Наука, культура, медицина
Обозреватель - Observer

 ДУХОВНЫЙ ЦЕНТР УРАЛА
ИЛИ О ЗАГАДКАХ ВЕРХОТУРЬЯ


Геннадий Бурдов

Многочисленным гостям Верхотурья бросаются в глаза его главные красоты: позолоченные маковки Свято-Троицкого собора, узорный фасад Симеоно-Анненской надвратной церкви, Верхотурский Кремль, громада Крестовоздвиженского собора, белоснежные колонны и зеленый купол Преображенского храма Свято-Николаевского мужского монастыря и, конечно же, великолепные виды города. В ясную и солнечную погоду позолоченные купола буквально горят золотым свечением, создавая ощущение безграничного солнечного царства. А вокруг, на сколько хватает глаз, предстают белые крыши одноэтажных домов, спокойная гладь Туры, зеленые полоски прибрежных берегов и голубая дымка далекого горизонта. Каким-то умиротворенным спокойствием веет от этих видов. Кажется, нет более благостного и живописного уголка на Урале, чем Верхотуры. 

Постановлением правительства Свердловской области здесь создан государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Везде и всюду мы читаем и слышим: "возрождение Верхотурья", "духовный центр Урала" и т. д. и т. п.

Но мы не гости, а жители Верхотурья и знаем город, уезд не с парадной стороны, а изнутри. Так каковы итоги 1991-2001 гг. За прошедшие полтора года коренных изменений не произошло.

Из анализа социально-экономического состояния за 1991-2001 гг. видно следующее:

- Вывозка древесины (главный показатель промышленного потенциала уезда) за 10 лет сократилась в 5 с лишним раз, производство мяса и надои молока упали в 4 раза, численность рабочих сократилась более чем в 3 раза, задолженность по заработанной плате превысила 8 млн. руб., число безработных составляет около 300 чел. Среднемесячная заработная плата верхотурцев колеблется в районе 1000 руб. И это в то время, когда по стране среднемесячная заработная плата составляет 4330 руб. Следовательно, верхотурцы получают меньше чем в среднем по стране в 4 с лишним раза.

- Последствия экономического и социального обвала отразились и на нравственном здоровье верхотурцев. За 10 лет в уезде криминогенная ситуация ухудшилась, хотя число жителей сократилось. Возросло общее количество преступлений; количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения; несовершеннолетними; почти вдвое увеличилось число суицидов и т. д. и т. п.

Словом, показатели как социально-экономической ситуации уезда, так и морального здоровья верхотурцев подводят нас к вполне обоснованному вопросу: о каком возрождении идет речь, если объективные показатели говорят о падении?

Поиски ответа на заданный вопрос привели меня к встрече с наместником Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря отцом Филиппом. В беседе с ним для меня открылся другой смысл слов "возрождение" и "духовный центр Урала".

Разговор зашел о строительстве культовых сооружений. Их размах и темпы ошеломляют. В селе Меркушино возводится громадный храм архангела Михаила. В селе Костилево строится подворье Ново-Тихвинского женского монастыря. Будущее подворье включает храм в честь блаженного Косьмы Верхотурского, обитель для монахинь, банно-прачечный корпус, складские помещения и т. д. Сметная стоимость восстановительных, реставрационных и отделочных работ культовых сооружений только в Верхотурье перевалила за 100 млн. руб.

Церковь готовит кадры в Верхотурье. Вот уже второй год здесь функционирует духовное училище, в котором сейчас учатся 27 воспитанников. В этом году оно сделало свой первый выпуск.

Расширяется и география религиозного влияния: в исправительно-трудовой колонии № 1157 основана своя община и создан храм Воскресения Христа; при Свято-Николаевском мужском монастыре открыт православный музей, который уже 7-ой год принимает посетителей; мужской монастырь выпускает свою газету "Монастырский вестник"; в селе Меркушино в местной общеобразовательной школе введен факультатив "Основы православия".

Такие масштабы строительства культовых сооружений, как и заметное оживление религиозной жизни не могли не сказаться на увеличении притока туристов и паломников в Верхотурье. По словам директора историко-архитектурного музея-заповедника А.В.Борисова, в 2001 г. число экскурсантов, посетивших Верхотурье, составило 12080 чел., а в 2002 г. - 21700 туристов.

Вот когда мне открылся истинный смысл слов "возрождение Верхотурья". Не мирская жизнь верхотурцев, не нравственное возрождение ее жителей понимаются под этими словами, а бурное строительство культовых сооружений, широкое распространение религиозных взглядов и ценностей, И когда мы слышим или читаем о возрождении духовности, то это надо понимать как ренессанс религиозных убеждений, а восторженные отзывы никакого отношения к светской жизни верхотурцев не имеют.

