Военно-политические проблемы
Обозреватель - Observer

 ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА НА МАРШЕ


 Интервью с Первым заместителем
руководителя Пограничной службы ФСБ России
генерал-лейтенантом В.В. Рожковым




РОЖКОВ Владимир Васильевич.

Родился в 1946 г. В пограничных войсках с 1964 г. Первое назначение - пограничная застава. Последовательно проходил службу на ряде должностей в пограничном отряде, пограничных округах, а также в центральном аппарате пограничного ведомства в Москве.

В настоящее время - первый заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ России, генерал-лейтенант.
 
 
 
 
 

Исполнилось почти полгода после передачи функций ФПС в ведение ФСБ. Главные задачи и функции пограничной службы теперь определены Указом Президента РФ от 11 августа с. г., который утвердил Положение о Федеральной службе безопасности, а другой указ "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" как бы подвёл очередную черту в проводимых реформах в важнейшей государственной структуре, обеспечивающей национальную безопасность. 

Уточнение нюансов произойдет, видимо, после окончания финансового года и кадровых перестановок, вызванных реструктуризацией ведомства. Пока назначены заместители руководителя Пограничной службы ФСБ России. Большинство из них во главе с первым заместителем директора ФСБ-руководителем Пограничной службы генерал-полковником Владимиром Проничевым - "коренные" пограничники. И дальнейший курс руководства только подтверждает комплексность проводимых мероприятий, плановость кадровой ротации, преемственность традиций в пограничном "корпусе". Недавно, выступая перед заслуженными ветеранами границы, генерал Проничев заметил, что "революций" не будет, оптимизация пограничной структуры пройдет эволюционным, рациональным путем.
 

Какие реальные перемены произошли в современном статусе Пограничной службы ФСБ
в связи с подписанием Президентом последних законодательных актов?

Изменение статуса Пограничной службы уже состоялось и упомянутый Вами Указ только подтверждает, что перемены носят не показательный, а именно содержательный характер. При этом значение Пограничной службы в деле обеспечения безопасности государства не снижается, а возрастает. Более того, приобретает первостепенную важность в контексте развития отношений с сопредельными странами и Западной Европой. 

Подчеркну, что речь идёт не просто о переформировании ведомства или перетряске кадров. Происходящие сегодня структурные изменения осуществляются, прежде всего, на основе программы преобразования силового блока, принятой ещё в мае прошлого года Советом безопасности РФ под руководством Президента Российской Федерации. 

В самой Пограничной службе осуществляется обычная кадровая ротация и плановое сокращение ряда должностей, которые дублировались в двух самостоятельных ведомствах - ФСБ и ФПС. Поэтому точнее, наверное, говорить не о реорганизации, а об оптимизации пограничного ведомства. Касается она в основном центрального аппарата. Происходящее при этом его некоторое сокращение - не самоцель, а результат передачи пограничных структур в систему органов ФСБ и определенной переориентации на новые задачи. Кстати, хочу подчеркнуть, что мы приложим максимум усилий, чтобы и те, кто решил продолжить службу в новом ведомстве, и те, кто службу завершает, не были ущемлены.

Наша основная цель - это, прежде всего, совершенствование системы управления, а также реализация ряда перспективных направлений, выработанных в свое время совместно ФПС и ФСБ в рамках Совета безопасности Российской Федерации и одобренных Президентом. Сегодня востребованы новые подходы к обеспечению национальной, и, в том числе, пограничной безопасности. Именно этим и продиктована необходимость происходящих изменений. После последних кадровых назначений почти полностью сформирована новая команда пограничного руководства, которой и предстоит перевести эти изменения в практическую плоскость.
 

Получается, что прежний стиль руководства не отвечал требованиям времени?

Руководство самостоятельной структуры для своего времени достойно решало поставленные задачи. Однако меняются приоритеты - меняются и подходы в работе. Кроме того, войсковая управленческая структура не всегда могла оперативно реагировать на процессы, происходящие на российских рубежах. Сегодня на первый план выходит оперативно-войсковая деятельность с сокращением войсковой компоненты. И там, где это возможно, военнослужащих будут менять гражданские служащие. 

Так что происходящее - вполне естественный процесс. Кстати говоря, для ряда министерств, ведомств и спецслужб подобные структурные изменения это уже пройденный этап. Учитывая достаточно сложную обстановку на ряде участков границы, мы к любым изменениям в региональных пограничных структурах намерены подходить очень аккуратно. Ибо граница суеты не приемлет. 

Сегодня необходимо максимально адаптировать структуры погранслужбы к конкретным военно-политическим и социально-экономическим условиям, выбирая наиболее рациональные способы решения и традиционных, и новых задач. А этих задач у пограничников достаточно: участие в борьбе с организованной трансграничной преступностью, терроризмом, контрабандой, нелегальной миграцией; охрана национальных биоресурсов; обеспечение экологической и информационной безопасности.
 

