Внешняя политика
Обозреватель - Observer


 

ЧЕРНОГОРИЯ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ

(24 СЕНТЯБРЯ 2000 Г. В СРЮ)


З.КЛИМЕНКО,
кандидат политических наук
Истоки мифа


Современная Черногория - одна из двух республик Союзной Республики Югославии. Это маленькая республика, в которой проживает около 600 тыс. чел. В период агрессии НАТО против СРЮ 24 марта-11 июня 1999 г. в Черногорию, также как и в другие сопредельные с Косово территории, хлынул поток беженцев, количество которых в отдельные моменты достигало 10% от численности населения республики. Прямой материальный ущерб от бомбовых ударов НАТО также лег нелегким бременем на экономику Черногории, которая вдобавок почти 10 лет вместе с Сербией испытывает на себе давление экономических санкций международного сообщества. 

Суть сербо-черногорских разногласий


На этом фоне политическая ситуация в Черногории, а также отношения с соседней Сербией и с федеральным центром сильно обострились. В немалой степени это обусловлено сменой политического руководства республики - избранием в октябре 1997 г. президентом Мило Джукановича, занимавшего до этого пост премьер-министра Черногории.

М.Джуканович обещал вывести республику из стагнации и изоляции. Новые власти стали проводить политику экономической открытости республики остальному миру и создания привлекательного инвестиционного климата.

На практике такая политика привела к ухудшению отношений с Сербией и с федеральным центром в политической сфере. Причем с течением времени жесткость политического противостояния только нарастала.

В августе 1999 г. руководство республики выдвинуло проект реформирования отношений в федерации, в котором предусматривалась большая свобода республик по отношению друг к другу и к федеральному центру, то есть приближение к конфедеративному устройству государства (так называемая "Черногорская платформа"). М.Джуканович заявил, что в случае несогласия руководства Сербии и федерации с черногорскими предложениями и продолжающейся международной изоляцией СРЮ перспектива проведения референдума о независимости Черногории станет реальностью. Дополнительным раздражающим фактором стало внесение изменений в югославскую конституцию 6 июля 2000 г., в чем Черногория усмотрела ущемление своих прав. 

Смена власти в СРЮ


В состоявшихся 24 сентября 2000 г. парламентских выборах в СРЮ от Черногории приняли участие лишь две партии - Социалистическая народная партия (СНП) и Сербская народная партия (СНС).1 Власти Черногории бойкотировали союзные выборы, поэтому в голосовании приняли участие 109278 чел. из 440558 зарегистрированных избирателей или 24,85%. В нижней палате союзного парламента, Вече граждан, из 30 принадлежащих Черногории мест СНП получила 28, СНС - 2. В верхней палате, Вече республик, из 20 черногорских мандатов 19 завоевала СНП, 1 место также досталось СНС.

После прихода к власти в СРЮ оппозиции началась замена всей исполнительной вертикали. Поскольку Демократическая оппозиция Сербии (ДОС) не завоевала в Союзной Скупщине конституционного большинства, ей пришлось вступить в коалицию с фракцией СНП. В итоге премьер-министром СРЮ стал Зоран Жижич - заместитель главы СНП Момира Булатовича, который при С.Милошевиче возглавлял союзное правительство. Сейчас в составе коалиционного правительства девять сербских министров от ДОС и семь черногорских от СНП.

Смена власти в СРЮ, вопреки ожиданиям, не снизила напряженности в отношениях Черногории с Сербией и федеральным центром. М.Джуканович, поздравив В.Коштуницу с победой, весьма сдержанно отозвался о перспективах нормализации отношений в федерации после выборов. Откровенный бойкот волеизъявления граждан Черногорнии свидетельствовал о продолжении курса черногорских властей на дистанцирование от единого государства. Эта политика была подкреплена и рядом экономических мер. 13 ноября 2000 г. вступил в силу Закон о Центральном банке Черногории. На территории республики прекращалось хождение югославского динара, и он заменялся немецкой маркой, которая стала единственным платежным средством. 