Вдумаемся в ситуацию. Светское бытие верхотурцев пришло в упадок, все говорит о материальном и духовном обнищании, а религиозная жизнь бурно и неуклонно возрождается!! Нормально ли эта диспропорция? Как воспринимать этот парадокс? Какие скрытые пружины таятся в этом перекосе?

Но, прежде всего установим источник финансового потока. Власть, в данном случае в лице губернатора Свердловской области Э.Росселя, всячески поддерживает церковь.

Это прослеживается на возведении Храма-на-крови в Екатеринбурге, который строится под патронажем Э.Росселя, это видно на губернаторской программе возрождения Верхотурья, это видно и на спонсорах, которые как по мановению волшебной палочки появляются у церкви.

Возрождение церкви без всесторонней помощи государства было бы невозможно.

Какую же выгоду имеет государство от возрождения церкви: финансовую, духовную?

По мнению отца Филиппа: "Финансовую вряд ли. Скорее всего духовную. Ведь мы не промышленное предприятие, и доход наш невелик. Выгода, скорее всего идеологическая, духовная. В марте этого года к нам в Верхотурье приезжал полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе П.М.Латышев. В беседе со мной он сформулировал одну из задач государственной политики по отношению к церкви (не текстуально, а смысл): "Страну захлестнул вал преступности. И чтобы обуздать эту бандитскую вольницу, государство пытается привлечь церковь к борьбе с криминалом".

Вот где и в чем кроется загадка всемерной помощи государства церкви. Правительство не справляется с валом преступности, проникновением криминала во все поры общества. Именно поэтому власть обращается за помощью к церкви, именно поэтому всячески помогает возрождению религии.

Но опора на церковь в борьбе с криминалом не единственная и даже не главная цель нынешнего руководства страны. Вместе с развалом СССР, запретом КПСС были развенчаны марксистские взгляды. Для новой власти нужна была новая идеология, способная заполнить образовавшийся вакуум, И такой национальной идеологией стало православие.

Б. Ельцин первым подал пример в этом направлении. Вспомним его посещения храмов, неумелое держание свечей, какое-то растерянное и смятое выражение лица, когда на него направляли телекамеры. Но, так или иначе, первый шаг был сделан. Его клевреты стали трубить о новой национальной идеологии. Началось бурное строительство религиозных сооружений, их восстановление и реставрация.

Верхотурье не исключение. Новая государственная политика в области идеологии получает здесь свое непосредственное воплощение. Какие же цели преследует власть, столь активно возрождая религию? Об одной из них мы уже сказали. Но подчеркнем, что борьба с криминалом с помощью церкви - это не единственная и далеко не главная задача.

Как известно, влияние религии на сознание человека и развитие общества носит противоречивый характер. Первую составляющую служители Бога пытаются всячески усилить, а вторую скрыть, сгладить.

Нельзя считать, что религиозная мораль является прерогативой только церкви.

Она содержит общечеловеческие ценности. Например, десять заповедей верующих "не убий", "не укради", "возлюби ближнего своего" и т. д. - все это суть общечеловеческие критерии, именно эта составляющая и является наиболее привлекательной для людей. Именно эти качества церковь пытается всячески усилить в обрядах, молитвах, в украшении церквей и храмов и т. д. Но и в этой морали есть, безусловно, слабые стороны. Например, религиозный экстремизм, призывы к смирению и покорности ("на все воля божья"), постулат о том, что главное счастье людей не здесь на грешной земле, а в раю. В зависимости от целей, конкретных ситуаций власти манипулируют сознанием людей, добиваясь своих целей. 

Когда марксисты критикуют капитализм, то они указывают на самое слабое и уязвимое его звено - классовое расслоение общества. Анализ нынешней России полностью подтверждает правоту марксизма. 

"Как утверждает статистика, у нас 3-5% населения имеют баснословные дохода, 15-20% живут сравнительно благополучно. Остальные 75% живут в нищете". 

Раньше (в советские времена) разница в зарплате между бедными и богатыми составляла 5,3 раза. В период демократических реформ она стала нарастать: в 1992 г. этот разрыв составлял 14,2; в 1993 - 18,6; 1994 - 37 и в 1995 - 39,1 раза1.

Изменились ли эти данные "в настоящее время? Да, изменились, но тенденция к расслоению общества еще более усилилась.

В настоящее время в Москве крутится 80% всех русских капиталов. Это значит, что обозначилась разница в доходах не только между физическими лицами, но и между регионами.

