие резервы сотрудничества имеются также в отношениях со странами Латинской Америки, Африки. 

* * *

Россия открыто заявляет, что намерена быть надежным, предсказуемым партнером в международных отношениях. Ее самостоятельная и конструктивная внешняя политика нацелена на поиск совместных с другими странами решений в интересах глобальной и региональной стабильности и безопасности. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]