Экономика
Обозреватель - Observer

 КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
И РАСШИРЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА



 

Владислав Цыкало,
старший научный сотрудник
Дипакадемии МИД России
Андрей Аляев,
кандидат политических наук,
Дипакадемии МИД России
Владимир Черный,
доктор физико-математических наук

 Односторонний компромисс


В связи с решением о расширении ЕС и НАТО на восток вопрос жизнеобеспечения Калининградской области Российской Федерации становится еще более значимым в повестке дня диалога Россия-ЕС. Это обусловлено следующими причинами:

Во-первых, на карту поставлена судьба Калининградского региона. После расширения ЕС и НАТО область из эксклава РФ превращается в анклав этих организаций, с которыми РФ лишь начинает развивать сотрудничество.

Во-вторых, при решении данного вопроса отрабатываются механизмы взаимодействия и модели сотрудничества России и ЕС.
 

Суть вопроса

В силу целого ряда факторов Калининградская область имеет огромный потенциал для сотрудничества с ЕС в разных сферах. И сейчас, когда закладываются основы взаимоотношений Россия-ЕС, область получает реальные возможности использовать связи с Европой для решения вопросов своего жизнеобеспечения.

В калининградском вопросе сплелись в одно целое ряд факторов и мотивов экономического, внутри- и внешнеполитического, а также исторического порядка.

Основными проблемами для России при решении вопроса являются следующие: 

Во-первых, существует своего рода "квинтэссенция" всех опасений России - это возможность сецессии Калининградского региона, то есть его выхода из состава страны. Эти опасения пока необоснованны, в частности, потому, что большинство населения области высказывается за ее сохранение в составе России. Тем не менее, время для улучшения ситуации в области упускать нельзя, особенно с учетом ряда негативных моментов. В Калининградской области есть партии, выступающие за превращение ее в независимое государство; молодое поколение калининградцев воспитано больше на поездках за границу, а не в "большую Россию". В соседних с областью государствах есть силы, хотя и не очень влиятельные, требующие "возвращения" ее в "историческое лоно". 

Что касается ЕС, то последний явно не заинтересован в появлении в Прибалтике четвертой республики со всеми ее проблемами (коррупция, безработица, плохая экология, преступность). При этом у Брюсселя, безусловно, есть понимание того, что Европа также должна участвовать в улучшении ситуации в регионе. 

Во-вторых, "камнем преткновения" для решения калининградского вопроса является проблема коммуникаций с "материком".

В-третьих, отдельный блок составляют экономические проблемы. Самая острая из них - это проблема энергообеспечения Калининграда и области. Эта тема выходит далеко за рамки региона и рассматривается на разных уровнях, включая энергодиалог РФ-ЕС; "Северное измерение"; так называемую "инициативу Проди" (представляющую собой попытку удовлетворить будущие потребности Европы в газе за счет значительного повышения экспорта из России в предстоящие 10-15 лет); "Газовую директиву ЕС" (десятилетняя программа либерализации газовой отрасли и повышения потребления газа) и политику РАО "ЕЭС" и "Газпрома" по выходу на евроэнергорынок. 

Весьма существенна, наконец, и проблема расхождений в подходах к развитию экономической инфраструктуры региона: Россия, несомненно, хотела бы создать здесь экспортно-ориентированные производства, а европейские инвесторы заинтересованы в том, чтобы продукция, произведенная в области, уходила на рынки России и СНГ (сейчас основная специализация области - это торговое посредничество). Главными инвесторами в регионе будут российский капитал крупных топливно-энергетических компаний (так, "Лукойл" и "Газпром" уже заняли в области прочные позиции) либо российский репатриированный капитал. В любом случае, необходимо обеспечить внутреннюю стабильность и условия для сотрудничества с ЕС с учетом "продвинутых" норм, стандартов, правил и процедур последнего. 

В-четвертых, с экономической конъюнктурой всегда тесно связано и состояние социальной сферы. В этом плане область мало чем отличается от остальной России, имея целый ряд серьезных социальных "язв".
 

Режим границы

По мере того, как все резче проступали контуры нового расширения ЕС, Россия наращивала усилия по поиску взаимоприемлемого решения визового вопроса при транзите в Калининград и область.

Так, Москва предложила ЕС начать работу над визовым соглашением еще в 2000 г., но тогда это предложение было встречено Брюсселем без энтузиазма. Российская дипломатия была вынуждена заговорить более жестко, апеллируя в то же время к необходимости введения демократических процедур на основе соблюдения "прав человека". 

В августе 2002 г. Президент РФ обратился с посланием к главам государств и правительств ЕС с инициативой перехода на безвизовый режим взаимных поездок граждан России и стран ЕС.

