ПОДХОД США К СДЕРЖИВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В.Захаров,
генерал-майор
А.Гнидо,
подполковник
“Стратегия национальной
безопасности” США официально закрепила положение о необходимости защиты
экстерриториальных “национальных интересов” страны, сфера которых сейчас
охватывает практически весь земной шар и даже космическое пространство1.
Следует отметить,
что важным моментом, нашедшим свое конкретное отражение в американских
доктринах и концепциях, является утверждение о необходимости обеспечения
собственной военной безопасности путем “поддержания и способствования развитию
демократии во всем мире”. Считается, что в условиях “грядущей всемирной
победы демократии” (то есть при установлении “мира по-американски” во всем
мире) опасность возникновения войны, особенно в глобальном масштабе, будет
гораздо меньше, чем в случае существования комбинации различных форм государственного
устройства в мире.
В американских документах
под путями обеспечения военной безопасности понимается наука и искусство
создания и использования политической, экономической и психологической
мощи нации совместно с ее вооруженными силами для установления желаемого
уровня и вида контроля над противной стороной в интересах достижения целей
государственного развития.
В обеспечении военной
безопасности вооруженным силам США отводится задача силового сдерживания
для реализации стратегии устрашения вероятного противника, что, по мнению
руководства ВС США, на фоне имеющегося военно-стратегического превосходства
позволяет Соединенным Штатам обеспечить сдерживание противников во всех
критически важных регионах.
С окончанием “холодной
войны”, распадом Советского Союза и изменениями в стратегическом окружении
начала происходить так же и трансформация американской стратегии сдерживания
– от биполярного противостояния “холодной войны” в необходимость предотвращения
военной угрозы со стороны широкого круга потенциальных врагов, варьирующихся
от различных скоординированных транснациональных террористических групп
и “государств-изгоев” до государств – равных соперников2–4.
В январе 2002 г. МО
США представило в Конгресс “Обзор состояния ядерных сил”, в котором отражены
результаты пересмотра военной политики по наиболее приоритетным и важным
вопросам – действующей ядерной стратегии, состоянию стратегических ядерных
сил и оперативных планов их использования в соответствии с курсом Военно-политического
руководства (ВПР) США, направленным на фундаментальное реформирование всей
военной организации страны, на трансформацию ВС в эффективные структуры
и боевые силы для малопрогнозируемых геополитических и военно-стратегических
условий XXI в.3,5.
Кроме того, в новой
военной стратегии, утвержденной в мае 2004 г., ядерные силы рассматриваются
лишь как компонент, дополняющий обычные силы в реализации стратегической
концепции сдерживания противника, в том числе обладающего ядерным оружием.
Новая ядерная стратегия
предполагает, что, исходя из особенностей новых угроз, иными могут быть
и средства сдерживания или военного противоборства в случае, если политика
ядерного сдерживания не сработает. Официально декларируется, что при всей
своей мощи ядерное оружие (ЯО) уже не может в полной мере обеспечить сдерживание
и военную безопасность. Так, способность к ядерному сдерживанию сильного
противника не гарантирует от поражения в конфликте со слабым противником.
На практике это означает определенный пересмотр роли ядерных вооружений
в качестве оружия сдерживания.
В современных условиях
эксперты считают, что США, опираясь на свое экономическое и военное могущество,
способны снизить акцент с опоры только на “ядерное устрашение” и возложить
решение существующих и перспективных задач на весь военный потенциал страны
в рамках реализации теории “всеобъемлющего сдерживания”. В этой связи предлагается
существенно видоизменить структуру бывшей стратегической триады до новой
триады стратегических сил (рис. 1), включив в ее состав обычные ударные
средства, единую глобальную систему ПРО – ПВО и гибкую инфраструктуру,
обеспечивающую быстрое наращивание возможностей оперативно развернутых
ядерных сил. Кроме того, в дополнение к ЯО, в качестве оружия сдерживания
рассматриваются и высокоточные обычные средства поражения (ОСП), сопоставимые
по эффективности с нестратегическим ЯО сверхмалой и даже малой мощности1,4.