Многие знают, что российская граница - явление уникальное. Но трудно представить, какие усилия прилагают пограничники, чтобы обеспечить безопасность рубежей России…

Особенно сегодня, когда новая эпоха диктует противоречивые, временами трудноразрешимые условия для пограничной службы. 

Напомню, у России самая протяженная в мире граница: свыше 60 000 км или 1,5 экватора планеты. А наши морские границы - 9 млн. кв. км водного пространства. Наши рубежи проходят с запада на восток через 12 часовых поясов, с севера на юг - от Арктики до Кавказа. С нами граничит 16 государств, различных и по уровню экономического развития, и по государственному устройству и по политике, проводимой по отношению к нашей стране. При этом Россия остается важнейшим узлом межгосударственных социально-экономических связей в ряде регионов планеты.

Возьмем, к примеру, экономические связи с некоторыми сопредельными государствами Содружества на региональном уровне. Оправдана ли такая система охраны границы, при которой эти растущие в последние годы связи начинают терять динамику развития?

Есть и иные тенденции интеграционного характера, но уже другого порядка. К примеру, общеевропейские интересы - серьезнейший фактор развития внешнеполитической обстановки для оценки перспектив охраны нашей границы.

Во-вторых, каждому участку границы присуща своя динамичная, разноплановая обстановка. На наших рубежах проецируется целый набор основных экономических, социальных, религиозных и других проблем запада и востока, юга и севера, Европы и Азии. И при этом из 89 субъектов Российской Федерации 45 являются приграничными, а 24 из них получили выход к рубежам только с распадом СССР.

В этой связи нельзя не упомянуть о ситуации, с которой мы столкнулись десять лет назад. Нами была потеряна пограничная инфраструктура в четырнадцати из пятнадцати республик. И государство может только гордиться теми людьми, которые в сложнейшей социально-политической обстановке отстаивали тогда интересы национальной безопасности на границе. Было время, когда офицеры в чистом поле на новых рубежах были вынуждены на свою - весьма нерегулярную - зарплату покупать даже бензин для служебного автотранспорта.
 

Расскажите, пожалуйста, подробнее о новой управленческой структуре Пограничной службы ФСБ России, функциях структурных звеньев Центрального аппарата.

Организационная структура Пограничной службы приближается к структуре Федеральной службы безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 6 июля 1998 г. № 806, и состоит сегодня из департамента и ряда управлений.

В нынешней структуре обеспечена преемственность прежних звеньев с учётом функционирования в составе ФСБ и с целью лучшей адаптации в связи с переходом от войсковой компоненты к специальной службе. Бывшие департаменты (разведки, тыла, пограничного контроля, международно-правовой, морской) преобразованы в управления. Функции Главного штаба переданы Организационному департаменту, разумеется, с перепрофилированными функциями руководящего органа Спецслужбы. Сохранены управления кадров, воспитательной работы и некоторые другие управленческие структуры центрального аппарата. 

Подчеркну: оргштатные преобразования не самоцель. Важно, что определены основные функциональные направления для эффективной практической деятельности при сохранении интеллектуальных возможностей кадров. Уже разграничены структурные звенья аппарата, одни из которых занимаются текущими делами, а другие будут разрабатывать стратегические направления функционирования Пограничной службы. Реализация задач станет проводиться с учётом анализа и прогнозирования реальных и вероятностных угроз на российской границе, корректировки системы подготовки кадров. 

В текущей работе будет доминировать познавательный, организационный и конструктивный элемент управленческой деятельности, другой блок отдаст предпочтение прогнозированию ситуации на российской границе, определению характера угроз безопасности в пределах пограничного пространства, разработке совместно с заинтересованными органами, проектов нормативно-правовых документов, моделированию всех аспектов пограничной деятельности с учётом политической и оперативной обстановки в регионах. 

Принципиально важным для нас является привлечение к разработке концепции охраны российской границы и оптимизации жизнедеятельности пограничников научных кадров, ветеранов пограничной службы, а также обеспечение информационно-пропагандистского сопровождения проводимых Пограничной службой мероприятий. Это понятно: общество должно знать о нашей деятельности по охране границы государства, способствовать обеспечению ее надежной защиты.

Замечу, что первый заместитель директора ФСБ - руководитель Пограничной службы генерал-полковник В.Проничев придает важное значение преемственности опыта старшего поколения защитников границы. Уже состоялись три его встречи с ветеранами, им сохранен ранее созданный при директоре ФПС институт советников из числа известных и заслуженных пограничников-ветеранов. 