18 февраля 2003 г. на встрече В.Путина с Председателем Еврокомиссии Р.Проди было принято решение о создании рабочей группы для изучения перспектив безвизового режима. Ранее уже были запущены консультации по договору о реадмиссии между РФ и ЕС.

Следует отметить, что последовательность и настойчивость России принесла свои плоды - европейцы, вначале жестко настаивавшие на транзитных визах, постепенно эволюционировали в благоприятном для России направлении, занимая все более мягкую и компромиссную позицию.

На саммите РФ-ЕС в Брюсселе в ноябре 2002 г. произошел "прорыв". Было принято "Совместное заявление Российской Федерации и Европейского Союза о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации".

Стороны также пришли к соглашению, что в 2003 г. "в максимально сжатые сроки" независимыми консультантами по договоренности между ЕС и Литвой будет проведено технико-экономическое обоснование возможности "безвизового режима для безостановочного транзита высокоскоростным железнодорожным транспортом". Идея безвизового железнодорожного транзита между Калининградской областью и "большой Россией" не была, таким образом, "похоронена". Стороны условились работать в перспективе над переходом к установлению на взаимной основе безвизового режима для временных въездов граждан РФ на территорию государств - членов ЕС и граждан ЕС на территорию РФ.

Для решения калининградской проблемы Россия активно использовала и другие, правительственные и парламентские каналы.

Так, когда в январе 2003 г. межправительственные переговоры с Литвой о транзите не принесли результатов, Россия сразу же направила письмо главе МИД Греции, которая председательствовала тогда в ЕС, и еврокомиссару по внешним связям К.Паттену, обратив внимание названных чиновников на неконструктивную позицию Литвы.

Контакты по всем этим линиям помогли достичь определенных результатов, в частности, подготовили почву для майского 2003 г. саммита Россия-ЕС, закрепившего курс на обеспечение свободы передвижения российских граждан в будущей объединенной Европе.

Выступая 31 мая 2003 г. в Стрельне (Санкт-Петербург) перед участниками этого саммита, президент России В.Путин поставил вопрос о безвизовом режиме для россиян во избежание появления новой "шенгенской стены" и превращения ее в "берлинскую стену".

Реакция западных партнеров была сдержанной. В любом случае, на наш взгляд, российская дипломатия умело воспользовалась представившейся возможностью. Комментируя итоги саммита, министр иностранных дел России И.Иванов отметил, что стороны рассчитывают "приступить к практической расчистке визовых барьеров". Конечной целью работы в этом направлении является полная отмена виз для россиян на пространстве Шенгена, и у обеих сторон есть намерение постепенно продвигаться к ней, сказал глава российского МИД.

Визовую "расчистку" Запад, однако, обставляет для России целым рядом условий.

Так, в ходе заседания рабочей группы по парламентскому мониторингу калининградской проблематики 3 марта 2003 г. в Москве посол Финляндии в Москве Р.Нюберг заявил, что для установления безвизового режима с ЕС от России требуется для начала "создание реестра населения, совершенствование технического качества паспортов, заключение соглашений о реадмиссии, обеспечение надежного контроля всех государственных границ РФ". Только после этого можно будет начинать переговоры.

Аналогичный подход демонстрирует и литовская сторона. Глава комитета по международным отношениям сейма Литовской Республики, специальный представитель президента Литвы по калининградскому транзиту Г.Киркилас в интервью одной из ведущих российских газет заявил в июне 2003 г., что решение калининградского вопроса позволит создать модель для безвизового режима между Россией и ЕС, но первой нужно для этого "много сделать": провести паспортную реформу, укрепить южные границы, начать лучше контролировать нелегалов (здесь можно будет поискать возможности получить средства от ЕС).
 

Россия - Литва - Калининград

Официальный Вильнюс изначально пытался увязать решение вопроса о порядке транзита из/в Калининградскую область через территорию Литвы с ратификацией российскими парламентариями договора о границе между двумя странами. Для России же был бы предпочтительнее следующий вариант: Вильнюс мог бы предоставить ей в пользование коридор со специальным режимом транзита для связи через Белоруссию с Калининградской областью, а Москва в благожелательном духе рассмотрела бы вопрос о законодательно закрепленной линии границы.

Решению вопроса о жизнеобеспечении Калининградской области мешала неурегулированность территориального вопроса с Литвой (Литва получила почти треть нынешней территории после 1940 г., во время ее вхождения в состав СССР). 4 ноября 1992 г. постановлением Верховного Совета РФ российско-литовской границе был придан временный статус - до заключения соответствующего пограничного договора. 