Сразу после выборов председатель Исполнительного комитета правящей Демократической партии социалистов (ДПС) Миодраг Вукович заявил, что новая исполнительная власть в СРЮ "не будет партнером Черногории на переговорах об отношениях в федерации". Кроме того, уже в этот период наметилось расхождение в позициях в самой СНП. Ее лидер М.Булатович продолжал настаивать на проведении второго тура президентских выборов, а Исполнительный комитет СНП был против этого.

Когда предвыборные и выборные страсти немного улеглись, встал вопрос о дальнейшем определении отношений в федерации и поиске выхода из создавшегося тупика. В ноябре 2000 г. правящая в Черногории коалиция "За лучшую жизнь", состоявшая из ДПС, Социал-демократической партии Черногории (СДП) и Народной партии (НП), предложила провести референдум о независимости Черногории не позднее июня 2001 г. Со стороны СНП стала раздаваться все более острая критика властей за их программу, которая противоречила идее сохранения единой СРЮ. Одновременно СНП предложила провести внеочередные парламентские выборы в Черногории. Этому помогли и последовавшие политические события. 

Парламентские выборы в Черногории


В январе 2001 г. распадается правящая коалиция ДПС-СДП-НП из-за выхода последней из правительства вследствие разногласий по вопросу о будущем СРЮ. С другой стороны, СНП переживает острый внутренний кризис, вызванный борьбой между сторонниками Милошевича и Коштуницы, и закончившийся ее расколом. 

    В конце января 2001 г. заместители главы партии М.Булатовича - П.Булатович, З.Жижич и С.Божович потребовали от первого подать в отставку с этого поста. Причиной столь радикального требования стало "его долгое сотрудничество с режимом С.Милошевича", что придавало партии негативный имидж в глазах нынешних партнеров СНП по коалиции на союзном уровне. М.Булатович тем не менее подтвердил свою приверженность Социалистической партии Сербии и предложил вынести вопрос о своей отставке на внеочередной съезд СНП. Часть руководства СНП была против смены председателя партии в предвыборной ситуации. Состоявшийся 24 февраля 2001 г. съезд СНП отказал в доверии М.Булатовичу. Десятая часть членов партии, выступившая на стороне опального лидера, организовалась в новую Народную социалистическую партию (НСП).
В этот момент уже была известна дата внеочередных парламентских выборов - 22 апреля 2001 г. Интересной особенностью этих выборов стала фаворизация албанских политических партий Черногории, самыми крупными их которых были Демократическая уния албанцев (ДУА) и Демократическая партия в Черногории (ДПЧ). Так, если все остальные партии и кандидаты для регистрации своего участия в выборах должны были набрать не менее 1% голосов избирателей от их зарегистрированной численности в избирательном округе, то есть не менее 4000 подписей, то в особом округе, где албанцы составляли большинство населения, албанским партиям достаточно было представить 1000 подписей. Всего албанцев в Черногории насчитывается около 40000 чел. 
    В выборах приняло участие 16 партий и коалиций. Предвыборная борьба была напряженной и велась, в основном, вокруг будущего статуса Черногории. Фаворитами предвыборной гонки стали две коалиции: "Победа за Черногорией" (ДПС и СДП) и "Вместе за Югославию", куда вошли очистившаяся от сторонников С.Милошевича СНП П.Булатовича, НП и СНС.
Основным тезисом властей стала констатация прекращения существования нынешней СРЮ и требование независимости и международного признания Черногории и соответственно Сербии. Только после этого Черногория будет готова вступить в новый "союз независимых и международно-признанных государств". Главным аргументом в защиту этой позиции стало представление о том, что Черногория из-за своих характеристик не может быть равноправной с Сербией в нынешней федерации, где Сербия доминирует хотя бы в силу девятнадцатикратного превосходства в населении, не говоря уже о ее материальных ресурсах. Единственным выходом из этой ситуации, как считают ДПС и СДП, является уравнение республик сначала в международно-правовом статусе, а затем лишь в возможном объединении. В случае победы на выборах коалиция "Победа за Черногорией" обещала сразу провести референдум о государственно-правовом статусе и тем самым восстановить положение Черногории начала ХХ в., когда она обладала собственной государственностью. Исходя из того что Югославии фактически уже не существует, референдум лишь узаконит сложившееся положение2

В ходе предвыборной кампании М.Джуканович даже заявил о необходимости формирования черногорской армии и установлении контроля Черногории над аэродромами Армии Югославии, которые находятся на ее территории. Черногория также должна иметь свое Министерство обороны, а ее граждане будут проходить военную службу на территории республики и в течение шести месяцев.