В стране четверть населения (37 млн. чел.) живет ниже черты бедности. Об этом говорил В.Путин в своем Послании Федеральному собранию. Какая гигантская экономическая и социальная пропасть разделяет людей?! А партия "Единая Россия" призывает к консолидации общества?! Как можно объединить М.Ходорковского, имеющего 8,1 млрд. долл. в год, с нищей пенсионеркой?! В этих условиях призывы к консолидации общества выглядят по меньшей мере популизмом и утопией.

Вот эту пропасть между бедными и богатыми, о которой неустанно повторяют коммунисты, пытаются скрыть нынешние власти. И помогает им в этом религия, ибо именно она исключает научный анализ процессов, происходящих в обществе, именно она зовет людей к покорности и смирению, к счастью в загробной жизни. Вот где со всей отчетливостью проявляется главная стратегическая задача государственной политики в области идеологии. Вытесняя марксистское мировоззрение и заменяя его на религиозное, правительство маскирует истинные причины нищеты и бесправия, отвлекает народ от классовой борьбы и в конечном итоге направляет протестное движение народа в безопасное для себя русло.

В истории Руси были периоды, когда правители использовали религию как орудие подавления и угнетения народа. В этом смысле наши демократы не пионеры.

Вспомним татаро-монгольское нашествие. Покорив Русь, завоеватели разорили города, сожгли жилища и нивы, многих увели в плен, а вот церкви, храмы и монастыри не тронули. Почему? Потому что они прекрасно понимали, что церковь своими призывами к смирению и покорности помогает им.

Лев Толстой рассматривал религию как часть государственной машины царской России, которая помогала держать народ в повиновении. Нынешние правители пытаются использовать церковь точно в таких же целях.

На культуру в уезде расходуется в год 3 млн. 850 тыс. руб. или 4,9% от всего бюджета муниципального образования. Напомним, что только на восстановление, реставрацию и отделку культовых сооружений в Верхотурье затрачено более 100 млн. руб.! Это 25 годовых бюджетов отдела культуры?! По признанию министра культуры РФ Швыдкого, на культуру в провинции на одного человека в год расходуется 8 коп.?! Вот факт "внимания" властей к духовности граждан.

На религию средства находятся, а на мирские дела у власти денег нет. Показательный пример. На сооружение достойного памятника защитникам Родины в Верхотурье денег не нашлось. Памятник вынесли за стены Кремля, спрятали его в густых зарослях деревьев и кустарников, в желто-песочной глыбе вырезали едва различимый барельеф павшего воина. Худшего памятника погибшим воинам трудно найти!

А возрождается ли светская жизнь верхотурцев? Объективности ради, следует признать, что возрождается, но в ничтожных долях.

Основное было сделано по губернаторской программе возрождения Верхотурья, когда город праздновал свое 400-летие.

Были построены школа, гостиница, автовокзал, дом-интернат для престарелых, было введено 20 тыс. кв. м жилья, построено 24 км дорог с асфальтовым покрытием, было проведено архитектурное благоустройство города. Но после юбилейных торжеств строительный бум закончился.

Музей-заповедник располагает ничтожной материальной базой для работы. Директор Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника А.В.Борисов только мечтает о насыщении Верхотурья историческими памятниками: построить башню на территории Кремля, пороховой погреб, возвести бабиновский знак, и т. д. Но от его замыслов до их реализации дистанция огромного размера. Его проекты еще нужно защитить на научно-методическом совете в области, под эти проекты найти деньги, найти исполнителей и материалы, потом построить и т.д. и т.п. На все и про все уйдут годы. А пока экскурсоводы музея-заповедника водят туристов по соборам и церквям, разъясняют основы православия, так сказать, приобщают гостей к религии.

Но есть еще одна причина духовного застоя верхотурцев. Доходы от экскурсий и гостей уходят в основном в Екатеринбург, поскольку большая часть туристов организуется из областного центра, а следовательно, именно Екатеринбург и получает львиную долю доходов. А между тем само Верхотурье влачит жалкое существование.

Вот теперь можно предельно четко раскрыть истинный смысл слов "возрождение Верхотурья" и "духовный центр Урала".

Под "возрождением Верхотурья" надо понимать строительный бум религиозных сооружений, ренессанс религиозных взглядов и ценностей. А в мирской жизни верхотурцев все происходит как раз наоборот: обнищание и духовное оскудение.

Под "духовным центром Урала" надо понимать центр православия, некую Мекку для верующих.

А если говорить об идеологической направленности возрождения, то ее вектор носит антинародный характер, ибо идеологический заряд восстановительных процессов призван заменить марксистское мировоззрение на православие; скрыть классовое расслоение общества и привести народ к покорности и смирению.

Вот истинная цель государственной политики по отношению к религии вообще и возрождению Верхотурья, в частности. 

Примечания

1  Литвинов С. Принц и нищие // Смена. 1986. № 1.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]