Соглашение между Россией и ЕС от 11 ноября 2002 г. не предусматривает обязательной ратификации пограничного договора (договора между РФ и Литовской Республикой о российско-литовской государственной границе" от 24 ноября 1997 г.) как условия безвизового транзита в Калининградскую область.

11 ноября 2002 г. было обнародовано заявление саммита РФ-ЕС о транзите между Калининградской областью и остальной территорией РФ, а 30 декабря 2002 г. в Москве было подписано новое российско-литовское межправительственное соглашение, регулирующее въезд, выезд и пребывание граждан двух стран на их территориях. Документ предусматривал сохранение до 1 июня 2003 г. ранее существовавшего порядка пересечения границы калининградцами и литовцами при поездках в Калининградскую область.

5 февраля 2003 г. состоялась трехсторонняя встреча Россия-ЕС-Литва по проблеме калининградского транзита. В связи с введением Литвой 1 февраля 2003 г. скорректированных правил пограничного контроля участники встречи обсудили эту проблематику, рассмотрели механизмы выдачи упрощенных транзитных документов.

На полгода граждане РФ на поездах Калининград - Москва и Калининград - Санкт-Петербург могли следовать через территорию Литвы с любым из документов, удостоверяющим личность гражданина РФ, включая дипломатические, служебные, общегражданские заграничные и внутренние паспорта и паспорт моряка - все с обязательной отметкой о гражданстве России (пусть даже и с документом советского образца). Можно переезжать и со свидетельством на возвращение лицам, по тем или иным причинам утратившим документы за границей (новые правила и документы будут иметь силу вплоть до вступления Вильнюса в Шенген, то есть еще на протяжении нескольких лет после вступления Литвы в ЕС в мае 2004 г.). 

Поскольку в целом, однако, достигнутые на переговорах с ЕС и Литвой компромиссы представлялись приемлемыми, Россия со своей стороны также пошла навстречу ЕС и Литве. В конце мая 2003 г. Государственная Дума РФ ратифицировала Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о российско-литовской государственной границе 1997 г. 

18 июня 2003 г. Госдума ратифицировала и российско-литовское соглашение о реадмиссии. Документ был подписан в Вильнюсе 12 мая 2003 г. Стороны рассматривают заключение этого соглашения как один из действенных инструментов борьбы с незаконной миграцией. 

По договоренностям с ЕС и Литвой с 1 июля 2003 г. введен особый проездной документ, названный "упрощенный транзитный документ". 

Калининградский "узел" не развязан Россией и Литвой до конца. Особенно важное военно-стратегическое значение в условиях расширения НАТО приобретает вопрос о транзите военных грузов в Калининград. Речь идет, по сути дела, о поддержании бесперебойного материально-технического обеспечения группировки российских войск и флота, дислоцированной в области. "Мы сделали первые шаги - подписали договор с Литвой о реадмиссии. Это нужно сделать и с другими государствами, с которыми мы этих проблем еще не решили, - сказал президент России В.Путин, выступая перед студентами Калининградского университета в конце июня 2003 г. - Но нас ожидает еще много разочарований и сложностей".
 

Военно-политическая проблематика

Сегодня Балтика - это, пожалуй, наиболее стабильный с точки зрения безопасности регион Европы, и вопрос о какой-либо конфронтации здесь практически снят. В то же время нельзя не видеть, что, хотя в странах Балтийского региона ведется речь о том, чтобы не искать противника, а объединить усилия для решения общих проблем, в первую очередь экологических и спасения на море, интересы партнеров складываются с учетом их защищенности силовыми структурами на море, а за разговорами о разумном балансе флотов скрывается наращивание военно-морских сил наших соседей.

Военно-стратегическое значение Калининградской области как форпоста России сохраняется, а после расширения НАТО возрастет еще больше. Открыто обсуждаемые в правительстве и конгрессе США планы размещения авиации США в Польше, а также возможная передислокация в эту страну из Германии американских пехотных и бронетанковых сил заставят Россию принять адекватные ответные меры. 

С учетом ситуации, в которой находится Россия в настоящее время, представляется оптимальным сценарий, при котором область, превращаясь в "ворота в Европу", сохраняет в регионе военную группировку - тем более, что мировая практика дает такие примеры. Так, англичане имеют в Гибралтаре не только военно-морскую и авиационную базу, но и развитую военно-экономическую структуру. 

Реализации этих планов могло бы содействовать принятие Федерального конституционного закона "О Калининградской области", в котором были бы прописаны все аспекты жизнедеятельности области при безусловном управлении ею представителем Федерального центра.