Эффективное использование
новой триады стратегических сил, сочетающей наступательные и оборонительные
возможности, будет опираться на современную систему боевого управления,
информационно-разведывательное обеспечение и адаптивное планирование использования
ее группировок сил. Такое сочетание сил и средств, по американским оценкам,
позволит более гибко и оперативно противодействовать широкому спектру неопределенных
угроз в XXI в. и обеспечит гораздо большую возможность в разрешении возможных
конфликтов и кризисов.
Тем не менее, возобновление
в США (с октября 2003 г.) исследований по созданию проникающих ядерных
боеприпасов (ЯБП) сверхмалой и малой (менее 5 кт) мощности свидетельствует
о том, что Соединенные Штаты стремятся к расширению функций ядерного оружия,
вернув ему роль реального средства ведения войны. Концепция применения
ЯО малой мощности для поражения заглубленных объектов с минимизацией радиоактивного
заражения местности хорошо вписывается в современные доктринальные взгляды
американского военно-политического руководства, ориентирующиеся на упреждающее
применение средств вооруженной борьбы, в том числе ядерных, против любого
государства, в отношении которого у США возникает уверенность (или даже
подозрение) в применении ОМП против США или их союзников.
Вопрос о пополнении
ядерного арсенала США такими новыми ЯБП еще окончательно не решен, но шаги
в этом направлении в Конгрессе США уже предприняты. Так, при обсуждении
военного бюджета на 2004 финансовый год был снят установленный в 1994г.
Конгрессом запрет на проведение исследований ЯО малой мощности – отменена
часть т.н. поправки Спратта-Фюрса (часть поправки, предусматривающая запрет
на проведение конструкторских разработок такого ЯО пока сохранена). Это
открыло возможность для проведения исследований по проникающему ЯБП малой
мощности. Пока речь идет о выделении скромных сумм (порядка 10–20 млн.
долл. в год), и вопрос о целесообразности создания таких ЯБП окончательно
не решен, но факт пересмотра Конгрессом действовавшей в течение десяти
лет поправки показателен.
В дополнение к этому,
в настоящее время министерство энергетики США принимает меры к воссозданию
сокращенных в начале 90-х годов конструкторских коллективов в национальных
ядерных лабораториях.
В соответствии с новыми
стратегическими установками США предусматривают внезапное и упреждающее
применение военной силы, в том числе и ЯО.
Следует отметить,
что отдается предпочтение внезапному и упреждающему применению, прежде
всего, неядерных ударных сил для ограничения сопутствующего ущерба и сдерживания
эскалации конфликта. ЯО предполагается применять против целей, способных
противостоять неядерным средствам либо в ответ на применение противником
оружия массового поражения (ОМП).
Количественный состав
ядерных сил (как стратегических, так и нестратегических) считается необходимым
поддерживать на уровне, достаточном для противостояния любому государству.
Конечная цель этого
процесса, как нам представляется, – сделать ядерное оружие США реально
применимым в условиях, которые ВПР США для этого сочтет приемлемыми.
Примечание
1 Корсаков
Г.Б. Политика США в области неядерных высокоточных вооружений // США –
Канада (экономика – политика – культура). 2003. № 8.
2 Волфстал
Дж. Ядерная политика США и будущее контроля над вооружениями // Ядерный
контроль. 2003. № 1.
3 Иванов
И. Новая ядерная стратегия США // Зарубежное военное обозрение. 2002. №
2.
4 Краснов
А. Эволюция стратегии “ядерного сдерживания” США // Зарубежное военное
обозрение. 2002. № 11.
5 Медведев
В.И., Сосновский М.Е. Подход США к вопросу о темпах сокращения стратегического
наступательного потенциала. М.: ИСС Минатома, 2003.
|