Черногорские власти не останавливало даже то, что Конституционный суд СРЮ признал несоответствующей союзной конституции часть черногорского закона о референдуме, в разработке которого, кстати, принимала участие миссия ОБСЕ в Подгорице. По сути, был проигнорирован благоприятный сигнал из Белграда. Премьер-министр Сербии З.Джинджич заявил о готовности Сербии пойти на реформирование отношений в федерации на основе предложений правительства Черногории от августа 1999 г. Кроме того, югославское руководство не исключало возможности проведения внеочередных выборов в Союзную Скупщину, в которых смогли бы принять участие все черногорские партии.

Оппоненты М.Джукановича выступали за безусловное сохранение единого с Сербией государства, чем навлекли на себя со стороны властей обвинение в "иностранной поддержке". Заметим, что позиция ДОС в вопросах об отношениях в федерации сводится к следующему: ДОС готова идти на любые переговоры с Черногорией и обсуждение любого статуса взаимных связей при условии, что сохранение общего государства не ставится под сомнение. При этом, как заявил В.Коштуница, власти в Белграде будут придерживаться демократического стиля поведения и согласятся даже на отделение Черногории, если на то будет воля ее граждан.

Еще одним видным участником предвыборной гонки стал Либеральный союз Черногории (ЛСЧ). Эта партия находится на крайне правом фланге политического спектра и выступает за безусловную независимость Черногории и интеграцию республики в европейские структуры. Как показали итоги выборов, именно эта партия стала одним из победителей, но не по абсолютному числу завоеванных мандатов, а по своему весу в последующей правительственной коалиции. 

    Итоги внеочередных парламентских выборов в Черногории выглядят так:

    По сообщению Республиканской избирательной комиссии, всего в них участвовало 381885 избирателей, или 85,30% от их общего числа. 

    Коалиция "Победа за Черногорией" получила 152179, или 42,05% голосов, что дало ей 36 мандатов в черногорской Скупщине.

    Коалиция "Вместе за Югославию" - 147187, или 40,67%, обернувшиеся 33 мандатами.

    ЛСЧ - 7,65% голосов, или 6 мандатов.

    Две албанские партии, ДУА и ДПЧ получили по 1,17% и 0,99% соответственно, что дало им по одному депутатскому креслу.

Таким образом, сторонников независимой Черногории оказалось всего на несколько процентов больше, чем сторонников сохранения СРЮ, что говорит о разделенности черногорского общества. Следует учитывать, что около 150 тысяч черногорцев живут в Сербии, и при проведении референдума их мнение должно учитываться, о чем заявила, например, Народная скупщина 20 черногорских племен.

Поскольку ни одна из ведущих коалиций не завоевала необходимого для самостоятельного формирования правительства мест в парламенте (39 мандатов), возник вопрос о создании парламентской коалиции. Все зависело от того, на чью сторону встанет ЛСЧ. Его руководство не замедлило воспользоваться столь благоприятной для себя ситуацией и предъявило ведущей коалиции "Победа за Черногорией" ряд условий, на которых оно было готово пойти на создание парламентского большинства.

    Для своих функционеров ЛСЧ потребовал посты заместителя премьер-министра по политической системе и внутренней политике, руководство рядом ведомств Министерства внутренних дел и полиции, включая пост государственного прокурора, посты в министерствах финансов, иностранных дел, туризма, экологии, торговли, юстиции, развития и информации, Совете по приватизации, Народном банке Черногории и таможенном комитете.