Примеров таких законодательных актов также немало - они приняты в отношении Пуэрто-Рико и Гавайев (США), Гибралтара и Фолклендов (Великобритания), о-ва Кергелен и Французской Гайаны (Франция), г.Сеута (Испания).

Балтфлоту военно-политическое руководство России уделяет приоритетное внимание. На сегодняшний день - это самый боеспособный флот страны, о чем свидетельствует и проведенный 28 июня 2003 г. завершающий этап двусторонних тактических учений сил Балтийского флота совместно с отрядом боевых кораблей Северного флота.

С учетом анклавного положения области отметим, что первостепенное значение приобретают ее контакты по военной линии с непосредственными соседями - Польшей и Литвой. Что касается Польши, то в целом здесь уже создан хороший задел. Продолжаются контакты военных на разных уровнях (от встреч командующих до проведения сов- местных учений частей и подразделений), стороны регулярно обмениваются планами сотрудничества, продолжает развиваться военно-техническое сотрудничество.

На литовском направлении, однако, предстоит еще сделать многое - здесь все зависит от позиции Вильнюса. В преддверии вступления в НАТО ряд высказываний литовских руководителей не могут не вызвать озабоченности России.

Так, в середине июня 2003 г. литовский министр обороны Л.Линкявичус встрече с главой Объединенного комитета начальников штабов НАТО генералом армии США Р.Майерсом сделал заявление о том, что Вильнюс не против предоставить свою территорию для развертывания сил НАТО. В качестве базы был назван бывший советский военный аэродром в Шауляе, на котором сейчас дислоцируется 1-я база ВВС Литвы.

В ходе визита в Россию в конце июня 2003 г. Л.Линкявичус был более сдержан. Литовский министр обороны края 27 июня 2003 г. в Москве отметил, что вступление Литвы в НАТО и ЕС не направлено против России. Министр согласился, что Москве и Вильнюсу необходимо как можно скорее приступить к подготовке широкомасштабного соглашения о военном и военно-техническом сотрудничестве.

Имея в виду содержащийся в Основополагающем акте Россия-НАТО запрет на крупные временные развертывания сил НАТО на территориях новых членов альянса, литовский министр указал, что "после вступления Литвы в НАТО мы примем к исполнению все документы, подписанные и ратифицированные в рамках альянса, в том числе касающиеся вопроса размещения на территории вновь присоединившихся к блоку государств больших воинских формирований".

В настоящее время конституция Литвы не позволяет дислоцировать на национальной территории военные базы других государств, и последнее слово здесь - за литовским сеймом. МИД РФ уже потребовал от НАТО гарантий, что в Прибалтике не будет военных баз альянса, а также подписания ДОВСЕ до вступления в силу решения о расширении НАТО в начале 2004 г.

По утверждению специального советника генерального секретаря НАТО по вопросам Центральной и Восточной Европы К.Донелли, сейчас НАТО не видит причин для размещения войск в странах Балтии. "Тем не менее дать абсолютную гарантию, что НАТО никогда этого не сделает, невозможно", - отметил К.Донелли.

В связи с расширением ЕС и НАТО вопросы жизнеобеспечения Калининградской области РФ приобрели особое значение. Интеграция в Европе будет оказывать все большее влияние на ситуацию в области, требуя от России адекватных ответов.

До недавнего времени калининградский вопрос заметно осложнял диалог России с ЕС. В течение двух-трех последних лет Россия начала активно, последовательно и твердо на всех уровнях отстаивать свои позиции. Под влиянием Москвы ЕС изменил свою позицию, что заставило Польшу и Литву пойти навстречу России. 

В результате решений ноябрьского 2002 г. саммита Россия-ЕС, а также последующих переговоров с Литвой удалось в основном решить на компромиссной основе ключевую для России проблему - проблему транзита российских грузов и пассажиров через литовскую территорию. В данном для России вопросе, таким образом, удалось достичь прогресса: ЕС и Литва, сначала жестко настаивавшие на введении виз, пошли на уступки.

Со своей стороны Россия также пошла на определенные уступки, подписав и ратифицировав с Литвой соглашения о российско-литовской государственной границе, реадмиссии и разделе континентального шельфа. Хотя российской стороне и не удалось добиться безвизового режима, в результате переговоров был получен удовлетворительный практический результат и сделан хороший задел на будущее - получено согласие ЕС разрабатывать безвизовую проблематику, создана первая модель, прообраз такого режима.

Таким образом, и тактика, и стратегия российской дипломатии оправдали себя: тактически удалось разрядить временную напряженность в отношениях с ЕС, а стратегически достигнутые решения нацеливают на дальнейшую интеграцию с европейским сообществом как одну из генеральных целей внешней политики России. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]