Статьи
Обозреватель - Observer

ПОДХОД США К СДЕРЖИВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


В.Захаров,
генерал-майор
А.Гнидо,
подполковник

         “Стратегия национальной безопасности” США официально закрепила положение о необходимости защиты экстерриториальных “национальных интересов” страны, сфера которых сейчас охватывает практически весь земной шар и даже космическое пространство1.
         Следует отметить, что важным моментом, нашедшим свое конкретное отражение в американских доктринах и концепциях, является утверждение о необходимости обеспечения собственной военной безопасности путем “поддержания и способствования развитию демократии во всем мире”. Считается, что в условиях “грядущей всемирной победы демократии” (то есть при установлении “мира по-американски” во всем мире) опасность возникновения войны, особенно в глобальном масштабе, будет гораздо меньше, чем в случае существования комбинации различных форм государственного устройства в мире.
         В американских документах под путями обеспечения военной безопасности понимается наука и искусство создания и использования политической, экономической и психологической мощи нации совместно с ее вооруженными силами для установления желаемого уровня и вида контроля над противной стороной в интересах достижения целей государственного развития. 
         В обеспечении военной безопасности вооруженным силам США отводится задача силового сдерживания для реализации стратегии устрашения вероятного противника, что, по мнению руководства ВС США, на фоне имеющегося военно-стратегического превосходства позволяет Соединенным Штатам обеспечить сдерживание противников во всех критически важных регионах. 
         С окончанием “холодной войны”, распадом Советского Союза и изменениями в стратегическом окружении начала происходить так же и трансформация американской стратегии сдерживания – от биполярного противостояния “холодной войны” в необходимость предотвращения военной угрозы со стороны широкого круга потенциальных врагов, варьирующихся от различных скоординированных транснациональных террористических групп и “государств-изгоев” до государств – равных соперников2–4.
         В январе 2002 г. МО США представило в Конгресс “Обзор состояния ядерных сил”, в котором отражены результаты пересмотра военной политики по наиболее приоритетным и важным вопросам – действующей ядерной стратегии, состоянию стратегических ядерных сил и оперативных планов их использования в соответствии с курсом Военно-политического руководства (ВПР) США, направленным на фундаментальное реформирование всей военной организации страны, на трансформацию ВС в эффективные структуры и боевые силы для малопрогнозируемых геополитических и военно-стратегических условий XXI в.3,5.
         Кроме того, в новой военной стратегии, утвержденной в мае 2004 г., ядерные силы рассматриваются лишь как компонент, дополняющий обычные силы в реализации стратегической концепции сдерживания противника, в том числе обладающего ядерным оружием.
         Новая ядерная стратегия предполагает, что, исходя из особенностей новых угроз, иными могут быть и средства сдерживания или военного противоборства в случае, если политика ядерного сдерживания не сработает. Официально декларируется, что при всей своей мощи ядерное оружие (ЯО) уже не может в полной мере обеспечить сдерживание и военную безопасность. Так, способность к ядерному сдерживанию сильного противника не гарантирует от поражения в конфликте со слабым противником. На практике это означает определенный пересмотр роли ядерных вооружений в качестве оружия сдерживания. 
         В современных условиях эксперты считают, что США, опираясь на свое экономическое и военное могущество, способны снизить акцент с опоры только на “ядерное устрашение” и возложить решение существующих и перспективных задач на весь военный потенциал страны в рамках реализации теории “всеобъемлющего сдерживания”. В этой связи предлагается существенно видоизменить структуру бывшей стратегической триады до новой триады стратегических сил (рис. 1), включив в ее состав обычные ударные средства, единую глобальную систему ПРО – ПВО и гибкую инфраструктуру, обеспечивающую быстрое наращивание возможностей оперативно развернутых ядерных сил. Кроме того, в дополнение к ЯО, в качестве оружия сдерживания рассматриваются и высокоточные обычные средства поражения (ОСП), сопоставимые по эффективности с нестратегическим ЯО сверхмалой и даже малой мощности1,4

         Эффективное использование новой триады стратегических сил, сочетающей наступательные и оборонительные возможности, будет опираться на современную систему боевого управления, информационно-разведывательное обеспечение и адаптивное планирование использования ее группировок сил. Такое сочетание сил и средств, по американским оценкам, позволит более гибко и оперативно противодействовать широкому спектру неопределенных угроз в XXI в. и обеспечит гораздо большую возможность в разрешении возможных конфликтов и кризисов.
         Тем не менее, возобновление в США (с октября 2003 г.) исследований по созданию проникающих ядерных боеприпасов (ЯБП) сверхмалой и малой (менее 5 кт) мощности свидетельствует о том, что Соединенные Штаты стремятся к расширению функций ядерного оружия, вернув ему роль реального средства ведения войны. Концепция применения ЯО малой мощности для поражения заглубленных объектов с минимизацией радиоактивного заражения местности хорошо вписывается в современные доктринальные взгляды американского военно-политического руководства, ориентирующиеся на упреждающее применение средств вооруженной борьбы, в том числе ядерных, против любого государства, в отношении которого у США возникает уверенность (или даже подозрение) в применении ОМП против США или их союзников.
         Вопрос о пополнении ядерного арсенала США такими новыми ЯБП еще окончательно не решен, но шаги в этом направлении в Конгрессе США уже предприняты. Так, при обсуждении военного бюджета на 2004 финансовый год был снят установленный в 1994г. Конгрессом запрет на проведение исследований ЯО малой мощности – отменена часть т.н. поправки Спратта-Фюрса (часть поправки, предусматривающая запрет на проведение конструкторских разработок такого ЯО пока сохранена). Это открыло возможность для проведения исследований по проникающему ЯБП малой мощности. Пока речь идет о выделении скромных сумм (порядка 10–20 млн. долл. в год), и вопрос о целесообразности создания таких ЯБП окончательно не решен, но факт пересмотра Конгрессом действовавшей в течение десяти лет поправки показателен.
         В дополнение к этому, в настоящее время министерство энергетики США принимает меры к воссозданию сокращенных в начале 90-х годов конструкторских коллективов в национальных ядерных лабораториях.
         В соответствии с новыми стратегическими установками США предусматривают внезапное и упреждающее применение военной силы, в том числе и ЯО.
         Следует отметить, что отдается предпочтение внезапному и упреждающему применению, прежде всего, неядерных ударных сил для ограничения сопутствующего ущерба и сдерживания эскалации конфликта. ЯО предполагается применять против целей, способных противостоять неядерным средствам либо в ответ на применение противником оружия массового поражения (ОМП).
         Количественный состав ядерных сил (как стратегических, так и нестратегических) считается необходимым поддерживать на уровне, достаточном для противостояния любому государству. 
         Конечная цель этого процесса, как нам представляется, – сделать ядерное оружие США реально применимым в условиях, которые ВПР США для этого сочтет приемлемыми.
 
 

Примечание

         1 Корсаков Г.Б. Политика США в области неядерных высокоточных вооружений // США – Канада (экономика – политика – культура). 2003. № 8.
         2 Волфстал Дж. Ядерная политика США и будущее контроля над вооружениями // Ядерный контроль. 2003. № 1.
         3 Иванов И. Новая ядерная стратегия США // Зарубежное военное обозрение. 2002. № 2.
         4 Краснов А. Эволюция стратегии “ядерного сдерживания” США // Зарубежное военное обозрение. 2002. № 11.
         5 Медведев В.И., Сосновский М.Е. Подход США к вопросу о темпах сокращения стратегического наступательного потенциала. М.: ИСС Минатома, 2003.
 

 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]