    Кроме того, либералы потребовали разработать и принять новый закон о референдуме и назначить последний не позднее чем через шесть месяцев после даты принятия решения о том, что референдум состоится.

    Со своей стороны, вторая, проюгославская, коалиция заявила о своей готовности предложить либералам пост премьер-министра вдобавок ко всем вышеизложенным требованиям. Однако, учитывая идеологию ЛСЧ, создание коалиции со сторонниками общего с Сербией государства выглядело утопичным с самого начала.

В начале мая 2001 г. ДПС в основном приняла условия ЛСЧ для создания правительства, которое будет коалиционным и состоять из ДПС, СДП и ЛСЧ. 

Перспективы черногорской государственности


Все это не сулит будущему югославской федерации безоблачных перспектив. Однако здесь неожиданную роль может сыграть внешний фактор. Запад, в эпоху С.Милошевича активно поддерживавший оппозиционность СРЮ М.Джукановича вплоть до готовности использовать силу для этой поддержки, на этот раз весьма сдержанно отнесся к перспективам черногорской независимости. 

    11 апреля 2001 г. на заседании министров иностранных дел стран-членов Контактной группы в Париже было заявлено, что демократическая Черногория поддерживается и приветствуется в рамках демократической союзной Югославии. Выход из тупика в отношениях республик рекомендовалось искать в рамках союзной конституции. При этом подчеркивалось, что данный процесс должен исключать любой односторонний поступок. Только в этом случае международное сообщество готово оказать Черногории поддержку. Подобное заявление сделали и США, пообещав в 2002 г. предоставить 145 млн. долл. финансовой помощи единой Югославии. 
Проявить известную осторожность при принятии решения о достижении независимости черногорские власти может заставить и албанская проблема. В ходе предвыборной кампании лидер ДУА Фуад Нимани заявлял о своей приверженности самостоятельной Черногории, поскольку в союзе с Сербией не только черногорцы, но и албанцы республики не смогут быть равноправными. Отрицая при этом наличие у черногорских албанцев великоалбанских претензий, этот политический деятель тем не менее перечислил все места в Сербии (в том числе и юг Сербии), где права албанцев, по его мнению, нарушаются.

Кроме того, албанцы Черногории еще в декабре 2000 г. выдвинули "Платформу о политических и правовых рамках самоуправления национальных содружеств в Черногории". В этом документе предлагалось внести определенные изменения в политическую систему Черногории. 

    Так, предлагалось реорганизовать черногорский парламент, который будет состоять из Веча граждан и Веча национальных содружеств (zajednica). В последнем каждое национальное содружество будет иметь свою делегацию, избранную, в свою очередь, Национальным советом соответствующей национальной общины (муниципалитета). Национальные советы, которые необходимо создать для сотрудничества с правительством, будут избираться на прямых выборах. Скупщина республики может принимать решения большинством голосов в обоих вечах, кроме случаев, когда какая-либо национальная делегация сочтет это решение противоречащим своим интересам. Для принятия решения в этом случае необходимо будет сначала получить большинство голосов этой делегации. Премьер-министром и председателем парламента не могут быть представители одного и того же народа, а в состав правительства должно входить по одному "национальному" министру. Национальный состав государственных служащих Черногории должен отражать этническую структуру населения. Албанцы должны получить право пользоваться своим языком в служебной сфере. Также необходимо создать радиостанции и телекомпанию, вещающие на албанском языке.

    Самое настораживающее положение данной программы касается создания местной полиции в национальных общинах по пропорциональному этническому принципу. Функции этой полиции должны регулироваться специальным законом, который будет принят Вечем национальных содружеств. Данные полицейские подразделения будут координировать свои действия с Министерством внутренних дел Черногории.