Необходимо добавить еще и следующее: проводимая в Пограничной службе реорганизация управленческих структур преследует не только служебные, но и социальные цели. Предпринимаемые меры позволят пограничников приравнять в оплате труда к сотрудникам ФСБ, уйти от многолетнего "табеля о рангах", по которому, скажем, многогранная и напряженная деятельность начальника пограничной заставы упрощенно соответствовала должности командира роты. 
 

Что реально будет меняться в подходах к охране границы?

Защита интересов государства на его рубежах остается неизменной задачей для пограничников уже не одно столетие, но даже исторический экскурс показывает, что формы и методы работы на границе периодически менялись. Кстати, это уже само по себе показатель внутренней мобильности внешне неизменной системы охраны границы…

Достаточно долго мы руководствовались концепцией, сложившейся уже довольно давно. Согласимся, что в свое время охрана границы с решающей опорой на войсковую компоненту была вполне оправдана для соответствующих политических и экономических условий. Но любопытно, что уже в конце 30-х годов прошлого века в канун Великой Отечественной войны вопрос о неоправданной "перегрузке" пограничников чисто военными обязанностями ставился политическим руководством страны достаточно остро и даже становился предметом серьезных дискуссий специалистов. И, кстати, не впервые, поскольку с подобными проблемами пограничники сталкивались в Отдельном корпусе пограничной стражи еще до революции и даже еще ранее.

Так или иначе, а государство - живой организм, который постоянно развивается и не терпит застывших форм. Это касается и границы. Сегодня взят курс на движение к специальной службе как системе сформированных в ФСБ пограничных органов. В их подчинении будут, безусловно, и необходимые войсковые подразделения на контрактной основе. Работа в этом направлении рано или поздно даст государству возможность отказаться от направления на границу призывников, сократить до оптимального варианта войсковую компоненту, и, в конце концов, создать структуры охраны границы, полностью отвечающие интересам нашего общества и современных межгосударственных отношений.
 

Получается, что схема охраны границы кардинально меняется. А где останется войсковая охрана?

Прежде всего в Таджикистане и на Северном Кавказе. Более того, её надо поддерживать и укреплять контрактной основой комплектования там, где она эффективна и целесообразна. Другое дело, что с учетом ряда экономических и социальных факторов строить охрану границ государства на основе только войсковой охраны сегодня уже невозможно.

Убедительный пример того - российско-казахстанская граница. Незаконная контрабанда, миграция, наркотики - общая головная боль и российских пограничников, и наших казахстанских коллег. Для полноценного войскового обустройства общих рубежей России и Казахстана нужны миллиарды долларов. Понятно, что подобными средствами государство не располагает. Значит, в основе охраны границы здесь должны лежать другие формы работы: не менее эффективные, но менее затратные. И в том числе - оперативно-войсковые.
 

Какие приоритетные задачи сегодня решает руководство Пограничной службы ФСБ?

Первая и основная - это создание для наших сотрудников на границе условий для нормальной работы и в плане материально-технического оснащения и по вопросам социальной защищенности.

Во-вторых, необходимо реалистичней, и даже прагматичней, подойти к оценке ситуации и наших возможностей в каждом регионе. Этот подход должен быть строго дифференцированным. Нельзя, к примеру, мерить на один аршин проблемы границ в Заполярье и на Северном Кавказе.

И, что очень важно, - продолжается выработка соответствующих мер по конкретным угрозам пограничной безопасности государства в регионах. Во второй половине августа в Москве состоялось совещание руководящего состава Пограничной службы, на котором обсуждались эти проблемы. Первый заместитель директора ФСБ - руководитель Пограничной службы генера-полковник В.Проничев, в частности, отметил необходимость изменения системы охраны государственной границы, чёткого разграничения полномочий и функций в различных звеньях управления, создания современного облика границы России и обеспечения всем необходимым военнослужащих, её охраняющих.

Генерал-полковник В.Проничев особое значение придал решению Президента Российской Федерации о создании Государственной пограничной комиссии, которая призвана реализовать весь комплекс вопросов по формированию нового облика российской границы и привлечению к выполнению этой задачи возможностей министерств, ведомств, руководства регионов Российской Федерации.

Участники совещания - начальники региональных пограничных управлений ФСБ России - в своих выступлениях обменялись мнениями об обстановке на границе и угрозах безопасности на различных ее участках, а также отметили необходимость дополнительных мер по совершенствованию охраны государственной границы.

Я думаю, что совещание даст дополнительный импульс работе по обеспечению пограничной безопасности наиболее рациональными способами и методами. 

Разумеется, ни одна из наших приоритетных задач единовременно не решается, они требуют комплексного подхода и времени. Но мы верим, что пограничники правильно воспринимают и всемерно поддержат начинания по изменению облика границы, системы управления, что позволит задать тон и динамику развития нашей службы.

Беседовали спецкоры журнала генерал-майор в отставке Петр Иванчишин и Сигитас Спангелис.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]