В свете этих предложений вполне вероятно, что правящей коалиции придется каким-то образом компенсировать поддержку албанских избирателей на парламентских выборах. Даже если Запад не станет поддерживать требования албанской общины уже к черногорским властям (в отличие от косовской ситуации), этот вопрос может стать эффективным средством давления на власти республики при решении каких-то конкретных задач. Таким пунктом может стать вопрос о Превлаке. В одном из предвыборных интервью нынешний премьер-министр Черногории Ф.Вуянович заявил, что в случае достижения независимости Черногория быстро и легко договорится с Хорватией о совместном использовании Превлаки в туристских целях. Совершенно очевидно, что в условиях столь широкого присутствия НАТО на Балканах независимо от номинальной принадлежности этого полуострова его использование по прямому назначению, то есть в военных целях, будет осуществлять эта организация. Тем более что о присоединении Черногории к программе "Партнерство ради мира" как о насущной потребности заявил советник Ф.Вуяновича по военным вопросам генерал Радосав Мартинович.

Многое будет зависеть и от формулировки вопроса, вынесенного на референдум, с тем, чтобы его результаты были истолкованы однозначно. В этом заинтересованы и сами сторонники черногорской независимости.

Возможное отделение Черногории и обещаемое ею урегулирование территориального спора СРЮ с Хорватией по поводу Превлаки может привести к аренде НАТО военной базы на этом полуострове. Это повлечет за собой коренное изменение стратегической ситуации на балканском театре военных действий. В этом случае для Сербии окажутся потерянными ее геополитические достижения начала ХХ в., то есть жизненно необходимый ей выход к морю, что, несомненно, скажется на ее экономике и оборонном потенциале. 

С другой стороны, посланный Черногории со стороны Контактной группы, куда входит и Россия, сигнал о необходимости урегулировать разногласия с Сербией в рамках союзной конституции, наводит на мысль о наличии у Запада долгосрочной перспективы включения единой СРЮ и ее вооруженных сил в орбиту НАТО. Дело в том, что, как говорится в официальных документах этой организации, "государства, вовлеченные … во внутренние юрисдикционные споры, должны урегулировать эти споры мирными средствами, … прежде чем стать членами НАТО (выделено - Авт.)"3

Россия, естественно, заинтересована в сохранении единой и стабильной СРЮ по иным причинам. Балканы являются зоной ее традиционных интересов, а СРЮ занимает доминирующее на полуострове место. От степени и качества присутствия России в Югославии зависит геостратегический баланс сил в регионе. Распад же СРЮ может привести к непредсказуемым последствиям. Сразу возникнет вопрос о дальнейшей судьбе Косово, поскольку в отсутствие федерации теряет смысл формулировка резолюции СБ ООН 1244 о "существенной автономии края в рамках Союзной Республики Югославии", а у албанского сепаратизма появляется дополнительный козырь при осуществлении своих целей. О возникающей исламской "дуге нестабильности" также сказано уже достаточно много. Возможна трансформация Сербии в какое-то федеративное образование с выделением Воеводины в качестве субъекта уже сербской федерации. Непонятным становится статус и функции югославского президента и других федеральных институтов. 

Однако Запад, играя на национальных противоречиях и поддерживая благоприятное для албанцев решение их проблем на Балканах, со временем может оказаться в ловушке собственной политики. К сожалению, как показал опыт двухлетнего присутствия международного сообщества в Косово, его участие в решении политических противоречий и защите албанского меньшинства пока не привело в освобожденных "от остатков тоталитаризма" районах к установлению прочного мира, безопасности, работающих демократических институтов и формированию гражданского общества. Уже сейчас экспорт преступности из Албании и Косово стал серьезной проблемой для европейской безопасности. 

* * *

Таким образом, путь превращения Балкан в зону мира и процветания лежит не на пути разрушения управленческих и оборонных структур существующих балканских государств и замены их неэффективными инструментами международного сообщества, а в русле реального уважения территориальной целостности и суверенитета всех участников системы международных отношений на Балканах. 
 

__________________

1 Во избежание путаницы из-за идентичности аббревиатур обеих черногорских партий на русском языке, для Сербской народной партии используется сокращение ее сербского названия — Српска народна странка, СНС.
2 Montena Fax. 17.03.2001; Vijesti. 2001. 9.04.
3 НАТО. Справочник. Брюссель. 1998—1999.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]